ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Китай и Индия борются за Индийский океан

12:05 16.08.2013 • Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»

Факт строительства Индией первого отечественного авианосца не остался без внимания зарубежных СМИ, которые едины во мнении – это знак выражения Индией своих амбиций, как морской державы.

Возможностью строить собственные авианосцы обладают Соединённые Штаты, Россия, Франция и Великобритания. Теперь в этом списке стоит и Индия, что, в дальнейшем, может привести к существенному изменению баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Индия, наряду с Пакистаном и Китаем, уже выходит в чемпионы по количеству импортируемого вооружения (1). Идти на такой шаг эти государства заставляет тугой узел территориальных и политических противоречий, сложившихся в регионе. Это и проблема Джамму и Кашмира, и негласное соперничество Нью-Дели и Пекина за региональное лидерство, и стремления последнего закрепиться в стратегически важных малых островных государствах АТР, и китайско-японские споры, и т.д. Поэтому наиболее сильные государства региона стараются друг от друга не отставать. В 2012 г. в Китае сошёл со стапелей первый авианосец. В 2013 г. сначала японцы спустили на воду вертолетоносец «Изумо», а затем Индия, которая обошла китайцев, поскольку Пекин свой авианосец купил у Украины, не имея возможности обойтись собственными техническими силами (2).

В АТР начинается гонка вооружений, и её основными двигателями являются Пекин и Нью-Дели. Китайско-индийские отношения далеко не безоблачны. Граница между китайским Тибетом и Индией чётко не определена (по крайней мере, китайская сторона неоднократно выражала в прошлом своё несогласие по этому поводу), что привело к китайско-индийской войне 1962 г. США и Великобритания поддержали тогда Индию. Советский Союз сохранял нейтралитет. В 1965 г. перестрелки между китайскими и индийскими пограничниками возобновились, став предзнаменованием нового конфликта в 1967 г.

Сегодня Пекин и Нью-Дели ревностно наблюдают друг за другом, и ведут тонкую дипломатическую игру. Китай сделал ставку на Пакистан, традиционного противника Индии. Индия пошла на сближение с Вашингтоном, параллельно наращивая свой военный потенциал. Каждое из двух государств стремится к выстраиванию такой архитектуры региональной безопасности, при которой они играли бы роль центра.

Чтобы этого достичь, КНР и Индия стремятся занять господствующее положение на море. Западные эксперты уже говорят о желании Индии превратить Индийский океан в океан Индии (2). Пекин считает Южно-Китайское море китайским, модернизирует ВМФ и подразделения береговой охраны. Пока Нью-Дели уступает Пекину по объёму затрат на этом направлении (Индия тратит на оборону $44 млрд., КНР - $129 млрд.), но, учитывая, что индийские власти придерживаются стратегии развития и усовершенствования своих ВМС с 1990 г., можно легко предвидеть, что верность избранному курсу они сохранят и в последующие десятилетия.

Каждый шаг Индии по этому пути подстёгивает китайские власти к зеркальным действиям. Китайские СМИ на известие о спуске на воду первого индийского авианосца отреагировали предсказуемо – призвали правительство ускорить работы по введению в эксплуатацию китайских авианосцев, дабы покончить с зависимостью от других стран, у которых Пекин вынужденно покупает военно-морскую технику.

Нью-Дели и Пекин провозгласили один и тот же геополитический тезис – вперёд, к голубой воде! Вряд ли им удастся в будущем избежать, как минимум, политических столкновений на этом пути. Ведь ставки очень высоки. Курс Индии к голубой воде – это овладение Аравийским морем, возможность запереть с моря Пакистан, в случае необходимости, контроль над стратегически важным Персидским, Аденским заливом и Малаккским проливом, и возможность играть немаловажную роль в деле транспортировки энергоресурсов через эти водные артерии (например, поспособствовать снижению объёмов их транспортировки в Китай). Малккский пролив для Китая – это стратегическая дилемма, поскольку именно через него пролегает кратчайший путь из Южно-Китайского моря в Индийский океан.

Морские амбиции Китая – это возможность поставить под сомнение целесообразность присутствия американского влияния в зоне китайских интересов (Филиппины, Вьетнам, Индонезия, Япония, Корейский полуостров), наращивание своего присутствия у австралийских и новозеландских берегов, нарушая геополитическую стройность оси Вашингтон – Канберра – Веллингтон, и неизбежная необходимость усиления контроля над Индийским океаном.  

Индийский океан – это морской коридор между Китаем и Африкой, где Пекин старается закрепиться. Африка превращается в источник дешёвых энергоресурсов и иного сырья для Пекина (3). Истоки озабоченности Пекина Индийским океаном следует искать именно здесь. Тем более что индийские военные аналитики не скрывают, что контроль над Индийским океаном для Нью-Дели – это возможность обходным путём ослабить присутствие Китая в Гималаях и Тибете.

 

 

1)       «Asien greift nach den Waffen» (DW, 18.03.2013)

2)       «Indien baut ersten eigenen Flugzeugträger» (DW, 14.08.2013)

3)       «Can India Blockade China?» (The Diplomat, August 12, 2013)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати