ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Германия – нарастающие проблемы и «самоутверждаемая демократия»

09:52 16.11.2025 • Валерия Беляева, журналист

По мере того, как сегодняшнюю Германию в последнее время всё больше «штормит» в политической и экономической стихиях, высшее руководство страны всё чаще говорит об угрозах свободе и демократии и необходимости их защиты. Теперь в эту риторику включился лично президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Выступая 9 ноября в своей резиденции Бельвю на традиционном торжестве по случаю годовщины падения Берлинской стены, президент заговорил о «самоутверждении демократии» как главной задаче современности.

«Никогда в истории нашей воссоединённой страны демократия и свобода не подвергались столь серьёзным нападкам», - заявил Штайнмайер. Названные им основные угрозы для немцев, благодаря усердному местному мейнстриму, уже давно не новость - это, конечно же, «российский агрессор, который разрушил наш мирный порядок» (как это можно было сделать издалека, он, правда, не уточнил) и «крайне правые силы, которые атакуют нашу демократию и завоёвывают поддержку населения» (читай, партия «Альтернатива для Германии»). «Наша либеральная демократия находится под давлением. Популисты и экстремисты издеваются над демократическими институтами, отравляют наши дебаты и эксплуатируют страх», - расставлял акценты Штайнмайер. С тревогой говорил он и про антисемитизм, который в стране «всегда был» и который «с 7 октября 2023 года резко усилился», то есть на фоне жестокой политики Израиля в Газе в ходе войны с ХАМАС. «Мы должны бороться с антисемитизмом, независимо от того, с какой стороны он исходит», - подчеркнул президент. Более скупо посетовал он и насчёт того, что после 9 ноября 1989 года, дня падения Берлинской стены, чувствуется, «как вновь усиливается отчуждение между восточными и западными немцами, а память о силе Мирной революции меркнет».

Столь мрачная по тональности речь главы государства в знаменательный день - очевидный симптом глубоких болезней, охвативших немецкое общество. Однако среди названных им «краеугольных» проблем и вызовов никак не прозвучали те самые насущные, которые куда более остро волнуют граждан. Известно, что «перевод стрелок» с реальных злободневных проблем на рассуждения о канонах демократии - в политике приём не новый. Буквально накануне торжества немецкие социологи огласили итоги репрезентативного общегерманского опроса общественного мнения Deutschlandtrend, регулярно проводимого по заказу крупнейшего немецкого телеканала ARD берлинским институтом Infratest dimap. Опрос показал, что главные тревоги граждан связаны со значительным ухудшением для ФРГ за последние 10 лет экономической и внешнеполитической ситуации, а также социальной стабильности в стране.

Экономическое положение Германии в мире тревожит более двух третей немцев - 69%. Они воспринимают его как «скорее неустойчивое» или «очень неустойчивое». Экспортоориентированная индустрия страны столкнулась с таким множеством проблем сбыта своей продукции, возросшим протекционизмом и конкуренцией на крупнейших международных рынках, прежде всего в США и Китае, что это уже очень ощутимо отразилось на благосостоянии немцев и обострило ситуацию на рынке труда. Налоговые поступления в казну ФРГ резко упали от автомобильных и металлургических концернов, предприятий химической промышленности и других отраслей.

 Социологи также фиксируют растущее волнение населения относительно внешнеполитической ситуации вокруг Германии. Лишь 38% опрошенных немецких избирателей оценивают её как «очень безопасную» или «скорее безопасную», это на 36 процентных пунктов меньше, чем в январе 2015 года. Сказывается, разумеется, украинский фактор, но не он один. Милитаристская истерия в Европе в целом, жупел «российской угрозы» и наращивание мощности бундесвера делают своё дело.

В опросе ARD-Deutschlandtrend отразилось и усилившееся беспокойство немцев за будущее своих детей. Как «безопасное» или «очень безопасное» его оценивают сегодня чуть более четверти респондентов - 27%, 10 лет назад этот показатель был почти вдвое выше 51%. В ряду острейших внутригерманских проблем участники опроса на первом месте по-прежнему указывают на медленно решаемые проблемы миграционного кризиса (32%) и плохую ситуацию в экономике (28%). Показательный факт - Совет экономических экспертов при правительстве ФРГ понизил прогноз роста ВВП Германии на 2026 год до 0,9 процента вместо ранее ожидавшегося 1,0 процента, и это - несмотря на масштабные государственные инвестиции. Аналитики констатируют стагнацию немецкой экономики после двух лет рецессии.

Неудивительно, что на этом фоне заметно выросли критические настроения бюргеров в отношении эффективности работы правительства канцлера Фридриха Мерца и возглавляемой им правящей коалиции консерваторов ХДС/ХСС и социал-демократов. Громко обещанная канцлером ранее «осень реформ» откровенно буксует и пока выглядит скорее как изнурительная межпартийная возня за право участников коалиции протолкнуть свой вариант решения той или иной наболевшей проблемы. «От армии до пенсий и судьбы автомобиля — каждая крупная реформа в Берлине становилась полем политической битвы», - отмечает пресса. Напомним, что именно Мерцу принадлежит «честь» объявить о крахе немецкого «социального государства», статус которого в Основном законе ФРГ, однако, пока никто не отменял. А что взамен?

На днях министр экономики Катерина Райхи (ХДС) озвучила депутатам бундестага предложения по реформам и своё видение, как Германии выходить из стагнации. Заметим, многое из сказанного вряд ли обрадует рядовых граждан. Под флагом уменьшения вмешательства государства в экономику ради развития конкуренции немцам, по сути, предлагается и дальше шагать по пути сворачивания прежнего уровня социального благосостояния. Так Райхи в рамках реформы социального обеспечения предложила, например, чтобы людям не платили зарплат уже с первого дня больничного листа, а также сделать «более гибкими» законодательные нормы, защищающие работников от увольнений, то есть, если расшифровать - чтобы людей было проще увольнять. И ещё Райхи призвала к пересмотру государственных субсидий и программ поддержки. В частности, откровенно намекнув, что пострадают те немцы, которые доверились прежнему правительству Шольца с его отопительной реформой и стали внедрять в своих домах экологичные, но очень дорогие тепловые насосы. Тогда государство обещало помогать им субсидиями до 70% от стоимости оборудования. Теперь этих бюргеров банально «кинут», и субсидии прекратятся.

При этом по многим позициям согласия в чёрно-красной коалиции нет. Из-за наличия многочисленных разногласий между консерваторами и социал-демократами у немцев крепнут сомнения в долгосрочных перспективах выживания коалиции. Многие уже сравнивают правительство Мерца с развалившимся досрочно предыдущим трёхпартийным правительством Олафа Шольца. По данным ещё одного опроса - социологического института INSA для издания Bild, менее трети немцев уверены, что нынешняя правящая коалиция сможет управлять страной до конца законодательного периода в 2029 году. Уже сейчас уровень одобрения деятельности кабмина Мерца упал до рекордно низкого уровня — всего 25%. Никогда ещё поддержка правительства ФРГ после полугода работы не была столь низкой. И уж совсем зубодробительной оказалась оценка немцами личных качеств самого Фридриха Мерца как канцлера. Аккурат накануне торжественного чествования 11 ноября в бундестаге лидера ХДС по случаю его 70-летия социологический центр Forsa привёл крайне неприятные для юбиляра факты: большинство избирателей хотят более молодого канцлера и против того, чтобы Мерц переизбирался на второй срок в 2029 году. По данным Forsa, не одобрили бы его переизбрание 73% опрошенных. Даже среди сторонников ХДС/ХСС этого не хочет почти половина. Бюргеры считают, что данный 70-летний человек уже не может хорошо выполнять обязанности канцлера. (В послевоенной Германии Мерц самый пожилой на этом посту со времён Конрада Аденауэра. Тот стал канцлером в 73 и управлял страной ещё 14 лет. Ангела Меркель оставила пост в 67, Шольцу сейчас 67. Гельмут Коль ушёл в 68. Герхарт Шерёдер в 61).

«Канцлер Мерц, наконец, должен проявить лидерские качества», - критикуют аналитики. И вот, как говорят, что недавно на закрытой встрече в узком кругу канцлер высказал намерение говорить с партнёрами из СДПГ более твёрдо и больше не позволит им тормозить его действия как главы правительства. Но ладно бы упрямились лишь социал-демократы, публичные разногласия вдруг проявились в рядах самих консерваторов. Недавно, в частности, Христианско-демократический союз погрузился в споры о том, должны ли сирийские беженцы возвращаться на родину и можно ли от них этого требовать или нет. Сам Мерц ранее заявил, что после свержения режима Асада им пора отправляться домой. Однако побывавший недавно в Сирии министр иностранных дел Йоханн Вадефуль (ХДС), впечатлённый увиденной там разрухой, заявил, что в данный момент в стране просто невозможно вести достойную жизнь, ситуация там, мол, хуже, чем в Германии в 1945 году. Консервативное крыло партии было в ужасе от этого высказывания. Канцлер же от этой коллизии как-то отстранился – хватает других проблем.

Сложная ситуация в чёрно-красной коалиции ощущается и в Брюсселе, отмечает издание Politico. Внутренние разногласия «негативно сказываются на месте Германии в ЕС, поскольку другим странам сложно понять позицию Берлина по целому ряду ключевых вопросов». Вообще, в вопросах внешней политики Мерц, которого поначалу СМИ иронично называли «канцлером иностранных дел», в последнее время выглядит всё менее убедительно. Никто уже не вспоминает о его громких заявлениях о том, что он, став главой федерального правительства, поставит Украине крылатые ракеты TAURUS. Или это была предвыборная бравада? «Коалиция желающих» поддержать Украину, которую Мерц сколачивал вместе с премьер-министром Великобритании Киром Стармером и президентом Франции Эмманюэлем Макроном, до сих пор практически ничего не добилась. Не удалось ему пока вместе с Макроном и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен уговорить премьера Бельгии Барта де Вевера согласиться на использование активов ЦБ РФ, замороженных на счетах бельгийского депозитария Euroclear, для военной поддержки Украины. Де Вевер, напуганный перспективой разорительных судебных исков от Москвы, настолько решительно занял по этому вопросу глухую оборону, что Европарламент и Совет ЕС, не слишком полагаясь на бельгийский вариант, уже лихорадочно готовятся к новому повороту в финансировании киевского режима, у которого, по расчётам, к будущей весне денежный ресурс просто закончится. Предварительно они договорились предоставить Украине доступ к Оборонному фонду ЕС. Хотя, понятно, это далеко не та альтернатива столь желанным российским деньгам в Euroclear. А 13 ноября фон дер Ляйен ознакомила Европарламент и с другими вариантами, главный среди которых - выпуск общих облигаций ЕС, которые в конечном итоге должны быть погашены за счёт национальных капиталов.

При этом Германия, оставаясь сегодня крупнейшим в Европе донором помощи Украине, вновь готовится подставить плечо киевскому режиму Зеленского. В бюджете ФРГ на 2026 год на поддержку Киева заложены 8,5 млрд.. евро, однако, как сообщило агентство Reuters со ссылкой на правительственные источники в Берлине, канцлер Мерц одобрил выделение дополнительных средств ещё на 3 млрд. евро. Теперь дело за бундестагом. По данным газеты Handelsblatt, рупора немецкого бизнеса, они должны пойти на закупки артиллерии, беспилотников и бронетехники, а также на замену двух систем ПРО Patriot, которые Берлин уже предоставил Украине. Военные предприятия ФРГ вроде Rheinmetall, акции которых растут как на дрожжах, - сегодня те немногие, у которых пока есть повод для оптимизма.

Оглушительный коррупционный скандал в украинском «Энергоатоме» и правительстве, да ещё и с участием давнего делового партнёра самого Зеленского, подозрительно удачно сбежавшего в Израиль накануне обысков, в кабмине Мерца поначалу восприняли с показным спокойствием. Вопрос о том, что часть немецких денег может попасть в Киеве в чьи-то глубокие чиновничьи карманы, в Берлине развивать явно не желали. Во всяком случае, официальный представитель правительства ФРГ Штефан Корнелиус по «горячим следам» заявил о сохранении доверия к правительству Украины, выразив надежду, что оно само позаботится о решении проблемы. Параллельно эту же позицию, но уже от имени всех стран «большой семёрки», высказал и мининдел ФРГ Вадефуль, принимавший участие во встрече глав МИД стран G-7 в Канаде. Однако вскоре с учётом громкого резонанса всей истории Берлин решился несколько ужесточить свой тон после того, как канцлер Мерц созвонился с Зеленским. Как вновь сообщил Корнелиус, канцлер «подчеркнул»: правительство ФРГ ожидает, что «Украина будет энергично продолжать борьбу с коррупцией и реформы, особенно в сфере верховенства права». Но ясно, что такая вербальная косметика не меняет суть позиции Берлина. Тем временем в европейских политических кругах уже нарастают весьма негативные реакции относительно масштабного финансирования коррумпированного киевского режима.

 

Посмотрим, что теперь скажет германский бундестаг. И поможет ли депутатам «самоутверждение демократии» спасти деньги немецких налогоплательщиков?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати