На прошлой неделе в Берлине была официально представлена Стратегия космической безопасности Германии. Событие весьма примечательное, если учесть, что это первый в ФРГ документ такого рода, а презентацию его, подчёркивая важность момента, проводили 19 ноября сразу три федеральных министра - министр обороны Борис Писториус, министр иностранных дел Йоханн Вадефуль и министр научных исследований, технологий и космоса Доротея Бер. Но на сей раз речь о космической науке не шла вовсе - всё мероприятие было связано не столько с марсианскими, сколько с «марсовыми» сюжетами. Отныне античный бог войны становится покровителем немецкого космоса, а значит, заметим, открывает новую главу в дальнейшей милитаризации ФРГ.
Хотя Германия имеет одну из самых развитых в Европе аэрокосмическую отрасль, она прежде не слишком отличалась громкими проектами в освоении космоса и обычно также воздерживалась от афиширования своей военной активности в этой сфере. Европейской аудитории более известно о значительном немецком вкладе в такие общеевропейские гражданские проекты, как Copernicus (система наблюдения за Землёй) и Galileo (система навигации, связи и экологического мониторинга). Что касается бундесвера, то первый в истории ФРГ военный спутник появился у него только 8 января 2007 года. Это был спутник разведывательной системы SAR-Lupe, которая обеспечивает армию радиолокационными снимками Земли. Сейчас бундесвер располагает уже восемью космическими аппаратами, пока опираясь на разведданные других членов НАТО, в основном – США.
Но нынешний акцентированный разворот к военным приоритетам, отражённый в Стратегии, это уже качественно иная ситуация. И подаётся она как назревшее требование времени, особенно в контексте украинского конфликта и западной антироссийской истерии. По словам главы МИД Вадефуля, война на Украине - яркий пример того, что космос уже давно превратился из сферы для мирных исследований в «площадку для военных конфликтов и экономической конкуренции». «От связи и управления крылатыми ракетами и беспилотниками до добычи стратегически важного сырья: гонка за доминирование в космосе в самом разгаре», - заявил он. И для отстаивания интересов Германии в космосе нужно, мол, «и дальше расширять нашу архитектуру безопасности». Читай - развивать спектр новых военно-космических систем. Ибо, как подчеркнул уже министр обороны Писториус, «основу национальной архитектуры космической безопасности составляют Вооружённые силы Германии».
Само появление нынешней Стратегии рассматривается как важный шаг в строительстве этой архитектуры. В 32-страничном документе представлены три главных направления действий: а) выявление возможных опасностей и угроз с использованием космоса; б) содействие международному сотрудничеству и устойчивому порядку в космосе; в) «укрепление сдерживания, укрепление обороны и устойчивости». В первую очередь, Стратегия нацелена на обеспечение эффективной защиты спутников и коммуникационных технологий, а также возможностей для проведения военных операций в космосе. Но при этом Борис Писториус делает ставку на «наступательную оборону», включая возможность контратак: «Мы должны, и это наша главная задача, также иметь и расширять возможности сдерживания и обороны в космосе. И сдерживание там должно быть убедительным». И этот акцент нужно отметить как новый.
На презентации декларировалось также, что с помощью новой Стратегии правительство ФРГ сможет эффективнее бороться с «гонкой вооружений держав в космосе». Правда, каким конкретно образом, никто не пояснил, прозвучала лишь расплывчатая формулировка о том, что «развитие обороняемой и сдерживающей космической инфраструктуры имеет решающее значение для безопасного и мирного использования космоса».
Министры подчёркивали немецкую готовность к реализации новой Стратегии «быстро», активно сотрудничая здесь с партнёрами в Европе и НАТО. При этом не скрывалось, что такая спешка диктуется опять-таки пресловутой «российской угрозой», которой так любят сегодня в Европе пугать обывателей, обосновывая любые действия и масштабные расходы. В частности, Писториус вновь заговорил о якобы причастности России к сбоям в работе западных космических систем навигации, на которые жаловались в последние месяцы лётчики ряда стран. «Мы уже видим, например, что Россия регулярно нарушает работу GPS-сигнала в регионе Балтийского моря». - отметил министр обороны, отнюдь не смущаясь, что его обвинения так никем и не доказаны.
Чуть ранее, в конце сентября, в преддверии объявления о космической Стратегии, Писториус выступил на космическом конгрессе Федерального союза немецкой промышленности (BDI) «Новое начало для индустриального будущего», где с прицелом на широкое вовлечение бизнеса в военные проекты опять-таки не преминул постращать его «агрессивной Россией», а заодно и Китаем. Дескать, в последние годы Россия и Китай «быстро нарастили» свои возможности ведения войны в космосе и активно продолжают их расширять, что представляет «фундаментальную угрозу для Германии и для Европы в целом». Спутниковые сети, подчёркивал Писториус, это ахиллесова пята современного общества: «Тот, кто атакует их, парализует целые государства». При этом министр не скупился на «пугающие» и одновременно банальные примеры. Мол, только во время его выступления над Берлином пролетели 39 китайских и российских разведывательных спутников. Причём, два российских разведывательных спутника «Луч-Олимп» якобы следят за гражданскими спутниками IntelSat, которые использует в числе прочих бундесвер. А Китай, опять не утруждая себя доказательствами, якобы проводит различные манёвры сближения с чужими спутниками своих космических аппаратов, которые, если бы речь шла о самолётах, можно охарактеризовать как учения по воздушному бою.
На фоне столь «железной аргументации» министр обороны объявил, что правительство ФРГ запускает федеральную военно-космическую программу стоимостью 35 миллиардов евро, которая должна быть завершена к 2030 году. Её цель - развитие как оборонительных, так и наступательных возможностей Германии в космосе, обеспечение страны инфраструктурой спутниковых группировок, наземных станций и безопасных возможностей запуска в космос. Планируется вывести на орбиту новые спутники для раннего оповещения, разведки и связи. Детали по его словам таковы: «Здесь мы полагаемся на комплекс: малые ракеты-носители для гибких запусков, а в среднесрочной перспективе и на европейские ракеты-носители большой грузоподъёмности, которые будут разрабатываться на конкурсной основе и, прежде всего, должны доказать свою эффективность». В Космическом командовании Вооружённых сил Германии появится специальный Центр военных спутниковых операций. Особое внимание будет уделяться кибербезопасности всех космических систем.
Приглашая BDI к широкому сотрудничеству, Писториус явно рассчитывал на высокий ответный энтузиазм бизнеса, и он проявился, но весьма прагматичный. Немецкие промышленники, приветствовав все инициативы, обратили внимание министра на то, что для достижения уровня ведущих космических держав ФРГ необходимы значительно более крупные инвестиции. Страна вместе со всем Евросоюзом в последние годы заметно отстала в освоении космоса от США и Китая. В настоящее время Германия эксплуатирует чуть более 80 собственных спутников, в то время как США эксплуатируют более 10 000, а Китай — около 900, «и эта тенденция резко растёт». В BDI, в частности, ссылаются на выводы исследования Ассоциации аэрокосмической промышленности Германии и консалтинговой компании Roland Berger, где критикуется продолжающееся уже несколько десятилетий государственное недофинансирование космической отрасли, которое уже привело к негативным последствиям. Например, есть проблемные зависимости от других стран в сфере спутниковой связи. В исследовании прогнозируется, что к 2040 году мировой рынок космической инфраструктуры и услуг вырастет в четыре раза – с чуть менее 500 миллиардов евро сегодня до 2 триллионов евро.
Сам Писториус не раз подчёркивал, что Германия может создать надёжную архитектуру безопасности в космосе только совместно со своими европейскими и трансатлантическими партнёрами. При этом Германия готова взять на себя большую ответственность в качестве лидера. Эта ответственность, как пообещал Писториус, «не ограничится стратосферой».
