ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Замороженные активы: испуганный бельгийский премьер «отстоял» российские деньги

14:40 27.10.2025 • Валерия Беляева, журналист

Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер оказался твёрдым и упрямым орешком. К сильному разочарованию лидеров Евросоюза, которые на очередном саммите в Брюсселе 23 октября с нетерпением ожидали его официального согласия на «распил» российских денег, замороженных на счетах бельгийского депозитария Euroclear, дать его де Вевер так и не рискнул. Ведь, если прежде в Брюсселе ради поддержки киевского режима решились-таки на изъятие набежавших на них процентов, то теперь речь пошла о самих депонированных средствах, а это огромная сумма - около 70% всех зарубежных активов ЦБ РФ. Но бельгиец прекрасно осознаёт, что международное право столь вольных пируэтов не допускает - воровство чужого остаётся воровством, как его не вуалируй. И Москва не раз напоминала об этом, пригрозив разорительными судебными исками. А как раз этого премьеру точно не нужно.

Тем не менее, никак не скажешь, что де Вевер против того, чтобы рискнуть и поучаствовать в столь беспрецедентной афере. Сильно обременённые затратами на Украину страны ЕС уже давно подталкивали Бельгию к этому шагу, и ещё в начале сентября де Вевер, казалось, почти дозрел. Тогда на таком же саммите ЕС в Копенгагене, правда неформальном, он напоминал коллегам, что Бельгия первой заговорила о деньгах России в Euroclear как о «курице, которая несёт огромные золотые яйца», которые «необходимо отдать Украине». При этом бельгийский премьер уверял, что он, как и все собравшиеся, «не хочет, чтобы эти деньги вернулись Владимиру Путину». Если бы бельгиец задумался раньше, какой джин выпускается из бутылки! Но «слово – не воробей», и теперь приходится выкручиваться.

Уже в датской столице де Вевер постарался сразу расставить точки над «i», потребовав для изъятия активов России равной коллективной ответственности всех стран-членов ЕС: «Вы тоже должны быть готовы к этому. Давайте съедим всех куриц, а не только мою». В Копенгагене лидеры ЕС договорились до брюссельского саммита всё обмозговать. Предложенный командой главы Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен вариант репарационного кредита для Украины в 140 млрд. евро за счет замороженных активов РФ, но без формальной их конфискации, как надеялись в Брюсселе, станет хорошей основой для обсуждения и поможет успокоить де Вевера и всех сомневающихся. Дескать, в отношении российских средств, по сути, ничего не меняется: «долг перед Россией остаётся на прежнем уровне». Просто замороженные в Euroclear наличные будут превращены в специальный долговой контракт ЕС с Украиной, согласно которому она обязана вернуть кредит только после того, как Россия выплатит ей военные репарации. При этом, мол, «за Россией по-прежнему будет оставаться право требования к Euroclear, и это очень важно».

Но более-менее проработанно выглядевшая на бумаге идея посыпалась сразу при предметном рассмотрении на саммите. У осторожного де Вевера вопросы лишь множились. Например, какие гарантии должны предоставить Бельгии остальные государства ЕС, как будут определяться их суммы, куда пойдут кредитные деньги, насколько свободен может быть Киев в их использовании? Если речь идёт о том, что гарантии для Бельгии будут обеспечиваться из бюджетов стран - членов ЕС, то Еврокомиссия должна разработать прочную правовую базу, чтобы застраховать их от любой ситуации, в которой им пришлось бы расстаться с этими деньгами. И т.д. и т.п... Но на брюссельском саммите ответов на всё это не прозвучало.

Бельгийский премьер в этом контексте выдвинул главные условия в использовании активов РФ для репарационного кредита Украине: все страны ЕС должны разделить с Бельгией риск и гарантировать, что в случае необходимости возврата денег они внесут свой вклад. Кроме того, она не пойдёт на данный шаг, пока те государства, в которых тоже заморожены активы РФ, пусть и на гораздо меньшие суммы, не присоединятся к бельгийским действиям. А это уже куда сложнее, хотя подобные депозиты размещены также во Франции, Люксембурге, Германии и других странах.

По словам де Вевера, план ЕС по изъятию российских активов из Euroclear, является «экзистенциальным» для Бельгии. Его правительство уже и без того буксует в поисках денег для своего национального бюджета. «Я веду переговоры уже несколько недель, чтобы найти 10 миллиардов евро», — пожаловался премьер. Сценарий, при котором Бельгии однажды пришлось бы вернуть деньги, которые ЕС хочет изъять, немыслим, сказал он. «Только представьте, что в следующем году или через два года придётся выплатить 180 миллиардов евро плюс компенсацию ущерба. Это полное безумие».

Все участники саммита согласились с тем, что Бельгию необходимо «обезопасить», но о конкретных гарантиях пока высказались немногие. В частности, президент Франции Эммануэль Макрон отметил, что технические задачи по распределению рисков ещё предстоит решить и пообещал, что в ближайшие недели это будет сделано. А премьер-министр Польши Дональд Туск в свою очередь подчеркнул: «Мы пытаемся убедить наших бельгийских друзей, что готовы создать механизм совместной, общеевропейской ответственности».

В итоге было решено вновь отложить вопрос до следующего заседания Евросовета в декабре, с тем, чтобы правительство Бельгии продолжило соответствующую юридическую и техническую работу совместно с Еврокомиссией. Примечательно, что в итоговой декларации использование российских активов больше не упоминается. Вместо этого Комиссии теперь просто «предложено как можно скорее разработать варианты финансовой поддержки Украины». Считается, что если 140 миллиардов евро всё-таки будут направлены в Киев, этого будет достаточно, чтобы удовлетворить потребности Украины как минимум на ближайшие два года. В идеале в ЕС рассчитывают приступить к выплате кредита Украине в самом начале 2026 года. Но судя по количеству всплывших проблем, надежд на это немного. Тем более, когда затрагиваются европейские бюджеты - сегодня это самое больное место почти всех стран ЕС.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Евросоюз приступил к разработке «плана Б». По нему он должен привлечь десятки миллиардов евро в виде совместного долга для поддержания Украины на плаву, пишет Politico. Но это еще трудней себе представить в свете экономических проблем и назревших разногласий.

А пока ради «увеличения давления» на Москву лидеры ЕС приняли 19-й пакет антироссийских санкций, что посчитали своим большим успехом. Ещё бы, их долгие споры завершились среди прочего решением, казавшимся в Евросоюзе прежде немыслимым - запретом с 2027 года на импорт российского СПГ. Несомненно, самым объективным мерилом их «успеха» станут вскоре эмоции и отзывы рядовых европейских потребителей, когда те увидят новые цифры в своих платёжках за газ. При этом решение по новому санкционному пакету далось Брюсселю куда проще, чем по репарационному кредиту Киеву.

Курьёзным моментом в этой истории является то, что ещё не выданный кредит в ЕС уже активно начали делить. За клятвенной формулировкой Евросовета в итоговом документе о том, что он «обязуется удовлетворить насущные финансовые потребности Украины на 2026-27 годы, в том числе, в области военных и оборонных усилий», скрывается развернувшаяся возня европейских руководителей за использование кредитных миллиардов в интересах своих национальных концернов ВПК. В частности, Франция, Германия и Италия хотели бы сделать одним из условий кредита его использование Украиной для закупок оружия, произведённого именно в Европе, и тем самым обеспечивать скорейший возврат денег в свою военную индустрию. Эта идея была впервые выдвинута канцлером Германии Фридрихом Мерцем в сентябрьской статье в Financial Times. «Такая комплексная программа должна также способствовать укреплению и расширению европейской оборонной промышленности», — написал он. Под давлением Берлина и Парижа в проекте резолюции саммита даже была заложена формулировка о «важности укрепления европейской оборонной промышленности» за счёт кредита. Однако критики считают, что такой подход отдаёт лицемерием. Уже возникла напряжённость с рядом других членов ЕС, включая Нидерланды, страны Северной Европы и Балтии, которые, осознав суть предложения, заявили, что Украина должна иметь полную свободу действий в расходовании денег в соответствии со своими потребностями, включая закупку американского оружия. Иначе, мол, включение условия «покупай европейское» лишит Киев доступа к столь необходимому оружию, вроде систем ПРО Patriot, которое производится только в США. Ранее Зеленский также заверил, что при расходовании кредита Киев будет отдавать приоритет отечественной и европейской продукции, однако настаивал на возможности также закупать американскую технику. Словом, европейцы всё подсчитали, заочная делёжка российских миллиардов уже пошла полным ходом, и вдруг такой конфуз с де Вевером, такой «пролёт мимо денег»!

На фоне этой делёжки «шкуры нерождённого кредита» заволновался и тот европейский бизнес, который до сих пор не вывел свои капиталы из России. В частности, голос тревоги прозвучал со стороны Германо-российской внешнеторговой палаты, которая базируется в Москве и лоббирует интересы немецкого бизнеса в России. Как сообщило агентство dpa, председатель палаты Маттиас Шепп высказал опасение, что передача Украине российских замороженных активов приведёт к ответным шагам Москвы, которые могут лишить фирмы ФРГ более 100 млрд. евро, инвестированных здесь ранее. «Германия инвестировала в Россию больше, чем любая другая страна. Поэтому она может потерять больше всех от планируемого использования средств российского Центробанка на закупки оружия для Украины», - сказал Шепп. Речь идёт о немецких предприятиях, которые Москва взяла под внешнее управление и чьи счета в РФ заморозила. Например, немецкой Uniper или Wintershall Dea. Даже если фирмы ФРГ продали бизнес в России, то обязаны были перечислить вырученные средства на заблокированные российские счета, пояснил глава палаты. Доступ к ним ограничен, но формально деньги все ещё принадлежат немецким компаниям. «То, что эти средства окажутся в казне Кремля, не отвечает интересам Германии и её налогоплательщиков», - подчеркнул Шепп. Интересно, что скажет по этому поводу канцлер Мерц?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати