Московские инновации внешних связей

12:39 18.07.2012 Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей (ДВМС) Сергей Черёмин.

Фото ДВМС

 

 

Многоплановым и разнообразным по тематике стал брифинг, который провел для прессы министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей (ДВМС) Сергей Черёмин. Обсудили и вступление России в ВТО, и тему соотечественников, и перспективы превращения Москвы в международный финансовый центр, и объемы иностранных инвестиций в экономику столицы. Некоторые подходы к решению текущих проблем можно смело назвать, как сейчас модно, «инновационными». Из большого разговора вырисовалась картина внешнеэкономической и международной деятельности Московского правительства. И картина эта оказалась весьма красочной.

 

Что ждать от ВТО?

 

Эффект от вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в целом для страны и ее столицы будет положительным, заявил Сергей Черемин.

«Учитывая опыт многих стран, вступление России в ВТО будет иметь для нас все-таки больше положительный эффект, чем негативный. У ряда стран после вступления в эту организацию ВВП вырос на 10-11%», — отметил он.

По мнению главы ДВМС, на первом этапе не исключены некоторые проблемы у сельскохозяйственных производителей и автомобильной промышленности, сфера торговли и услуг пострадает в меньшей степени, существенное развитие получат, в частности, цветная металлургия и химическая промышленность.

«Из-за проблем в сельскохозяйственной отрасли возможно увеличение количества мигрантов, - отметил С.Черемин. - Мы должны это учитывать, однако расширение границ Москвы положительно скажется на готовности города принять новых жителей».

Присоединение России ко Всемирной торговой организации не сразу повлияет на экономику Москвы, однако в долгосрочной перспективе эффект от вступления в ВТО будет положительным не только для столицы, но и для всей страны.

«Мгновенного эффекта от вступления России в ВТО для города Москвы не будет, - считает он. - В будущем, учитывая особенности экономики столицы, эффект будет скорее положительным».

В целом для России эффект от вступления в ВТО также будет больше положительным, чем отрицательным, считает С.Черемин.

«Россия добилась весьма благоприятных условий вхождения в ВТО, а по отдельным направлениям – даже более выгодных в сравнении с другими странами. Последствия этого шага будут как минимум умеренно-позитивными. Вполне очевидны торгово-политические выигрыши России. Вступление не грозит разрушительным и деструктивным влиянием на экономику в целом, хотя в ряде отраслей можно ожидать возникновения трудностей, отмечается в материалах ДВМС.

Впереди у государства и бизнеса период адаптации к деятельности в рамках норм и правил ВТО. Он вряд ли будет беспроблемным. Но переходный период дается присоединяющимся странам как раз для того, чтобы государственный аппарат и предприниматели смогли научиться работать в соответствии с принципами открытой и справедливой торговли, исповедуемыми многосторонней торговой системой».

На вопрос: «Как Вы оцениваете потенциал Москвы в рамках вступления России в ВТО? Существует ли прогноз на краткосрочный и долгосрочный периоды, каким образом повлияет членство на экономику города?» Сергей Черемин ответил:

«Вступление России в ВТО отразится на экономике Москвы в гораздо меньшей степени, чем на российской экономике в целом. Это, прежде всего, связано с тем, что в городе практически отсутствует аграрный сектор, а промышленность не занимает доминирующую долю в экономике (до 15% в ВРП).

Тем не менее, по статистике, на территории города расположены свыше 1100 предприятий. В промышленности занято около 700 тыс. человек (12% от общего числа занятых в экономике города). Кроме того, в городе сосредоточена крупнейшая научная база (почти треть от общей численности научных работников в России, более половины докторов наук, свыше 40% кандидатов наук и 20% студентов). Все это формирует научно-промышленный потенциал. Он достаточно конкурентоспособный. Несмотря на кризисные явления, многие московские предприятия сумели адаптироваться к новой среде (за счет успешного менеджмента, нахождения в выгодной экспортной нише, высокой квалификации кадров и т.д.).

Кроме того, по итогам переговоров Россия приняла на себя взвешенные обязательства при вступлении в ВТО. Они оставляют ей достаточную свободу маневра. Условия участия России в ВТО не предполагают полного открытия внутренних рынков. У нас сохраняется относительно высокий уровень тарифной защиты. В дополнение, мы сможем использовать систему чрезвычайных защитных мер против добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Поэтому реальных угроз для московской промышленности мы не видим».

 

Инвестиций много, но многие потенциальные инвесторы ещё осторожничают

 

Министр сообщил, что по состоянию на начало января 2012 года накопленный иностранный капитал в экономике Москвы составил 129,5 миллиарда долларов США, что на 8% выше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

«Эта тенденция очень радует, но нас не радует география стран, которые осуществляют инвестиции в Москву — Люксембург, Кипр, Голландия, Ирландия. Реальные иностранные инвесторы пока опасаются вкладывать в долгосрочные проекты в Москве. Основной поток этих инвестиций имеет чисто российское происхождение, и наши же российские предприниматели инвестируют эти средства», — подчеркнул С. Черёмин.

Руководитель ДВМС отметил, что на сегодняшний день доля Москвы в общем объеме накопленных иностранных инвестиций в России ниже докризисного уровня — 36%, тогда как ранее она составляла более 50%.

«Это можно объяснить успехом российских регионов, потому что многие из них опережают Москву по некоторым вопросам, например, принимая изменения в законодательстве по ГЧП (государственно-частное партнерство) или защите инвесторов», — сказал он.

Важнейшим аспектом является открытость экономики Москвы для реальных иностранных инвесторов, добавил С.Черёмин.

«Качество инвестиций - это первый вопрос, в основном это торговые кредиты и прочее».

«Если говорить о притоке зарубежных инвестиций в Москву, то проблема, на наш взгляд, не в их объеме, а в источниках, - подчеркнул С.Черёмин. - Нас не вполне устраивает тот факт, что большинство инвестиций приходит из оффшоров, то есть, фактически, имеет место реинвестирование российских средств. Мы бы хотели сместить акцент в сторону действительно иностранных капиталовложений».

Многие зарубежные инвесторы пока опасаются вкладывать в экономику города. «Как правило, средства инвестируют российские бизнесмены, пытаясь защитить себя законодательством других стран или двусторонними соглашениями». Как отметил министр, бизнес использует подобные схемы, опасаясь возможных рисков.

 

Поддержка соотечественников – одна из главных забот

 

Коснувшись темы российских соотечественников, проживающих за рубежом, министр сообщил, что власти Москвы выделили в этом году около 300 миллионов рублей на их поддержку.

То внимание, которое власти Москвы уделяли и уделяют вопросам поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, даёт основания говорить о том, что и представители этих самых соотечественников повернутся лицом к нуждам российской столицы.

«Москва и Россия длительное время оказывали поддержку нашим соотечественникам и могут рассчитывать, что соотечественники дадут что-то городу», – заявил С.Черёмин. «Возможно, своими идеями, контактами, ресурсами, в том числе интеллектуальными, они поддержат Москву и обеспечат рост её экономического потенциала».

Он проинформировал, что для того чтобы призвать соотечественников зарубежья к более активным действиям по инвестициям в экономику, в октябре 2012 года запланировано проведение Международного форума соотечественников, куда будут приглашены иностранные бизнесмены русского происхождения. По словам Сергея Черёмина, с гостями будут проведены семинары и встречи, в ходе которых состоится обсуждение вариантов сотрудничества.

«Вы знаете, какую роль играет индийская диаспора в США? – продолжил С.Черемин. – Они активно приобретают активы и значительную часть этих средств используют для модернизации исторической родины. Россия не должна быть исключением».

По его словам, многие россияне добились больших успехов на Западе – заработали крупный капитал, возглавили серьёзные компании. Однако не все они что-то делают в России и для России. Поэтому соотечественников постараются заинтересовывать московскими госпрограммами.

Помимо материальных средств власти ждут от бывших россиян патриотической деятельности – формирования позитивного имиджа Москвы в других странах.

Правительство Москвы ежегодно оказывает материальную помощь русским, проживающим за рубежом. В 2011 году на это было выделено 211 млн рублей, а в 2012-м – 300 миллионов рублей.

Они предназначались на поддержку общественных организаций, поддержку русского языка и культуры за рубежом, на помощь общественным организациям, на помощь малоимущим, ветеранам Великой Отечественной войны, на различные культурные мероприятия. Большая часть средств отводилась на образовательные программы. Например, на стипендии мэра Москвы, которыми поощряются студенты, обучающиеся в зарубежных вузах на русскоязычных факультетах (в прошлом году на это выделялось 11,5 млн рублей), и на программу «Московский аттестат», позволяющую школьникам, которые живут в странах СНГ, получить дистанционное образование в московских школах.

Дополнительные средства поддержки выделены соотечественникам в Крыму, в частности, Севастополе.

 

«Добро пожаловать в столицу! И виза вам не нужна»

 

Москва выступила с инициативой о введении безвизового режима на территории города для привлечения дополнительных потоков туристов, сообщил министр. «Безвизовый режим» будет означать, что иностранец сможет приехать в столицу на три дня, не получая визу в РФ.

«Экономический эффект от включения безвизового режима на три дня способен привезти в бюджет города около 120 миллиардов рублей в ближайшие три года», — отметил С. Черёмин.

По его словам, пока этот вопрос находится в статусе рабочего обсуждения на федеральном уровне. При этом практически все министерства РФ поддерживают подобную инициативу с безвизовым режимом для Москвы, однако Министерство иностранных дел России считает, что это может повлиять отрицательно на переговоры с другими странами о введении безвизового режима для России. Осторожно относятся к этой идее и силовики, признался он.

«Многие предпочтут остаться на пару дней в Москве по пути, например, из Лондона в Токио. Бизнесмены, как правило, находятся в городе два-три дня. Мы считаем, что это могло бы быть одним из привлекательных преимуществ для города. Москва - большой транзитный хаб с востока на запад. Поэтому мы ожидаем резкого роста бизнес-визитов».

Ожидается и приток обычных туристов.

Сейчас Москва занимает 19-е место в мире по посещаемости иностранными туристами. Московские власти придумывают новые способы привлечения туристов в город: создают информационные центры, составляют путеводители и необычные экскурсии.

К 2016 году число иностранных туристов, посещающих Москву, планируется увеличить с 4,1 до 7,32 миллиона человек.

По мнению С.Черёмина, введение краткосрочного безвизового режима «не приведет к тому, что все преступники мира хлынут в Москву».

 

Москва хочет стать Международным финансовым центром

 

Министр отметил, что ДВМС продолжает работу по созданию стратегии позиционирования Москвы как Международного финансового центра (МФЦ).

9 июля 2012 года было проведено первое «установочное» совещание с консультантами и аналитиками. К участию в соответствующих рабочих встречах на постоянной основе будут привлекаться отраслевые департаменты Правительства Москвы, представители федеральных структур и регуляторов, задействованных в проекте по развитию Москвы как МФЦ.

Осенью 2012 года основные результаты проведенного исследования и ключевые выводы стратегии позиционирования предполагается формализовать по итогам рассмотрения на заседании Правительства Москвы, сообщил С. Черёмин.

В первом полугодии уже проведено много мероприятий по активизации взаимодействия с другими городами - международными финансовыми центрами.

ДВМС принимал активное участие в работе двусторонней российско-британской группы по развитию МФЦ, проведены переговоры и подписаны двусторонние меморандумы с Франкфуртом и Парижем, налажено постоянное взаимодействие со Стамбулом, Сан-Паулу, Люксембургом.

ДВМС выступил инициатором идеи о сотрудничестве между городами - финансовыми центрами - на основе принципа лояльной конкуренции. Ведутся переговоры о создании совместного индекса развития городов МФЦ, налажено взаимодействие по линии развития института риск-менеджмента, обсуждается необходимость создания первой многосторонней группы МФЦ с участием нескольких городов.

Департамент приступил к разработке комплексной стратегии позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра на международной арене, направленной на улучшение искаженного инвестиционного имиджа города.

Ключевые слова: Правительство Москвы

Версия для печати