Будет ли найден выход из политического кризиса в Румынии?

04:44 28.07.2012 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


29 июля в Румынии состоялся референдум,  по итогам которого будет решено, объявлять ли отстранённому от власти 6 июля 2012 г. президенту Траяну Бэсеску импичмент или нет. Для того чтобы это случилось, явка избирателей должна была быть не ниже 50%. Пока же обязанности главы румынского государства исполняет лидер национал-либералов Крин Антонеску.

Обычно румынские избиратели показывают стабильный уровень участия в голосованиях (54%-58%), но курортный сезон отвлёк внимание граждан от политических баталий (1). Эмоциональный накал антипрезидентской кампании свидетельствует о том, что за румынского избирателя взялись всерьёз, намереваясь достичь 50%-го порога посещаемости предвыборных участков. Решение о 50%-м пороге было принято парламентом страны 18 июля 2012 г. под давлением ЕС. Но явка к урнам составила 46%, что позволяет Т. Бэсеску оставаться в своём кресле и далее.

Претензии к Т. Бэсеску имеются не только у оппозиции, но и у Брюсселя. Если еврочиновники пеняют ему на его коррупционные связи, то оппозиция устами премьер-министра Виктора Понты добавляет к этому ещё и обвинения в предательстве национальных интересов. Этот пункт появился в обвинении после того, как широкой общественности стало известно о вмешательстве Т. Бэсеску в дело американского морпеха, виновника ДТП, в результате которого погиб известный румынский рок-музыкант Теофил Петер. Участие Т. Бэсеску, действующего на тот момент президента, в этом разбирательстве спасло американского военнослужащего от судебного преследования, о чём были уведомлены также американские партнёры Бухареста. По сообщениям румынских СМИ, виновник  ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, но отказался пройти обязательную в таких случаях проверку и спешно покинул Румынию. В США ему был вынесен оправдательный приговор.

Более того, Т. Бэсеску заверил Вашингтон, что будет покупать самолёты исключительно у США, а также списал часть исторического долга (80%) Ирака перед Румынией, который составляет $2,6 млрд. (2).

Брюссель, не менее чем румынская оппозиция, возмущён поведением Т. Бэсеску, особенно его единоличным решением приобрести подержанные американские Ф-16 (на закупку новой техники у Бухареста нет средств). Стандартная процедура ЕС предусматривает в подобной ситуации обязательный международный тендер, но Т. Бэсеску и американцы решили обойтись без излишних условностей.

Ещё одним острым вопросом для Румынии является т.н. венгерская проблема. После заявлений венгерских чиновников в марте 2011 г. в ходе визита в румынский Тыргу-Муреш председателя парламента Венгрии Ласло Ковера о своей поддержке автономистских требований трансильванских венгров (Трансильвания – бывшая часть Венгрии, отторгнутая в пользу Румынии согласно Трианонскому договору 1920 г.), оппозиция потребовала извинений от венгерской стороны, а также осудила отсутствие реакции на эти заявления со стороны Т. Бэсеску и его окружения. По словам оппозиционеров, высказывания об автономии венгров в составе Румынии выходят за рамки румынской конституции, и служат предпосылкой для уничтожения унитарного румынского государства.

Стоит подчеркнуть, что венгерский вопрос – перманентная проблема для Румынии. В 1920 г. к Румынии, по воле держав-победительниц в Первой мировой войне, отошла Трансильвания – массивный кус земли площадью более 100 т. кв. км. На данный момент количество венгров в Румынии составляет чуть менее полутора миллионов, т.е. 6,5% населения. Трансильванские венгры имеют свою политическую силу (Демократический союз венгров Румынии), которая занимает довольно активную политическую позицию. Румынский премьер В. Понта, касаясь идеи сотрудничества с Демсоюзом венгров, указал, что такое сотрудничество будет строиться на определённых условиях. Главное из них – отказ от планов административного переустройства румынской территории по этническому признаку. Иными словами, отказ от идеи венгерской автономии. Вряд ли на это пойдут лидеры румынских венгров, по крайней мере, сейчас, когда их поддержка правительством В. Орбана зависит от градуса их патриотизма.

Румынские оппозиционеры были уверены, что после смещения президента у них останется достаточно времени для нормализации отношений с ЕС и Еврокомиссией, а также для  улучшения образа Румынии в глазах международного сообщества. Но процедура импичмента осталась недостижимой мечтой, и Т. Бэсеску сохранит за собой свой пост. Теперь правящей коалиции будет крайне непросто сохранить свой авторитет на международной арене, а между президентом и властями будет наблюдаться рост напряжения, вплоть до острого политического кризиса. Тогда ситуация может развиваться двояко: либо этот кризис будет продолжаться, как минимум, до парламентских выборов, запланированных на осень 2012 г., либо в отношениях Бухарест-Брюссель будет и дальше сохраняться отрицательная динамика.

Но у Т. Бэсеску нет особых оснований к радости. Из 46% явившихся на избирательные участки почти 88% (7 млн.) проголосовали за его смещение. Недовольство граждан политикой Т. Бэсеску особенно возросло после перехода страны к режиму жёсткой экономии в условиях финансового кризиса. Конституционному суду ещё предстоит решить, законны или нет результаты референдума. Но, вне зависимости от этого, оппозиция в лице премьера В. Понты призвала Т. Бэсеску не игнорировать мнение большинства проголосовавших.

Столь демонстративное противостояние правительства и президента подрывает политический авторитет Румынии в мире, а также не способствует стабилизации внутри страны. МВФ уже приостановил сотрудничество с Бухарестом, а Госдеп США, ПАСЕ и Совет Европы выразили свою обеспокоенность происходящим.

 

1. Marta Szpala «Rumunia pomiędzy referendum a krytyką UE» (Ośrodek Studiów Wschodnich, 2012-07-25)

2. «Лидер румынской оппозиции обвинил президента в предательстве интересов страны» («Репортёр» 30.03.2011) 

Ключевые слова: Румыния

Версия для печати