На Кубе продолжаются широкие мероприятия, посвященные 160-летию национального героя Острова Хосе Марти. На проходящей в настоящее время Гаванской Международной книжной ярмарке, которая продлится до 10 марта, специальные разделы многих павильонов также посвящены творчеству и борьбе Хосе Марти. К центральному монументу Апостолу кубинского сопротивления в Гаване возложил цветы и посетил книжную ярмарку находившийся с рабочим визитом на Кубе российский премьер Дмитрий Медведев.
В кубинской столице в честь юбилейной даты Хосе Марти состоялась III Международная конференция «За равновесие мира». Форум проходил под эгидой ЮНЕСКО. В его работе также приняли участие и представители России.
Так, по поручению Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству в гаванском форуме принял участие заместитель руководителя «Россотрудничества», Председатель Президиума Российской ассоциации международного сотрудничества Георгий Мурадов.
В своем выступлении «Человечество перед лицом глобальных проблем» на пленарном заседании затронул проблему кризиса мировых цивилизаций, финансово-экономической, социальной и нравственной основы современного мира, отражающего бесперспективность всей сложившейся системы потребительского общества. В заключение Георгий Мурадов призвал организаторов конференции и ее участников рассмотреть возможность проведения Всемирного гражданского форума на тему стратегии развития человечества.
«Наш форум посвящен юбилею великого сына кубинского народа Хосе Марти, борца за свободу народов и справедливость в мире, выдающегося гуманиста и мыслителя, провозгласившего, что самая трудная профессия – быть человеком, - говорил Георгий Мурадов. - Еще 120-130 лет тому назад Х.Марти излагал те мысли, которые исключительно актуальны и сегодня: о равновесии мира, об универсальном характере понятия «Родина». Это был человек, обращенный в будущее. В стихах, посвященных своему сыну в
сборнике «Исмаэлильо» он писал: «Я верю в лучшую жизнь всего человечества».
Как отметил в своем выступлении представитель «Россотрудничества», сегодня об актуальности идей Хосе Марти нужно говорить во весь голос, потому что человечество подошло к критическому рубежу своего развития. Собственно, об этом переломном моменте и так уже много рассуждают в последнее время. «Нам не раз даже предрекали конец света, - напомнил Георгий Мурадов, - нам твердили о мистических последствиях завершения календаря майя, были и такие, кто на научном уровне, как, например, американский политолог Фрэнсис Фукуяма, всерьез утверждали, что «мы наблюдаем конец истории как таковой, то есть, конечный пункт идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии как конечной формы управления человечеством». Но нам всем нужен не «конец света», а позитивное развитие!»…
«Абстрагируясь от мистических, либо квазирелигиозных суждений, мы, тем не менее, должны признать, что на рубеже тысячелетий мировые цивилизации, а, следовательно, и человечество в целом оказались перед лицом серьезных угроз, а равновесие мира сильно покачнулось. Причина этому общеизвестна – распад второй по силе и влиянию страны мира, Советского Союза, который пал жертвой как внутреннего предательства слепо борющихся за власть элит, так и длительной, ведущейся против него экономической, политической и информационной войны со стороны более сильной и развитой западной цивилизации во главе с США.
Почему же, говоря об этом событии, мы не можем оценивать происшедшее в качестве краткого обособленного акта мировой истории, уже якобы
приведшего к установлению нового мирового порядка в рамках глобализированного под США мира?
Известно, что наше человеческое сообщество еще молодо. Оно состоит из нескольких цивилизационных объединений, которые, на мой взгляд, в силу своей незрелости жестко конкурируют между собой. По классификации Сэмюэля Хантингтона, это цивилизации: западная (во главе с США), исламская, конфуцианско-буддистская, латиноамериканская и православная (поствизантийская), к которой относится и Россия (хотя Хантингтон слишком узко трактует нашу цивилизацию, которую правильно было бы характеризовать как евразийскую). Эти цивилизации не равны по силам, но равны по значимости, поскольку определяют многообразие и многополярность нашего сообщества, составляют своего рода «политическую экосистему» мира.
Желать разрушения одной из цивилизаций настолько же глупо и опасно, как если бы желать, чтобы хищники съели всех нехищников, или птицы склевали всех насекомых, обрекая себя на последующую гибель.
Тем не менее, гибель цивилизаций, как и целых видов животного мира, в истории человечества случались. Так, ушли в историю древнегреческая, древнеримская, византийская цивилизации. Гибель цивилизаций всегда вела к колоссальным потрясениям, вековым войнам, переселению народов и утрате ими государственности.
Существует ли опасность таких катаклизмов сегодня? Безусловно, да! Но с одной важной особенностью. В эпоху высокого военного и технологического уровня развития человечества, когда мир переполнен оружием, способным его мгновенно уничтожить, попытки разорить другие цивилизации могут быть фатальными для всего мирового сообщества.
Развал Советского Союза привел не только к опасному надлому (но еще не разрушению) евразийской цивилизации, но и к безудержному желанию поглощения отколовшихся частей евразийской общности народов западными интеграционными группировками. Несмотря на явное «несварение желудка» и испытываемую сильную тошноту от «переедания» в организме Европейского союза, он пытается, однако, вопреки угрозе собственному существованию, поглотить все новые окружающие Россию пространства: Украину, Молдавию, Грузию, - с одной лишь только целью навсегда оторвать их от России и дать импульс дальнейшей дезинтеграции – уже на пространстве самой Российской Федерации.
Каковы же цели этой крайне опасной политики? Сознательно или подсознательно, но ответ на этот вопрос периодически срывается с языка прежде всего американских политиков. То г-жа Олбрайт посетует, что Бог дал России несправедливо много природных ресурсов (она, видимо, не знает, что безлюдную вечную мерзлоту Сибири ценой своих жизней в течение нескольких веков осваивали отважные русские первопроходцы). То г-жа Клинтон заявит, что США не допустят евразийской интеграции, опасаясь возрождения Советского Союза.
Дело, конечно же, дорогие друзья, не в этих абсурдных утверждениях. Реальную тревогу на Западе, переживающем долгосрочный комплексный
финансово-экономический, социальный и морально-нравственный кризис (к этому я вернусь чуть позже), вызывает политика России, направленная на восстановление «цивилизационного самосознания» как у ее ближних многовековых партнеров, так и у составляющих ее многочисленных народов, принадлежащих к разным этносам и конфессиям. Это политика создания Таможенного союза, Единого экономического пространства и к 2015 году – Евразийского экономического союза. Это политика возрождения духовных и культурных скреп, цементирующих евразийскую общность. Наконец, речь идет просто об озлобленности из-за того, что наш интеграционный вектор разбивает расчеты на дальнейшую этническую и конфессиональную фрагментацию России.
Сложившаяся вокруг России цивилизация уникальна не только своим многонациональным и многоконфессиональным форматом, но и беспрецедентной для такой полиморфной системы устойчивостью, объясняющейся историческим сохранением всех находящихся на данной цивилизационной территории народов, их языков и культур, национальной идентичности и, как правило, их автономного управления. С другой стороны, устойчивость этой системы неоднократно подтверждалась ее способностью к коллективному отражению внешних агрессий, несущих российским народам угрозу утраты их гарантированного выживания в самобытном, аутентичном виде. И в этом главная сила евразийского сообщества».
Теперь несколько слов о кризисе. Очевидно, что это кризис системный. Прежде всего, это кризис выстроенной под США системы глобализма. Причины, его вызвавшие, не ликвидированы и вряд ли могут быть устранены без глубокой трансформации всей мировой финансово-экономической, социальной и нравственной основы.
На мой взгляд, он отражает тупик всей сложившейся системы потребительского общества, т.е. производства ради потребления, которое по сути своей для целей развития и сохранения человечества ничего не дает. Кризис также отражает фронтальное наступление олигархического капитала на завоеванные в течение всего ХХ века права граждан на труд, на бесплатное образование и здравоохранение, на другие социальные права подавляющей части населения. Он отражает глубокое нравственное падение, ведущее к подрыву семьи как главной ячейки общества. Я имею в виду постыдную публичность однополых «браков», уродующих, прежде всего, детскую психику, аморальное вынесение на улицу в виде парадов способов интимных сексуальных отношений (неважно, традиционные они или нет). Я имею также в виду вопиющее лицемерие, выражающееся в применении двойных стандартов как во внутренних, так и, особенно, в международных делах, в том числе в вопросах прав человека.
Именно кризис, как представляется, стал одним из основных мотивов приумножающихся военных авантюр западных держав, которые привели только к затяжным и кровавым гражданским войнам и гибели сотен тысяч людей (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия)».
«Зададим вопрос, - продолжал Георгий Мурадов, - почему бы не остановиться, не прекратить поддержку исламистских террористов Аль-Каиды в Сирии? Ведь Аль-Каида объявлена врагом Запада. Выскажу свою точку зрения и, думаю, что, как представитель российского гражданского общества, имею полное право на свои подозрения: не достигнута главная цель – докатить волну исламского экстремизма и радикализма до Кавказа и Средней Азии и через них «взорвать» Россию, получив вожделенные и драгоценные ее части, богатые столь необходимыми для Запада природными ресурсами. Таким образом, через крупные войны в Евразии и через ценные материальные обретения в комбинации с вызываемым войнами бурным подъемом военно-технологического производства Запад рассчитывает выйти из кризиса».
Георгий Мурадов высказал в докладе и свои конструктивные идеи: «Меня могут упрекнуть в излишней подозрительности к западным центрам формирования политики, но опровергнуть эту версию можно лишь одним путем, и мы предлагаем по этому пути двигаться:
- Прекратить военные авантюры, прежде всего поддержку экстремистов в Сирии. Встать на путь поддержки политических решений.
- Прекратить попытки отрыва от России, в т.ч. путем т.н. цветных революций, ее ближайших цивилизационных партнеров, прекратить политику поощрения через различные каналы и структуры националистических и сепаратистских настроений вокруг и внутри России, а также информационной войны против России, включая фальсификацию истории, которая буквально захлестнула географическое пространство, прилегающее к России. Я имею в виду домыслы о том, что она виновна в развязывании II Мировой войны, и многие другие домыслы (США освободили Европу от фашизма, Россия была на стороне Гитлера).
- Осознать, что доступ к природным ресурсам России лежит через партнерство и сотрудничество, а не через очередную попытку изматывания ее гонкой вооружений и информационными войнами.
- И, может быть, самое главное – выработать общие стратегические цели для развития человечества, обеспечивающие его сохранение, вне зависимости от любых экономических, политических, природных или планетарных катастроф, для его гармоничного экономического, социального и культурного развития. (Как тут не восхититься замечательными мыслями Х.Марти о том, что наша Родина – человечество!)
Конечно же, мы должны мыслить не категориями Хантингтона, утверждающего, что «столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики», а категориями более тесного взаимодействия и взаимопроникновения, конвергенции цивилизаций. Примером такого рода является крепнущее сотрудничество между нашей евразийской и латиноамериканской цивилизациями, где Куба является одним из ключевых звеньев, с которыми мы выстраиваем стратегическое партнерство, основанное на глубокой искренней дружбе и эмоциональном притяжении.
В целом, мне гораздо ближе умозаключение, сделанное известным британским ученым в сфере кибернетики и систем управления Стэффордом Биром о том, что сегодня «впервые в истории человечество знает достаточно,
чтобы создать такое общество, к которому оно стремится».
В заключение подчеркну, что разработку глобальной парадигмы сбалансированного развития призваны осуществлять не столько власти или бизнес, сколько всемирное гражданское общество.
В этой связи я предложил бы всем нам проработать совместными усилиями возможность проведения Всемирного гражданского форума по теме стратегии развития человечества. Это было бы, во-первых, достойным продолжением идей Х.Марти о равновесии мира. А во-вторых, позволило бы укрепить наш хрупкий мир, выработать пути его перспективного движения вперед к прогрессу и процветанию»...
…В рамках визита на Кубу Георгий Мурадов также провел беседы с руководством Института дружбы с народами (ICAP), министерства культуры, Координационного Совета российских соотечественников, совместно с представителями руководства российской Общественной палаты встретился с директором Департамента Восточной Европы МИД Кубы Р.Лопесом.
В ICAP представитель «Россотрудничества» выразил готовность организовать прием летом этого года в России 10 молодых руководителей кубинских общественных организаций Кубы и 10 - из других стран Латинской Америки, чтобы ознакомиться с нашей страной, пообщаться с ее политиками и молодежью. Георгий Мурадов пообещал также оказать содействие в направлении на Кубу делегации руководства Общества российско-кубинской дружбы, приурочив поездку к одной из знаменательных дат в российско-кубинских отношениях.
В ходе визита в МИД Кубы он поднял вопрос обучения кубинских студентов в российских вузах (Остров не выбирает квоту по обучению студентов в нашей стране). Гаванские власти уже какой год объясняют российским чиновникам, что их студенты не в состоянии оплатить дорогостоящий перелет в Россию и обратно и не могут прожить в Москве на выделяемую стипендию. Георгий Мурадов предложил вместе подумать о возможности создания фонда поддержки обучающихся в России студентов.
Представитель «Россотрудничества» в беседе с нашими соотечественниками на Кубе выслушал их просьбы об организации курсов русского языка и о пополнении современной литературой и методическими материалами на русском языке библиотеки русского культурно-духовного центра.
И, разумеется, пообещал им свою поддержку в решении этих проблем.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs