Одним из участников состоявшейся в Санкт-Петербурге 5-ой Ассамблеи Русского мира был сопредседатель президиума фонда «Русский мир» князь Александр Александрович Трубецкой. Своими впечатлениями о работе Ассамблеи он поделился с обозревателем журнала «Международная жизнь» Еленой Студневой.
«Международная жизнь»: Александр Александрович, на Пятой Ассамблее Русского мира в Санкт-Петербурге звучала критика в адрес соотечественников, избегающих острых проблем, которые, тем не менее, существуют. Каково ваше мнение, Ассамблеи оправдывают своё предназначение?
А.А.Трубецкой: Я слышал много критики в плане того, что мы уже в пятый раз собираемся на Ассамблею, но ничего не происходит. Это неправильно. В конце концов, мы встречаемся раз в год, чтобы подводить итоги, напоминать о существовании Русского мира, но самое главное происходит не на Ассамблее. Главное, это деятельность Русского мира в течение года в странах, где ведётся активная работа по распространению русского языка. Повсюду в странах русской диаспоры открываются библиотеки, центры, кабинеты. А наши ассамблеи раз в год – они существуют для того, чтобы нас немножко подтолкнуть, чтобы мы не забывали о своей работе, обменивались опытом во время секций. Главное происходит не на ассамблеях – вот, что я хочу подчеркнуть.
«Международная жизнь»: Значит, проблемы решаются?
А.А.Трубецкой: Проблемы? Ну, возьмём, например, Францию. За последние 10-15 лет преподавание русского языка во французских лицеях, в средних школах полностью рухнуло, исчезло. А сейчас началось постепенное возрождение изучения русского языка в учебных заведениях Франции. Мы наблюдаем возрастающий интерес к русскому языку в этой стране. Думаю, во многом этому способствовал 2010 год, когда проходил Год Франции в России и Год России во Франции. Я чувствую и вижу, что наблюдается новый интерес к русскому языку и надеюсь, что Русский мир примет в этом должное и нужное участие, потому что у фонда «Русский мир» такие возможности есть, мы должны этим систематически заниматься.
«Международная жизнь»: А по линии неправительственной российско-французской организации, которую вы возглавляете, какие усилия предпринимаются?
А.А.Трубецкой: Вы говорите об ассоциации «Франко-российский диалог»? Он был создан ещё 7 лет назад под патронажем президентов наших стран – Жака Ширака и Владимира Путина. «Диалог» занимался двусторонними акциями и в области экономических сближений, и в области культуры. В этом году мы избрали нового сопредседателя со стороны России – это Владимир Иванович Якунин, президент Общества имени Андрея Первозванного, он, конечно, дал новый импульс нашей ассоциации.
Мы уже в этом году провели одну Генеральную ассамблею в российском посольстве в Париже, подготовили встречу Владимира Владимировича Путина с руководителями крупнейших французских фирм во время его визита во Францию летом этого года, принимали участие в открытии памятника солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, сражавшимся во время Первой мировой войны 1914–1918 годов. Проводили несколько других акций, например, таких, как участие французских музыкантов в Московском фестивале Страдивариуса – он посвящён мастерству создания музыкальных инструментов. В Париже провели конкурс архитектурных проектов будущего духовно-культурного центра России в столице Франции с участием российских и французских архитекторов.
Совсем недавно мы открывали выставку современного искусства в Париже с участием «Франко-российского диалога» и завершим год огромной конференцией на тему транспорта, логистики, построения транспортных средств на основных специализированных французских и российских предприятиях. На это мероприятие согласился приехать сам вице-премьер Правительства Российской Федерации Сергей Иванов. Оно состоится 2 декабря в этом году.
«Международная жизнь»: А общие проблемы есть?
А.А.Трубецкой: Проблем нет, есть перспективы взаимодействия. У Франции есть большой опыт в авиационном строении, в автомобильном строении, в железнодорожном секторе, так что есть в чём обменяться опытом.
«Международная жизнь»: Недавно Вы были приглашены в руководство компании «Связьинвест», можно несколько подробнее об этом?
А.А.Трубецкой: Это очень интересное явление. Как известно, я потомок представителей первой волны русской эмиграции. И акционерное общество «Связьинвест» создало один из прецедентов, когда таких потомков приглашают на крупную должность в российскую компанию. Министр связи РФ Игорь Щёголев пригласил меня стать председателем Совета директоров «Связьинвест». Так что у меня начинается новая работа. В круг моих интересов входит всё, что связано со «Связьинвестом» и вообще с российской связью. Это важно для меня. Во-первых, оказана большая честь, кроме того, я всю жизнь работал в области промышленности, в том числе и связи. Участвовал в поставках сварочного и телекоммуникационного оборудования советским предприятиям и организациям. Позднее, уже в период до 1994 года был одним из руководителей крупных проектов по поставкам информационных и телекоммуникационных систем Академии наук СССР, информационному агентству ТАСС, аэропорту Шереметьево, РАО «ЕЭС». Во-вторых, как я уже говорил, создан прецедент привлечения сил потомков русской эмиграции на благо России. Наш долг обязывает нас показать, на что мы способны. В условиях глобализации вопросы связи, телекоммуникаций перестают быть чисто российскими проблемами, они выходят на новый уровень. С тех пор как я возглавил Совет директоров «Связьинвест», ко мне обратилось руководство многих французских фирм, которые занимаются связью, начиная с «ФрансТелеком». Думаю, смогу быть полезным и способствовать развитию отношений в области связи между Францией и Россией.
«Международная жизнь»: Ваш род вписан в Родословную книгу князей и дворян российских, так называемую «бархатную книгу». Генеалогическое древо рода Трубецких включает фамилии Гагариных и Лопухиных, Оболенских, Орловых, Татищевых…
А.А.Трубецкой: Да, род Трубецких происходит от литовского князя Гедимина. Один из его сыновей стал князем города Трубчевска Брянской области. Город древний, известен уже с X века. Отсюда и пошли Трубецкие. От Гедимина образовались русские «ветви» Трубецких, Голицыных, Куракиных. А другая «ветвь» пошла в Польшу и образовала династию польских королей Гедеонов. Они, между прочим, воевали между собой.
Мне всегда задают вопрос, не потомок ли я декабриста? Я не потомок, потому что у декабриста Трубецкого потомства и не было. И потом в нашей семье всегда рассматривался декабрист Сергей Трубецкой как чёрное пятно нашего рода.
А я потомок известного русского философа Евгения Николаевича Трубецкого. Это мой родной дед. А мой отец был военным, офицером гвардии Царской армии, а потом - Белого движения, а затем эмигрантом, как многие русские. Я родился в Париже в 1947 году.
«Международная жизнь»: У вас большая семья?
А.А.Трубецкой: Я женат и у нас четверо детей, трое сыновей и дочь: Александр, Ксения, Владимир и Николай. Старшему 32, а младшему 20 лет. Есть, кому продолжать род. Русские традиции неукоснительно чтятся в нашей семье. Они связаны в первую очередь с языком, дома мы все говорим по-русски. С Русской православной церковью – мы все ходим в церковь, мои дети служат алтарниками в храме, я пою в хоре нашего прихода. Это маленькая церквушка в предместьях Парижа в городе Кламар, посвящённая равноапостольным Константину и Елене.
«Международная жизнь»: А можно несколько слов об этой церкви?
А.А.Трубецкой: У неё своя интересная история. Младший брат моего деда, дипломат Григорий Николаевич Трубецкой был посланником России в Сербии в 1914 году. Потом он вместе с моим дедом Евгением Николаевичем в 1917-18 годах был участником Собора Православной Церкви, на котором был избран Патриарх Тихон. Во время Гражданской войны сын Григория Николаевича Константин и родственник, и однополчанин моего отца, погиб в последние дни войны на Перекопском перешейке. Он пропал без вести. Мы знаем, что он был ранен, но отдал своего коня тяжело раненому солдату, и больше о нём ничего не известно. А его отец, Григорий Николаевич, когда оказался в эмиграции, в его память построил эту маленькую церквушку, которая посвящена равноапостольным Константину и Елене. В этой церкви служит мой старший сводный брат - отец Михаил Осоргин.
«Международная жизнь»: История России живёт в вашем доме, её знают также хорошо, как историю собственной семьи. А как вы относитесь к творчеству Постоянного (пожизненного) секретаря Французской Академии наук Элен д' Анкос - автора многих книг об исторических деятелях и основных периодах истории России?
А.А.Трубецкой: С Элен Каррер д' Анкос мы хорошо знакомы, она очень любит Россию, свободно говорит по-русски. Сама она имеет русские корни, дочь русских эмигрантов. Ею написано немало книг по русской истории: «Николай II: расстрелянная преемственность», «Расколовшаяся империя», «Екатерина II» и другие. Она имеет награду от Патриарха Алексия II как последовательная сторонница диалога между православными Церквями мира, прилагает много усилий для повышения роли православия в Европе. Не только своими книгами, но и как Постоянный секретарь Академии Франции она многое делает для понимания России в Западном мире. Это очень важно. Мы все к этому стремимся.
Спасибо!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs