«Изящные досуги» японцев

14:48 05.10.2012 Ольга Иванова, редактор журнала «Международная жизнь»


Выставки традиционного японского искусства проходят в Москве регулярно и всегда вызывают искренний интерес, привлекая большое число посетителей. Богатство национальных традиций Страны восходящего Солнца никого не может оставить равнодушным.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества завершает свою работу выставка «Нихон но Би» - «Красота Японии». Проект уникален тем, что  одно выставочное пространство объединяет несколько видов японских искусств: японскую живопись тушью суми-э, икэбана школ Икэнобо и Согэцу, чайную церемонию,  прекрасные кимоно  XVIII – XIX вв. из частной коллекции семьи госпожи Мидори Ямада,   композиции оригами, рисованные открытки этэгами и работы, выполненные из японской ткани комоно. 

Способность ценить красоту и наслаждаться ею, умение обращаться к природе как к сокровищнице прекрасного - основные эстетические принципы японской культуры.

«Японцы веками вырабатывали своеобразные методы, которые позволяют им развивать, поддерживать и укреплять свой художественный вкус», - писал в своей книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников. - Чайная церемония, мастерство икэбана, живопись суми-э, стихосложение, любование природой – все это объединено у них названием «фурю», что можно перевести несколько старомодным термином «изящные досуги». 

Успешная работа и активная выставочная деятельность российских общественных организаций, изучающих традиционные японские искусства,  была бы невозможна без постоянной поддержки и внимания Посольства Японии в Москве. Среди тех, кто неустанно занимается продвижением японской культуры, - основатель  Филиала Икэбана Икэнобо в России и странах СНГ, профессор Икэнобо, кавалер Ордена «Восходящего Солнца, Золотые и Серебряные Лучи» г-жа Мидори Ямада. Именно ей принадлежит идея создания такого уникального проекта как «Нихон он би», в котором принимают участие ее ученики, последователи и единомышленники. 

Икэбана – это красивейшая японская традиция аранжировки цветов. Дословно «икэбана» - значит « цветы, которые живут».

 История икэбана насчитывает несколько веков. Этот вид искусства, проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в Стране восходящего Солнца и стал играть значительную роль в ее жизни. Икэбана и сегодня существует как живая часть мира современного искусства. Начав свою историю с ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, композиций, которые устанавливались в нише «токонома» традиционного японского дома, она вошла в повседневную современную жизнь: композиции икэбана можно встретить на подоконниках офисов, в холлах гостиниц, в других общественных местах. Существует множество школ этого искусства, каждая из которых следует своим правилам и техникам аранжировки, не отходя при этом от фундаментальных положений икэбана. Сейчас среди поклонников икэбана  множество профессиональных дизайнеров и художников-любителей из разных стран мира с разным образом жизни.

 Икэбана играет все большую роль в современном мире, и потому многие из этих школ ищут новые выразительные средства и материалы, выходящие за рамки традиционных стилей древнего искусства.

 В Москве представлены две самые крупные школы икэбана – Икэнобо и Согэцу. Филиал института Икэнобо в России и странах СНГ ведет свою деятельность в Москве и странах СНГ с 1991 г., а изучение икэбана Согэцу в Москве началось еще в 60-годы. Число учеников и уровень мастерства преподавателей икэбана в столице постоянно растет.

 

Фотогалерея

 

Но путешествие по Японии продолжает только что открывшаяся выставка в рамках ежегодного фестиваля японской культуры в Москве.  

Министерство культуры РФ, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и Московский банк Сбербанка  России представляют уникальный культурный проект из Японии. Коллекция, созданная из драгоценных металлов и камней, «В саду» японского мастера эмальерного искусства Кунио Накадзимы – это более 80 ювелирных изделий, которые  экспонируются в России впервые. 

Ювелирные изделия коллекции «В саду» украшены горячей эмалью, выполненной в старинной японской технике «сиппо», в которой творили  классики эмальерного искусства конца XIX века Ясуюки Намикава и Сосукэ Намикава, и вдохновлены стилистикой и образами великих мастеров эпохи Ар-Нуво: Галле, Фаберже, Тиффани, Лалика.

Произведения Кунио Накадзима обладают особым ностальгическим духом, который редко несут изделия современных мастеров. Дизайн ювелирной коллекции «В саду», основанный на близких человеку мотивах мира растений и насекомых, отражает один из основных принципов восточной эстетики – соотношение простого и изящного. Этот ярко выраженный стиль сродни художникам–модернистам, которых с полным правом можно называть дизайнерами, в современном понимании этого термина. Так, Кунио Накадзима часто использует в своих работах такие образы, как желудь или клевер, ящерица или бабочка, которые являются весьма распространенными мотивами в ювелирном деле, но в искусстве японского мастера получают новое воплощение за счет малого масштаба и оригинальной, неповторимой формы. Произведения Накадзимы, вобравшие в себя лучшие черты ар-нуво и японского натурализма, основанные на асимметричности и неустойчивости цветочных форм, вместе с тем наделены особым индивидуальным стилем и отображают его собственное видение красоты природы.

Масштабную поддержку проекту оказывает подразделение по обслуживанию VIP-клиентов Московского банка Сбербанка России – «Сбербанк 1».

«Мы уверены, что и сами экспонаты, и стилистическое оформление выставки произведут впечатление на российскую аудиторию, – говорит председатель Московского банка Сбербанка России Максим Полетаев. – Наш банк впервые реализует арт-проект такого уровня совместно с Музеем декоративно-прикладного и народного искусства. На наш взгляд, экспозиция работ японского мастера позволит публике увидеть Музей  совершенно в ином свете».

Горячая эмаль – техника, в которой работает Накадзима, – выплавляется на основе кремниевой кислоты; используя одни добавки, из кремния получают стекло, используя другие – эмаль. Интересно взглянуть, как европейские и российские художественные достижения и традиции рубежа XIX-XX веков преломляются в восточном искусстве начала XXI столетия. Современное эмальерство в исполнении Кунио Накадзимы, оперируя образами Ар-нуво, опосредованно обращается к истокам собственной культуры, к мотивам и сюжетам  изменчивости мира классического японского стиля укиё-э.

В автобиографических заметках Кунио Накадзима пишет об этом так: «Подобно тому, как в японской поэзии «вака» или «рэнга» используется литературные прием «хонкадори», или следование изначальной песне (когда в стихотворении скрыто используется строка из уже существующего стиха), также и здесь легкий полет мысли и его свобода, необходимые для того чтобы ощутить незримое расстояние между оригиналом и копией, являются доказательством мастерства художника».

Отдельного внимания заслуживает самое дорогое изделие японского ювелира изысканное колье «Гинкго»  из черненого золота, платины и бриллиантов, стоимость которого сегодня оценивается в  69 тысяч долларов (более двух миллионов рублей). Длина окружности ожерелья 48 см, оно изготовлено из 18-ти–каратного золота и платины, включает 18 крупных бриллиантов (общим весом 9,04 карат) и 71 средний бриллиант (1,34 карат). Японский мастер создал это украшение еще в 1999 году. Приглушенная палитра эмали в созвучии с бриллиантами порождает истинно японский образ.

Сейчас общая стоимость коллекции «В саду» оценивается в 1 миллион 836 тысяч долларов (более 57 миллионов рублей). «Это уникальные произведения современного японского ювелирного искусства, которые со временем могут стать антиквариатом. Цена на работы Накадзимы на ювелирном рынке будет только расти», отмечают эксперты.

С выставкой можно познакомиться до 20 ноября.

 

Фотогалерея

Ключевые слова: Япония

Версия для печати