СНГ уберегло нас от крупных государственных конфликтов

15:26 03.07.2012 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


(О перспективах развития СНГ, отметившего своё 20-летие)

В гостях у журнала «Международная жизнь» заместитель председателя Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, член фракции "Справедливая Россия", генерал-майор милиции, Татьяна Николаевна Москалькова.

Справка:

Т.Н.Москалькова является также членом Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте РФ (с 2003 г.), членом Экспертных советов: по вопросам нормотворческой деятельности МВД России, Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, Комитета по безопасности и обороне Совета Федерации РФ.

Выступала в качестве представителя Российской Федерации в Совете Европы и ОБСЕ. Неоднократно участвовала в российско-белорусских форумах.

Автор более 100 научно-практических работ, сборников, статей, 4 монографий, соавтор ряда учебников по уголовному процессу, комментариев к Конституции и Уголовно-процессуальному кодексу.

Награждена орденом Почета, именным огнестрельным оружием, почетными грамотами Государственной Думы и Совета Федерации, орденом святой княгини Ольги РПЦ, многими ведомственными наградами.

 

Е.Ю.Студнева: Уважаемая Татьяна Николаевна,  Содружество Независимых Государств преодолело рубеж в двадцать лет, и, несмотря на то, что ему предрекали недолгий век, имеет перспективы развития. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние СНГ? 

Т.Н.Москалькова: В 2011 году исполнилось 20 лет СНГ, и мы вправе осмыслить, какой пройден путь, и к чему мы сейчас стремимся. Поэтому намечу основные тезисы.

Тезис первый: что из себя представляет сегодня постсоветское пространство с точки зрения политической, экономической и гуманитарной интеграции?

20 лет назад в Беловежской пуще было подписано известное всем соглашение, где было сказано, что СССР как геополитическая реальность прекращает своё существование. Одновременно три государства объединились в СНГ – Россия, Белоруссия, Украина, а затем в течение года к ним присоединялись другие.

Сегодня, с точки зрения накопленного социального и политического опыта, мы можем оценить, что это за интеграционное сообщество - СНГ. Мы можем оценить его положительно в целом: оно не позволило уйти  в крупные конфликты между государствами. Оно позволило не вспыхнуть замороженным конфликтам, не перейти таковым в стадию противостояния государств. У нас было три таких замороженных конфликта: это грузино-югоосетинский, нагорно-карабахский и приднестровский.

Для этого нужен был общий диалог и общее понимание нашего места в мировом пространстве. Сегодня скептики считают, что СНГ себя не оправдало, потому что мы не сблизились, не смогли воссоздать единое государство, русский язык сузился в сфере применения. Оптимисты же, к которым отношусь я, считают, что СНГ в основном выполнило в значительной степени свою задачу. Известно, когда происходит распад любой империи, будь то Византийская, Османская, то центробежные силы набирают темпы в сфере разобщения этих государств. Вместе с тем нам удалось не оградиться друг от друга визовым пространством, визовыми барьерами.

В настоящее время произошла группировка государств СНГ и изменение их политической конфигурации. СНГ становится всё больше политической площадкой для выработки общей концепции взаимного диалога, и выделяются группы государств, наиболее близких с точки зрения глубины их интеграционных процессов. Это государства ОДКБ (их шесть), это государства ЕврАзЭс (их пять) и самая, наверное, глубокая интеграция между Россией и Белоруссией в связи с созданием единого Союзного государства Россия - Беларусь  по Договору о создании Союзного государства от 1999 года.

Таким образом на постсоветском пространстве появились несколько групп государств, объединённых общими подходами к политическим и экономическим процессам, к внешней политике и историческому прошлому. Им противостояло другое объединение, получившее название ГУАМ, в которое вошли Грузия, Молдова, Украина и Азербайджан. И не мы можем сказать, что сегодня это прочное глубокое интеграционное сообщество, но тем не менее официально они себя заявили на этой площадке, и мы видим, как они автономно занимают позиции по тем или иным вопросам.

СНГ за это время структурировалось и смогло найти  и организационные, и правовые формы работы, т.е. для любого международного сообщества важно, чтобы был законодательный орган, который создаёт правовые основы, исполнительный орган, который может исполнять эти правовые акты и были различные интеграционные структуры по отдельным видам направления. У нас есть Межпарламентская ассамблея СНГ. В ОДКБ, ЕврАзЭСе и в Союзном государстве тоже есть такие высшие органы законодательной власти, куда делегируются депутаты  из всех государств. Поэтому структурировалось это пространство с точки зрения и парламентской дипломатии, и с точки зрения комплекса  программ и мер, которые здесь осуществляются.

В 2010 году на площадке СНГ, на мой взгляд, произошло очень знаковое событие, о котором пишут очень мало – это создание Единого экономического пространства (ЕЭП), которое выросло из Таможенного Союза (ТС). С 1 января 2012 года ЕЭП действует в полном объеме в связи с ратификацией 17-ти соглашений по созданию ЕЭП. Сегодня многие воспринимают эти интеграционные системы как аналогичные системам ОДКБ и ЕврАзЭС. Но между теми интеграционными системами и Таможенным союзом и ЕЭП – огромная разница.

Она заключается в том, что ТС создал наднациональный орган.  Впервые за 20 лет три государства – Россия, Казахстан и Беларусь - договорились, что они объединяются не путём международных соглашений, а путём передачи полномочий единой Комиссии. Сначала это была Комиссия Таможенного союза, ответственным секретарём которой был С.Глазьев, а теперь – это Евразийская экономическая комиссия, коллегию которой возглавляет В. Христенко. Она будет принимать решение для всех государств по очень широкому кругу экономических вопросов.

Если Таможенная комиссия принимала решения только по вопросам движения товаров без таможенных границ и барьеров, то в Евразийской экономической комиссии – это не только свобода передвижения товаров, но также и финансовых средств, работ и услуг. Очень бы хотелось призвать всех к осмыслению этих процессов. Они идут непросто, но они подняли перспективы создания новой государственности на принципиально новый уровень.

Е.Ю.Студнева: Каковы формы работы на пространстве СНГ сегодня?

Т.Н.Москалькова: Их несколько. Традиционная форма сотрудничества в рамках СНГ - заключение двухсторонних и многосторонних региональных международных договоров, предполагающих правовое регулирование различных секторов общественной жизни и моделей сотрудничества.

         В рамках Организации Договора о коллективной безопасности заключено более 30 соглашений, в том числе, о подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ; о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств - членов ОДКБ; о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ; о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности; о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ; о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ; о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности.

         В рамках ЕврАзЭС, включая Таможенный союз, принято более 100 международных договоров.

         Кроме того, Россией заключены двухсторонние соглашения с другими государствами - членами СНГ по вопросам гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и др.

Вторая форма работы на пространстве СНГ – это выработка модельных законов, модельный Уголовный кодекс и Гражданский кодекс, на которые должны ориентироваться все участники СНГ. Эта форма оказалась наименее эффективной. Потому что ни одно из государств не приняло решение о том, что модельный кодекс является важнейшим документом при проведении экспертизы проекта национального Закона. Так что эти рекомендации остались не более чем рекомендациями, не получили статуса нормативно-правового, обязательного характера. И хотя эта форма продолжает существовать, у нас принято более 400 модельных законов, но государства очень слабо на них ориентируются, и сегодня, наверное, мы должны пересмотреть эту форму взаимодействия.

Е.Ю.Студнева: А есть, чем её заменить?

Т.Н.Москалькова: Да, надо  сделать акцент на нашем триумвирате – Россия, Казахстан, Беларусь - на государствах Таможенного союза и ЕЭП.  Три государства, которые сегодня нашли наиболее эффективные формы взаимодействия, могут уже выйти на уровень создания единых основ: основы Таможенного союза, которые будут приниматься вот этими наднациональными органами. Иначе невозможно договориться с одиннадцатью государствами.

Е.Ю.Студнева: С учётом национального аспекта, наверное?

Т.Н.Москалькова: Безусловно, но нужно договориться о принципах взаимодействия. Предположим, что мы у Китая не покупаем такие товары, которые будут демпинговать наши (на пространстве СНГ). Предположим, мы вступаем в ВТО и договариваемся, что мы не принимаем их условия о запрещении государственного датирования сельскохозяйственной отрасли. Иначе она будет неконкурентоспособной с другими государствами. Мне кажется, что надо идти по такому пути, оставив площадку СНГ для политического диалога, аналогичную «Большой Восьмёрке», например. В таком направлении, на мой взгляд, мы должны двигаться.

Е.Ю.Студнева Вы выступаете с законодательными инициативами по вопросу укрепления взаимодействия Белоруссии в рамках Союзного государства. В чём суть этих законопроектов и какова их роль в укреплении интеграционных процессов в Содружестве?

Т.Н.Москалькова: Законодательные инициативы, о которых вы меня спрашиваете сегодня, находятся в стадии проработки. Они заключаются в следующем. Россия и Беларусь объединились в Единое государство в 1999 году на основе договора о создании Союзного государства.

За это время мы смогли значительно продвинуть целый ряд отдельных программ. Например, по Чернобылю, вместе с белорусами составляем Атлас реабилитации заражённых территорий, мы создали реестр граждан, которые пострадали от этой катастрофы – и белорусов, и россиян (700 тысяч).

 Определено до 2050 года, как можно проводить дезактивацию на этих общих территориях. Построены за союзные деньги два реабилитационных центра:  один в Гомеле, другой в Подмосковье - это уже совместная собственность. И сегодня в бюджет Союзного государства выделяются средства, на которые проводится 13 программ, в том числе, касающихся  создания принципиально новых лекарственных препаратов по борьбе с раком, изучения космоса,  борьбы с преступностью. Средства идут также на создание общих рабочих мест, взаимозависимой экономики в ряде секторов.

Бюджет Союзного государства принимается на год декретом Союзного государства. Но закона о порядке формирования и расходования бюджета нет. В нем можно было бы определить, что такое бюджет Союзного государства, из каких отчислений он складывается, кто осуществляет  контроль  за расходованием средств, на какие статьи расхода он используется.

Другой Закон Союзного государства, который сегодня, на мой взгляд, мог бы касаться собственности России и Белоруссии, поскольку она  построена за счёт общего бюджета. Те же самые реабилитационные центры, их надо поставить на учёт, передать в оперативное управление кому-то, содержать на деньги, как совместную собственность. И этих объектов не один и не два, а накопилось уже тысячи   совместных объектов, а Закона о собственности Союзного государства нет. Поэтому надо определить, что является совместной собственностью Союзного государства. В какие реестры она вносится, как осуществляется их  эксплуатация, и в случае, если этот объект будет выводиться из объектов собственности Союзного государства, кому и как он должен перейти.

Это очень серьёзные гражданско-правовые вопросы, которые сегодня нужно решить. Мне кажется, что имеет право на существование и Закон о символике Союзного государства. В национальные законодательства соответственно не введены  понятия ни Союзного государства, ни бюджета Союзного государства, ни парламента такового. Правовое урегулирование этих вопросов могло бы продвинуть вперёд сближение двух государств. Наконец, есть Парламентское Собрание Союзного государства, куда делегируются депутации российская и белорусская. У них есть свои права, обязанности, свой статус. А Закона о статусе депутата Парламентского Собрания Союзного государства у нас сегодня нет. На мой взгляд, такой Закон можно было бы принять.

Е.Ю.Студнева: Ситуация созрела, что же мешает это осуществить?

Т.Н.Москалькова: Сегодня не пришло ещё время, когда мы можем полностью снять границы между государствами и выйти на такой уровень интеграции, какой наблюдается  у Евросоюза, где есть Европарламент, общая денежная единица.

Но законы макроэкономики  говорят о том, что, чем больше субъектов экономических отношений, тем более эффективна экономика. Поэтому и Европа интегрируется, увеличивая в связи с этим товарооборот и создавая более эффективную конкурентную среду.

Ещё одна важная задача, которую, на мой взгляд, нельзя считать решенной, касается гармонизации и унификации законодательства разных государств СНГ. В этих целях была предпринята попытка создать модельное законодательство. Но работа эта очень важна, потому что если у нас не будет единого понимания, правового регулирования той или иной проблемы, мы не сможем построить единый законодательный фундамент. А стало быть и не сможем возвести единое здание будущей единой российско-белорусской  государственности.

Совершенно очевидно, что на будущее главный акцент нужно сделать на создании Евразийского Союза. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. С 1 января 2012 г. вступили в силу 17 соглашений о Едином экономическом  пространстве (ЕЭП), создана Евразийская экономическая комиссия.

Заработал Суд ЕврАзЭС,  где должны рассматриваться споры хозяйствующих субъектов.

Е.Ю.Студнева: А почему, как вы сказали, не работает модельный ряд законов, в чём его уязвимость?

Т.Н.Москалькова: Потому что ни одно из государств не решилось считать модельный закон обязательным для своего национального законодательства при разработке своих правовых документов. Мотивация этой ситуации, думаю, коренится в понимании государствами своей независимости, суверенизации. Может быть по этому ни одно из государств СНГ в регламенте своего парламента не внесло нормы, которые бы закрепили статус модельного законодательства. Это свидетельствует о том, что ситуация ещё не вызрела с точки зрения политической, экономической и морально-нравственной.    

Е.Ю.Студнева: Татьяна Николаевна, вы близко соприкасаетесь с фактами негативного отношения к русскому языку в странах СНГ. Как в Комитете видят выправление сложившейся ситуации?

Т.Н.Москалькова: Вы правы. Мы только что были свидетелями событий на Украине, когда в парламенте этой страны возникла драка из-за вопроса о повышении статуса русского языка. Это несмотря на то что в Украине 14 миллионов человек говорят по-русски. И националистические проявления заметны.  Мы видим, что молодёжь в Армении говорит сегодня больше на своём языке, чем на русском, в Молдавии с русским языком проблема. И очень правильно, что сейчас принята Государственная программа «Русский язык» с финансированием в 2 млрд рублей. Создан Фонд помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, в том числе, для  оказания содействия в издательской деятельности на русском языке.

Очень хорошо, что у нас создан специальный орган по этому вопросу – это Россотрудничество,  активно работает Департамент по работе с соотечественниками МИД России. И  в первом Указе нового Президента России о международной политике сказано, что СНГ должно стать приоритетной политикой. Дай бог, как говорится. И Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками будет этому активно содействовать.

Е.Ю.Студнева: Но заявления о приоритетных отношениях во внешнеполитической деятельности России со странами постсоветского пространства уже звучали.

Т.Н.Москалькова: Да, но ранее вопрос не стоял о финансировании, информационном освещении той деятельности. Ведь в России мало кто знает о создании Евразийской экономической комиссии и её полномочиях. И мало кто знает, как продвигается ОДКБ. Сегодня работает телеканал «Мир», который ведёт передачу, посвящённую СНГ, но далеко не у всех есть такая программа, по крайней мере, она не на «постоянной кнопке». Таким образом, у нас информационное пространство крайне ограничено. Это самая большая проблема:  люди не знают, как живут их соотечественники в странах Содружества, как развивается жизнь там, почему мы до сих пор не объединились в единое государство, хотя бы в форме конфедерации или в форме, подобной Евросоюзу.

Поэтому очень важна задача – создать единое информационное пространство: телерадиовещание, освещающее жизнь на пространстве СНГ, организовать подготовку журналистов, посвящающих этой тематике свои материалы. «Международная жизнь» - очень хороший журнал с давними замечательными традициями. Но нужны  специальные журналы по СНГ.  

Е.Ю.Студнева: Комитет занимается проблемой налаживания информационного пространства СНГ?

Т.Н.Москалькова: Комитет не имеет полномочий для решения этого вопроса. Но имеет достаточно возможностей, чтобы поднять эту проблему и привлечь внимание к этой теме. Поэтому мы планируем посвятить этой проблеме специальное заседание Комитета.

Мы недавно выезжали в Казахстан в составе делегации официального визита председателя Госдумы С.Е. Нарышкина, и вопрос о создании единого информационного поля, в том числе создания единого сайта ЕЭП, был поставлен. И есть все предпосылки для успешного решения этой проблемы.

Е.Ю.Студнева: Вы, конечно, помните, что как только было объявлено о создании Союзного государства между Россией и Белоруссией, в Евросоюзе появился проект «Восточное партнёрство», в рамках которого ЕС предоставляет Белоруссии 2,5 миллиарда евро кредитной помощи, но на условиях, ущемляющих интересы партнёрства с Россией. Что это: желание искреннего содействия и сотрудничества или способ внести разлад в партнёрские отношения с Россией?

Т.Н.Москалькова: Вы абсолютно правильно поставили вопрос о том, что объединение бывших союзных республик  в Союзное государство крайне невыгодно нашим оппонентам. И мы видим всё более агрессивные заявления о возможности пользования природными ресурсами России другими государствами. Мы эти заявления слышали из уст госсекретаря США Мадлен Олбрайт, затем от Кандолизы Райс, теперь и Хиллари Клинтон вторит им. Мы понимаем, что это программа на разобщение наших государств и на «вбивание клиньев» между нами.

Е.Ю.Студнева: В название вашего комитета выведена тема соотечественников, её проработка изменила что-либо качественным образом по отношению к этой категории граждан нашего Отечества?

Т.Н.Москалькова: Коренным образом изменилось отношение к людям, выезжающим на постоянное место жительства за рубеж. На протяжении многих десятков лет мы относились предвзято и даже враждебно к тем, кто покидает страну, делая выбор в пользу другого государства. И их называли «врагами народа», «диссидентами», «отщепенцами», мы препятствовали их выезду, отворачивались от них на публичных мероприятиях за рубежом. Новое время привнесло новое отношение к эмигрантам. Это не только признак цивилизованного подхода по отношению к ним, но и покаяние за прошлое, и переосмысление всех этих процессов. Сегодня мы совершенно по-новому осмысливаем четыре волны эмиграции: дореволюционной, эмиграция 1917-1922 годов, массовый выезд евреев в 80-е годы и эмиграция 90-х годов в связи с распадом СССР.

Наконец, пришло понимание того, что эти люди вправе выбирать своё место жительства, и государство должно сделать всё для того, чтобы эта территория воспринималась людьми, как их Родина, как Отечество, а не искусственно препятствовать выезду. Сегодня мы тоже наблюдаем большой отток российского населения на постоянное проживание  и на длительные трудовые контракты за рубежом. Поэтому государство должно поставить во главу угла политику привлекательности России. И одна из последних статей Владимира Путина («Известия» 27.02.2012 статья «Россия и меняющийся мир») совершенно по новому разворачивает общественное сознание к этим процессам. Другой вопрос, какой будет инструментарий реализации этой идеологической концепции, как её применить на практике.

Действующий в России Федеральный закон № 99-ФЗ с 24 мая 1999 г. о государственной политике в отношении соотечественников, с внесенными в него в 2010 году поправками, предусматривает проведение Всемирного конгресса соотечественников, введения понятия соотечественников, проживающих за рубежом. И благодаря правительственной программе о добровольном переселении соотечественников в Россию в 2011 году на Родину вернулось 30 тысяч наших соотечественников, в то время как в 2010 году их было порядка 6-ти 10-ти тысяч. И это хорошая тенденция.

Сегодня работа с соотечественниками поднята на уровень государственной политики. Появились закон, программа, проводятся мероприятия с соотечественниками. В преддверии Всемирного конгресса соотечественников, который состоится в 2013 году будут организовываться региональные и страновые  конференции соотечественников в зарубежных государствах.

Е.Ю.Студнева: Татьяна Николаевна, недавно вы побывали в Японии по линии соотечественников. Какие выводы для своей работы в Комитете и шире – в Российской Федерации – вы сделали для укрепления связей с соотечественниками в этой стране?

Т.Н.Москалькова: Я принимала участие в шестой конференции российских соотечественников Азиатско-Тихоокеанского региона. Она проходила в Токио в июне года. На конференции присутствовали представители 9-ти государств, в том числе из Австралии, Индии, Новой Зеландии, Филиппин, Японии и т.д. На консульском учёте в Токио стоит 470 человек, наших соотечественников, а по учётам, которые ведут наши общественные организации в Японии, проживает более 10 тысяч российских соотечественников. Общественными организациями российских соотечественников проводится колоссальная работа по сохранению русских традиций, русской литературы, православной религии. В Токио был открыт первый православный храм. В Японии есть православный храм, где богослужения ведутся на японском языке. Открыта и пользуется популярностью частная русская школа, действуют библиотеки  на русском языке.   Огромную помощь в этом им оказывает российское посольство, в том числе помогая проводить мероприятия, выпускать газеты на русском языке, не говоря  уже о помощи, оказанной нашим соотечественникам во время фукусимских событий. В Японию был направлен отряд МЧС, гуманитарная помощь, вывезены дети, обзванивалась каждая семья.

Е.Ю.Студнева: Что обсуждают наши соотечественники при встрече с официальными лицами?

Т.Н.Москалькова: Прежде всего, это вопросы русской культуры, создание библиотек, создание и приумножение русских школ. Для этого нужно обучать преподавателей единой методике. Обсуждались и проблемы проведения мероприятий, связанных, например, с выборами в Госдуму. Соотечественники принимают активное участие в нашей политической жизни. Меня поразило, насколько велика любовь, тяга, желание не потерять связь с Родиной. Сейчас в Государственной Думе обсуждается разработанный по просьбе соотечественников и внесенный Президентом РФ закон для смешанных браков, согласно которому суд не требует разрешения второго супруга при расторжении брака при получении гражданства ребёнка.  В качестве проблемных соотечественники ставят вопросы о совместных культурных центрах. Сейчас настало время нам заключать российско-японское соглашение о создании культурных центров в России и Японии. Это место, где они смогут встречаться, проводить досуг, принимать представителей культуры и искусства. Российско-японское соглашение о международной молодёжной политике рассматривается сегодня в Госдуме. 

 В настоящее время появились и другие новые формы работы с соотечественниками, предложенные МИД РФ, в которых принимают участие и члены Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками. В частности, форум «Потомки великих россиян», который проводится в Москве второй год подряд.

Спасибо, Татьяна Николаевна!

Ключевые слова: СНГ Союзное государство

Версия для печати