Те шаги, которые предпринимает сейчас Германия в военно-космической сфере, являются, по сути, практической реализацией на национальном уровне тех целей и задач, которые уже ранее были разработаны при активном немецко-французском участии для всего Европейского Союза. Так, в 2023 году в ЕС появилась Космическая стратегия для безопасности и обороны (EU Space Strategy for Security and Defence), которая предусматривает меры по защите космических инфраструктур, сдерживанию угроз и укреплению стратегического суверенитета. А недавно, в середине октября, Еврокомиссия представила «Дорожную карту готовности к обороне 2030», в рамках которой заявлен проект «Европейский оборонный космический щит», предполагающий построение единой системы противодействия стран ЕС угрозам в космическом пространстве. Детали проекта и объёмы финансирования пока не раскрываются. Зато не скрывается, что этот проект, как и сама «дорожная карта» в целом сделаны из расчёта на возможную войну с Россией. Обоснование прежнее – «Россия представляет угрозу европейской безопасности в обозримом будущем», а Украина является «первой линией обороны Европы».
Не желая зависеть от США и Илона Маска, Евросоюз намерен создать собственную спутниковую сеть, альтернативную сети Starlink, которая позволит широко использовать защищённые каналы связи для войск и командных пунктов. Судя по всему, в ходе украинского конфликта в Европе поняли военное значение Starlink, и Брюссель выделил на аналогичную программу IRIS2 10 млрд. евро. Как ожидается, сеть должна начать работу к 2030 году. Правда, в ней будет всего 290 спутников, и конкурировать с сетью Маска на равных она не сможет, но европейцы хотят всё же получить здесь хотя бы некоторую независимость.
Свой первый проект, полностью ориентированный на военные цели, должно будет выполнить Европейское космическое агентство (ЕКА), прежде работавшее в гражданском секторе. Речь идёт о создании сети разведывательных спутников, способных передавать каждые 30 минут фотоснимки обширных районов земной поверхности со сверхвысоким разрешением. ЕКА уже запросило на эту задачу 1 млрд. евро. За ещё один крупный европейский военный проект взялись совместно Германия и Франция. Они подписали соглашение о создании спутниковой системы раннего предупреждения Odin’s Eye, которая позволит фиксировать ракетные запуски на планете в момент их старта.
ЕС также озадачился созданием собственных технологически независимых от США ракетных пусковых систем, включая микропусковые комплексы и носители многоразового использования. Пока с удачами на этом пути бывают проблемы. Германия, например, создаёт собственные возможности по выводу этих спутников на орбиту. Мюнхенский стартап Isar Aerospace уже тестирует такие ракеты, способные поднять в космос до одной тонны груза, на стартовой площадке в Норвегии.
Ожидается, что реализация европейских военно-космических проектов получит мощный импульс с появлением нового крупного игрока в военной аэрокосмической индустрии. В середине октября франко-германо-испанский аэрокосмический гигант Airbus; французский оборонный концерн Thales и итальянский Leonardo объявили о создании совместного предприятия, которое займётся производством спутников и космических систем. В нём будет занято около 25 000 человек по всей Европе «Объединив усилия…, укрепить стратегическую автономию Европы в космосе», - говорится в опубликованном компаниями пресс-релизе. СМИ восторженно сообщали об их сделке в 6,5 млрд евро, означающей появление в Европе мощного конкурента компании SpaceX Илона Маска.
Пока же к военно-космическому пирогу среди первых устремилась крупнейшая германская оружейная компания Rheinmetall, которая выпускала танки, но которая прежде в космических проектах замечена не была. По данным делового издания Handelsblatt, компания получает первый в своей истории космический заказ на производство спутников для Вооружённых сил Германии. Глава бурно растущей на военных заказах компании Армин Паппергер подтвердил, что речь идёт о создании низкоорбитальной группировки из 40 спутников, которые Rheinmetall должен поставить бундесверу в течение ближайших двух лет. В настоящее время проект находится на рассмотрении управления закупок бундесвера. Затем бюджетный комитет бундестага должен принять решение. По словам инсайдеров, всё это должно произойти в конце этого года. Армин Паппергер уверен в успехе. Судя по всему, он без всяческих смущений и колебаний взял бы на себя роль того машиниста, который должен вывести германский «военный локомотив» на дорогу милитаризации космоса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

11:27 26.11.2025 •
























