Во главе парламентской делегации

Летом 2019 года произошло событие, которого мы ждали несколько лет, - возвращение России в Парламентскую ассамблею Совета Европы, полное восстановление прав российской делегации.

Но следует вспомнить, как развивался тот кризис отношений России с Советом Европы, который достиг своего пика в последние годы. Когда Россия в 1996 году вступила в Совет Европы, многим казалось, что мы приобщаемся к чему-то светлому. И мы старательно менялись и приобщались. Но не менялось отношение к нам, что стало абсолютно очевидно в последние годы.

Наша страна довольно часто подвергалась критике и откровенным нападкам со стороны членов организации. Поводы были разными: отсутствие юридически оформленного моратория на смертную казнь в 1990-х, контртеррористическая операция в Чеченской республике в начале нулевых, признание независимости Южной Осетии и Абхазии и т. д. И каждый раз вопрос стоял о том, чтобы лишить российскую делегацию ее полномочий.

Впервые ПАСЕ приняла подобное решение в 2000 году - лишила нас права голоса, однако уже в ходе зимней сессии ассамблеи в январе 2001 года полномочия наших парламентариев были восстановлены в полном объеме.

Но пик накала отношений между Россией и ПАСЕ пришелся на 2014-2015 годы. Поводом в этот раз стало возвращение Крыма в состав Российской Федерации.

С началом работы Госдумы VII созыва - в 2016 году - продолжилась работа по восстановлению прав российской делегации в ПАСЕ. Тогда же было принято решение о моем назначении на пост главы российской делегации в ПАСЕ, как только она будет сформирована. А это могло произойти только после снятия всех незаконно наложенных на наших парламентариев санкций. Предстоял длинный и сложный путь преодоления кризиса, возникшего в наших отношениях.

В январе 2017 года состоялась встреча с тогдашним председателем страсбургской Ассамблеи Педро Аграмунтом. Мы постарались донести свою позицию: сложившееся положение не является нормальным для ПАСЕ, так как эта организация призвана налаживать мосты между странами, а не сжигать их. Чуть позже, открывая зимнюю сессию, П.Аграмунт заявил, что «делегации всех государств-членов должны принимать участие в работе Ассамблеи». Он добавил при этом, что «мы являемся Ассамблеей 47, а не 46 государств» [1].

Переговоры по выходу из кризиса шли постоянно, но очные встречи с коллегами из ПАСЕ были не столь частыми, поэтому были задействованы и другие международные площадки, на которых Россия продолжала работу, - необходимо было использовать все имеющиеся возможности. Например, в Вене зимой 2017 года на полях очередной зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ состоялась первая после 2014 года встреча делегаций России и США. Парламентарии обсудили перспективы взаимоотношений двух стран. В ходе той встречи, развенчивая мифы западной пропаганды, мы в очередной раз подчеркнули, что отношения с Россией - это не армрестлинг, не соревнование и не агрессия, а волеизъявление жителей Крыма было совершенно свободным. Они вернулись на Родину!

Опыт работы в ПА ОБСЕ дал многое. В первую очередь позволил понять и по достоинству оценить цели и задачи российского участия в межпарламентском диалоге. Кроме того, результативность этой работы нужно рассматривать как с точки зрения выстраивания атмосферы взаимного доверия, так и налаживания прямых контактов и информирования зарубежных коллег о нашей позиции по целому спектру международной повестки дня. И это стало ценным опытом. Между тем было ясно, что хорошие, деловые, доверительные отношения нужно поддерживать постоянно - они имеют свойство остывать. И это нормально, так как международные отношения - высококонкурентная среда, где каждый сам за себя, поэтому и складывающиеся коалиции часто бывают временными.

Тем не менее в межпарламентских связях есть место и для системной работы, приносящей долгосрочные плоды. И мы ее планомерно ведем. Поэтому нас не должны смущать непостоянство наших партнеров или уязвимость наших межпарламентских контактов на фоне меняющейся политической конъюнктуры. Мы должны быть терпеливыми, не опускать руки, стремясь не допустить возникновения новых «глухих стен» взаимного непонимания. Вот почему так важны прямые межпарламентские контакты. Системный подход к межпарламентской работе - единственно верный.

Долгий путь к возвращению

Одним из результатов упомянутой январской встречи с Педро Аграмунтом стала договоренность о продолжении переговоров. 10 марта 2017 года Россия приняла участие в заседании постоянного комитета ПАСЕ в Мадриде. Для нас в ходе этого заседания было важно донести позицию России по тем вопросам, которые в последние годы в одностороннем порядке обсуждались в Парламентской ассамблее: по ситуации на Украине, в Сирии - нашу подробную и четкую позицию на той встрече представил член российской делегации, председатель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.

Но главной темой были вопросы корректировки регламента ПАСЕ и защиты прав национальных делегаций.

Итоги мадридских встреч позволяли двигаться дальше. Во-первых, представители европейских делегаций в ПАСЕ открыто говорили о том, что без России полноценного европейского межпарламентского органа не получится. Во-вторых, с позицией России о недопустимости ограничения полномочий национальных делегаций были согласны практически все, кроме представителей Украины. В-третьих, руководство Ассамблеи было готово к поиску решений.

Но не все в межпарламентских отношениях зависит от доброй воли их непосредственных участников. Нам пришлось считаться со многими факторами, которые влияли на темп и эффективность переговорного процесса. В частности, на фоне кропотливой работы по выводу страсбургской Ассамблеи из кризиса набирал обороты коррупционный скандал, бросивший тень на репутацию П.Аграмунта и ряд других членов ПАСЕ.

Воспользовавшись ослаблением позиций председателя Ассамблеи, украинцы развернули кампанию по его дальнейшей дискредитации. Поводом послужила поездка П.Аграмунта в Сирию, совершенная им вместе с российскими депутатами в конце марта 2017 года по приглашению спикера сирийского парламента. Давление на П.Аграмунта усилилось в течение весенней и летней сессий ПАСЕ 2017 года. История с ним должна была стать предупреждением для других конструктивно настроенных коллег. Но политика запугивания по определению не может быть ни долгосрочной, ни легитимной. Время все расставило по своим местам и на сирийском, и на советоевропейском треках. Сегодня вряд ли найдутся политики, отрицающие ключевую роль России в победе над ИГИЛ и гуманитарном восстановлении Сирии.

Но вернемся в 2017 год. Сразу после завершения летней сессии ПАСЕ МИД России послал четкий сигнал Страсбургу: попрание прав российской делегации в ПАСЕ будет иметь самые серьезные для Совета Европы последствия. В опубликованном на сайте российского дипведомства заявлении сообщалось о принятом решении «с учетом происходящего» приостановить уплату российского взноса в Совет Европы за 2017 год до безусловного восстановления в полном объеме полномочий делегации Федерального Собрания Российской Федерации в ПАСЕ [2].

В ответ наши европейские коллеги заговорили о «российском шантаже». Но любые действия, особенно нарушающие уставные договоренности, должны иметь последствия - хоть в бизнесе, хоть в политике. Мы всегда исходили из принципа, что ПАСЕ состоит из парламентариев стран, избираемых народом. Соответственно, лишение права голоса является дискриминацией прав граждан самой крупной европейской страны. Кроме того, к середине 2017 года практически половина должностных лиц СЕ, включая комиссара по правам человека и судей ЕСПЧ, была избрана без учета мнения России, что, конечно, ставило под сомнение легитимность этих органов Совета Европы в глазах нашей страны. Приостановление российских платежей в бюджет СЕ заставило коллег в Страсбурге всерьез задуматься о будущем организации, о том, каким они хотят его видеть: вместе с Россией или без. В любом случае, оно придало новую динамику переговорному процессу.

На осенней части ежегодной сессии ПАСЕ 2017 года были приняты важные с точки зрения возвращения российской делегации резолюция и рекомендация по докладу будущего председателя Ассамблеи М.Николетти. Доклад носил название «Призыв к созыву саммита СЕ для подтверждения европейского единства и защиты и поддержки демократической безопасности в Европе» [3]. Идея созыва четвертого саммита глав государств и правительств государств - членов Совета Европы возникла еще в начале 2016 года [4]. Ее поддержали многие парламентарии. И хотя она не была реализована, заложенный в ней импульс способствовал выходу из кризиса.

Основной посыл резолюции 2186 (2017 г.), принятой по докладу М.Николетти, был конструктивным и позволял двигаться дальше по пути нормализации. В частности, в ее п. 17 предлагалось учредить специальную рабочую группу из представителей Ассамблеи и КМСЕ для обеспечения «синергии» между двумя уставными органами Совета Европы и гармонизации правил, регулирующих участие и представительство государств - членов в ПАСЕ и КМСЕ.

Уже 20 октября Москву посетил генсек Совета Европы Т.Ягланд с целью обсуждения путей возвращения делегации России в ПАСЕ. Он провел рабочие встречи с председателем Совета Федерации В.И.Матвиенко, председателем Госдумы В.В.Володиным и министром иностранных дел С.В.Лавровым.

И доклад М.Николетти, и визит Т.Ягланда в Москву доказывали, что стремление вернуть Россию в ПАСЕ наравне с пониманием незаконности наложенных Ассамблеей на российскую делегацию санкций были характерны не для одного лишь П.Аграмунта. Здравых, конструктивно настроенных людей в Совете Европы и ПАСЕ было большинство, но для их мобилизации от нас потребовалась кропотливая, многолетняя работа. Мы убеждали коллег в том, что без равноправного представительства и участия российских представителей в обоих уставных органах Совет Европы не способен достичь большего единства между своими членами - цели, заложенной в его Уставе. Эта работа велась как в ходе межпарламентских встреч, так и внутри политических групп: в частности, наш коллега, глава Комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников, продолжал работу в группе «Объединенных европейских левых» в ПАСЕ.

Одновременно мы вели активную работу и в направлении выработки общей стратегии нашей парламентской дипломатии. На «круглом столе», состоявшемся 9 ноября 2017 года в Совете Федерации, мы говорили о ее будущем. Подчеркивалась важность слаженной и скоординированной работы обеих палат российского парламента на общих международных площадках и в группах дружбы.

Постепенно переговорный процесс с коллегами из ПАСЕ стал приобретать более конкретный характер. Именно для обмена мнениями о будущем Совета Европы председательский комитет ПАСЕ пригласил российскую делегацию в Париж 14 декабря 2017 года. В центре обсуждения были шаги, которые ПАСЕ должна предпринять во исполнение резолюции 2186, принятой по докладу М.Николетти. Конечно, тогда звучали самые разные мнения о том, нужно или не нужно продлевать санкции, стоит или не стоит менять регламент ПАСЕ. Участники дискуссии имели полное право на самые разные точки зрения. Мы же настаивали на своем: российская делегация не может вернуться в Ассамблею до внесения поправок в ее регламент, исключающих возможность дискриминации какой-либо национальной делегации. Это была первая и ключевая наша позиция. Вторая заключалась в том, что мы всегда готовы к диалогу - честному и открытому. Если нас приглашают на консультации по такому важному не только для нас, но и для всех членов Совета Европы вопросу, то решение может быть выработано только в процессе равноправного диалога.

Уже на следующий день, 15 декабря, по предложению временного председателя ПАСЕ С.Кириакидис Бюро Ассамблеи учредило специальный комитет под названием «О роли и миссии ПАСЕ». У него были две основные задачи: 1) подготовить предложения о гармонизации правил, регулирующих участие и представительство государств-членов в уставных органах Совета Европы; 2) подготовить предложения относительно роли и миссии ПАСЕ как уставного органа СЕ и панъевропейского форума для межпарламентского диалога [5].

В специальный комитет вошли представители обеих палат российского парламента, председатель ПАСЕ, председатели политгрупп и основных комиссий, главы национальных делегаций, а также Т.Кокс, докладчик, назначенный комиссией по политическим вопросам и демократии для подготовки доклада «Роль и миссия ПАСЕ: главные вызовы будущего». В работе спецкомитета приняли участие и представители комиссии по регламенту. Выход из кризиса становился общим делом Ассамблеи.

Первое заседание этого комитета состоялось 23 января 2018 года в Страсбурге, мы приняли в нем участие вместе с председателем Комитета Совета Федерации по международным делам Константином Косачевым. Только что избранный председатель ПАСЕ М.Николетти представил круг тем для обсуждения: идентичность Ассамблеи, ее функции, состав, отношения с другими органами СЕ, внешние связи и ряд других, по которым участники могли высказываться и направлять свои письменные замечания и предложения.

Следующее заседание состоялось в марте 2018 года в Париже. В тот раз не обошлось без провокаций. Глава британской делегации Р.Гейл пытался добиться отстранения России от дискуссии, но, к его огромному разочарованию, большинство глав национальных делегаций и политических групп выступили на стороне здравого смысла и в поддержку усилий Ассамблеи по восстановлению отношений с Россией. Основным итогом мартовского заседания спецкомитета стало то, что предложения, которые мы представили, были учтены.

Затем прошли еще два заседания: одно - в Страсбурге, в конце апреля, а другое 1 июня, в Загребе. На загребской встрече комитет поручил М.Николетти подготовить проект доклада, который был рассмотрен и утвержден на его последнем заседании 26 июня. В документе, в частности, была отражена позиция российской стороны, согласно которой «решения Ассамблеи о наложении санкций на национальную делегацию неприемлемы, поскольку противоречат сути парламентской системы и принципам организации работы Совета Европы» [6]. Мы исходили из того, что никто не имеет права лишать избранных депутатов их полномочий, кроме избирателей в ходе выборов.

Бюро ПАСЕ приняло во внимание доклад спецкомитета и направило его в комиссию по регламенту, иммунитетам и институциональным вопросам с просьбой рассмотреть содержащиеся предложения по сохранению, изменению или дополнению правил регламента, регулирующих ратификацию или оспаривание полномочий, а также предложения, касающиеся права членов ПАСЕ голосовать.

Доклад, подготовленный П. Де Суттер на основе этих предложений под названием «Усиление процесса принятия решений ПАСЕ в отношении полномочий и голосования», был принят на заседании комиссии по регламенту 21 сентября 2018 года [7]. Украинская пресса в дальнейшем представила его как «пророссийский», якобы содержащий односторонние уступки ПАСЕ в отношении России [8]. Но, к сожалению, на самом деле доклад П. Де Суттер и проекты соответствующих резолюций и рекомендаций не учитывали нашу принципиальную позицию, согласно которой права представительства и участия, включая право голосовать и быть представленными в органах Ассамблеи, являются неделимыми и не могут быть каким-либо образом ограничены.

Предложения, содержавшиеся в докладе П. Де Суттер, касались повышения количественных порогов для запуска и имплементации процедуры оспаривания полномочий [9]. Документ предлагал также не распространять санкции ПАСЕ на права ее членов принимать участие в выборах судей ЕСПЧ, комиссара СЕ по правам человека и высших должностных лиц Совета Европы, а также генсека ПАСЕ. Это был набор полумер, и он не приближал ПАСЕ к выходу из кризиса. Разрабатывая подобные документы, ПАСЕ стремилась создать видимость шагов по его преодолению. Но, пока наши требования не приняли характер соответствующих положений регламента, до его урегулирования было очень далеко.

Одновременно с деятельностью комиссии по регламенту продолжалась работа по линии генсека СЕ. На октябрьской сессии 2018 года среди членов ПАСЕ по просьбе Т.Ягланда было распространено закрытое для прессы заключение юридического советника СЕ, в котором доказывалась незаконность санкций ПАСЕ как противоречащих Уставу Совета Европы. Для нас эти выводы не стали откровением, а позиция России была известна задолго до их появления. Она не менялась, мы терпеливо ждали и были готовы к любому развитию событий [10].

Параллельно велась методичная работа с европейскими парламентариями на двустороннем уровне. В качестве примера можно привести прошедшую 17 октября 2018 года двустороннюю встречу с итальянской парламентской делегацией. В тот день ее глава Пьер Фердинандо Кассини сказал, что у нас могут быть разногласия по каким-то отдельным вопросам, но нужно понимать, что прежде всего нами должно двигать желание решать общие проблемы в нашем очень сложном мире, и главная проблема, поиск общего решения которой нас объединяет, - это борьба с терроризмом и экстремизмом на религиозной почве. И в этом вопросе действительно у нас есть полное взаимопонимание. Альтернативы нет, с Россией нужно сотрудничать.

С такими результатами мы вступили в 2019 год, который оказался судьбоносным для Парламентской ассамблеи Совета Европы. Летом 2019 года кризис в отношениях Россия - ПАСЕ был урегулирован на наших условиях. Но перед этим нам пришлось вновь и вновь настаивать на уважении наших прав в Ассамблее. Так, 9 января Госдума получила письмо от ПАСЕ с предложением сформировать делегацию для участия в ее январской сессии. Однако это письмо было лишь формальным приглашением, не основанным на учете наших требований. По этой причине 17 января 2019 года Государственная Дума приняла заявление «О ситуации вокруг российского участия в Парламентской ассамблее Совета Европы»[11], а председатель Госдумы Вячеслав Володин в очередной раз подчеркнул, что если регламент Ассамблеи не будет изменен, то нет смысла российской делегации участвовать в этой структуре [12].

Документ единогласно поддержали все парламентские фракции. В заявлении говорилось, что «в сложившейся ситуации Государственная Дума не видит оснований для возвращения российской делегации в ПАСЕ и возобновления уплаты Российской Федерацией взносов в бюджет Совета Европы». В ответ 21 января 2019 года председатель страсбургской Ассамблеи Л.Мори Паскье заявила о необходимости политического диалога с Россией и в то же время указала на важность выполнения всеми государствами - членами СЕ их финансовых обязательств [13]. То есть диалог нужен, но деньги - вперед. Такой шантаж был для нас неприемлем. Но мы не прекращали работу по урегулированию кризиса на наших условиях.

Следующее «окно возможностей» открылось на весенней части ежегодной сессии. Принятая на одном из ее заседаний резолюция 2277 по докладу Т.Кокса «Роль и миссия Парламентской ассамблеи: основные вызовы будущего» [14] вновь содержала призыв к российской делегации вернуться в Страсбург. В то же время ее основной новацией стало предложение создать процедуру совместного реагирования на случаи нарушения государством-членом своих уставных обязательств. Предполагалось, что эта «трехсторонняя» процедура может быть запущена ПАСЕ, КМСЕ или генсеком СЕ, при том что все три института будут участвовать в ней. Фактически это предложение означало нахождение компромисса, открывшего путь к полному урегулированию кризиса. И это был компромисс, который, как показали дальнейшие события, учитывал требования России.

Очевидный перелом в затянувшихся переговорах произошел 17 мая 2019 года на 129-м заседании Комитета министров Совета Европы в Хельсинки, выступая в ходе которого министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул, что «системный кризис отразился на работе главного органа СЕ - Комитета министров», а «подлинно равноправное межправительственное сотрудничество в рамках Совета Европы перестает восприниматься как ценность» [15].

Именно глава российского МИД указал на актуальнейшую задачу - возвращение консенсуса в Совет Европы. И слова Лаврова были услышаны. В своих Хельсинкских решениях КМСЕ подчеркнул, что все государства - члены Совета Европы имеют право участвовать на равной основе в двух уставных органах организации, до тех пор пока не применяются ст. 7, 8 или 9 Устава СЕ, а в качестве первоочередной задачи было отмечено восстановление культуры консенсуса в Совете Европы [16].

Бюро Ассамблеи на своем заседании уже 23 мая поручило комиссии по регламенту принять во внимание Хельсинкские решения при подготовке соответствующего доклада. В итоге докладчица П. Де Суттер предложила внести две ключевые поправки в регламент ПАСЕ. Во-первых, было решено дополнить правило 10.1.с регламента ПАСЕ следующим пояснением: «Права членов голосовать, выступать и быть представленными в Ассамблее и ее органах не должны приостанавливаться или отменяться в контексте оспаривания или пересмотра полномочий» [17]. Вторая поправка была призвана открыть возможность для участия в летней сессии ПАСЕ делегациям, которые не подавали заявку в январе.

Российская делегация приехала на летнюю сессию в Страсбург, но не вошла в зал до тех пор, пока не были приняты все изменения в регламент, а наши права не были восстановлены в полном объеме. Да, в тот момент мы были готовы покинуть Страсбург в любой момент.

26 июня 2019 года ПАСЕ проголосовала за восстановление полномочий России без изъятий 116 голосами против 62. Россия разорвала санкционную цепь, а Европа убедилась, что не может без России.

После нашего возвращения европейские парламентарии стали получать не только дезинформацию от членов украинской и британской делегаций, но и узнали о том, кто такой Кирилл Вышинский, что произошло с Олесем Бузиной, о трагедии в Доме профсоюзов в Одессе, о том, что на самом деле происходит на Юго-Востоке Украины и откуда взялся «Бук» на Донбассе.

Уже в сентябре 2019 года Россию посетил Франк Швабе, председатель группы «Социалисты, демократы и зеленые» в ПАСЕ, докладчик по правам человека на Северном Кавказе. В рамках его визита состоялись встречи с председателем Госдумы Вячеславом Володиным, членами Совета Федерации и представителями всех думских фракций. Эти встречи стали нашим сигналом европейским коллегам: Россия серьезно настроена на выстраивание эффективной работы в ПАСЕ. Без равноправного диалога не может возникнуть доверия, а без доверия любая работа и попытки найти решение общих проблем будут бесполезны. Долгий путь к возвращению показал, что мы можем искать решения и добиваться результатов, не отступая от своих позиций и принципов. Этим опытом мы будем руководствоваться и впредь, развивая ПАСЕ как площадку открытого, демократичного и равноправного межпарламентского диалога.

О наших принципах, ценностях и интересах

Безусловно, возвращение России в ПАСЕ стало победой российской парламентской дипломатии. Но даже после возобновления нашей работы в страсбургской Ассамблее мне часто приходится слышать от своих избирателей нелицеприятные вопросы. И их много. Спрашивают и о том, зачем Россия унижается на площадках, подобных ПАСЕ. И о том, зачем мы должны слушать злобные выпады в наш адрес от представителей русофобского лобби - Британии, Польши, ряда скандинавских стран и некоторых бывших советских республик. Каким образом на территории России можно считать легитимными решения Европейского суда по правам человека, в выборе судей которого в течение пяти лет не участвовали представители нашей страны? За что мы должны платить взносы в ПАСЕ? Зачем мы туда вернулись?

Отвечу так: если против человека предпринимаются противоправные действия, он идет в суд, нанимает адвоката и платит ему деньги - немалые, к слову сказать. Так вот, в данном случае тоже речь идет о защите, но о защите чести целого государства. Последние годы нас «судили» без нас, предъявляли абсурдные обвинения, принимали резолюции на основании лишь голословных, а порой откровенно лживых заявлений. Наше мнение никто не слушал и не слышал, некому было предъявить аргументы в защиту позиции России. Именно поэтому мы не признаем резолюции, принятые в наше отсутствие. Мы вернулись в ПАСЕ, чтобы быть услышанными, чтобы предотвратить дальнейшие провокационные выпады в адрес России, чтобы донести свою точку зрения и рассказать правду. А нам есть что рассказать.

Мы продолжим отстаивать интересы России на всех международных площадках, продолжим развенчивать мифы западной пропаганды. России сегодня действительно нужна помощь тех, кто сохраняет русские традиции, культуру и русский язык за рубежом, несмотря и вопреки агрессивным русофобским выпадам; кто распространяет в странах своего проживания объективную информацию о современной России. Сегодня, как никогда, мы должны быть вместе. Мы будем продолжать отстаивать на площадке ПАСЕ и в других межпарламентских ассамблеях интересы живущих в странах бывшего СССР русских, которые стали самым большим разделенным народом Европы. Россия не позволит игнорировать их фундаментальные права, в том числе неотъемлемое право говорить на родном языке.

Убежден, что в современном мире, полном вызовов, нации необходимо сохранять свою идентичность и при этом двигаться вперед, желательно без швондеровских инструкций, материализованных в виде европейских докладов, резолюций и рекомендаций. Россия не для того проходила такой сложный многовековой путь развития, боролась за свой суверенитет и независимость, чтобы кто-то мог указывать, как нам жить. 30 лет назад мы совершили огромную ошибку, пытаясь заимствовать на Западе чуждые нашей стране и нашей русской цивилизации ценности. Сейчас пришло время исправлять ошибки прошлого. Сегодня мы выходим из-под колпака, которым нас накрыли в 1990-х годах.

До сих пор есть люди, которые считают, что Россия существует 30 лет. Я им глубоко сочувствую. России - страна с более чем тысячелетней историей, у нас есть многовековые традиции государственности. Мы - отдельная цивилизация и отдельный мир. Многие удивятся, но наша демократия имеет куда более длинную историю, чем некоторые страны, которые нас сегодня пытаются учить.

Поправки в Конституцию РФ, которые закрепляют наши традиционные ценности - традиционную семью, детей как приоритет государственной политики России, нерушимость наших границ и территорий, приоритет нашего Основного закона над нормами международного права и решениями каких-либо международных организаций, были поддержаны подавляющим большинством нашего общества. Мы просим учесть это наших западных коллег. И нам не важно, кто и что думает в Европе о семейных ценностях, вере, вопросах безопасности российских граждан - это внутренние дела России.

Только перестав воспроизводить чужие модели в экономике и политике, мы можем рассчитывать на прорыв. Наши дети и внуки должны иметь возможность принимать собственные решения в отношении того, как им жить, а не получать их в виде «карго-культа» из-за океана.

С таких позиций и нужно, на мой взгляд, подходить к работе в Совете Европы и ПАСЕ. Цель Парламентской ассамблеи Совета Европы - возможность равноправного диалога между представителями всех стран-участниц. В ПАСЕ, как и во всех других международных структурах, мы не декларируем свое превосходство и не говорим о том, что наше мнение единственно верное. Россия не является мировым жандармом, Россия не гегемон, Россия - это одна из великих держав, взявших на себя историческую миссию возвращения миру тех норм и принципов, которые заложены в Уставе ООН.

Однако при этом мы продолжаем сталкиваться с откровенными провокациями против нашей страны. Думаю, причина кроется в том, что современная Россия не вписывается в представление западных коллег о «правильном миропорядке» - мы слишком самостоятельны и независимы в своей жизни и принятии решений. Поэтому появляются отравители Скрипалей, якобы российские «Буки» на территории Донбасса, «берлинские пациенты» и т. п. Коллективный Запад ждет от нас резкого необдуманного движения, нас провоцируют и создают опасные прецеденты.

Какой выход видится из этого? С одной стороны, пока мы играем с шулерами по их же правилам, выиграть невозможно. Такую игру надо прекращать: не оправдываться, не доказывать, а отходить в сторону. С другой стороны, только спокойствие, трезвая оценка ситуации и следование своим собственным принципам, национальным интересам и приоритетам. Как в одной известной басне Крылова.

Давайте смотреть правде в глаза: у наших оппонентов нет цели узнать правду, речь не про поиск истины и торжество справедливости. Речь сегодня идет про планомерную атаку на Россию, на ее суверенитет. Конституция - это наша линия обороны от внешнего вмешательства в дела России, это та линия, которую сейчас мы выстраиваем в интересах будущих поколений. Именно поэтому такие неприкосновенные вещи, как традиционный брак и семья, были закреплены в обновленной Конституции.

И, вполне ожидаемо, конституционная реформа РФ сегодня никак не дает покоя нашим европейским коллегам. Мы терпеливо продолжаем разъяснять им, что процедура принятия поправок полностью соответствовала действующей Конституции РФ. Кроме того, сами поправки направлены на укрепление гражданских, политических, социальных, культурных и языковых прав граждан России. Конституционный текст дополнился таким важным положением, как запрет на отчуждение территорий РФ. В нем подчеркивается исторически сложившееся государственное единство России, почитание памяти защитников Отечества и защита исторической правды, а дети теперь являются важнейшим приоритетом государственной политики нашей страны. Нравится это кому-то из европейцев или нет, но это наша страна, наши дети, наши семьи.

Подчеркну, что поправки к ст. 79 не ставят под сомнение место и роль международного права в национальной правовой системе. Сохраняется действие ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Но в этой же статье предусмотрено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Ей не могут противоречить и международные договоры РФ.

Как неоднократно указывал Конституционный суд нашей страны, нормы международного права не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции и реализуются при условии признания ее высшей юридической силы. Напомню, Россия не отказывается от выполнения решений того же ЕСПЧ. Но мы не можем допустить использования межгосударственных судебных органов в качестве инструмента политического влияния, и ни одно их решение, если оно идет вразрез с нашей Конституцией, не может быть для нас обязательным к исполнению.

Итак, основной принцип нашего межпарламентского сотрудничества состоит в том, что Россия открыта к диалогу со всеми государствами на равноправных и взаимоуважительных условиях. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что времена, когда на полях международных парламентских организаций мы просто обменивались любезностями, давно прошли.

Парламентский вклад в общее европейское будущее

В 2020 году мы отмечали 75-летие Великой Победы. Это был хороший повод к примирению Европы, к тому, чтобы остановиться, сесть и спокойно поговорить, подумать о том, что все мы можем сделать для того, чтобы Европа больше никогда не пережила ужасы войны. На январской сессии ПАСЕ 2020 года мы начали сбор подписей в поддержку нашей декларации, осуждающей попытки пересмотра итогов Второй мировой войны, уничтожение захоронений воинов, павших за освобождение Европы от фашизма. Мы предлагаем внести во все учебники истории стран Совета Европы правдивую информацию о той войне с учетом позиций, утвержденных Нюрнбергским трибуналом в 1946 году. Подписная кампания вышла далеко за пределы ПАСЕ, и на сегодняшний день декларация «Осуждение попыток пересмотра итогов Второй мировой войны» [18] объединила 244 парламентария из 24 стран.

В целом мы положительно оцениваем 2020 год. На январской сессии меня избрали вице-спикером страсбургской Ассамблеи, и полномочия делегации Российской Федерации были подтверждены в полном объеме: в поддержку выступили 96 членов Ассамблеи, против - 44. Все, чего мы добились после возвращения на эту международную площадку, - результат работы всей нашей делегации. Избрание вице-спикера ПАСЕ от России позволило нам участвовать в работе одного из руководящих органов Ассамблеи - ее Бюро и влиять на формирование повестки сессий ПАСЕ.

Если говорить о текущих вызовах, то пандемия COVID-19 стала огромным вызовом для нашего сотрудничества с коллегами-парламентариями из других стран. Работа всех межпарламентских организаций, таких как ПАСЕ, ПА ОБСЕ, МПС и ряда других, была переведена в онлайн-режим. В то же время ситуация с пандемией дает Совету Европы, на мой взгляд, редкую возможность провести тематический мониторинг лучших и худших практик действий властей всех 47 государств-членов. Редкий случай, когда можно было бы отодвинуть в сторону политику и вспомнить о том, что права человека имеют еще и социальное, и экономическое измерение.

Российская делегация еще в апреле 2020 года выступила с Декларацией об общеевропейской солидарности в условиях борьбы с пандемией [19]. Мы призвали Парламентскую ассамблею направить сэкономленные в результате отмены ее весенней сессии средства наиболее пострадавшим европейским странам. Наша инициатива была поддержана многими коллегами из других стран Европы.

Итак, Совет Европы и его Парламентская ассамблея - это наши собеседники. Данную концепцию предложила М.Пейчинович-Бурич, генсек СЕ, в ходе встречи с членами российской делегации в Государственной Думе 20 октября 2020 года. Ее визит подвел окончательную черту под кризисом в Совете Европы. Открытый, прямой и честный диалог по всем вопросам должен служить надежной основой для создания и укрепления наших равноправных взаимоуважительных отношений. Конечно, антироссийская риторика все еще сохраняется, но теперь мы можем ответить на враждебные выпады в адрес нашей страны.

Мы не исключаем в будущем возможные кризисы в наших отношениях с Советом Европы, и мы к ним готовы. Но со своей стороны делаем все, чтобы это предотвратить. Риски этого, на мой взгляд, заложены в том, что ПАСЕ еще отказалась не от всех самоприсвоенных санкционных полномочий, вопреки Хельсинкским договоренностям.

В условиях пандемии, когда в регламент Ассамблеи вносятся «временные исключения» и особые правила, риск политизированного использования ее санкционных полномочий возрастает. Мы внимательно следим за всеми изменениями в регламенте ПАСЕ, в том числе связанными с созданием трехсторонней процедуры. Напомню, что наша делегация выступила с заявлением по итогам принятия ПАСЕ соответствующей резолюции на январской сессии 2020 года [20]. В нем мы говорим, что трехсторонняя процедура должна быть единственным механизмом ограничения прав представительства и участия государств в уставных органах Совета Европы, запуск должен быть основан на широком «консенсусе» и что именно из этого понимания мы будем исходить при любом возможном запуске данной процедуры. На этой позиции в ходе своих выступлений настаивал наш коллега, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Кисляк.

Хотелось бы коснуться еще одного вопроса. Россия является участником многих конвенций СЕ, всего 67. Они затрагивают практически все сферы жизни - от прав человека до защиты животных и применения допинга. Но в случае выхода из Совета Европы мы автоматически выходим и из этих конвенций, они перестают действовать в отношении России. Сразу оговорюсь: ситуация не будет критичной и никаких особых последствий для нас не повлечет. Мы можем вновь присоединиться ко всем необходимым нам конвенциям, даже не являясь членом Совета Европы. Подчеркну также, что все ключевые права и свободы человека защищены и закреплены в Конституции России и других национальных законодательных актах.

Между тем для Совета Европы, на мой взгляд, последствия нового кризиса могут быть куда более серьезными. Эта организация не может полноценно работать без учета мнения самой крупной европейской державы. Не прислушиваясь к голосу России, невозможно планировать европейское будущее. Поэтому Россия была, есть и будет полноправным участником всех процессов, касающихся будущего этого региона.

 

Источники и литература

1. Глава ПАСЕ сожалеет об отсутствии российской делегации на зимней сессии. РИА-НОВОСТИ. 23.01.2017 // URL: https://ria.ru/20170123/1486288779.html

2. Заявление МИД России в связи с приостановкой уплаты взноса России в Совет Европы за 2017 год // URL: https://coe.mid.ru/sotrudnicestvo-v-pase/-/asset_publisher/FpKkD18f4l4G/content/zaavlenie-mid-rossii-v-svazi-s-priostanovkoj-uplaty-vznosa-rossii-v-sovet-evropy-za-2017-god

3. PACE Resolution 2186 (2017) «Call for a Council of Europe summit to reaffirm European unity and to defend and promote democratic security in Europe». Adopted on 11 October 2017 // URL: https://pace.coe.int/en/files/24210/html

4. Motion for a recommendation. PACE Doc.13968. 28.01.2016 // URL: https://pace.coe.int/en/files/22495/html

5. Report of the Ad hoc Committee on the role and mission of the Parliamentary Assembly. Bureau of the Assembly. AS/Bur/MR-PA(2018) 8. 28 June 2018. P. 2 // URL: http://www.assembly.coe.int/LifeRay/BUR/Pdf/DocsAndDecs/2018/AS-BUR-MRPA-2018-08-EN.pdf

6. Ibid. P. 6.

7. Report of the PACE Committee on Rules of Procedure, Immunities and Institutional Affairs “Strengthening the decision-making process of the Parliamentary Assembly concerning credentials and voting”. Doc. 14621. Adopted by the Committee on 21 September 2018 // URL: http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=25052&lang=en

8. ПАСЕ отказалась голосовать за изменение санкционных правил ради РФ. Европейская правда. 9.10.2018 // URL: https://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2018/10/9/7087975/

9. Предлагалось принять критерии, согласно которым полномочия национальной делегации могут быть оспорены по существу при открытии очередной сессии на основании ходатайства, представленного не менее чем 1/6 членов Ассамблеи, присутствующих на сессии, принадлежащих по крайней мере к пяти национальным делегациям. В то же время большинство, необходимое для принятия решения об оспаривании или пересмотре полномочий, предлагалось поднять до 2/3 поданных голосов при кворуме в 1/3 членов Ассамблеи, имеющих право голосовать. Но эти предложения не были поддержаны Ассамблеей.

10. Володин не исключил выхода России из Совета Европы. Интерфакс. 14.10.2018 // URL: https://www.interfax.ru/russia/633256

11. Заявление Государственной Думы «О ситуации вокруг российского участия в Парламентской ассамблее Совета Европы». 17.01.2019 // URL: http://duma.gov.ru/news/29465/

12. Вячеслав Володин: если регламент ПАСЕ не будет изменен, РФ нет смысла участвовать в этой структуре. 14.01.2019 // URL: duma.gov.ru/news/29427

13. Глава ПАСЕ указала на необходимость политического диалога с Россией. 21.01.2019 // URL: https://iz.ru/836296/2019-01-21/glava-pase-ukazala-na-neobkhodimost-politicheskogo-dialoga-s-rossiei

14. Resolution 2277 (2019) «Role and mission of the Parliamentary Assembly: main challenges for the future». Adopted by the Assembly on 10 April 2019 // URL: https://pace.coe.int/en/files/27662/html

15. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на 129-й министерской сессии Комитета министров Совета Европы. Хельсинки. 17 мая 2019 года. 17.05.2019 // URL: https://www.mid.ru/vistupleniya_ministra/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/3651517

16. CM/Del/Dec(2019)129/2_1 / 17 May 2019 (CM-Public). 129th Session of the Committee of Ministers (Helsinki, 17 May 2019) - 2. A shared responsibility for democratic security in Europe - Ensuring respect for rights and obligations, principles, standards and values. // URL: https://www.coe.int/en/web/cm/may-2019/-/asset_publisher/FJJuJash2rEF/content/129th-session-of-the-committee-of-ministers-17-may-2019-?_101_INSTANCE_FJJuJash2rEF_viewMode=view

17. Resolution 2287 (2019) «Strengthening the decision-making process of the Parliamentary Assembly concerning credentials and voting». Adopted by the Assembly on 25 June 2019 // URL: https://pace.coe.int/en/files/27980/html

18. Written declaration №702 «Condemnation of attempts at Second World War revisionism». Doc. 15058. 30 January 2020 // URL: https://pace.coe.int/en/files/28578/html

19. Written declaration №712 «Pan-European solidarity in times of fight against the COVID-19 pandemic». Doc. 15103. 29 Aprtil 2020 // URL: https://pace.coe.int/en/files/28638/html

20. Делегация РФ в ПАСЕ выступила против резолюции, регламентирующей ограничение прав национальных делегаций. 31.01.2020 // URL: http://duma.gov.ru/news/47668/