ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Компромисс или осознанная необходимость?

11:15 30.12.2011 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В ежегодном Послании к Федеральному Собранию России Президент Дмитрий Медведев, выступая в Георгиевском зале Большого Кремлёвского Дворца, рассказал о мерах, которые дадут гражданам страны большие возможности влиять на политику Российского государства, на принятие любых решений, затрагивающих их права и интересы, - их глава государства намерен принять в ближайшее время. Основной акцент Послания Президента был сосредоточен на инициативах по развитию и совершенствованию политической системы Российской Федерации. Неизменными в структуре Послания были позиция Президента по основным направлениям внутренней и внешней политики, модернизации экономики и социальной сферы, вопросам обороны и безопасности. Поздравив депутатов Государственной Думы шестого созыва с началом работы, Дмитрий Медведев выразил готовность к диалогу по всем вопросам.

Итоги парламентских выборов в России выявили настроения в обществе, нуждающиеся в немедленной корректировке, поскольку вызваны недовольством граждан по принципиальным вопросам развития парламентаризма в стране с многонациональным и разноконфессиональным составом населения, а также существенными географическими различиями. Выплеснувшиеся на улицу, эти протестные настроения в контексте происходящих в Европе и в мире событий, имеют тенденцию к взрыву ситуации внутри страны, что неизбежно повлечёт необратимые процессы, пагубные как для отдельно взятых граждан, так и для государства в целом. В этой связи Президент в своём Послании подчеркнул, что власть готова с уважением воспринимать критику в адрес государственных институтов и отдельных должностных лиц. При этом, добавил Дмитрий Медведев, для критики должны быть основания. Законные способы выражать своё мнение гарантированы Конституцией страны, но власть готова защитить граждан от попыток манипулировать ими, втягивая в авантюры провокационного свойства.

Слова о неприемлемости разжигания в обществе социальной розни, по-видимому, были восприняты по-разному народным депутатом и, например, библиотекарем средней школы, которому  пообещали увеличить заработную плату только  в 2012 году. Вместе с тем, по версии Российского журнала «Forbes», в 2011 году количество миллиардеров в России выросло в полтора раза. В число богатейших бизнесменов вошли 200 отечественных предпринимателей. В предыдущие годы список не дотягивал до 100 человек. И, казалось бы, все смирились с тем, что список богатейших людей России возглавляют владельцы крупных металлургических и нефтяных компаний. Но как говорить о неприемлемости разжигания социальной розни в стране, основной демократический институт которой допускает, что в список миллиардеров России в 2011 году вошли 18 членов Федерального Собрания РФ – десять депутатов Госдумы и восемь сенаторов?

 А вот то, что власть не допустит вмешательства извне в наши внутренние дела, - это утешительное обещание, дающее надежду, что Россию минует чаша, испитая ближневосточными лидерами в этом печально памятном году. Президент рассматривает как хороший признак политического взросления общества активность его граждан в выражении собственной позиции, их законные требования, предъявляемые к власти. Но, с другой стороны,  – поставив во главу своего ежегодного Послания к гражданам России тему политического компромисса или осознанной необходимости, Президент дал сигнал обществу о взрослении власти по отношению к гражданам такого великого государства, как Россия, кто бы и что бы по этому поводу ни говорил. Дмитрий Медведев поблагодарил тех, кто почти четыре года поддерживает деятельность Президента России, начавшуюся в непростой период: сначала - август 2008 года в Южной Осетии, затем -  глобальный финансовый кризис. И, несмотря на это, удалось сделать немало и выйти из ситуации достойно.

Президент обозначил главное. Страна успешно преодолела экономические потрясения, вернувшись к докризисным показателям развития. Экономический рост сегодня составляет около четырёх процентов в год, что превышает скорость восстановления большинства ведущих стран. Государственный долг в стране сохраняется на минимальном уровне: на 1 ноября 2011 года – 360 млрд. долларов – это один из самых низких показателей в Европе. Для сравнения: по данным Всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составлял 477 млрд. долларов. Сегодня Россия - шестая по величине экономика мира.

По социальным обязательствам всё в порядке: в стране нет пенсионеров с доходами ниже регионального прожиточного минимума. Средний размер трудовой пенсии возрос за четыре года более чем в полтора раза, а средние зарплаты учителей и врачей приблизились к средним зарплатам в регионах. В этом году самая низкая за историю новой России инфляция: меньше семи процентов. Несмотря на самые высокие с советских времён зарплаты и социальные выплаты, слишком много в стране пока бедных людей – 22 миллиона 900 тысяч человек (на июль 2011 года по данным Росстата). Этого нельзя не учитывать в стране, богатой, как ни одна другая в мире, разнообразием полезных ископаемых и земельными территориями. Число безработных за последние два года сократилось почти на два миллиона человек. Уровень безработицы в России один из самых низких в мире.

Кризисный период показал, что накопление резервов за счёт части нефтяных доходов было и остаётся разумной политикой. Благодаря именно этим сбережениям Правительство и Банк России не допустили валютного кризиса. Сейчас объёмы золотовалютных резервов близки к докризисному уровню, а вклады людей в банках увеличились почти на 80 процентов. Полностью обеспечена реализация демографических программ – один из факторов стабилизации численности населения. За четыре года в стране родилось более шести миллионов детей (это рекорд за последние 20 лет), смертность снизилась. В современной России самая высокая за её историю средняя продолжительность жизни: с 2006 года она увеличилась почти на три года и приблизилась к 69 годам. Продолжительность жизни женщин – почти 75 лет. «У нас никогда такого не было. Никогда!»– подчеркнул Дмитрий Медведев.

Ключевой темой предыдущего Послания Президента была политика в области материнства и детства. В нынешнем Послании Дмитрий Медведев подтвердил правильность стратегического курса России на модернизацию экономики. Вместе с тем, по оценке Президента Российской Федерации, проведённая модернизация политической системы сделала её эффективнее. Дмитрий Медведев ежегодно в своих Посланиях Федеральному Собранию предлагал меры по её развитию. Все меры реализованы. Повышено качество народного представительства: введён новый порядок формирования Совета Федерации, который вступит в силу в этом году.  В верхней палате парламента теперь будут работать только люди, прошедшие через федеральные, региональные или муниципальные выборы.

Созданы стимулы для политической конкуренции. Снижен до пяти процентов проходной барьер на выборах в Государственную Думу. А партии получили право представлять Президенту кандидатуры на пост высшего должностного лица субъекта Федерации в случае победы на выборах в законодательное собрание в этом регионе. Партиям были переданы полномочия для реализации контрольных функций: Правительство ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей работе. В регионах перед законодательными собраниями отчитываются высшие должностные лица субъектов Федерации. На местном уровне установлена обязательность отчётов глав муниципальных образований перед представительными органами. Введён институт отрешения от должности главы муниципалитета. Парламентские партии получили гарантии равного освещения своей деятельности в государственных СМИ. Ведутся прямые трансляции в сети интернет заседаний Госдумы и законодательных собраний в регионах. Партиям, не представленным в законодательных органах, дана возможность периодически выступать в Госдуме и в парламентах субъектов Федерации.

В Послании Президента отмечено, что гражданское общество окрепло и стало более влиятельным, существенно возросла социальная активность общественных организаций. Свидетельством тому – массовые выступления на площадях городов страны по итогам выборов в Госдуму. Ключевым достижением последних лет, по мнению Дмитрия Медведева, является    увеличение активности некоммерческих организаций. Руководство страны немало сделало для их поддержки и развития: сегодня в России более 100 тысяч некоммерческих организаций.

Во второй части своего Послания Дмитрий Медведев предложил  комплексную реформу политической системы в России. При этом, как сказал новый спикер Госдумы Сергей Нарышкин, Президент готовил её с начала года, а не под давлением «Болотной площади». Итак, по мнению Дмитрия Медведева, необходимо перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов. При этом Сергей Нарышкин не исключил, что прямые выборы губернаторов, о которых говорил Президент, могут быть возвращены с 2012 года. Так, Дмитрий Медведев предлагает ввести упрощённый порядок регистрации партий: по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны. Президент считает нужным отменить сбор подписей для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы. А также - сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тысяч. Ранее эти цифры исчислялись миллионами.

Глава государства предложил изменить систему выборов в Государственную Думу. По мнению Президента, целесообразно для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Тогда каждая территория будет иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас же некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями. Предложено изменить порядок формирования центральной и региональных избирательных комиссий. Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости.

Все эти изменения, несомненно, важны перед предстоящими в марте 2012 года выборами Президента Российской Федерации. В Государственную Думу будет внесён пакет законопроектов о децентрализации. Его реализация позволит провести серьёзное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Будут значительно расширены источники доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственные. Их объёмы дополнительно будут обсуждаться, но, как считает Дмитрий Медведев, они могут составить до 1 триллиона рублей. Это должно создать условия для успешного развития территорий, для более качественного исполнения обязанностей государства перед гражданами. В частности, будут постепенно отменяться федеральные льготы по региональным и местным налогам. Сроки должны быть дополнительно проработаны Правительством.

В ряде регионов начнётся взимание налога на недвижимость взамен имущественных налогов. Кроме того, регионам и муниципалитетам должны быть представлены существенно более широкие права по распоряжению бюджетными ресурсами, которые поступают с федерального уровня. Упразднение лишних регламентов, препятствующих самостоятельной работе на местах, и система финансовой поддержки региональных бюджетов будут в полной мере стимулировать расширение собственной доходной базы регионов. Главы регионов получат право ставить вопросы делегирования значительного числа публичных полномочий с федерального на региональный уровень. Часть полномочий может быть дополнительно передана всем регионам в силу федерального закона, прежде всего тех, которые прямо влияют на инвестиционный климат и социально-экономическое развитие территорий. Одновременно, отметил Дмитрий Медведев, следует серьёзно укрепить материальную базу муниципалитетов, местного самоуправления как самого близкого к людям института власти. Муниципалитеты должны получить солидную и прогнозируемую финансовую основу для своей деятельности.

Президент подчеркнул: «Безусловно, процесс децентрализации власти будет сопровождаться усилением политической ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за конечные результаты их работы по развитию территорий, по повышению качества оказываемых людям услуг».

Фронтальная борьба с коррупцией будет продолжена. Прежде всего, сказал Дмитрий Медведев, следует заменить федеральный закон №94 о правилах проведения государственных закупок, принятый в 2005 году. Согласно этому закону, процедура выбора поставщика осуществляется только на состязательной основе. Каждый этап проведения закупок жестко регламентируется законом ФЗ-94, который позволяет стать поставщиком для государственных нужд практически каждому предпринимателю и почти любой организации. Многие уже долгие годы пользуются возможностью зарабатывать деньги на поставке товаров для государства, многие приоритетным направлением своей работы делают борьбу за выгодный тендер. Взамен этого закона, потворствующего коррупции, Президент предлагает принять федеральный закон, предусматривающий создание федеральной контрактной системы. Новые процедуры государственных и муниципальных закупок должны обеспечить высокое качество исполнения государственного заказа и препятствовать формированию монопольно высоких цен и многомиллиардных коррупционных схем.

В качестве противодействия коррупции Дмитрий Медведев предложил ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в тех случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам. Речь идёт о декларировании крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг. «Также считаю правильным рассмотреть вопрос о расширении перечня лиц, чьи доходы подлежат декларированию», - отметил Президент и предложил подумать, как радикально снизить экономическую заинтересованность в совершении корыстных преступлений.

Предвосхищая возможные комментарии, Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что введение данного положения вместе с установленными в уголовном законодательстве кратными штрафами, увольнением в связи с утратой доверия при совершении коррупционных правонарушений и другими уже принятыми мерами, по сути, является реализацией идеи Конвенции ООН против коррупции об установлении ответственности за незаконное обогащение. Причём эта ответственность устанавливается в соответствии с принципами именно нашей правовой системы.

Такие инициативы, а также те, которые подробно изложены в Послании Президента к Федеральному Собранию и гражданам России, не рождаются наспех и в недельные сроки. Поэтому вывод напрашивается сам собой: предложенная Дмитрием Медведевым комплексная реформа политической системы в стране - осознанная необходимость. Тем более, как пообещал Президент: «Будут и другие перемены, которые мы обсудим в ближайшие месяцы».

 

Обращаясь к гражданам России с трибуны Кремля, Дмитрий Медведев сказал: «Все эти годы я работал с одной целью – чтобы сделать жизнь наших граждан лучше, чтобы граждане нашей страны чувствовали себя безопаснее, чтобы они не боялись за своих детей и внуков, чтобы жизнь старшего поколения была достойной. Именно поэтому так важно было сохранить экономическую и политическую стабильность и столь критически необходимо начать модернизацию нашей страны.

Но впереди действительно непростые времена. Глобальная депрессия может продлиться несколько лет, а конкуренция за умы, за идеи, за ресурсы будет только обостряться, и мы – в эпицентре этой конкуренции. Но даже в этих сложнейших условиях у нас нет права останавливаться в развитии. Такая работа потребует упорства, сил, конечно, времени в преодолении инерции и очень многих устоявшихся стереотипов. И только вместе мы сможем пройти этот нелёгкий путь».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати