ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Армения и Азербайджан: трудный выбор стратегических приоритетов

12:44 22.12.2025 • Юрий Ларин, журналист

В августе этого года была достигнута долгожданная историческая веха между Арменией и Азербайджаном на саммите мира, состоявшемся в Вашингтоне. Парафирование соглашения “Об установлении мира и межгосударственных отношений между Арменией и Азербайджаном” позволяет надеяться, что будет налажена взаимная торговля, экономические, политические, культурные связи, решены гуманитарные вопросы и многие другие важнейшие задачи.

Путь этот оказался весьма непростым, учитывая историю многолетней вражды между Ереваном и Баку, а  также пересечение интересов внешних игроков в построении архитектуры мира и безопасности на Южном Кавказе.

В частности, попытки “западных партнёров” использовать Армению не как партнёра, а как плацдарм проявлялись как до вашингтонского саммита мира, так и сразу после него, а  на днях, 20 декабря,  в НАТО заявили о готовности согласовать с Ереваном новый рамочный документ о партнёрстве.

 

Ещё в июне этого года о завершении переговоров по более амбициозным приоритетам во всех аспектах сотрудничества и углублении связей Армении и ЕС заявлял МИД Армении. Недавно, в начале декабря, Армения и Евросоюз утвердили новую повестку сотрудничества – на уровне стратегического партнёрства. Подписание документа министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном и Верховным комиссаром ЕС по иностранным делам и политике Каей Калас состоялось в Брюсселе по итогам 6го заседания Совета партнёрства Армения-ЕС.

Документ состоит из более чем 70ти страниц. В нем, по сути, зафиксированы политические обязательства сторон.

“Мы приняли новую, стратегическую повестку партнерства Армения-ЕС, которая дополняет Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве и выводит наши отношения на стратегический уровень.” – заявил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян на пресс-конференции после подписания.

Он добавил, что стратегическое партнерство с Евросоюзом  - это “не предел амбиций Армении”  и напомнил, что парламент страны уже одобрил законопроект о запуске процесса вступления в ЕС. И в мае следующего года состоится первый саммит Армения-ЕС.

“Вы не одиноки в борьбе с вызовами, мы готовы активно вас поддерживать”, - заявила при этом Каллас, уклонившись от определения этих «вызовов». Она сообщила, что для поддержания “сопротивляемости Армении”  будет выделено 15 миллионов евро. Сумма невелика, но символична.

Ранее на пресс-конференции по итогам заседания Совета сотрудничества ЕС — Армения в Брюсселе глава дипломатической службы Европейского Союза Кая Каллас  отметила, что уровень согласованности стратегических позиций официального Еревана с внешней политикой ЕС составляет 37 процентов, и призвала армянскую сторону присоединиться к санкциям против России. “Кая Каллас публично пообещала, что Евросоюз “будет помогать Армении бороться с вредным иностранным вмешательством, как мы это делали в Молдавии". Чистосердечное признание, явка с повинной”, - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 18 декабря на заседании комиссии генерального совета партии "Единая Россия" по международному сотрудничеству.

Сергей Лавров подчеркнул, что ЕС фактически признался в попытках режиссировать предстоящие выборы в Армении после слов Каи Каллас о борьбе с иностранным вмешательством в политику республики.

 

Подталкивая Армению к выходу из ЕАЭС и введению антироссийских санкций, Евросоюз тем самым пытается удержать свое спадающее влияние и статус геополитического фактора на фоне сближения США и РФ. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил политолог Арман Гукасян, говоря о невозможности существования дилеммы для Еревана в выборе ЕАЭС – ЕС, достаточно взглянуть на географическое положение Армении.

 

“В сегодняшних отношениях Армении с Западом есть серьезный подтекст. Достаточно посмотреть, чего добивается Запад в политическом плане. Под “Западом” я имею в виду Евросоюз и Великобританию, которые хотят оставаться геополитическим фактором и не допустить, чтобы администрация президента США Дональда Трампа диктовала правила игры. У ЕС в этом плане очень серьезные проблемы... И в этом контексте ЕС пытается укрепить свои позиции на Южном Кавказе”, - отметил политолог.

 

Комментируя пассаж главы евро дипломатии о “соответствии политики Армении европейской на 37 процентов”, Гукасян и ранее задавался риторическим вопросом: почему суверенное государство должно с кем-либо приводить в соответствие свою политику.

“Должна ли Армения становиться инструментом в руках Запада? Разумеется, нет. Почему мы должны вводить санкции против самих себя? Ведь если мы введем санкции против России, то это обернется против нас самих”, - сказал Гукасян в интервью Sputnik Армения.

Он также добавил, что западная политика заключается в укреплении антироссийской коалиции, чтобы можно было оказывать давление на Россию с южного направления. И Западу безразлично, что это происходит в ущерб интересам стран региона.

С точки зрения эксперта, по мере углубления конфронтации Запад-Россия сокращается возможность маневра для всех малых стран, и Армения - не исключение. Особенность же Армении - в наличии прочных связей с российской экономикой.

 

Премьер Никол Пашинян заявил армянским журналистам, что выход из Евразийского экономического союза — не цель Армении, но в то же время цель страны - членство в ЕС. До этого он подтверждал, что одновременное членство в Евросоюзе и в ЕАЭС невозможно.

При этом премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе заседании Евразийского межправительственного совета в расширенном составе в Москве заявил о готовности республики к взаимовыгодному сотрудничеству в рамках Евразийского экономического союза.

 

На этом фоне, признают эксперты, возникают определенные геополитические противоречия, учитывая действия стран Запада в этом регионе. Директор четвертого департамента стран СНГ МИД России Михаил Калугин обвинил Запад в попытке “разворошить” Южный Кавказ и рассорить его с Москвой. Он подчеркнул, что происходящее в регионе всегда непосредственно касалось России и ее интересов в сфере безопасности и экономики. Именно поэтому, по мнению дипломата, западные страны активизировали деструктивные усилия.

“Они пытаются “разворошить” Южный Кавказ, вбить клинья в отношения государств региона с Россией, рассорить нас”, - подчеркнул Калугин в интервью РИА Новости 16 декабря. Он считает, что это политика разделения и попытка надавить на “болевую точку” России, каковой большинство западных стран считают регион.

 

Такого же мнения придерживается российский политолог Мовсес Газарян, говоря о том, что Запад рассчитывает на открытие т.н. “окна возможностей” для отдаления стран Южного Кавказа от России, выбирая Ереван для разворачивания антироссийского нарратива.

“Создается впечатление, что для закрепления определенных западных решений, связанных конкретно с Южным Кавказом, уже в ближайшее время следует ожидать резкой активизации пропагандистской работы всех западных структур, действующих в регионе, - сказал Газарян. -  И именно относительно Армении на Западе стали строиться новые, более объемные и далеко идущие планы", - считает политолог, учитывая, что уже через шесть месяцев в Армении должны состояться парламентские выборы.

Эксперт прогнозирует некую “внутриполитическую провокацию” в Армении в ближайшие шесть месяцев, и направленность провокации будет двоякой – “направленной как против России, так и против национально ориентированных сил страны”.

“Подобная провокация должна будет показать не только якобы деструктивную роль России и пророссийских сил в региональных процессах, но и создать ложное впечатление, что национально-ориентированные силы в самой Армении являются элементами пророссийской формации, - уверен Газарян. – А ведь на самом деле мы говорим о силах, которые ориентированы конкретно на независимость и субъектность страны”, - заявляет эксперт.

 

На этом фоне 15 декабря Совет Министров ЕС обсудил 15 декабря партнёрство с Арменией. Заседание Совета ЕС вела верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас, к которой ранее армянская сторона обратилась с просьбой о “предотвращении вмешательства извне" на предстоящих парламентских выборах”.

“Пока что ЕС задает только локальные, тактические цели – изменение внутреннего законодательства Армении, приведение его в соответствие с нормами и требованиями Евросоюза. Стратегически власти ЕС рассчитывают на проведение Арменией политики, соответствующей европейской политике, что, безусловно,  включает в себя ослабление связей с Россией”, - прокомментировал нынешние отношения Еревана и Брюсселя эксперт по Южному  Константин Тасиц в беседе с корреспондентом “Вестника Кавказа”.

“Армения уже на официальном уровне приняла закон о евроинтеграции. Таким образом, Ереван ставит себе целью добиться полноценного членства в Европейском Союзе и делает для этого все, что может. Об этом же было прямо заявлено на днях премьер-министром Николом Пашиняном во время его визита в Германию. В Министерстве иностранных дел Армении в начале года создан департамент, который непосредственно занимается вопросами евроинтеграции”, – отметил он.

 

Армянские власти при этом уточняют, что сам по себе закон - это не заявка на членство в ЕС. “Тем не менее, это отражает стремление граждан Армении вывести партнерство с ЕС на новый уровень и соответствует сбалансированной внешней политике”, заявил заместитель министра иностранных дел Паруйр Ованнисян.

 

Относительно отмеченного закона о вступлении в ЕС, на днях премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил журналистам: “Я отправляюсь из Гамбурга в Москву. Там я приму участие в заседании Межправительственного совета ЕАЭС. Мы углубляем отношения с ЕС, отсюда я уезжаю в Москву. Совместимо ли это? С одной стороны, мы углубляем наши отношения с Европейским союзом, а с другой – я еду в Москву. Никакого противоречия нет, потому что в реальности происходит и то, и другое. Когда наступит момент, и мы поймём, что есть несовместимость, тогда мы подумаем, какое решение принять”,  - так звучит полная цитата премьер-министра Армении...

 

Так совпало, что в день вылета Никола Пашиняна в Россию, официальный Баку выразил серьёзную обеспокоенность содержанием документа “Стратегическая повестка для партнёрства ЕС – Армения”, подписанного за неделю до этого по итогам 6-го заседания Совета партнёрства в Брюсселе. В комментарии МИД Азербайджана подчеркивается, что документ противоречит постконфликтным реалиям и идет вразрез с повесткой мирного процесса между Арменией и Азербайджаном. Перечисляется также ряд вопросов обсуждаемой стратегической повестки, которые связаны с “искажением ситуации в регионе, вызывают глубокое беспокойство и наносят ущерб перспективам сотрудничества между Азербайджаном и ЕС”, а некоторые, обозначенные как приоритетные, положения повестки между Арменией и ЕС “являются наглядным примером предвзятости в отношении Азербайджана”.

“Вынесение на повестку дня третьей стороной вопроса, который напрямую касается Азербайджана и Армении и носит исключительно двусторонний характер, является не только полностью нелогичным, но и игнорирует наличие легитимных судебных претензий Азербайджана к Армении”, - отмечают в ведомстве.

 

Кроме того, добавили в МИД АР, в документе делается акцент на военных и оборонных вопросах, что способствует милитаризации Армении. “Указанные выше вопросы, на фоне достигнутого с 8 августа прогресса в постконфликтный период, вновь выдвигают элементы прошлого конфликта и вызывают серьезные сомнения относительно намерений Армении. Мы ожидаем, что Армения и ЕС предпримут конкретные шаги для устранения этих вредоносных положений, не отражающих текущие реалии. В свою очередь, мы продолжим внимательно следить за ситуацией и сделаем необходимые выводы”, - говорится в заявлении  МИД Азербайджана, где высказывается озабоченность «относительно декларируемых намерений Армении”.

Министерство иностранных дел Азербайджана призвало ЕС и Армению пересмотреть  “вредные и нереалистичные” пункты. В официальном заявлении подчеркивается, что в нынешнем виде документ содержит элементы, которые реанимируют прошлый конфликт, ставят под угрозу достигнутый позитивный прогресс и “свидетельствуют о недостаточной нейтральности ЕС в отношении региональных инфраструктурных проектов”.

Армянская сторона не приняла обвинений Баку. Пресс-секретарь МИД Армении Ани Бадалян, комментируя подписание повестки, заявила, что стратегическая повестка отражает исключительно углубляющийся характер партнерства между ЕС и Арменией и попытки усмотреть в ней направленность против третьих сторон являются необоснованными.

По ее словам, документ подтверждает поддержку ЕС в вопросах суверенитета и устойчивости Армении и одновременно способствует укреплению мира в регионе.

На этом фоне выглядит упреждающим со стороны Брюсселя для Баку решение самого Европейского парламента о вынесении на срочные дебаты (именно такое определение) ситуации с правами человека, демократией и верховенством права в Азербайджане. В Баку считают,  что выбор момента и контекст, в которых эти слушания проводятся, указывают на системный характер предвзятости Европейского парламента, в частности и Европейского союза в целом к Азербайджану, взявшему курс на отстаивание национальных интересов и прагматичный подход к региональной безопасности,  а уровень “срочности” для проведения таких дебатов лишь подчёркивает их предвзятость.

В таких условиях слушания по Азербайджану в Европейском парламенте логично рассматривать как элемент провокации, направленной на подрыв доверия к мирной повестке и создание новой напряженности, когда завершение конфликтной фазы и мир в регионе являются менее выгодными, чем управляемый хаос с использованием инструментов давления и морального диктата, а любые, не находящиеся под контролем ЕС процессы на Южном Кавказе воспринимаются в ЕС как угроза и повод для дискредитации.

Директор четвертого департамента стран СНГ МИД РФ Михаил Калугин рассказал об отношениях России и Азербайджана, развитии экономических связей и нацеленности России на установление стабильного мира на Южном Кавказе. Прежде всего, он указал на важное значение встречи лидеров России и Азербайджана в Душанбе и заверил, что РФ имеет настрой на развитие отношений с азербайджанской стороной.

"Состоявшаяся 9 октября этого года в Душанбе встреча президентов Владимира Путина и Ильхама Алиева придала мощный позитивный импульс нашим отношениям. Настроены развивать их в комплексе, в полном соответствии с Декларацией о союзническом взаимодействии между Россией и Азербайджаном, подписанной в Москве 22 февраля 2022 года", - отметил Михаил Калугин.

Также представитель МИД РФ коснулся вопроса нормализации отношений между Баку и Ереваном.

Что касается трехстороннего формата кооперации на Южном Кавказе, то позиция России хорошо известна и изменений не претерпела. Продолжаем оказывать содействие установлению прочного мира между Баку и Ереваном на основе трехсторонних договоренностей на высшем уровне 2020-2022 годов. Лидерами России, Азербайджана и Армении была согласована “дорожная карта” по всем ключевым направлениям”.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати