4 октября правящая в Японии Либерально-демократическая партия (ЛДП) избрала нового лидера. Впервые им стала женщина - 65-летняя Санаэ Такаити. С большой долей вероятности, после голосования в парламенте в середине октября она станет и первой женщиной во главе правительства Японии. Вместе с тем, пока нет уверенности в том, что она сможет «войти в историю» в этом качестве, а не станет, подобно Сигэру Исибе, очередным премьером «вращающихся дверей»[1]. Разочарование японских избирателей в ЛДП приобрело «глубинный характер» из-за масштабных коррупционных скандалов, вскрывшихся на фоне экономических проблем. Избрание партийным лидером госпожи Такаити объясняется желанием вернуть в «родную конюшню» консервативных избирателей, начавших массово голосовать за новые партии популистской направленности, реакцией на сдвиг вправо среди простых японцев, членов местных ячеек ЛДП. Примечательно, что законодатели, связанные с бывшим премьер-министром Асо Таро, известным как ещё один бескомпромиссный консерватор, во втором туре голосования (на уровне членов парламента) поддержали С. Такаити после указания 83-летнего политического тяжеловеса голосовать в соответствии с волей рядовых членов партии[2].
Но всех отвернувшихся от ЛДП вернуть, скорее всего, не получится, придется как-то иначе расширять электоральную базу ЛДП. Кроме того, жёсткая позиция С. Такаити по вопросам «исторического прошлого», её подчёркнуто демонстративные визиты в синтоистское святилище Ясукуни, где «увековечена» память о военных преступниках, могут ещё более ухудшить отношения с Китаем, и, пожалуй, главное - внести определенный разлад в улучшившиеся в этом десятилетии отношения с Южной Кореей. Для отношений с Сеулом бэкграунд у госпожи Такаити крайне неподходящий: кроме визитов в Ясукуни была ещё и поддержка претензий на острова Токто/Такэсима. Конечно, японские консервативные избиратели, может быть, и будут довольны новой потенциальной международной эскалацией, но на экономике страны, сильно зависящей от внешней торговли, да ещё в эпоху тарифных войн это всё может отразиться не лучшим образом. Кроме того, партия Комэйто, традиционный партнёр ЛДП по правящей коалиции, ранее обещала из неё выйти в случае избрания С. Такаити. Хотя японские консерваторы уже начинают смотреть на Комэйто как на «пацифистский балласт», это также может оказаться серьезным вызовом для японской внутренней политики. С другой стороны, запас времени у Санаэ Такаити есть, со следующими парламентскими выборами можно «тянуть» аж до 2028 года.
В комментариях некоторых СМИ о победе С. Такаити есть упоминания о «поворотном моменте в японской политике, открывающем двери для женщин на вершину японской политики». Однако, пока преждевременно говорить об улучшении ситуации с гендерным балансом во внутренней политике (женщины-депутаты составляют 16 процентов депутатского корпуса). Впрочем, и в среде бюрократов, и в бизнесе ситуация не лучше.
Госпожа Такаити была протеже покойного премьер-министра Синдзо Абэ, известного своими консервативными взглядами. Она считается сторонником даже более жёсткой, «ультраконсервативной» линии, враждебной, как это ни удивительно, и к дискуссиям вокруг гендерного равенства. Политики подобной ориентации часто обрастают «политическими прозвищами». Но такие, как «Абэ в юбке», «Ястреб в юбке» ей не совсем походят. С. Такаити известна своей одержимостью быстрой ездой на мотоциклах, лошадях, а также рок-музыкой (снимает стресс игрой на ударных), а это предполагает несколько другие наряды. Известно, что ей импонирует считаться «Железной леди». Впрочем, Фумио Кисида «за глаза» называл её «Талибан Такаити»[3].
Госпожа Такаити, по-видимому, будет пытаться опираться на стратегическое видение своего покойного политического покровителя, которое было основано на оживлении экономики, укреплении обороноспособности и прочных связях с США и другими странами-единомышленниками. Это непростая задача, учитывая внутриполитическую борьбу — разногласия внутри ЛДП, отсутствие большинства в парламенте и восходящие оппозиционные партии, в том числе, популистской направленности.
Как и С. Абэ, С. Такаити считается политиком, рассматривающим «национальную безопасность» в качестве ключевого приоритета. Однако, во времена своего первого кабинета (2006-2007 гг.) С. Абэ начал с безопасности и тут же столкнулся с серьёзными проблемами. Эту ошибку он исправил после возвращения в 2012 г. в премьерское кресло, переключившись в первую очередь на экономику. Вполне возможно, С. Такаити постарается не повторять ошибок своего наставника и начнёт с экономической повестки. Ее политическая платформа указывает на устойчивую поддержку либерализации торговли, включая расширение участия в деятельности Транстихоокеанского партнёрства и экономического сотрудничества с Европейским союзом. Однако, экономический дискурс сейчас фактически уже формируется оппозиционными партиями.
С. Такаити, как известно, поддерживает увеличение военных расходов, демонстрирует желание обновить ещё «свежие», принятые в начале десятилетия, стратегические документы и сократить сроки реализации их положений, включая повышение оперативной совместимости между американскими и японскими вооруженными силами, укрепление трехсторонних альянсов в области обороны.[4] Во время публичных дебатов между кандидатами в председатели ЛДП она подчеркивала следующее: «Мы должны углублять отношения между Южной Кореей и Японией». И далее: «Нужно укреплять трехстороннее сотрудничество между Южной Кореей, США и Японией, учитывая обстановку в области безопасности»[5]. На фоне растущей солидарности между Китаем, Северной Кореей и Россией, а также усиления напряженности в Тайваньском проливе, С. Такаити настаивала, что сотрудничество в области безопасности между Южной Кореей, Японией и США имеет более важное значение, чем когда-либо.
Что касается реакции Китая на перспективу госпожи Такаити занять кресло премьера Японии, то она может быть более сложной, чем это представляется исходя из её политической платформы. Не сомнений, для Пекина неприемлемы высказываемые ею ранее идеи о пересмотре «трёх неядерных принципов» и даже об обладании Японией собственным ядерным оружием. Впрочем, если провести параллели с С. Абэ, идейным наставником С. Такаити, то в Китае в некоторой степени его даже уважали за то, что его «консерватизм» имел не «проамериканскую», а «прояпонскую» окраску, ценили политический прагматизм. Да и в самой Японии про него не шутили, как про Дзюнъитиро Коидзуми, что он «в жаркий день идёт по Токио под зонтом, если в Вашингтоне дождливо». К слову, Коидзуми-младший (Синдзиро) в финал голосования вышел, но проиграл даме. При этом С. Такаити является влиятельным членом «Ниппон кайги» (Совет Японии), влиятельного политического клуба японских националистов. А по мнению китайских аналитиков портала Sohu, в будущем главным вызовом для США может стать именно Япония[6].
С. Такаити входит в список японских граждан, которым в мае 2022 МИДом России был бессрочно запрещён въезд в нашу страну в связи с участием в формировании антироссийской политики (она занимала тогда один из ключевых постов в ЛДП). 7 октября заместитель главы МИД России Андрей Руденко сообщил, что Москва будет следить за действиями избранного премьер-министра Японии Санаэ Такаити после ее назначения. «Посмотрим, когда она будет официально назначена премьер-министром, тогда мы будем следить за тем, какие шаги она предпримет, в том числе, на треке российско-японских отношений», — сказал он в интервью российским СМИ[7].
В заключение хотелось бы привести мнение Судзуки Мунэо, депутата верхней палаты японского парламента, знатока российско-японских отношений. Его прогнозы и оценки обычно выглядят весьма смело, но часто оказываются верными. «Впервые в истории Японии главой ЛДП и премьер-министром станет женщина. Исходя из ее прежних высказываний, она создает образ консерватора, но я считаю, что, когда она станет во главе, баланс будет более выдержанным». И далее: «Я считаю, что российско-японские отношения без сомнения пойдут в лучшую сторону, чем при прежних администрациях Кисиды и Исибы». Впрочем, «консервативный сценарий» пока скорее представляется более вероятным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/can-japan-s-first-female-pm-escape-revolving-door
[2] https://timesofindia.indiatimes.com/world/rest-of-world/sanae-takaichi-what-to-expect-from-japans-new-iron-lady/articleshow/124363707.cms
[3] https://timesofindia.indiatimes.com/world/rest-of-world/sanae-takaichi-what-to-expect-from-japans-new-iron-lady/articleshow/124363707.cms
[4] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/68e3504b9a794731ad14a5d4
[5] https://www.chosun.com/english/world-en/2025/10/04/X7TGO3ZT25CMPNW6YOKXZUBOMA/
[6] https://lenta.ru/news/2025/10/07/yaponiyu-nazvali-glavnoy-ugrozoy-dlya-ssha-vmesto-rossii-i-kitaya-pochemu/
[7] https://en.iz.ru/en/1968206/2025-10-07/russian-foreign-ministry-announced-monitoring-actions-japanese-prime-minister-after-his-appointment
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs