Профсоюзное движение в современной дипломатической службе Франции


Профессиональные союзы объединяют людей, занимающихся каким-либо определенным видом деятельности, для совместной защиты своих моральных и материальных интересов. Профсоюзы, в которые входят сотрудники Министерства иностранных дел (МИД)* (*В настоящее время французский МИД носит название Министерство иностранных дел и международного развития (Ministère des Affaires étrangères et du Développement international, MAEDI). Однако министерство неоднократно переименовывалось (последний раз в 2014 г.), и в данной статье именуется как МИД. Так же поступают и многие французы, в том числе и профсоюзы, чьи отделения в министерстве имеют дополнение «МИД», которое не  меняется при каждом очередном переименовании. ) Франции и загранпредставительств, занимаются такой же традиционной для подобных организаций деятельностью. Это борьба за улучшение условий и оплаты труда, сохранение рабочих мест и повышение компенсаций в случае увольнений - то есть достижение преимущественно экономических целей и задач. Вместе с тем исторически профсоюзы участвовали в социальной и политической борьбе, считая экономические условия производными от политической ситуации. В условиях МИД этот аспект профсоюзного движения выглядит весьма специфично.

По мнению как исследователей дипломатии и госаппарата, так и самих дипломатов, существует несомненная (хотя не прямо пропорциональная, конечно) зависимость между эффективностью деятельности дипслужбы и ее финансированием1. Общая тенденция последних десятилетий к снижению финансирования имеет в отношении этого конкретного министерства несомненный социологический и политический аспект: дело в незначительности человеческого потенциала МИД, если рассматривать его сотрудников как избирателей. Сколько их может выйти на улицу с экономическими требованиями, особенно по сравнению с такими министерствами, как образования или здравоохранения? Однако как служащие, работающие за зарплату, многие мидовцы являются участниками профсоюзного движения и участвуют в традиционной для таких организаций деятельности.

Спецификой Франции вообще является чрезвычайно низкое участие работников в профессиональных союзах. Речь идет не о 60-70% членов профсоюзов от общего числа занятых, как в Дании или Голландии, но всего о 7,7% (последние данные - за 2013 г.), что ставит страну на предпоследнее место в Европе (меньше только в Эстонии) и третье с конца в ОЭСР (перед Эстонией и Турцией)2. С этой точки зрения профсоюзное движение в МИД весьма интенсивное - выше среднего по стране. Французское государство, традиционно осуществляющее сильное регулирование большинства сфер жизнедеятельности своих граждан, формирует и правила профсоюзной активности.

Законом 1966 года были определены так называемые «представительские» (représentatives) профсоюзы, в список которых вошли пять организаций, в том числе CFDT* (*В настоящее время крупнейший профсоюз служащих Франции. Его отделение в МИД действует с 1974 г.) (Confédération Française démocratique du travail - Французская демократическая конфедерация труда), CGT (Confédération Générale du Travail - Всеобщая конфедерация труда), FO (Force Ouvrière - Рабочая сила). Эти профсоюзы отвечали пяти критериям, таким как независимость, количество членов, сбор членских взносов, длительность существования и патриотическая позиция в период оккупации во время Второй мировой войны. Они были изменены новым законом в 2008 году и получили больше прав, чем остальные. Так, они могли заключать коллективные договоры, а в некоторых случаях - объявлять забастовки и в государственном секторе.

Кроме отделений этих крупнейших общенациональных проф.-союзов (с приставкой MAE - МИД, то есть CFDT-MAE, CGT-MAE, FO-MAE), во французском МИД действуют также USASCC (L'Union Syndicale des Agents des Corps de Chancellerie - Профессиональный союз агентов шансельри*),(*Секретари «шансельри», то есть служащие канцелярии, относятся к вспомогательному составу министерства - сотрудникам категории «В». С 1996 по 2006 г. этот профсоюз был связан с UNSA.) ASAM-UNSA (Association Syndicale des Agents du Ministère des Affaires Etrangères / Union Nationale des Syndicats Autonomes - Профсоюзная ассоциация агентов Министерства иностранных дел / Национальный союз независимых профсоюзов), SUPMAE (Syndicat Unitaire du Personnel du Ministère des Affaires Etrangères - Единый профсоюз персонала Министерства иностранных дел).

Особенностью мидовских профсоюзов является то обстоятельство, что, в отличие от частного, коммерческого сектора, как и члены профсоюзов, так и администрация состоят в основном из профессиональных дипломатов. Другой особенностью является долгосрочная и целенаправленная борьба профсоюзов за стирание отличий в отношении положения и прав дипломатического (служащие категории «А»), вспомогательного и технического составов (категории «В» и «С»), несмотря на объективную существенную разницу в их работе. Образование, квалификация, специализация, опыт, полномочия у этих групп сотрудников разные. Однако равенство - как один из основных принципов профсоюзного движения - предопределяет направления и формы конкретных действий. К тому же, конечно, есть и объективно общие цели - сохранение рабочих мест, повышение зарплаты, улучшение условий труда и т. д.

