В современных условиях динамичного и противоречивого развития на мировой арене большое значение для укрепления международных позиций нашей страны играет использование инструментов «мягкой силы». В формировании положительного имиджа России, создании притягательного образа для мировой общественности важную роль могут играть достижения российской высшей школы и науки, которые уже почти три столетия пользуются значительным уважением в мировом академическом сообществе. В Послании Президента В.В.Путина Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года было вновь подчеркнуто, что наука в современном мире имеет абсолютно ключевое значение и намечены конкретные шаги по развитию высшей школы и науки1. Указ Президента России В.В.Путина №812 от 25 декабря 2020 года «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий»2 и проводимая работа по его реализации создают благоприятную основу для продвижения достижений российской высшей школы и науки на международной арене. Свой вклад в решение этих задач вносит и Санкт-Петербургский государственный университет.

Основные цели и формы международной деятельности СПбГУ

СПбГУ был основан в 1724 году указом императора Петра I. Его современный статус регулируется законом от 10 ноября 2009 года №259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», который определяет эти два университета как уникальные научные образовательные комплексы и старейшие высшие учебные заведения страны, имеющие огромное значение для развития российского общества3. В рамках предоставленных полномочий СПбГУ ведет широкую международную деятельность, направленную не только на повышение эффективности и качества учебной и научной работы, но и на формирование взаимодействия с зарубежными университетами и научными учреждениями. При этом СПбГУ опирается в первую очередь на лучшие традиции российской высшей школы и науки, но одновременно стремится использовать опыт ведущих зарубежных университетов.

Главной целью международной деятельности является укрепление позиций СПбГУ в качестве учебно-научного центра высшего мирового уровня и создание столь широкой и эффективной системы международных связей, которые позволили бы СПбГУ стать влиятельным фактором, чья позиция учитывалась бы другими высшими учебными заведениями при определении основных направлений и тенденций развития международного образовательного пространства.

Именно в этом качестве международная деятельность СПбГУ превращается в составной элемент «мягкой силы» Российской Федерации. Академические связи могут сыграть важную роль как в укреплении отношений России с дружественными государствами, так и способствовать смягчению напряженности со странами, находящимися в состоянии конфронтации с Россией. При этом в полной мере учитывается новая обстановка, возникшая ввиду пандемии коронавируса и изменений в экономике, что дало мощный толчок развитию информационных технологий в образовании и науке. Это открывает новые возможности, но и создает новые вызовы, делает задачу формирования притягательного образа российской высшей школы и науки еще более актуальной.

Основными направлениями деятельности СПбГУ по достижению данной цели являются:

- дальнейшее увеличение учебно-научного потенциала СПбГУ, определяемого как по количественным показателям, так и по оценкам экспертов в сравнении с другими ведущими университетами мира;

- укрепление позиций СПбГУ как крупного экспертного и аналитического центра, имеющего широкое признание как внутри страны, так и за ее пределами;

- дальнейшее развитие деятельности СПбГУ как одной из основных площадок публичной дипломатии России.

О масштабах международной деятельности СПбГУ красноречиво говорит тот факт, что университет имеет 1108 договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 77 стран. Их наибольшее число приходится на Германию (172), Китай (106), Италию (75), Францию (63), Японию (60), США (42) и Республику Корея (43). Наличие широкой сети договоров позволило значительно увеличить академическую мобильность. Если в 2009 году в зарубежные вузы-партнеры выехало 129 преподавателей и 507 студентов, то в 2019 году их было соответственно 199 и 986. Возросла и входящая мобильность - в 2009 году в СПбГУ приехало 76 преподавателей и 260 студентов, а в 2019-м уже соответственно 191 и 1239.

СПбГУ придает большое значение членству в международных профессиональных объединениях. Особое внимание уделяется тем из них, которые имеют реальное влияние на образовательные процессы, пользуются высокой репутацией и в которых СПбГУ на равных сотрудничает с ведущими зарубежными университетами. Сейчас СПбГУ состоит в 31 таком объединении. Одновременно СПбГУ выступает инициатором создания новых международных профессиональных объединений, действующих на наиболее перспективных направлениях. Так, в декабре 2020 года СПбГУ от лица российских вузов стал наряду с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Университетом Цинхуа (КНР) учредителем Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов.

Новым в деятельности СПбГУ стало открытие зарубежных представительств. Они призваны способствовать развитию двусторонних академических контактов, популяризации российского высшего образования, науки, культуры и русского языка, проведению различных публичных мероприятий. В настоящее время активно работают четыре представительства СПбГУ - в Испании (Барселона), Республике Корея (Сеул), Китае (Харбин), Италии (Сиена). Несмотря на сложности, возникшие из-за пандемии коронавируса, они уже смогли сделать многое. Ежегодно ими проводится более 100 различных мероприятий.

В Испании в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне представительством СПбГУ были организованы семинар и выставка, посвященные сохранению исторической памяти о блокаде Ленинграда (1941-1944 гг.). Учеными СПбГУ был также проведен цикл онлайн-лекций - «Лекторий по когнитивным наукам и искусству» (2019-2020 гг.), радиоэфиры и литературные чтения, посвященные годовщинам со дня рождения писателей В.В.Набокова и И.А.Бродского.

Представительство в Республике Корея проводит дни открытых дверей (совместно с Университетом иностранных языков Хангук) с презентацией учебных и научных программ СПбГУ. Ежегодно проводится конкурс по русскому языку для студентов корейских университетов, победителю которого вручается сертификат на прохождение обучения по дополнительной программе СПбГУ «Русский язык как иностранный».

Очень активно работает представительство СПбГУ в Китае. В 2014 году ректор СПбГУ Н.М.Кропачев и губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао подписали Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с ним, СПбГУ и Харбинский политехнический университет начали работу по созданию совместного кампуса. В 2020 году состоялась торжественная церемония закладки его первого камня. Он займет около 60 тыс. м2 в историческом и культурном центре Харбина и будет частично расположен в восстановленных исторических зданиях КВЖД и Генерального консульства Российской империи. На начальном этапе подготовка будет вестись по трем программам бакалавриата (химии, физике и прикладной математике). Ожидается, что в нем будут учиться 1500 студентов. Все студенты будут также изучать русский язык и историю России.

Первые шаги по установлению деловых связей делает представительство СПбГУ в Италии (Университет Сиены), открытое в сентябре 2020 года.

Таким образом, в настоящее время СПбГУ располагает глобальной и эффективной системой международных связей, которая, используя самые разнообразные формы, проводит большую работу по развитию академического сотрудничества, популяризации достижений СПбГУ, российской высшей школы, науки и культуры в целом, формированию позитивного имиджа России.

СПбГУ как академический центр мирового уровня

Всемирное развитие и укрепление учебно-научного потенциала опережающими темпами, укрепление позиции как на российском, так и международном рынке образования и научных исследований, демонстрация достижений СПбГУ как одного из ведущих российских вузов и сильных сторон российского высшего образования и науки является одним из основных направлений деятельности университета.

Прежде всего, СПбГУ в полной мере использует предоставленное законом право реализовывать свои образовательные программы на основе самостоятельно установленных образовательных стандартов и требований, которые не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов, и выдавать выпускникам документы о соответствующем уровне образования и/или квалификации, форма которых утверждается университетом (ст. 4). Так как при разработке учебных планов СПбГУ используются лучшие достижения нашего университета и российской высшей школы в целом, а также наиболее интересный зарубежный опыт, то на практике наши студенты получают существенно больший объем знаний, навыков и компетенций, чем предусмотрено федеральными государственными стандартами. Это привлекает к СПбГУ внимание способной молодежи и потенциальных работодателей, многие из которых отмечают, что выпускники СПбГУ отличаются широкой эрудицией, высоким профессионализмом и умением адаптироваться к работе в самых различных коллективах.

Важным новшеством последних лет стало создание советов образовательных программ, в которые входят представители потенциальных работодателей, а также известные российские и иностранные ученые, не работающие, как правило, в СПбГУ, что позволяет работодателям (в основном это государственные учреждения и крупные компании России) уже на ранней стадии осуществлять подбор сотрудников, а участие в них ученых, не работающих в университете, подтверждает высокое качество образовательного процесса. Такая прозрачность учебного процесса значительно повышает доверие иностранных абитуриентов.

Все образовательные программы СПбГУ прошли государственную аккредитацию, но одновременно в университете уделяется большое внимание общественной аккредитации, в том числе и международной. В настоящее время международную аккредитацию имеют 85 образовательных программ по 39 направлениям. Наибольшее число из них приходится на направления «Юриспруденция» (22), «Международные отношения» (16), «Психология» (13).

Важную роль в укреплении международного авторитета СПбГУ играют программы с двойными дипломами. Если в 2009 году их было 4, то сейчас 15, в том числе по направлениям «Международные отношения» (3), «Лингвистика» (3), «Экономика» (2), «Филология» (1), «Менеджмент» (1), «Журналистика» (1), «История» (1), «Экология и природопользование» (1), «Бизнес-информатика» (1), «Философия» (1).

Партнерами СПбГУ выступают Сорбонна, Болонский университет, Европейский университет Виадрина, Университет Тампере, Второй Пекинский университет иностранных языков, Гамбургский университет, Кильский университет, Высшая коммерческая школа Парижа, Венский университет экономики и бизнеса, Технический университет Ильменау, Грайфсвальдский университет и другие авторитетные вузы. Признание высокого качества подготовки выпускников как российским, так и международным профессиональными сообществами создает благоприятную форму для их карьерного роста уже на самой ранней стадии.

СПбГУ - это интернациональный коллектив преподавателей и студентов. В настоящее время во всех институтах и факультетах СПбГУ на постоянной основе работают преподаватели из 28 государств Европы, Северной Америки, Азии и Африки. Еще более интернациональным является состав студентов и аспирантов. Их общее число за последние годы заметно выросло - с 1809 (2009 г.) до 4518 в настоящее время (см. Табл. 1). Показательно, что в СПбГУ доля иностранных магистрантов и аспирантов, чей выбор значительно более мотивирован с точки зрения будущей карьеры, почти не отличается от ведущих зарубежных университетов.

 

Таблица 1

Иностранный контингент обучающихся в СПбГУ (март 2021 г.)

№ п/п

Уровень образования

Общее кол-во обучающихся
по уровню

Кол-во
иностранцев
по уровню

%

1.

Бакалавриат

13 995

2293

16,38%

2.

Специалитет

1313

316

24,07%

3.

Магистратура

6261

1292

20,64%

4.

Аспирантура

2378

527

22,16%

5.

Ординатура

618

90

14,56%

Всего:

 

24 565

4518

18,00%

 

Несмотря на пандемию, прием иностранных студентов в СПбГУ постоянно увеличивается (см. Табл. 2), особенно на таких программах, как «Лечебное дело», «Международные отношения», «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного», «Менеджмент», «Международная журналистика», «Экономика». По данным Россотрудничества, СПбГУ уже несколько лет занимает первое место среди российских вузов по количеству желающих поступить в него. В 2020 году студентами СПбГУ хотели стать 16 620 молодых иностранцев4. Выпускники-иностранцы СПбГУ занимают важные позиции в политике, экономике, образовании, науке и культуре своих стран. Так, три наших выпускника уже вернулись в Россию в качестве чрезвычайных и полномочных послов своих государств. Это У Юн Гын (Республика Корея), Петер Припутен (Словакия), Клод Безо (Центральноафриканская республика).

Таблица 2

Иностранный прием в СПбГУ

Уровень образования

2019 г.

2020 г.

Бакалавриат

480

1208

Специалитет

71

93

Магистратура

501

731

Аспирантура

122

212

Ординатура

29

56

Всего:

1203

2300

 

Сильной стороной деятельности СПбГУ является активное использование информационных технологий. Поэтому СПбГУ было легче адаптироваться к работе в условиях пандемии. СПбГУ одним из первых российских вузов открыл бесплатный доступ к своим онлайн-курсам для всех студентов, как российских, так и иностранных, обучающихся в любом вузе нашей страны. В свою очередь, студенты СПбГУ получили доступ к учебным материалам на основе платформ «Coursera», «Открытое образование» и другие.

В СПбГУ в целом преобладает мнение, что дистанционное обучение в обозримом будущем не может заменить очное, но оно может стать важным дополнительным элементом, особенно для наиболее сильной и мотивированный части студентов, которые смогут параллельно прослушать курсы ведущих профессоров из других российских и зарубежных вузов. Также резко увеличились возможности студентов из других российских и зарубежных вузов прослушивать лекции профессоров СПбГУ.

В СПбГУ исходят из того, что основные курсы должны преподаваться на русском языке. Однако с учетом конъюнктуры на рынке труда и необходимости привлечения иностранных студентов в университете имеется ряд программ и курсов на других языках. В настоящее время в СПбГУ реализуется 25 основных образовательных программ (в 2014 г. - 10) полностью на иностранных языках, в том числе на английском - 20, немецком - 4 и по одной на итальянском, испанском и французском языках (в 2014 г. - соответственно 7, 2 и 1). В первую очередь речь идет, конечно, о программах магистратуры - 19 (в 2014 г. - 10). Кроме этого, 236 основных образовательных программ частично реализуются на английском, китайском, японском, немецком, французском, итальянском и испанском языках.

В СПбГУ учебный процесс всегда был теснейшим образом взаимосвязан с проведением фундаментальных научных исследований. Обеспечить высокое качество учебного процесса могут только те преподаватели, которые внедряют в него свои научные разработки. Авторитет преподавателя среди российских и иностранных студентов резко повышается, если они видят в списках рекомендованной литературы его монографии, учебники, статьи в журналах с высоким импакт-фактором, знают его индексы цитируемости, участие в крупных международных исследовательских проектах, выступлениях на международных научных конгрессах и конференциях. СПбГУ гордится тем, что из шести российских ученых, вошедших в список наиболее цитируемых авторов, трое являются нашими профессорами (Р.Р.Гайнетдинов, Н.В.Кузнецов и, к сожалению, ушедший из жизни Г.А.Леонов). В 2010-2018 годах СПбГУ было получено 11 грантов на создание мегалабораторий, формируемых ведущими учеными, имеющими мировое признание.

Необходимо подчеркнуть, что многие ученые СПбГУ ведут свои исследования по заказам российских и иностранных корпораций («Транснефть», «Huawei», «China Shipbuilding & Offshore International Co., Ltd.» и др.) и в рамках крупных международных проектов. Так, в экспериментах ALICE и NA61/SHINE по изучению столкновений тяжелых ионов СПбГУ сотрудничает с 174 институтами из 39 стран.

Особо следует выделить научно-исследовательскую работу СПбГУ по таким новым направлениям, как изучение проблем развития искусственного интеллекта и науки о данных. Сильной стороной нашего университета является то, что в этих работах принимают участие ученые разных направлений, как естественно-научных, так и гуманитарных, делающих их действительно междисциплинарными. Именно такой синтез различных наук может стать базой для новых научных прорывов. Данные работы ведутся в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими учреждениями и университетами США, Германии, Франции и Швеции. На основе уже проведенных исследований осуществляется разработка программ магистратур «Математическая робототехника и искусственный интеллект», «Искусственный интеллект и наука о данных», «Искусственный интеллект и международная безопасность», «Цифровая социология» и другие. В перспективе СПбГУ планирует создание крупного научно-исследовательского комплекса «Невская дельта», который позволит выйти на масштабное взаимодействие с крупными государственными учреждениями и бизнес-корпорациями в области искусственного интеллекта.

Участие ученых СПбГУ в международных конгрессах - важная часть научной деятельности, поскольку именно это во многом формирует представление в мировом академическом сообществе и об ученом, и об его университете, и о стране, которую он представляет. За последние пять лет более 800 преподавателей и сотрудников СПбГУ приняли участие в научных конгрессах самого высокого уровня. Одновременно в СПбГУ уделяется большое внимание проведению крупных международных форумов на нашей базе. Особое значение придается подготовке Международного математического конгресса (Санкт-Петербург, 2022 г.) - первого международного форума ученых такого уровня, который собирается в нашей стране за последние годы. Инициатором проведения конгресса был ректор СПбГУ Н.М.Кропачев. В 2014 году Президент В.В.Путин поддержал данную инициативу и поручил подготовить заявку от имени Российской Федерации.

Естественно, что одним из важнейших показателей научной деятельности и международной репутации СПбГУ является публикационная активность. При этом от преподавателей СПбГУ требуются в первую очередь публикации в наиболее престижных издательствах и журналах, индексируемых в РИНЦ и международных реферативно-библиографических базах данных «Scopus» и «Web of Science Core Collection». В СПбГУ еще в 2010 году было принято решение об обязательном учете наличия публикаций в «Scopus» и «Web of Science Core Collection» при прохождении конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава. Переход к эффективным контрактам позволил усовершенствовать эту систему. Количество публикаций в журналах «Scopus» возросло с 1293 (2010 г.) до 4447 (2019 г.), а в журналах «Web of Science Core Collection» - с 1098 (2010 г.) до 4082 (2019 г.).

Предъявление таких требований к преподавателям и сотрудникам СПбГУ - вуза, добивающегося повышения своего международного авторитета и влияния - представляется обоснованным, так как работы, опубликованные в изданиях, не входящих в наукометрические базы, практически неизвестны в академических кругам других стран. Основной акцент в СПбГУ делается на увеличение числа наших изданий, включенных в международные наукометрические базы (см. Табл. 3). Особенно важно подчеркнуть, что речь идет не только об естественных науках, которые всегда вызывали интерес, но и общественных и гуманитарных.

Среди включенных в «Scopus» и «Web of Science Core Collection» -  «Вестник СПбГУ» серии «История», «Востоковедение и африканистика», «Философия и конфликтология», журналы «История России», «Studia Slavica et Balcanica Petropolitana» и другие. В них публикуются статьи по самым острым проблемам, но из-за большой фактической базы и серьезной научной аргументации их качество не вызывает сомнений у международных экспертов.

В дальнейшем СПбГУ планирует не только увеличить число журналов, входящих в «Scopus» и «Web of Science Core Collection», но и добиться, чтобы не менее семи из них вошли в первый и второй квартиль. Публикации в журналах «Scopus» и «Web of Science Core Collection», которые выходят за рубежом, также необходимы, поскольку они во многих случаях имеют более высокие импакт-факторы. При этом в СПбГУ учитывают, что имеется определенный спрос на труды российских авторов на международном рынке академических исследований, причем по всем отраслям науки. Следует подчеркнуть, что в СПбГУ критически относятся к публикациям в платных изданиях и считают абсолютно недопустимым использование для этого госбюджетных средств.

Таблица 3

Количество журналов, выпускаемых издательством СПбГУ и входящих в «Web of Science Core Collection» / «Scopus»

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Количество журналов «Web of Science Core Collection» / «Scopus»

1

2

4

10

15

16

17

 

Успехи СПбГУ в учебной и научной работе нашли свое отражение и в международных рейтингах. СПбГУ в целом занимает в них стабильные позиции, а по некоторым предметам добился несомненных успехов. Так, по данным на март 2021 года, СПбГУ входит в топ-100 по таким предметным областям, как «Математика», «Нефтяная инженерия», «Политика и международные отношения», «Философия».

В предметной области «Математика» СПбГУ всегда занимал прочные позиции. Это связано с очень высоким уровнем академической репутации, репутации среди работодателей, существенным ростом высокоцитируемых публикаций. Ученые-математики СПбГУ тесно сотрудничают с ООО «Газпромнефть», АО «НПО Лавочкина», ООО «Автоматика-сервис», китайскими корпорациями «China Shipbuilding & Offshore International Co., Ltd.» и «Huawei». Важную роль играет взаимодействие СПбГУ и Санкт-Петербургского отделения Математического института РАН в рамках Санкт-Петербургского Международного математического института им. Леонарда Эйлера - математического центра международного уровня.

Вхождение в топ-100 по предметной области «Нефтяная инженерия» связано с наличием высококачественных образовательных программ, высоким уровнем цитируемости исследований ученых СПбГУ, а также тесным сотрудничеством с ведущими производственными компаниями отрасли, которые являются также основными работодателями выпускников.

Успех в предметной области «Политика и международные отношения» во многом связан с ростом научного потенциала ученых-международников (произошло значительное увеличение и числа публикаций, и индексов цитируемости в журналах «Web of Science Core Collection» / «Scopus») и серьезным увеличением числа иностранных студентов (это объясняется тесным взаимодействием с Россотрудничеством и деятельностью в рамках Ассоциации профессиональных школ международных отношений).

Продвижение в предметной области «Философия» стало результатом роста репутации ученых-философов СПбГУ в академическом сообществе и увеличением числа публикаций в журналах «Scopus» и «Web of Science Core Collection».

Кроме того, СПбГУ имеет высокие позиции в международных рейтингах по таким предметам, как «Лингвистика», «Современные языки» и «История», «Археология», «Менеджмент» (в специализированных рейтингах бизнес-школ). И в России, и за рубежом большим авторитетом пользуется школа юристов СПбГУ.

Таким образом, в настоящее время СПбГУ имеет достаточный учебно-научный потенциал для того, чтобы успешно конкурировать с ведущими зарубежными университетами и достойно представлять в мире достижения российской высшей школы и науки.

СПбГУ как авторитетный аналитический и экспертный центр

Одним из важнейших направлений деятельности СПбГУ, призванных укрепить притягательность образа высшей школы и России в целом, является экспертная и аналитическая работа.

Важным стимулом для ее развития стало участие Президента России В.В.Путина, канцлера ФРГ Г.Шрёдера и Президента Франции Ж.Ширака в конференции «Мир, безопасность, международное право - взгляд в будущее» (12 апреля 2003 г.)5. Высшие руководители трех стран не только выступили и ответили на вопросы, но и выслушали мнения ученых о ситуации, сложившейся в международных отношениях.

В 2010 году в Уставе СПбГУ, утвержденном Правительством Российской Федерации, было зафиксировано, что СПбГУ выполняет функции экспертного учреждения для Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации6. Учеными СПбГУ было подготовлено значительное число аналитических материалов по проблемам юриспруденции, экономики, международных отношений, политологии, филологии для органов государственной власти Российской Федерации.

Так, в 2020 году по поручению Правительства России были проведены экспертно-аналитические исследования современных тенденций распространения и продвижения русского языка и образования на русском языке за рубежом, экспертные изыскания по запросу Министерства иностранных дел и Следственного комитета по определению критериев, по которым иностранные языки могут быть отнесены к категории редких и т. д. По заказам российских предприятий проводилась экспертиза в сфере правового обеспечения их интересов в экономических контактах с зарубежными партнерами.

Одновременно экспертная работа ведется и по более специализированным направлениям. Так, например, на базе магистерской программы «Стратегические исследования» при поддержке Министерства иностранных дел России и Центра энергетики и безопасности проходят экспертные семинары с привлечением российских и зарубежных политиков и экспертов. Среди их участников были директор Женевского офиса Пагуошского движения ученых Чрезвычайный и Полномочный Посол С.Б.Баженов, экс-министр обороны США Уильям Перри, Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в России Датла Бала Венкатеш Варма, высокопоставленный сотрудник МИД КНДР Цой Сон Хи и другие.

Важной частью деятельности СПбГУ является научная экспертиза. В соответствии с Федеральным законом №148-ФЗ от 23 мая 2016 года «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» СПбГУ предоставлено право присуждать свои собственные ученые степени докторов и кандидатов наук, а также право самому определять порядок формирования диссертационных советов и защиты диссертаций7.

Нормативными документами СПбГУ установлено, что диссертационный совет формируется для каждой конкретный защиты, причем обязательным условием является наличие среди его членов не менее одного иностранного ученого, имеющего степень и научные труды, соответствующие требованиям, предъявляемым к российским членам совета. В 2017-2020 годах членами диссертационных советов были ученые, работающие в 43 странах мира. Тексты диссертаций на русском и английском языках размещаются в Интернете, что делает их открытыми для широкого обсуждения как среди российских, так и зарубежных ученых. Всего по данной системе в 2017-2020 годах защитилось 43 докторских и 254 кандидатских диссертаций по всем отраслям наук, из них 14% диссертантов являются гражданами иностранных государств (Армении, Албании, Афганистана, Беларуси, Вьетнама, Великобритании, Египта, Ирана, Коста-Рики, Латвии, Словакии, Нигерии, США, Сербии и др.).

Данная система дает определенные преимущества: открытость повышает доверие к достижениям российской науки и способствует развеиванию определенных мифов, предрассудков, а иногда и явных домыслов о наших научных квалификациях, а мнения иностранных членов совета (все члены совета обязаны представить письменный отзыв на диссертацию, а не просто присутствовать на заседаниях) дают новый импульс для дискуссий и способствуют установлению новых научных контактов.

СПбГУ ведет большую экспертную работу в сфере образования. Одним из примеров этого можно назвать деятельность СПбГУ по поддержке и распространению русского языка, повышению уровня его знания. Уже более 20 лет в СПбГУ действует Центр языкового тестирования. Благодаря большой работе ученых СПбГУ и МГУ в нашей стране была создана система тестирования по русскому языку как иностранному. СПбГУ много сделал, чтобы добиться признания данного сертификата на государственном уровне в Италии, и сейчас ведет такую же работу в Бразилии, Иране, Исландии, Литве, Турции и Сирии.

В настоящее время в сфере проведения тестирования по русскому языку как иностранному СПбГУ сотрудничает со 100 центрами в 37 странах. Несмотря на сложную международную обстановку и пандемию, эта сеть постоянно растет - и по количеству центров (в 2015 г. их было всего 8 (!) и по географическому охвату. Они работают как в странах с традиционно высоким интересом к русскому языку (Болгария, Греция, Италия, Китай, Республика Корея, Сербия, Турция, Чехия, Япония), так и там, где это очень трудоемкий и сложный процесс (Аргентина, Бразилия, Великобритания, Дания, Испания, Латвия, Литва, США). В рамках данной системы за последние пять лет тестирование на знание русского языка прошли около 100 тыс. иностранных граждан из 70 стран, в том числе около 1500 человек ежегодно проходят тестирование непосредственно в СПбГУ.

СПбГУ оказывает информационно-методическую помощь преподавателям русского языка. В предшествующие годы СПбГУ организовывал для них в среднем 60 семинаров. В 2020 году ввиду пандемии эта работа была перенесена в онлайн. Было проведено четыре серии веб-семинаров (их общее число составило 67), которые прослушало 7800 человек (в десять раз больше, чем в 2019 г.) из 118 стран. На них были представлены не только наработки в сфере языкового тестирования, но и показана работа СПбГУ, его международные проекты, преимущества, которые он дает для получения высококачественного образования.

С 2018 года СПбГУ с одобрения Министерства иностранных дел России реализует уникальный образовательный проект «Онлайн-школа», призванный помочь школьникам из иностранных государств обучаться дистанционно и на безвозмездной основе по программам российской средней школы. Его востребованность очевидна: если в 2018 году в «Онлайн-школе» обучалось 70 человек из Латвии, то в 2021 году  1400 человек - из Латвии, Испании, Эстонии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана.

Важной формой работы является и проведение олимпиад по русскому языку для молодежи. Так, во второй Международной олимпиаде по русскому языку как иностранному, проводимой совместно с Министерством просвещения России (2020 г.), приняли участие 9500 человек из 150 стран.

Таким образом, можно констатировать существенное развитие деятельности СПбГУ в сфере языкового тестирования, особенно в последние пять лет, несмотря на проблемы, возникшие из-за пандемии и ее последствий. Деятельность СПбГУ в данной сфере становится все более масштабной и создает почву для продвижения многих других проектов как нашего университета, так и всей российской высшей школы.

В целом экспертная и аналитическая деятельность СПбГУ позволяет не только укреплять позиции СПбГУ как вуза, привлекательного для получения или продолжения образования для иностранных граждан, но и выступает как элемент «мягкой силы» Российской Федерации.

СПбГУ как площадка публичной дипломатии

В последнее время все больше набирает силу тенденция вовлечения во внешнеполитическую деятельность не только профессиональных политиков и дипломатов, но и широких кругов общественности. Пределы публичной дипломатии значительно обширнее классической. Отражением этого стало и все более активное участие СПбГУ в различных формах публичной дипломатии. При этом речь идет не только о традиционных, но и новых оригинальных формах.

Почетными докторами СПбГУ являются многие видные политики, деятели образования, науки, культуры, гражданского общества. В этом ряду особое значение имело присуждение степени почетного доктора наук СПбГУ Председателю КНР Си Цзиньпину. 6 июня 2019 года в присутствии Президента В.В.Путина ректор СПбГУ Н.М.Кропачев торжественно вручил Си Цзиньпину диплом почетного доктора Санкт‑Петербургского государственного университета8. Церемония с участием видных политиков, дипломатов, ученых и студентов стала яркой демонстрацией укрепления дружбы и сотрудничества между Россией и Китаем.

Среди новых форм деятельности необходимо прежде всего выделить два диалога: «Петербургский диалог» и «Диалог Россия - Республика Корея». Их инициаторами были высшие руководители наших стран, которые поручили СПбГУ проводить организационную и содержательную работу с российской стороны.

В апреле 2001 года в СПбГУ в присутствии Президента В.В.Путина и канцлера ФРГ Г.Шрёдера состоялось открытие «Петербургского диалога»9. При его создании был учтен опыт «Кёнигсвинтерских встреч», которые сыграли важную роль в сближении элит Великобритании и ФРГ после Второй мировой войны. Однако на этот раз целью было вовлечение в диалог значительно большего числа участников: с самого начала в форумах «Петербургского диалога» одновременно участвовали политики, дипломаты, бизнесмены, деятели науки, культуры, образования, представители церкви и неправительственных организаций. Также регулярно проходят ежегодные форумы, совещания рабочих групп, конференции, выставки и другие мероприятия. Созданный в 2009 году «Диалог Россия - Республика Корея» в значительной мере ориентировался на опыт «Петербургского диалога» с учетом, конечно, специфики отношений между Россией и Республикой Корея. Сильной чертой «Диалога Россия - Республика Корея», несомненно, является активное участие молодежи, что способствует сближению молодых политиков, бизнесменов, ученых, студентов и позволяет им установить деловые и чисто дружеские связи.

В настоящее время можно говорить и о конкретных результатах деятельности обоих диалогов.

Среди наиболее важных достижений «Петербургского диалога» надо отметить:

- с 2017 года издается совместная ежеквартальная газета на русском и немецком языках, содержащая актуальный, а порой и уникальный материал о деятельности гражданских обществ двух стран в различных сферах;

- разработана «Дорожная карта» «Задачи и потребности гражданского общества в Германии и России во время и после пандемии коронавируса» (2020 г.), направленная правительствам двух стран;

- состоялся первый Российско-германский инклюзивный социальный форум «Здесь человек я, здесь могу им быть» (2019 г.), на который были приглашены люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые люди, родители детей с девиантным поведением;

- оказана поддержка ряду проектов в сфере культуры, включая выставку «Железный век. Европа без границ», проведенную в Эрмитаже (2020 г.).

Участники «Петербургского диалога» неоднократно высказывались за отмену визового режима или в качестве первой меры его максимального упрощения для молодежи двух стран. Соответствующие предложения направлены правительствам России и ФРГ.

В рамках «Диалога Россия - Республика Корея» удалось на постоянной основе установить диалог между политиками, учеными-международниками по актуальным проблемам международных отношений в Северо-Восточной Азии, развития двусторонних отношений между Россией и Республикой Корея. Состоялся также ряд встреч представителей бизнеса и ученых-экономистов двух стран, на которых особое внимание уделялось перспективам сотрудничества в сфере энергетики. Значительный интерес в политических и академических кругах вызвал специальный номер журнала «Вестник СПбГУ. Международные отношения», авторами которого стали известные российские и корейские ученые и который был посвящен 30-летию установления дипломатических отношений между нашими странами.

«Диалог Россия - Республика Корея» много делает и для развития сотрудничества средств массовой информации. Подписание меморандума о сотрудничестве между «Диалогом Россия - Республика Корея» и Корейским фондом прессы способствовало увеличению поездок журналистов двух стран, публикации материалов, призванных повысить узнаваемость страны-партнера среди населения другой страны.

Существенный вклад вносят инициативы «Диалога Россия - Республика Корея» в ознакомление народов наших стран с культурой друг друга. В 2013 году во время работы III форума в Сеуле состоялось торжественное открытие памятника А.С.Пушкину. В 2018 году в парке современной скульптуры СПбГУ был открыт первый за пределами Кореи памятник выдающейся писательнице Пак Кённи. У памятника Пак Кённи уже дважды - в 2019 году очно, а в 2020-м онлайн - проходили литературные чтения. Были подготовлены видео-лекции о творчестве Пак Кённи.

«Диалог Россия - Республика Корея» принял активное участие в организации нескольких музыкальных концертов, посвященных дружбе народов двух стран, фестиваля российских документальных фильмов в Корее в 2018 году, фестиваля корейского языка «Хангыль».

Крупный сдвиг в сторону активизации сотрудничества произошел в сфере высшего образования. В 2013 году по инициативе «Диалога Россия - Республика Корея» был создан Форум ректоров ведущих университетов России и Республики Корея, который способствовал институализации академических связей и развитию как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества.

Важным событием стало празднование 120-летия корееведения и российской школы корейских исследований в СПбГУ. Преподавание корейского языка в СПбГУ началось в 1897 году - задолго до того, как корейский язык стал самостоятельным предметом изучения в других университетах мира. Летом 2017 года в университете был сделан следующий важнейший шаг - создана кафедра корееведения, ставшая первой  такой кафедрой в системе высшего образования в России. На крупной международной конференции «120 лет корееведения и российско-корейских исследований в СПбГУ», проведенной в тесном сотрудничестве с «Диалогом Россия - Республика Корея» и корейскими партнерами, специальная пленарная сессия была посвящена истории и перспективам развития Санкт-Петербургской школы корееведения. Рост интереса к корейским исследованиям, в том числе и среди молодежи, несомненен.

Конечно, в деятельности «Петербургского диалога» и «Диалога Россия - Республика Корея» есть немало сложностей и проблем. Обострение международной обстановки оказало негативное влияние на некоторые аспекты контактов между гражданскими обществами. Особенно это заметно в «Петербургском диалоге», где неоднократно возникали дискуссии о деятельности неправительственных организаций в России. Председатель координационного комитета В.А.Зубков и заместитель председателя Н.М.Кропачев дали подробные разъяснения российского законодательства по данному вопросу. Однако в целом и «Петербургский диалог», и «Диалог Россия - Республика Корея» остаются постоянно работающими механизмами. Сохранение и развитие подобных каналов представляется особенно важным и позитивным. Об этом свидетельствует появление «Трианонского диалога» между Россией и Францией (2018 г.), «Сочинского диалога» между Россией и Австрией (2019 г.) и некоторых других.

Также важным направлением деятельности СПбГУ в сфере публичной дипломатии является проведение форумов «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность». Состоялось уже четыре форума (2013 г., 2015 г., 2017 г. и 2019 г.), и в настоящее время ведется подготовка пятого. За это время форум значительно расширился - если в 2013 году число его участников составляло 300 человек, то в 2019-м их было уже 700. Участниками форумов были заместитель министра иностранных дел С.А.Рябков, известный журналист-международник, заместитель директора ВГТРК «Россия» С.Брилёв, председатель 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2018-2019 гг.) Мария Фернанда Эспиноса Гарсес, экс-президент Бразилии Дилма Русеф, видные политики, ученые, журналисты из России, Латинской Америки, США и Европы.

В настоящее время форум является крупнейшим подобным мероприятием в Центральной и Восточной Европе по латиноамериканской проблематике, способствующим проведению дискуссии между политиками, дипломатами, учеными, студентами, представителями неправительственных организаций. Успеху форумов во многом способствует поддержка Министерства иностранных дел РФ и Правительства Санкт-Петербурга, а также тесное сотрудничество с Институтом Латинской Америки РАН, Институтом Беринга - Беллинсгаузена по изучению обеих Америк (Уругвай), Латиноамериканским советом социальных исследований, Региональным координационным центром экономических и социальных исследований (Аргентина) и другими.

Проведение форума стимулировало развитие связей между Россией и Уругваем - первой латиноамериканской страной, установившей дипломатические отношения с Российской империей в 1857 году и СССР в 1924-м - в еще одном направлении. По инициативе С.Брилёва, в 2016 году в Монтевидео был открыт памятник знаменитому российскому путешественнику Ф.Беллинсгаузену, а в 2019 году в СПбГУ - при поддержке руководства университета и с одобрения Сената Уругвая - был торжественно открыт памятник основателю Уругвая Хосе Артигасу.

В настоящее время СПбГУ является важной площадкой публичной политики России, способствующей развитию дискуссий между политиками, бизнесменами, учеными, широкой общественностью России и зарубежных стран.

 

Международные связи СПбГУ - это не только демонстрация флага, хотя в современных условиях и это имеет значение. В настоящее время Санкт-Петербургский государственный университет выступает на международной арене как крупный академический центр мирового уровня, пользующийся значительным международным авторитетом и влиянием и широко использующий самые разнообразные методы и формы международной деятельности. Экспертно-аналитическая работа СПбГУ, мероприятия, проводимые в рамках публичной дипломатии, также способствуют укреплению позиций СПбГУ в конкуренции с ведущими зарубежными университетами и научно-исследовательскими учреждениями.

Все это в сумме направлено не только на создание благоприятных условий для развития СПбГУ, но и на привлечение внимания к российской высшей школе и науке, формирование позитивного имиджа России в мире. Как подчеркивается в Программе развития СПбГУ на 2021-2030 годы, утвержденной Правительством России, сохранение признанного лидерства среди университетов России и продвижение в мировой элите классических университетов для распространения позитивного имиджа российской науки, культуры и социогуманитарных ценностей в глобализирующемся мире будет одной из стратегических целей в ближайшем десятилетии10.

 

 

1Послание Президента В.В.Путина Федеральному Собранию 21 апреля 2021 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418

2Указ Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий» №812 от 25 декабря 2020 г. // http://www.kremlin.ru/acts/news/64749

3Федеральный закон №259-ФЗ от 10 ноября 2009 г. «О Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/30100

4Россотрудничество. Инфографика: Экспорт российского образования // https://rs.gov.ru/ru/activities/10/projects/2999

5Президент России В.В.Путин, канцлер ФРГ Г.Шрёдер и Президент Франции Ж.Ширак выступили на конференции «Мир, безопасность, международное право - взгляд в будущее» // https://ria.ru/20030412/366093.html

6Ст. 22 Устава Санкт-Петербургского государственного университета // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102144508

7Федеральный закон №148-ФЗ от 23 мая 2016 г. «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» // http://kremlin.ru/acts/news/51971

8Церемония вручения Председателю Китайской Народной Республики Си Цзиньпину диплома почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета // http://www.kremlin.ru/events/president/news/60682

9Открытие российско-германского форума «Петербургский диалог» // http://www.kremlin.ru/events/president/news/41014

10Постановление Правительства Российской Федерации №1069-р от 26.04.2021 г. Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» на 2021-2030 годы // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104290006