В южноафриканском Йоханнесбурге 22–23 ноября проходил саммит «Группы двадцати» или «Большой двадцатки» (G20, The Group of Twenty, major advanced and emerging economies), являющийся неформальным клубом правительств и глав центральных банков государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. Южно-Африканская Республика (ЮАР) стала первым африканским государством, принимающим это мероприятие, девизом которого стали три слова: «Солидарность, Равенство и Устойчивость». Однако, как показали итоги саммита, в реалиях 2025 года «солидарность, равенство и устойчивость» вписываются с большим трудом. Главный удар по девизу саммита «Двадцатки» еще задолго до его проведения нанесли американцы, когда президент США Дональд Трамп во всеуслышание заявил, что «ЮАР – это страна, где преследуют и убивают белых фермеров, а их земли конфискуют».
Тогда, в мае текущего года президент этой африканской республики Сирил Рамафоса категорически отверг заявление Трампа, кстати, прозвучавшее в Овальном кабинете Белого дома в рамках официального визита делегации ЮАР в США, отметив, что уровень преступности в его стране действительно, к сожалению, высок, но жертвами становятся как белые, так и темнокожие жители.
А до этого, в феврале, госсекретарь США Марко Рубио пропустил южноафриканское заседание глав МИДов стран «Двадцатки». Такое решение он объяснил тем, что ЮАР якобы использует G20 для распространения политики разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI), идеологию, которую в США продвигают демократы, а трамписты жестко критикуют. Не устраивает Вашингтон и акцент по проблемам изменения климата, что президент США считает «величайшим обманом в истории». Все это предопределило то, что американский президент отказался лететь в Йоханнесбург на саммит «Двадцатки», снабдив свой отказ еще формальным поводом, что «мне там пока делать нечего, так как я плохо отношусь к ЮАР», поручив миссию своему вице-президенту Джей ди Вэнсу. Однако за три недели до мероприятия Трамп заявил, что никто из администрации США не поедет в ЮАР все из-за того же «нарушения прав» белого населения.
В Йоханнесбург также не прилетели лидеры России и Китая по разным причинам, хотя в работе саммита приняли участие делегации стран. Российскую делегацию возглавил заместитель руководителя администрации президента Максим Орешкин. Китай представлял глава китайской делегации премьер Госсовета Ли Цян.
Отсутствие американской делегации на саммите в Йоханнесбурге породило немало споров относительно дальнейшей судьбы G20. Эксперт Института исследований развития (IDS, Великобритания) Цзин Гу, отметил по этому поводу в кулуарах саммита, что «отсутствие американцев не делает Китай и Россию новыми устойчивыми лидерами «Двадцатки», но создает заметное пространство для того, чтобы они показали себя более стабильными и надежными партнерами в деле глобального управления».
В настоящее время совокупно страны G20 представляют 85 процентов мирового ВВП, 75 процентов мировой торговли и две трети населения планеты.
Что касается непосредственно саммита, то его организаторы решили собрать не только собственно членов «двадцатки», но и их партнеров. В итоге в Йоханнесбург приехали представители 42 стран. Для главы Европейского совета Антониу Кошты, президента Южной Кореи Ли Чже Мёна, премьер-министра Канады Марка Карни, канцлера Германии Фридриха Мерца, премьер-министра Японии Санаэ Такаити саммит в ЮАР стал первым. При этом на саммит не прибыли кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед, лидер Аргентины Хавьер Милей, президент Индонезии Прабово Субианто и президент Мексики Клаудия Щейнбаум. В итоге семь из девятнадцати стран-членов G20 не направили своих глав государств или правительств. Как пояснил на полях саммита представитель президента ЮАР Винсент Мангвенья, Вашингтон и его партнеры попытались объявить бойкот саммиту, причем в самый последний момент, но из этого ничего не вышло.
По мнению президента ЮАР Сирила Рамафосы, «если учитывать представительство стран, участвующих в саммите, то он по праву стал одним из самых знаковых мероприятий уходящего 2025 года, кто бы что не говорил!»
А критики, естественно, нашлись. Министр финансов США Скотт Бессент подверг саммит критике, заявив, что Рамофоса преувеличивает значение события. Он заявил, что расширение списка участников, задействованных в саммите, о котором говорит президент ЮАР, вызывает скорее удивление, чем чувство удовлетворения, так как за последний год «Группа двадцати» стала скорее «Группой ста».
Президент ЮАР парировал и заявил на саммите «Деловой двадцатки», предшествовавшем основному мероприятию, «мой ответ Бессенту — нет, мы не «Группу ста» собрали, а «Группу миллиона», только так можно попытаться «создать процветающий, более равный мир, основанный на солидарности».[1]
На этом особенности нынешнего саммита не закончились. Вопреки традициям, «Итоговая декларация» саммита лидеров «Большой двадцатки» была утверждена лидерами вопреки традиции в самом начале саммита, так как организаторы почувствовали необходимость несколько изменить программу, тому были серьезные причины и опять руку к этому приложили американцы.
Как отмечает агентство Bloomberg, ссылаясь на свои источники в Белом доме, администрация президента Дональда Трампа официально предостерегла руководство ЮАР от попыток принятия совместной итоговой декларации участников саммита. Как отмечает агентство, американцы предупредили, что «если ЮАР в качестве председателя G20 выпустит какой-либо документ, то он должен быть оформлен исключительно как заявление председателя саммита». Видимо, по замыслу Белого дома, чтобы однозначно продемонстрировать отсутствие даже видимого консенсуса.
Не случилось. Итоговый документ был принят, правда, организаторы пошли на беспрецедентные меры, приняли «Итоговую декларацию» включающую в себя 122 пункта в первый же день саммита, за которую, кстати, все участники проголосовали «за». Среди приоритетных проблем в Декларации указывается на необходимость соблюдения прав беженцев, развития возобновляемой энергетики, борьбы с опустыниванием и другими последствиями изменения климата, расширения Совбеза ООН, а также реформы ВТО.[2]
При этом, справедливости ради, следует отметить два факта, связанные с «Итоговой декларацией: первый – «Итоговую декларацию» озаглавили как «Южноафриканский саммит G20: Декларация лидеров», а не «Декларация саммита G20», как было в предыдущие годы. Второй – особое мнение аргентинской делегации, которая не поддержала Декларацию саммита G20, но… проголосовала «за». Аргентину на саммите представлял глава МИД Пабло Кирно. Как заявил Кирно, Аргентина не полностью удовлетворена рядом положений декларации и официально обозначила свое несогласие с некоторыми пунктами документа, повторив свою позицию в кулуарах встречи.
Что касается повестки саммита, то в этом году она была весьма насыщенной. Шерпами саммита были созданы три временные рабочие группы, первая — по проблеме поддержания устойчивого роста мировой экономики, индустриализации и новых рабочих мест, вторая — по вопросам продовольственной безопасности, третья — по искусственному интеллекту. Кроме того, была создана комиссия по стоимости капитала, которая будет заниматься вопросами долга развивающихся и африканских стран.[3]
После принятия декларации начались выступления представителей стран. Глава российской делегации Максим Орешкин в своей речи обратил внимание на проблемы мировой экономики. По его словам, она сталкивается с серьезной фрагментацией из-за действий некоторых стран «двадцатки». По его мнению, развитые экономики продолжают незаконные односторонние меры, включая санкции, торговые барьеры, технологические и образовательные ограничения, а также изъятие суверенных активов.
Глава китайской делегации премьер Госсовета Ли Цян в ходе своего выступления призвал ускорить реформирование ключевых международных институтов, включая Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирную торговую организацию (ВТО), а также предупредил, что «односторонность и протекционизм в отношении стран Глобального Юга поднимают голову».
О мировых проблемах говорил и президент Франции Эммануэль Макрон, правда, его выступление было несколько о другом. В своей речи французский президент заявил, что «Группа двадцати подходит к концу цикла и может утратить смысл своего существования, так как страны-участницы сталкиваются с большими трудностями в урегулировании крупных международных кризисов». По мнению Макрона, «у нас не получается прийти к общему стандарту в геополитической сфере, это кажется таким простым, но сегодня нам не удается урегулировать эти кризисы, которые имеют ужасные последствия. Риск, с которым мы сталкиваемся — это то, что G20 может утратить причину своего существования, если мы не сможем получить конкретных ответов». При этом он не решился ответить на вопросы – кто виноват? и - что делать? в этой ситуации.
Особое место в обсуждении заняла ситуация на Украине и американский план урегулирования конфликта. Представитель президента ЮАР Винсент Магвенья отметил, что площадка оказалась удобной для встречи европейских стран, обсуждающих мирный план США по урегулированию на Украине. Готовность способствовать заключению мира выразила, в частности, премьер-министр Италии Джорджа Мелони. О намерении представителей стран ЕС встретиться на саммите для обсуждения американской инициативы ранее сообщала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, но в отсутствии американской делегации, обсуждать мирный план по Украине особого смысла не имело.
Кроме того, участники саммита G20 призвали расширить Совет Безопасности ООН за счет стран Африки, стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Отмечается, что такая реформа приведет его к реалиям и требованиями XXI века, сделав ведомство более представительным, инклюзивным и демократичным, а также более прозрачным для всех членов ООН.
Привлекло внимание присутствующих участников также выступление делегации Нидерландов, правда, по совершенно другой причине. Изначально выступать должен был премьер-министр страны Дик Схоф, однако он неожиданно исчез из зала заседания. Президент ЮАР Рамафоса уже начал объявлять выход Схофа, когда слово взял министр финансов Нидерландов Элко Хайнен, заявивший, что именно он будет говорить от лица страны. Причины исчезновения премьера до сих пор неизвестны.[4]
В первый день саммита не обошлось и без инцидентов: организаторы забыли отключить звук во время трансляции закрытой сессии. Транслировать изначально собирались только вступительную речь президента страны Сирила Рамафосы, но произошел конфуз. Позже на площадку саммита обрушился дождь с градом, и участникам пришлось прятаться под крыши павильонов. Еще одна, судя по всему запланированная, неприятность поджидала российских журналистов: их не пустили на пресс-конференцию канцлера Германии Фридриха Мерца под предлогом того, что мероприятие проводится только для представителей немецкой прессы.
Завершая саммит президент ЮАР Сирил Рамапоса подчеркнул, что его участники продемонстрировали способность мира сплотиться перед стоящими перед народами серьезными вызовами и укрепили многополярный подход.
Что нового было в итоге?
Впервые саммит G20 состоялся на Африканском континенте в Йоханесбурге (ЮАР).
Впервые «Итоговая Декларация» была принята перед началом саммита, а не по итогам мероприятия.
Впервые председательствующий на саммите представитель ЮАР не смог передать представителю США, страны которая будет председательствовать в G20 в 2026 году, символический молоток председателя.
Ирония ситуации заключается в том, что 1 декабря 2025 года бразды правления в G20 перейдут к США, и Дональд Трамп в свойственной ему манере уже высказался по этому поводу. Американский президент заявил, что саммит G20 в 2026 году состоится в гольф-клубе курортно-гостиничного комплекса Трампа в Майами, и, судя по всему, на саммите не будет ни внешних партнеров, ни множества из нынешних тем для обсуждения. Пока – так. Что будет, и покажет 2026 год, а заодно станет более понятно, насколько жизнеспособна G20 в условиях сегодняшних геополитических противоречий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Двадцатый для девятнадцати. Отсутствие США на саммите G20 вызвало разговоры об утрате смысла существования «двадцатки» 23.11.2025 года. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/8228508
[2] Аргентина не подписала совместную декларацию на саммите G20 в ЮАР 22.11.2025 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/25701811
[3] Источник рассказал, как поменялась программа саммита G20 22.11.2025 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20251122/sammit-2056789285.html
[4] На саммите G20 приняли итоговую декларацию 22.11.2025 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20251122/mir-2056801144.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

16:40 24.11.2025 •
