В профсоюзной работе можно обозначить несколько основных направлений, которые характерны именно для французского МИД. Один из наиболее острых вопросов в специфической дипломатической социальной среде, в которой конкурирует небольшое число специалистов узкой, но при этом очень высокой квалификации, - это кадровые назначения. Только с избранием президента-социалиста (Ф.Миттерана) в этой - одной из самых консервативных служб - начался определенный диалог по кадровым вопросам. В 1983 году в МИД впервые на паритетных началах между администрацией и сотрудниками были созданы министерские и местные консультативные комиссии (commissions consultatives paritaires ministérielles (CCPM) et locales (CCPL) для обсуждения и предотвращения произвола при приеме на работу и увольнении. Хотя, как отмечали профсоюзы, их роль постепенно и была сведена к минимуму3, но они стали началом нового для МИД процесса, затем периодически получавшего очередные импульсы.

Конечно, существует естественное движение кадров. Ежегодно МИД нанимает сотни сотрудников десятков профессий, потому что вакансии образуются вследствие завершения контрактов, выхода на пенсию или перехода сотрудников  на работу в другие места. Порядок, не меняющийся с 6 апреля 2016 года4, предусматривает подачу претендентами заявлений (примерно с 11 мая по 11 июня) и затем их вызов на конкурс (экзамены и собеседования).

Из новейших больших процессов - начатая 27 февраля 2017 года серия заседаний Рабочей группы по кадровому планированию GPEEC (gestion prévisionnelle des emplois, des effectifs et des competences - плановое управление рабочими местами, численностью персонала и компетенциями) под председательством генерального директора по административным вопросам и модернизации МИД Франции Элен Фарно-Дефромон (Hélène Farnaud-Defromont - Directrice générale de l’administration et de la modernisation, DGAM5) о прохождении службы всеми категориями сотрудников МИД («А», «В» и «С»).

Основа этих встреч - «мозговой штурм», к которому администрация приглашает всех работников для предложений по всем вопросам без каких-либо табу.  При этом, как это следует из названия департамента, проводящего такую работу, предложения и их обсуждение должны быть основаны на определенных принципах. Во-первых, это определение текущей ситуации в министерстве на основе понимания современных международных отношений и, во-вторых, соответствующие потребности, цели и задачи для МИД в целом и его различных подразделений на ближайшие пять лет.

Такими принципами являются поддержание универсальной сети диппредставительств и глобальная дипломатия, баланс между специалистами широкого и узкого профиля (концентрирующихся на деятельности отдельных департаментов), рост значения цифрового (компьютерного и коммуникационного) факторов6, изменяющих рабочую среду. Среди основных обсуждаемых тем: повышение квалификации управления подчиненными и использование информационных ресурсов для служащих категории «А», управление новыми кадрами, появляющимися в министерстве в связи с процессом его информатизации, и соответствующее повышение квалификации сотрудников, разрыв между имеющимися человеческими ресурсами и их вероятной потребностью в будущем (в частности, прогнозируется сохранение переизбытка кадров категории «А», которые не склонны к ранней, досрочной отставке и выходу на пенсию), ожидаемое увеличение трудностей в заполнении руководящих должностей женщинами и т. д. Кроме того, было обращено внимание на необоснованное применение срочных контрактов, особенно на должностях, требующих технических знаний, которое ставит сотрудников в ситуацию неуверенности (в то время как срочные контракты должны применяться только в исключительных случаях)7.

Еще одним из важнейших направлений профсоюзной работы является борьба за равенство. Его основные аспекты: доступ к должностям, условиям труда, отдыха и отставки в соответствии с компетенциями, отношением к работе, затраченными усилиями при недопущении половой, расовой, возрастной, социальной дискриминации (т. е. различий, обусловленных статусом сотрудника в министерстве). С этой целью профсоюзы постоянно ставят вопрос об унификации социальных прав и гарантий, а также о приеме на работу и прохождении службы для всех категорий сотрудников всех трех сетей (дипломатической, консульской, сотрудничества, в том числе культурного). Так, CFDT неоднократно предлагала их сближение если не слияние.

Крупным достижением стало утверждение порядка приема на работу посредством не только конкурсов, но и процедуры, специально названной «прозрачность» (transparence).

Основным механизмом работы по этому, как и многим другим направлениям, является СТМ - Технический комитет министерства (Сomité technique ministériel), формально возглавляемый министром, которого обычно представляет генеральный директор по административным вопросам и модернизации (Directeur général de l’administration et de la modernisation, DGAM8). Этот комитет, в соответствии с законодательством, действующим в МИД, как и во всех остальных госорганах, включает представителей администрации и профсоюзов, является консультативным органом, собирается не реже двух раз в год. Его члены избираются на четыре года, а заседания носят непубличный характер. Кроме него, работает также СТАС - Технический комитет центральной администрации (Сomité technique d’administration centrale), занимающийся, как следует из его названия, теми же вопросами, но в отношении только центрального аппарата.

На заседаниях СТМ и СТАС администрация ставит перед профсоюзами задачу выработки согласованного механизма снижения численности сотрудников, поскольку план бюджетной экономии спускается в министерство из правительства. Поэтому влияние профсоюзов на этот процесс весьма ограничено и состоит в организации данного движения с соблюдением максимально возможной справедливости, равенства, социальных прав и гарантий. При этом профсоюзы поддерживают МИД в его разъяснительной работе с правительством и президентом относительно необходимости сохранения мидовской сети загранучреждений как глобальной, что соответствует задачам, стоящим как перед французской дипломатией, так и ее внешней политикой в целом. Конечно, на членах профсоюза как сотрудниках министерства любое сокращение финансирования сказывается непосредственно и означает «заморозку» денежного содержания или замедление продвижения по службе (поскольку оно связано с повышением зарплаты и других выплат), то есть «блокирование социального лифта», о чем они и пишут. Одним из средств действия в данной ситуации является согласованное снижение ежегодного приема на работу новых сотрудников взамен уходящих на пенсию, что ведет к соответствующему уменьшению должностей.

CFDT-MAE регулярно ставит вопрос о подготовке служащих к отставке - завершению карьеры в министерстве. Прежде всего речь идет о том, что общество заинтересовано в использовании опыта, накопленного за время службы, а сами отставники - в продолжении активной деятельности. Основными сферами приложения их знаний считаются частный сектор и местные органы госуправления. Такие программы к середине 2010-х годов уже были разработаны в министерствах обороны и внутренних дел. Однако профсоюз выражает пожелания, чтобы проекты и подготовка к «жизни после МИД» касались не только высших кадров, но и всех сотрудников9. CFDT-MAE наблюдает за исполнением закона о паритете при приеме на работу женщин, особенно на руководящие должности. И в этой связи периодически требует разъяснений по поводу заявлений администрации о соответствующих трудностях в МИД10. В 2017 году профсоюзы в первую очередь добились изменения в расчете оплаты труда служащих-иностранцев, нанимаемых по контракту за рубежом. Департамент финансов перестал вычитать при увеличении зарплаты из локального в каждой стране роста цен размер французской инфляции11.

Весьма показателен пример жалобы CFDT-MAE в Секретариат по спорам Государственного совета на превышение полномочий в распоряжениях МИД об организации внешнего и внутреннего конкурсов на замещение должностей советников и секретарей МИД и секретарей восточной специализации (категории «А») и атташе (секретарей «шансельри», категории «В») от 12 февраля 2007 года. Жалоба была зарегистрирована 18 апреля, и 25 июня того же года Госсовет удовлетворил ее, отменив распоряжения. Решение было мотивировано тем, что указанные распоряжения «изменяют существо конкурсов». Поэтому, с одной стороны, по новым условиям этих конкурсов «иностранные языки, которые требовались прежде как обязательные и дополнительные, заменены на другие, и их количество сильно сокращено, а с другой стороны, изменилось содержание заданий и был существенно повышен проходной балл» и т. д. Но главное, что в целом эти условия вступали в силу немедленно и не давали возможности кандидатам как следует подготовиться к экзаменам в октябре (!) того же года. А подготовка такого рода требует длительного времени12.

Случаи назначений, особенно на посты глав дипмиссий - «нескромные», как говорят в профсоюзах, протекционистские, неоправданные с точки зрения карьерных сотрудников - не редки. Многие такие назначения совершаются в связи со сменой президентской администрации, правительства, в качестве своеобразного награждения за проделанную работу. Так, в связи с окончанием президентства Жака Ширака его бывший пресс-секретарь Жером Боннафон (47 лет) был назначен генконсулом в Нью Дели, его же бывший дипломатический советник Шарль Фрайз (44 года) - послом в Прагу, а дипломатический советник премьер-министра Кристоф Фарно (43 года) - послом в Афины. Наконец, в 2008 году генконсулом в Лос-Анджелесе стал 36-летний Давид Мартинон, бывший пресс-секретарь Президента Николя Саркози.

В МИД всякий раз становилось все больше недовольных таким ходом событий, тем более что с 1996 года было закрыто 18 генконсульств. Со временем такие случаи стали получать все более публичную и скандальную огласку. В результате, чтобы успокоить растущее раздражение кадровых дипломатов, Бернар Кушнер (Bernard Kouchner), министр иностранных дел (в 2007-2010 гг.) учредил комиссию с участием руководителей управлений и своего секретариата (кабинета министра). Чтобы обеспечить бóльшую прозрачность назначений, список вакансий стал публичным, все советники, отвечавшие соответствующим требованиям, могли на них претендовать, а кабинет министра представлял кандидатов Совету министров. Хотя это не исключило возможности появления в последний момент «внешней» кандидатуры.

В 2012 году профсоюз CFDT опротестовал назначение новым послом Франции в Таиланде Дамьена Лора (Damien Loras) - молодого дипломатического советника республиканца Н.Саркози. Еще действовавший на тот момент президент, желая, очевидно, вознаградить своего сотрудника, обезопасив его карьеру в случае поражения от социалиста Франсуа Олланда, издал декрет о назначении уже между первым и вторым турами выборов (которые он в итоге проиграл). И дело было не в том, что хорошо бы новому президенту самому решать, кто будет его представлять за рубежом, а в нарушении формальных правил таких назначений. Профсоюз подал сразу две жалобы - президенту и в Государственный совет, указав в них, что Лора не соответствует требованиям, предъявляемым к таким назначениям.

В частности, ст. 62 Статута дипломатических и консульских агентов в редакции 2009 года (реформа министра Б.Кушнера) предусматривает для должностей посла и советника-посланника прохождение службы в течение не менее десяти лет на руководящей должности категории «А», в том числе не менее трех лет за рубежом. Однако Лора никогда не занимал таких должностей, как директор странового департамента МИД или Генеральный консул (то есть не руководил коллективами), и потому профсоюз назвал это назначение незаконным и провокацией, подчеркнув, что дело не имеет политической окраски, а демарш осуществляется во имя обеспечения равенства (прав сотрудников)13. При этом Лора - высокопрофессиональный сотрудник, выпускник ENA (Национальной школы администрации), кадровый дипломат, к своим 42 годам поработавший и первым секретарем Постоянного представительства Франции при ООН, и в 2005-2007 годах в секретариате министра иностранных дел Филиппа Дуст-Блази (Philippe Douste-Blazy), и советником по отношениям с Америкой, Россией, Кавказом, Балканами и Центральной Азией в аппарате дипломатического советника Президента Республики в 2007-2012 годах. Профсоюз отдавал себе отчет, что рассмотрение дел в Госсовете занимает обычно два-три года, и тем не менее выразил надежду, что ввиду специфики этого случая срок может быть значительно уменьшен. И действительно, в октябре того же, 2012 года Д.Лора был назначен на должность Генерального консула в Сан-Пауло.

Для CFDT-MAE это был не первый подобный опыт: в октябре 2011 года профсоюз своим письмом генеральному секретарю МИД уже запрашивал разъяснения в связи с предполагавшимся  другим назначением того же Д.Лора - в тот раз на пост посла Франции в Бразилии. МИД официально не ответил, но назначение не состоялось. CFDT также воспрепятствовал незаконной карьере других близких к Саркози сотрудников - добился неназначения Ива Марека (Yves Marek) послом в Монако и отзыва Бертрана Лортолари (Bertrand Lortholary) с должности посла в Индонезии, который уже приступил (!) к своей работе в феврале 2012 года14.

Своим решением от 23 июля 2012 года Госсовет аннулировал эти назначения в связи с тем, что упомянутые послы не занимали руководящих должностей и, таким образом, не доказали свою способность управлять другими сотрудниками, что является обязательным условием. В результате Б.Лортолари в августе 2012 года поехал Генконсулом в Нью-Йорк, а послом во Вьетнаме стал в 2016 году. Судьба же Ива Марека сложилась иначе. Этот профессиональный дипломат так и не получил назначения и подал на свое министерство в суд. И 17 апреля 2014 года Административный суд Парижа постановил выплатить Мареку из бюджета МИД компенсацию в 90 тыс. евро за непредоставление ему очередного ранга и поста, соответствующего его компетенциям и выслуге, в течение почти шести лет, поддержав истца в том, что это была дискриминация в связи с его политическими (правыми) взглядами.

Как крупный работодатель преподавателей, МИД испытывает определенное давление и со стороны других профсоюзов, в частности самого крупного профильного профобъединения - Syndicat National Unitaire des Instituteurs, Professeurs des écoles et PEGC (SNUIPP, Национальный объединенный синдикат школьных учителей). Сообщая о конкурсах, организуемых для учителей с целью работы за рубежом в учреждениях, контролируемых МИД, этот профсоюз критически комментирует их организацию. В частности, он отмечает, что, несмотря на механизм рассмотрения и утверждения кандидатур паритетными консультативными комиссиями (CCPM), не все претенденты проходят через них, многие утверждаются до комиссий, и профсоюзы постоянно протестуют против такой практики15.

Интересным представляется то обстоятельство, что практически все мидовские профсоюзы в той или иной мере излагают свое видение идеального Министерства иностранных дел. Причем не только с точки зрения прав сотрудников, но и роли и места министерства во французском государстве, его внешней политике, в международных отношениях в целом. Социальный процесс в МИД и вокруг него имеет разноплановый характер. Администрация, представляя интересы, имманентно противоположные интересам трудящихся, сотрудников на зарплате, причем самого разного уровня квалификации и выполняемых обязанностей, ведет себя с ними как управленец и (в экономических категориях) представитель собственника. Государство - и в части экономических вопросов прежде всего Министерство финансов - постоянно требует снижения издержек, «оптимизации» персонала и его функций. Сокращение (относительное, а по некоторым статьям и абсолютное) финансирования, кадровое сокращение - это долговременный процесс, неуклонно проводимый уже не одно десятилетие, независимо от того, кто заседает в Елисейском и Матиньонском, Люксембургском и Бурбонском дворцах.

Нововведением последних лет стала передача части консульских функций, прежде всего визовых, на аутсорсинг. Профсоюзы выступили и выступают резко против этих процессов. Между прочим, история с визовыми и подобными вопросами имеет и еще один аспект. В XXI веке французские дипломатические сотрудники впервые бастовали. МИД - очень маленькое министерство. Резонанс и эффект от забастовок даже всех его агентов и вспомогательного персонала вряд ли можно даже себе представить.

У президента и премьера есть собственные, пусть и небольшие, аппараты дипломатических советников. Поэтому наиболее заметными забастовочные действия могут быть только там, где дипломатическое ведомство соприкасается с массовым заказчиком своих услуг, то есть по консульским вопросам, чаще всего визовым. В то же время есть и объективные причины этих реформ. Прежде всего, это резкий рост мобильности граждан большинства стран мира (в том числе и французов), которые обращаются за услугами. В свою очередь, многие услуги не требуют высокой квалификации, могут выполняться менее квалифицированным персоналом под руководством опытного и компетентного управленца.

Важным обстоятельством является противоречие между принципом солидарности, основным для профсоюзного движения, и принципами уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств, основных для дипломатической деятельности. Если внутри страны призывы профсоюзов к массовым мероприятиям (1 Мая, забастовки) и участие в них дипломатов и вспомогательного персонала еще могут быть объяснены правом на выражение личной позиции, не связанной с работой министерского чиновника, то поддержка протестных акций за рубежом, очевидно, противоречит принципам нейтралитета и невмешательства, которые дипломат обязан соблюдать во время своей службы. В этой ситуации и центральной администрации, и руководителям загранучреждений приходится действовать еще осторожнее.

Одним из путей решения таких проблем администрация видит в перекладывании ответственности на местные профсоюзы. Со своей стороны профсоюзы, поддерживая граждан других стран, нанятых во французские учреждения за рубежом, выступают против защиты их прав местными профсоюзами. Например, в 2013 году прошло несколько забастовок французских преподавателей Миссии по образовательному и языковому сотрудничеству (Mission de coopération Éducative et linguistique, MICEL), работавших в университетах и лицеях Турции. После очередной реформы (2012 г.) этот институт сотрудничества продолжил действовать под эгидой МИД, но в качестве финансово автономного учреждения (établissement à autonomie financière, EAF).

В 2009 году было принято решение перейти от бессрочных к пятилетним контрактам преподавателей. И по мере приближения истечения их сроков протестные настроения нарастали. Спецификой ситуации было то, что возврата к прежнему порядку требовали не только французы, но и их турецкие коллеги, а также и ректоры вузов. Главный довод заключался в том, что качественному обучению вредит частая и насильственная ротация преподавателей. Французским дипломатам в Турции пришлось действовать весьма осторожно, хотя решение зависело от Центра, Главного управления по глобализации (Direction Générale de la Mondialisation, DGM).

Сами по себе условия трудаобсуждаются везде, где есть отношения найма рабочей силы. Но в МИД существует своя специфика, которая накладывает отпечаток и на трудовые отношения. Одним из крупных вопросов, находящихся на постоянном контроле профсоюзов, является регламентация баланса рабочего и личного времени сотрудников, характер работы которых подразумевает непредвиденные, а также и планируемые переработки. В этом вопросе можно выделить две крупные темы: регламентация и планирование служебных обязанностей и соответствующего служебного времени и право на полноценный отдых. В первом случае речь идет о том, чтобы минимизировать практику незапланированных, предпринятых в последнюю минуту, особенно в конце рабочего дня или рабочей недели, разного рода мероприятий, прежде всего совещаний.

Во втором случае в центре внимания профсоюзов - реализация так называемого Закона о праве на неконтактирование. В условиях современного тотального наличия и использования средств связи сотрудник, уже покинув рабочее место, может в любой момент быть вызван по телефону или Интернету. Даже если при этом не требуется его возвращение в офис или другое перемещение в пространстве, уже сам факт того, что и на отдыхе сотрудник должен заниматься служебными вопросами, то есть, по сути, продолжать работать, является во Франции с 1 января 2017 года нарушением.

Обязательному рассмотрению СТМ, то есть согласованию с представителями сотрудников, подлежат все вопросы и проекты документов, касающиеся организации и функционирования министерства (мидовская сеть учреждений, проект МИД XXI в.), планирования управлением рабочими местами, численностью персонала и компетенциями (GPEEC), руководящих принципов кадровой политики (Хартия времени, качество жизни на рабочем месте, премии и надбавки), установленных Законом норм о статусе госслужащего (протокол Жакоба*, (*Так называемый «протокол Жакоба» (protocole Jacob) - протокол, подписанный в 2006 г. министром гражданской службы (ministre de la Fonction publique) Кристианом Жакобом, определившим новые права граждан на индивидуальное пожизненное профессиональное обучение в рамках социального диалога с работодателями.) закон Соваде16), технологических разработок (портал «Дипломатия»), профессиональной подготовки, трудоустройства и профессионального равенства (паритет мужчин и женщин, борьба с дискриминацией).

Активно занимается этой проблемой CFDT-MAE. Так, после трех лет усилий, 31 октября 2016 года, профсоюз наконец констатировал прогресс в выработке внутренних регламентов, которой занимался  СТМ, а затем и СТАС, созданный в декабре 2014 года, после очередных профсоюзных выборов. Цель выработки и соблюдения этих внутренних регламентов состоит в гармонизации служебной деятельности и личной жизни на основе Хартии времени, права на отключение (le droit à la déconnexion) и т. д. В соответствии с «Дорожной картой» по профессиональному равенству (Feuille de route en matière d’égalité professionnelle) и решением СТМ от 1 октября 2013 года был начат эксперимент по переопределению внутренних регламентов циклов и часов  работы служб центрального аппарата. Добровольно первыми подразделениями стали управления Африки и Индийского океана, ООН, Управление Америки (Les directions d’Afrique et de l’Océan Indien (DAOI) et des Nations unies et des organisations internationales (NUOI), la direction des Amériques).

Среди промежуточных результатов было отмечено обеспечение взаимозаменяемости заместителей директоров управлений, позволяющее им отныне нормально проводить отпуска. Вместе с тем сохранились некоторые дурные привычки, в частности объявление совещаний после 18.00, поручения секретариата министра, направляемые подчиненным в последнюю минуту. Но главное, отметили профсоюзные активисты, так и не налажен контроль рабочего времени, в том числе сколько сотрудники перерабатывают сверх установленных законом норм.

Пожалуй, этот вопрос является одним из самых трудно решаемых, поскольку непосредственно связан со спецификой дипломатической работы. Если ряд документов носит вполне планируемый характер, то невозможно учесть непредвиденные события, которые могут произойти и время от времени происходят почти в 200 странах мира. А по каждому экстренному случаю, как правило, МИД готовит не только собственную реакцию, но и материалы по запросам других госорганов. К этому стоит добавить и объективную временную разницу (часовых поясов) у большого числа государств. Таким образом, работать строго с 9.00 до 18.00 возможно только в теории, либо снизив ответственность за выполнение своих обязанностей.

Тем не менее совместная позиция CFDT, CGT и ASAM заключалась в том, что такой эксперимент не должен продолжаться бесконечно и новые внутренние регламенты использования рабочего времени должны быть выработаны в разумные сроки, прежде всего точно учитывая переработки сотрудников (посредством использования системы баджей - электронных пропусков). Пока же работники получают только поощрительные премии, прямо не связанные с количеством переработанных часов.

В 2014 году CFDT предложил ликвидировать дежурства в выходные дни, мотивируя это созданием системы дежурств в кризисном центре и возможностью заменить личное присутствие дежурных в кабинетах телефонной связью с ними. Однако в том же году только три управления выработали такие регламенты, а 2015 год не дал вообще никаких результатов в этой области, и профсоюзы предложили сделать эту работу критерием управленческих компетенций руководителей подразделений, раз они не в состоянии разработать документы о своей собственной работе. Администрация же объясняла, что этот процесс такой медленный из-за того, что требуется много времени, чтобы обсудить вопрос с каждым сотрудником, и сложно провести общее собрание.

Наконец, в 2016 году сначала четыре, а затем еще пять управлений представили вниманию СТАС свои регламенты, и Главное управление по административным вопросам заговорило о «маленькой внутренней революции» и «изменении мышления», что было одобрительно встречено профсоюзами. Тем не менее на заседаниях СТАС не все регламенты были одобрены, представители профсоюзов отмечали изъяны в подготовительной работе, формальный подход, не учитывавший мнения и нужды сотрудников в некоторых управлениях (в частности, в Управлении архивов, Управлении протокола, Управлении финансов)17. А в связи с очередным заседанием Рабочего комитета СТАС 4 апреля 2017 года CFDT выступила с заявлением об отсутствии прогресса в выполнении Хартии о рабочем времени 2015 года и предложила администрации организовать работу по шести направлениям. Кроме уже упоминавшихся ускорения выработки всеми управлениями внутренних регламентов рабочего времени и реализации права на отключение, это внедрение электронного учета рабочего времени прежде всего для точного определения переработок18.

 Уже долгий период длится конфликт мидовских профсоюзов с правительством по поводу сотрудников, здоровью которых был нанесен ущерб из-за работы в здании «Трипод» в Нанте. Современный по тем временам офис, построенный с использованием асбеста, был открыт в 1972 году. За 20 лет до его закрытия, а затем и сноса в нем успели поработать свыше 1800 служащих министерства, а также некоторых других ведомств. Асбест запрещен во Франции; действует программа льгот тем, кто пострадал от его применения в различных видах. Однако до сих пор, несмотря на постоянные обращения профсоюзов к премьер-министру, мидовцы, работавшие в «Триподе», так и не признаны пострадавшими и не включены в соответствующую программу (на сегодняшний день около 400 таких человек продолжают трудиться)19.

Несмотря на то что самый крупный мидовский профсоюз CFDT-MAE  описывает ситуацию такими словами, как «последовательное разрушение МИД, страдания (сотрудников) на работе, нестабильность положения работников, нанимаемых на местах, пауперизация сотрудников категории «С», он же констатировал снижение участия в выборах представителей работников в CTPM  министерства (Сomité technique paritaire ministériel du Ministère des affaires étrangères) - до 42%20. При этом в выборах представителей в САР в 2008 и 2009 годах участвовало 76%. В этой связи профсоюз отмечает необходимость разъяснения значения работы этой относительно новой (с 2006 г.) структуры.

 

4 мая 2006 г.

8 июля 2010 г.

 

голоса

%

места

голоса

%

места

CFDT

3428

35,1

8

3084

41,4

9

ASAM

1795

18,4

4

1314

17,6

4

CGT

1568

16,1

3

1206

16,2

3

USASCC

1362

13,9

3

   567

  7,6

1

FO

   818

  8,4

1

   524

  7,0

1

FSU

   576

  5,9

1

   383

  5,1

1

Liste d'U

    219

  2,2

0

-

-

-

CFTC

-

-

-

   372

  5,0

1

Total

9766

100

20

7450

100

20

 

 

Второй по численности в МИД профсоюз ASAM (1442 человека, отделения в 90 странах) среди основных направлений своей работы видит в защите специфических профессий и специфического приема на работу в МИД, поддержании универсальности мидовской сети как гарантии рабочих мест и центральной роли министерства во внешнеполитической деятельности государства, системы попеременной службы в центральном аппарате и за рубежом, а также в росте зарплат и премий, а для местного персонала за рубежом - компенсаций за проезд с учетом реальной инфляции, продолжении усиления безопасности загранпредставительств, обеспечении всех сотрудников и членов их семей бесплатно одним билетом на самолет на человека в год, выдаче всем сотрудникам единого удостоверения «агент МИДМР» (Министерства иностранных дел и международного сотрудничества), формировании жилищной политики в Париже, Нанте и крупных зарубежных городах с дорогим наймом квартир21.

Имели место и, казалось бы, немыслимые в принципе забастовки22. Например, в декабре 2003 года из-за нескольких причин, таких как сокращение рабочих мест, проектов и финансирования вплоть до надбавок и компенсаций за работу за рубежом. Только в 2003 году расходы были урезаны на 1,6%, а сокращение составило 116 человек (на места уходивших на пенсию не набирали новичков). Всего же, по подсчетам профсоюзов, с 1980 года количество сотрудников было уменьшено с 12 051 до 9293 человек, то есть на 2758 бюджетных мест. Бюджет МИД в 2003 году снизился до 4 млрд. евро (1,25% общего бюджета государства)23.

В октябре в течение трех дней в МИД не было бумаги, поскольку поставщики не получили оплаты; половина лифтов в здании не работала из-за отсутствия денег на ремонт, и все чаще послы приглашали собеседников пообедать за свой счет, а не по статье представительских расходов. При этом перед забастовкой стало известно об инвестициях десятков миллионов евро во франкоязычный телеканал во имя интеллектуального «вещания».

Профсоюзы были также недовольны призывом к сотрудникам «адаптироваться», поскольку сокращение денег и людей привело к тому, что в некоторых загранучреждениях сотрудникам приходится работать по 14 часов. С другой стороны, власти говорили, что в первую очередь нужна «передислокация» сил, приводя в пример Германию, где на фоне европейской интеграции по-прежнему работают целых девять консульств. Но также и целый ряд развивающихся стран, где можно было бы эффективнее использовать и помещения, и персонал, избегать дублирования, объединив консульства с культурными центрами.

Действительно, Франция обладала очень большой и разнообразной сетью загранпредставительств, сравнимой с американской: 154 посольства, около сотни консульств, около 0,5 тыс. культурных центров разных видов. В них работали около 9200 дипломатов (3900 - во Франции и 5300 - за границей), а также 11 тыс. технических сотрудников (от шоферов до преподавателей и переводчиков, даже если большую их часть набирали на местах). Наконец, ходили разговоры, что сам Президент Жак Ширак был раздосадован, обнаружив «чрезмерное» количество дипломатов в посольстве Франции в Вашингтоне. Отсюда новый лозунг дня - «производительность»24. Забастовка 1 декабря 2003 года была масштабной (многие посольства и консульства закрыты, в других - количество бастующих доходило до 70-80%, хотя участвовали все-таки не все загранучреждения), но не привела к успеху и была повторена 18 декабря того же года.

Таким образом, можно сделать вывод о существенном влиянии на отбор, состав и деятельность сотрудников французского МИД характера политических сил, которые контролируют прежде всего исполнительную власть. Но также свой вклад в этот процесс вносит и законодатель. Серьезные изменения в кадровой работе, которая во многом предопределяет последующую, собственно дипломатическую, деятельность сотрудников, производились в периоды, когда у власти были президенты-социалисты (Ф.Миттеран и Ф.Олланд). При этом сменявшим их республиканцам было непросто отменить принятые законы и указы. В то же время процесс замены новыми кадрами тех, кто уже работал в министерстве, - постепенный, растянутый на десятилетия, поскольку французские дипломаты, собственно дипломаты, сотрудники категории «А», - это высокообразованные, высокоразвитые интеллектуально специалисты по международным отношениям25. Даже те, кого справедливо или нет обвиняли в карьеризме, использовании протекции и т. д., были и остаются высококлассными профессиональными международниками.

 

 

 1Литвак Н.В. Информационные процессы в современной дипломатической службе. Опыт Франции. М.: МГИМО-Университет, 2016.

 2OESD. Stat. Taux de syndicalisation // http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=UN_DEN&Lang=fr (дата обращения: 23.04.17).

 3La transparence n’est pas de mise au MAE. 12 octobre 2012 // https://www.hdf.snes.edu/spip.php?article152 (дата обращения: 28.11.2016).

 4Emplois, stages, concours // http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/emplois-stages-concours/ (дата обращения: 12.05.2017).

 5Direction générale de l’administration et de la modernisation // http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministere-et-son-reseau/organigramme-de-l-administration-centrale/article/direction-generale-de-l-administration-et-de-la-modernisation (дата обращения: 28.04.2017).

 6Литвак Н.В. Информационные процессы во французской дипломатической службе // Международная жизнь. 2015. №11. С. 76-95.

 7GPEEC cat. A: des pistes de réflexion intéressantes mais contraintes par une pyramide des corps inversée. 4 avril 2017 // http://www.cfdt-mae.fr/agents/agents-titulaires/at-categorie-a/sae/ata-sae-revendications/gpeec-a-pistes-de-reflexion-interessantes-contraintes-pyramide-corps-inversee-27-fevrier-2017/ (дата обращения: 22.04.2017).

 8http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministere-et-son-reseau/organigramme-de-l-administration-centrale/article/direction-generale-de-l-administration-et-de-la-modernisation (дата обращения: 22.12.2015).

 9Fins de carrière et transition vers la retraite des hauts fonctionnaires du MAE: cachez ces cadres que nous ne saurions voir - 12 décembre 2016 // http://www.cfdt-mae.fr/agents/agents-titulaires/at-categorie-a/ministre-plenipotentiaires/fins-de-carriere-transition-vers-retraite-hauts-fonctionnaires-mae-cachez-cadres-ne-saurions-voir-12-decembre-2016 (дата обращения: 22.12.2016).

10Ibid.

11http://www.cfdt-mae.fr/agents/recrutes-locaux/commission-cout-vie-fin-de-double-peine-agents-recrutes-locaux-29-mars-2017/ (дата обращения: 28.04.2017).

12Conseil d'État, 2ème et 7ème sous-sections réunies, 25/06/2007, 304888, Publié au recueil Lebon // https://www.legifrance.gouv.fr/affichJuriAdmin.do?idTexte=CETATEXT000018006649 (дата обращения: 22.12.2015).

13La nomination du futur ambassadeur contestée par la CFDT. 11 mai 2012 // http://www.lepetitjournal.com/bangkok/communaute/actu-communaute/106622-communaute--la-nomination-du-futur-ambassadeur-contestee-par-la-cfdt.html (дата обращения: 25.06.2014).

14Quai d’Orsay: la CFDT fait valser les ambassadeurs sarkozystes. 18 juillet 2012 // http://da-esterel.over-blog.fr/article-quai-d-orsay-la-cfdt-fait-valser-les-ambassadeurs-sarkozystes-108278978.html (дата обращения: 03.03.2014).

15Les postes au MAEDI. 10 août 2016 // http://www.snuipp.fr/Les-postes-au-MAEDI (дата обращения: 25.10.2016).

16Так называемый «закон Соваде» (loi Sauvadet)  - закон 2012 г. об улучшении условий труда состоящих на государственной службе, борьбе с дискриминацией и проч. (Loi n° 2012-347 du 12 mars 2012 relative à l'accès à l'emploi titulaire et à l'amélioration des conditions d'emploi des agents contractuels dans la fonction publique, à la lutte contre les discriminations et portant diverses dispositions relatives à la fonction publique), разработанный под руководством министра гражданской службы Франсуа Соваде (François Sauvadet) // https://www.legifrance.gouv.fr/eli/loi/2012/3/12/MFPF1116839L/jo/texte (дата обращения: 23.06.2014).

17Règlements intérieurs sur le temps de travail à l’administration centrale, après trois ans de surplace, on avance enfin! 31 octobre 2016 // http://www.cfdt-mae.fr/actualites/reglements-interieurs-temps-de-travail-a-ladministration-centrale-apres-trois-ans-de-surplace-on-avance-enfin/ (дата обращения: 22.11.2016).

18Charte du temps : deux ans déjà et un maigre bilan - 28 mars 2017. 4 avril 2017 // http://www.cfdt-mae.fr/dialogue-social/ctac/charte-temps-deux-ans-deja-maigre-bilan-28-mars-2017/ (дата обращения: 28.04.2017)

19http://www.leparisien.fr/laparisienne/sante/amiante-les-anciens-du-tripode-de-nantes-ne-veulent-pas-etre-les-oublies-19-01-2017-6588894.php

20La CFDT première organisation syndicale du ministère des Affaires Etrangères. 16.07.2010 // https://interco.cfdt.fr/portail/interco/actualite/l-actu/la-cfdt-premiere-organisation-syndicale-du-ministere-des-affaires-etrangeres-recette_38450 (дата обращения: 12.03.2016).

21Revendications // http://www.asam-unsa.org/revendications/ (дата обращения: 10.10.2015).

22Ibid.

23Grève historique au Quai d'Orsay // http://tempsreel.nouvelobs.com/societe/social/20031128.OBS0435/greve-historique-au-quai-d-orsay.html (дата обращения: 12.11.2014).

24Vernet H. Quand le Quai d'Orsay se met en grève // http://www.leparisien.fr/politique/quand-le-quai-d-orsay-se-met-en-greve-27-11-2003-2004570267.php#xtref=https%3A%2F%2Fwww.google.ru%2F (дата обращения: 12.11.2014).

25Литвак Н.В. Философия как общеобразовательная дисциплина, находящаяся в поле конфликтов. Опыт Франции и России // Конфликтология. 2013. №4. С. 7-21.

Отправить статью по почте