ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Политическое нападение Запада - под ударом Республика Сербская

12:05 08.10.2025 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Над Балканами, где с распадом Югославии осталось множество «незалеченных ран», снова нависла угроза разрушения хрупкого мира, теперь под ударом западной коалиции оказалась Республика Сербская (энтитет в составе Боснии и Герцеговины, БиГ).

Как отметил на полях дискуссионного клуба «Валдай» в комплексе «Красная Поляна» в Сочи президент Республики Сербской Милорад Додик, «западные страны во главе с Соединенными Штатами и их европейскими партнерами с первого дня образования Республики стараются создать некую воображаемую Боснию и Герцеговину, без учета интересов сербов, которая априори невозможна, и именно по этой причине западные страны твердят о необходимости завершить в 2025 году «незаконченную работу на Балканах».

По мнению главы Республики, «мы, безусловно, являемся помехой глобальным интересам коллективного Запада, и это продолжается уже много лет, а точнее, десятилетий. Запад все время пытается нарушить Дейтонские соглашения, которые являются ключевой основой хрупкого мира на Балканах».[1]

Состоявшаяся 2 октября встреча Владимира Путина с Милорадом Додиком на полях Валдайского форума, показала схожесть позиций по решению ключевых международных проблем. Поздравив главу государства с прошедшим «Днем сербского единства», который народ Республики отметил 15 сентября, российский президент подчеркнул, что сейчас в регионе, в котором находится Республика Сербская, сложилась очень непростая ситуация. В ходе беседы оба президента отметили важность согласованных действий по нормализации политической ситуации на Балканах и, прежде всего, в Сербии и Сербской Республике, которые Запад во главе с Соединенными Штатами выбрал в качестве объекта дестабилизации, ключевым фактором которой является нарушение Дейтонского соглашения.

В этой связи стоит напомнить, что «Общее рамочное Соглашение о мире в Боснии и Герцеговине» (The General Framework Agreement for Peace in Bosnia and Herzegovina) о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в этой республике было согласовано 21 ноября 1995 года на авиабазе ВВС США Райт-Паттерсон в Дейтоне (штат Огайо) и подписано 14 декабря 1995 года в Париже тогдашними президентами Боснии и Герцеговины Алией Изетбеговичем, Сербии - Слободаном Милошевичем и Хорватии Франьо Туджманом. Переговоры в Дейтоне шли при непосредственном участии стран-гарантов мирного урегулирования, которыми являлись США, Россия, Германия, Великобритания и Франция.

В соответствии с подписанным соглашением предусматривалось, что государство Босния и Герцеговина должно состоять из двух территориальных образований — Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. В результате сербы получили 49 процентов территории, боснийцы и хорваты — 51 процент.

Следует признать, что Дейтонские соглашения не только заложили основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины, которое сохраняется до настоящего времени, но и, что гораздо более важно, прекратили братоубийственную войну и принесли мир, хоть и хрупкий, на Балканы.

Однако в последние годы западные страны во главе с США и их европейскими партнерами все более активно призывают к пересмотру Дейтонского соглашения и введению единой Конституции БиГ, что, безусловно, позволило бы боснийцам и хорватам, фактически без учета интересов сербов ускорить вступление страны в Европейский Союз и НАТО. Однако, в ответ на это и вопреки призывам Запада, народ Республики Сербской предпринимает усилия по территориальному обособлению от БиГ, все чаще заявляя о своем суверенитете. В качестве первого шага к суверенитету руководством Республики в июне 2023 года было принято решение о выходе из-под юрисдикции Конституционного суда БиГ. Следует отметить, что законодательная власть в стране в соответствии с Дейтонским соглашением принадлежит Скупщине, состоящей из Палаты народов и Палаты представителей, в которую от Федерации БиГ избирается две трети депутатов, а от Республики Сербской – лишь одна треть.

Важно также отметить, что в ходе подготовки Дейтонского соглашения, для облегчения предпринимаемых усилий, а также мобилизации и координации дальнейшей деятельности организаций и учреждений, участвующих в осуществлении мирного урегулирования, путем решения порученных в рамках резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, Стороны обратились с просьбой о назначении Верховного представителя, которое было осуществлено в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №1031 от 15.12.1995 года (код — S/RES/1031).

В соответствии данной Резолюцией и руководствуясь п.2 ст.1 Приложения 10 Дейтонского соглашения была введена должность Верховного представителя по Боснии и Герцеговине (High Representative for Bosnia and Herzegovina), полномочия которого были определены в 1997-1998 годах на Боннско-Петерсбергском и Мадридском заседаниях Совета по выполнению Мирного соглашения (Peace Implementation Council) и дали Верховному представителю следующие права: определять место и время совместных заседаний органов власти БиГ, а также порядок председательства на них; в случаях, если стороны в БиГ не придут к соглашению, выносить временные решения, обязательные для исполнения всеми органами власти; снимать с должности любое должностное лицо как в БиГ, так и в составляющих её энтитетах; запрещать любому лицу участие в выборах и занятие любой «выборной или назначаемой общественной должности, равно как и должности в политических партиях».

До 2021 года назначение на должность Верховного представителя, по БиГ утверждалось Советом Безопасности ООН по представлению Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного (Дейтонского) соглашения, членами которого в настоящее время являются 55 стран, включая США, Россию, Европейский Союз, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Канаду, Японию, Китай и Организацию Исламской конференции, которую представляют Турция. В связи с тем, что исполняющий обязанности Верховного представителя по БиГ с 2021 года бывший статс-секретарь Министерства обороны Германии Кристиан Шмидт приступил к своим обязанностям без утверждения Советом Безопасности ООН, Россия, Китай, Сербия и Республика Сербская считают его нелегитимным.

Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова еще 15 декабря 2021 года, Россия не признает Шмидта высоким представителем по Боснии и Герцеговине. По словам Марии Захаровой, «гражданин ФРГ Кристиан Шмидт высоким представителем по БиГ считаться не может, поскольку Совет Безопасности ООН резолюцию о его утверждении на этом посту не принял, так как соответствующий российско-китайский проект был заблокирован. Более того, аккредитованными в Сараево послами стран-членов Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного (Дейтонского) соглашения по БиГ заявления «о назначении Шмидта недостаточно».

Захарова добавила, что «в этих условиях боснийские сербы, как один из трех равноправных государствообразующих народов Боснии и Герцеговины, с полным правом отказываются признавать Шмидта в качестве легитимного представителя международного сообщества. Кроме этого, она раскритиковала заявления о якобы имевшем место факультативном характере участия СБ ООН в данном вопросе и Приложение 10 к Дейтонскому соглашению, так как четвертьвековая практика назначения высоких представителей говорит об обратном. По мнению Марии Захаровой, в отсутствие, как выраженной международной поддержки, так и, что особенно важно, консенсуса внутри самой БиГ, Шмидт не обладает легитимностью, необходимой для исполнения функций Высокого представителя. Далее она отметила, что Россия была вынуждена приостановить свое участие в заседаниях Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного (Дейтонского) соглашения под председательством «самозваного Высокого представителя».[2]

Однако, вопреки всем юридическим условиям и международным договоренностям, это не помешало самозванцу Шмидту инициировать судебный процесс над Милорадом Додиком, который прошел в Сараево 5 февраля 2025 года. Прокуратура БиГ предъявила президенту Республики Сербской обвинение в т.н. несоблюдении решений Верховного представителя и 26 февраля 2025 года суд подтвердил приговор. 1 августа 2025 года Апелляционная палата Суда БиГ отклонила апелляцию стороны защиты и подтвердила приговор Додику, вынесенный 26 февраля 2025 года, в соответствии с которым Суд БиГ приговорил президента Республики Сербской Милорада Додика к одному году тюрьмы. Ему также запрещено в течение шести лет вести политическую деятельность и занимать государственные посты.

27 мая текущего года послы стран Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного (Дейтонского) соглашения по БиГ самовольно продлили полномочия Кристиана Шмидта в должности Высокого представителя по БиГ. Россия, входящая в комитет, выступила против такого решения. В настоящее время Российская Федерация и руководство Республики Сербской не признают легитимность назначенца Запада Шмидта, а также отзывают свое согласие на общую армию и общий судебный и прокурорский совет БиГ.

Но Шмидт, отрабатывая поставленные перед ним задачи, не успокоился и инициировал решение Центральной избирательной комиссии БиГ о прекращении полномочий президента Республики Сербской Милорада Додика, которая 6 августа 2025 года постановила провести в энтитете досрочные выборы 23 ноября текущего года, а также приняла решение об отзыве мандата у президента Республики Милорада Додика. В ответ на принятое ЦИК решение, президент Республики Сербской заявил, что он и члены его правящей партии Союза независимых социал-демократов не будут участвовать в этих выборах, назвав затеянную Шмидтом вакханалию «политическим нападением на Республику» и подчеркнул, что не признает решение суда, послав Верховного представителя по только русским и сербам известному адресу.

Реакция депутатов Скупщины Республики Сербской была предсказуемой. Парламент Республики проголосовал за проведение 25 октября общенародного референдума в поддержку всенародно избранного президента Милорада Додика. Вопрос на референдуме будет звучать следующим образом: «Принимаете ли вы решение неизбранного иностранца Кристиана Шмидта и приговор неконституционного суда БиГ в отношении президента Республики Сербской, как и решение ЦИК об отзыве мандата у президента Республики Милорада Додика?».

Профессор юридического факультета Белградского университета и судья Конституционного суда Сербии Владан Петров напомнил, что ЦИК Боснии и Герцеговины не имеет полномочий лишать действующего президента Республики Милорада Додика мандата. Он указал, что в соответствии с Конституцией Республики Сербской мандат президента может быть досрочно прекращен только в случае отставки или отзыва со стороны народа.

Позицию России по ситуации в Республике Сербской озвучил министр иностранных дел Сергей Лавров, который отреагировал на уголовное преследование Милорада Додика, заявив, что «Россия жестко осуждает попытки посредством сфабрикованных уголовных дел отстранить от власти неугодных Западу сербских лидеров, в частности, нашего друга и законно избранного, легитимного президента Республики Сербской Милорада Додика». По словам министра, преследование президента Республики Сербской нацелено исключительно на устранение с политической сцены неугодного лидера, последовательно противостоящего западному неоколониализму. Он заявил, что российская сторона разочарована неправосудным и антидемократическим решением по сфабрикованному уголовному делу и решительно выступает в поддержку законных органов власти Республики Сербской. Кроме того, он заметил, что в качестве постоянного члена СБ ООН и гаранта Дейтона Россия намерена использовать все имеющиеся в ее распоряжении политические средства, чтобы предотвратить провоцируемый Западом рост напряженности в Республике Сербская.[3] 

При этом президент Республики Сербской убежден, что европейцы готовят НАТО к большой войне, чтобы удержать власть. По его мнению, подготовка к большой войне нужна целому ряду европейских политиков для скрытия внутренних социальных проблем и удержания власти и ситуация внутри европейского истеблишмента близка к безумию. Дело в том, что нынешняя структура в Брюсселе и ведущие страны Западной Европы разрушили общественную и социальную структуру как Европы в целом, так и своих собственных стран. По множеству причин они уничтожили все те преимущества, которыми Европа когда-то обладала. Поэтому вполне логично, что они на все смотрят через призму милитаризации и распространения страха, как внутри своих стран, так и за их пределами.[4]

Что касается Сербии, то президент Александар Вучич сдержанно поддержал своего коллегу, президента Республики Сербской, заявив, что президент Милорад Додик не является источником политического кризиса в Боснии и Герцеговине, а лишь реагирует на сложившиеся обстоятельства. По его мнению, решение ЦИК БиГ, об аннулировании мандата президента Додика ставит под сомнение волю избирателей, что является ошибкой. По словам сербского президента, Белград и впредь будет поддерживать народ и институты власти Республики Сербской, но при этом «стремиться сохранить мир и не допустить дальнейшей эскалации на полуострове».

Что можно констатировать в итоге?

Во-первых, все действия в отношении всенародноизбранного президента Республики Сербской Милорада Додика со стороны нелегитимного Верховного представителя по БиГ Кристиана Шмидта является грубым нарушением международного права, так как он не наделен полномочиями Совета Безопасности ООН.

Во-вторых, активные попытки, так называемого, коллективного Запада раскачать ситуацию в Республике Сербской, используя техники «майданных переворотов» и устранения неугодных Западу политических лидеров, являются не чем иным, как желанием заменить действующих легитимно избранных представителей народа на более сговорчивых и лояльных Западу лидеров.

В-третьих, по замыслу европейской политической элиты, смена власти в Республике Сербской и Сербии должна привести к включению сербских республик в прозападные альянсы, включая Евросоюз и НАТО.

В-четвертых, дестабилизации политический ситуации в Республике Сербской и Сербии при прямом участии стран Запада являются взаимосвязанными процессами и направлены на создание напряженной политической ситуации в двух родственных России балканских странах, преследующих целью с целью разрушения хрупкого мира на Балканах и отрыва их от русского мира.

В заключении, возьму на себя смелость процитировать последние слова первого президента Сербии Слободана Милошевича, сказанные им во время Гаагского трибунала: ««Русские! Я обращаюсь ко всем русским: жителям России, Украины и Белоруссии и живущим на Балканах, я их тоже считаю русскими. Посмотрите на нас и запомните — с вами сделают то же самое, если вы дадите слабину. Запад вцепится вам в горло. Братья, помните о судьбе Югославии!»

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Додик: Запад с первого дня хочет нарушить Дейтонские соглашения 05.10.2025 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/25256009

[2] Захарова: Россия не признает Шмидта высоким представителем по БиГ без санкции Совбеза ООН 15.12.2021 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/politika/13205371

[3] Лавров осудил попытки Запада отстранить Додика от власти 09.09.2025 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20250909/rossija-2040692938.html

[4] Додик: европейцы готовятся к большой войне, чтобы удержать власть 05.10.2025 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/25255539

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати