ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Политика внерегиональных акторов на Балканах: противоречия и перспективы

15:27 30.09.2025 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Городской завтрак РСМД «Внерегиональные игроки на Балканах: игра на паузе?». Слева направо: Юлия Мельникова (руководитель программного направления РСМД), Полина Соколова (ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН), Амур Гаджиев (Институт востоковедения РАН), Яков Смирнов (Институт славяноведения РАН), Анастасия Котова (Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова), Милан Лазович (модератор). Фото А.И.Торина.

В Москве на площадке Библиотеки им. Ф.М. Достоевского состоялся круглый стол (в формате «городского завтрака») Российского совета по международным делам (РСМД) «Внерегиональные игроки на Балканах: игра на паузе?». Эксперты-международники обсудили роль и влияние основных внешних акторов на Балканском полуострове, проанализировали плюсы и минусы данного влияния для региональных государств. В качестве отдельного важного вопроса было рассмотрено современное состояние отношений России с Сербией и Республикой Сербской в составе Боснии и Герцеговины.

Младший научный сотрудник Отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН Яков Смирнов отметил, что в российско-сербских отношениях можно выделить три аспекта: политический, экономический и историко-культурный. Что касается первых двух, то за последние несколько лет, в особенности с февраля 2022 года, наблюдается некоторое снижение роли России, а двусторонние контакты между Москвой и Белградом года достаточно ограничены. Правда, нужно отдать должное: в своем стремлении не присоединяться к антироссийским санкциям, введенным Евросоюзом и США против России, сербское руководство было и остается последовательным. Россия, со своей стороны, придерживается своей прежней позиции в вопросе статуса Косово как неотъемлемой части Сербии и соблюдения резолюции №1244 Совета Безопасности ООН по косовской проблеме.

В экономической сфере роль и влияние России в Сербии также упали. В 2019 году Россия входила в первую пятёрку торговых партнеров Сербии, в 2023 году — замыкала десятку наиболее важных для Белграда стран. Такое положение объясняется санкционным режимом: затруднено проведение платежей, усложнена ситуация для ведения бизнеса. Я.Смирнов считает, что в экономическом плане Москве будет сложно предложить Белграду что-то особенно ценное. На этом фоне очевидным контрастом является активность Китая, причём не только в Сербии, но и на Балканском полуострове в целом. «Говорить о перспективах развития экономических отношений сейчас тяжело. Всё будет определяться будущей внешнеполитической конъюнктурой», - считает эксперт.

В историко-культурном плане между Россией и Сербией сохраняется прежний характер отношений. Продолжает свою работу Русский дом в Белграде и школа при российском посольстве, которая считается одной из лучших в стране. По словам Я.Смирнова, именно в гуманитарной сфере Россия могла бы делать больше, продвигать свою повестку, вытесняя влияние прозападных некоммерческих организаций, тесно связанных с европейскими и американскими структурами.

Научный сотрудник Сектора региональных проблем и конфликтов ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Полина Соколова посвятила своё выступление отношениям Сербии и Европейского союза. Приоритет здесь отводится вопросам внешней политики и региональной безопасности. В частности, «Белая книга» Евросоюза по безопасности за 2025 год рассматривает Западные Балканы как очаг напряжённости, который якобы целенаправленно поддерживает Россия. В противовес этому Брюссель стремится укреплять контакты с Албанией, Северной Македонией и Черногорией. По словам П.Соколовой, страны Западных Балкан уже значительно интегрированы в европейскую повестку, гармонизированную с подходами ОБСЕ и НАТО, по нормам и стандартам, предлагаемым Евросоюзом. Для балканских стран этот вектор остается основным в их внутри- и внешнеполитическом курсе. Все страны региона заключили с ЕС соглашения о стабилизации и ассоциации и являются кандидатами в члены Союза. Однако нынешняя политика Брюсселя не направлена на стабилизацию ситуации, так как стратегическая цель ЕС — сдерживание активности России в регионе. Согласно заявлению еврокомиссара по вопросам расширения Марты Кос, сделанному в Вене 8 сентября 2025 года, в следующем году Албания и Черногория могут рассчитывать на членство в ЕС. Со своей стороны, официальный Белград к концу 2026 г. также планирует завершить переговорный процесс. При этом в самой Сербии и в Республике Сербской (Боснии и Герцеговины) преобладают евроскептические настроения, которые Брюссель пытается «гасить» финансовыми проектами (например, предлагая План роста для Западных Балкан, предполагающий масштабные финансовые вливания).

«Евросоюз предлагает странам региона комплексный подход, включающий в себя все аспекты политической и экономической жизни. Перспектива членства западнобалканских государств в ЕС остается привлекательной, и страны региона готовы обсуждать свои проблемы под эксклюзивной эгидой Брюсселя. Все региональные стратегии по противодействию терроризму, нелегальной миграции и иным угрозам пишутся в соответствии с обязательствами по отношению к ЕС. Трансформация Евросоюза приведет к трансформации европейской политики на Балканах… Сейчас наблюдается тенденция к суверенизации ЕС как участника международных отношений, и это приводит к усилению аналогичных тенденций в странах Балкан. Например, президент Сербии Александар Вучич на Генассамблее ООН заявил о готовности к международному сотрудничеству, но с сохранением сербского суверенитета. Дилемма о соотношении суверенитета с интеграцией в Евросоюз остается на повестке у стран региона», - констатировала П.Соколова.

Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев рассказал о турецкой политике на Балканах. Учёный подчеркнул, что Турция рассматривается её политическими кругами как часть Балканского региона. В политической сфере Анкарой провозглашён диалог на разных уровнях и участие в разных форматах, в сфере безопасности - состояние неделимой безопасности для всех стран и общин, в экономической - максимальная интеграция, в гуманитарной - принципы полиэтничности, мультикультурализма и многоконфессиональности. Среди международных площадок, направленных на продвижение турецких интересов, особое внимание Анкара уделяет Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и Саммитам Юго-Восточной Европы. Кроме того, в этом году в Стамбуле состоялось первое заседание так называемой «Балканской платформы мира», направленной на обсуждение вопросов интеграции и стабильности региона.

А.Гаджиев подчеркнул, что балканская политика Анкары неотделима от её же политики в акватории Чёрного моря. Но Балканы являются для Турции зоной приоритетного внимания с потенциалом для расширения своего влияния. Официальная Анкара активно участвует в международных военно-политических форматах на Балканах. Турецкие военные участвуют в Международных силах под руководством НАТО в Косово (KFOR), гражданские служащие работают в Миссии ООН (UNPROFOR). В мае 2025 года в Стамбуле состоялась конференция начальников генеральных штабов балканских стран, а за месяц до неё, в апреле - учения спецназа стран региона. Активные военные поставки и инвестиции военного характера идут из Турции в Косово. Там же строится турецкий завод по производству боеприпасов.

Для Анкары Балканы - экономические ворота в Европу. На В конце 2024 года в Эдирне состоялся Балканский инвестиционный форум, на котором турецкая сторона отметила рост товарооборота со странами региона и поставила задачу увеличить его объем до 40 млрд. долларов в 2025 году. Кроме того, Анкара уделяет особое внимание так называемой «мягкой силе», которую продвигает через НКО. В том числе речь идет о поддержке местных мусульман. Официально Турция заявляет о своей приверженности принципам полиэтничности, мультикультурализма и многоконфессиональности, однако в Брюсселе видят в турецких инициативах стремление к продвижению политического ислама в собственных интересах турецких политических кругов.

Руководитель проектов Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова Анастасия Котова рассказала о роли США в политике региона. Она напомнила, что кульминацией участия США в балканской политике стало вмешательство в региональные конфликты на этапе развала Югославии. Вашингтон был и посредником, позиционируя себя как «миротворца» (например, в ходе подготовки и заключения Дейтонских соглашений 1995 года), и одним из участников боевых действий (в ходе бомбардировок 1999 года). На фоне углубившегося кризиса идентичности в Евросоюзе, а также политики сдерживания Китая и России Балканы остаются для США остаются важным направлением развития собственной активности. В области безопасности для США особое значение имеет НАТО, куда интегрированы все страны региона, кроме Сербии. Правдане стоит забывать, что в 2006 году Белград присоединился к программе «Партнерство ради мира». При этом, в косовском вопросе американская повестка во многом остается на бумаге. С 1999 года в Косово и Метохии функционирует американская база, а с 2020 года идёт системная модернизация военной инфраструктуры в Албании и Болгарии. Не стоит сбрасывать со счетов и закупки американских вооружений странами региона, в частности, Хорватией.

«Экономическое присутствие США в регионе заметно ниже, чем, например, у Китая или ЕС. Однако, стоит отметить инициативу «Открытые Балканы», активизацию которой можно ожидать в течение второго президентского срока Дональда Трампа… Гуманитарная политика США на Балканах направлена на подготовку кадров через американские и европейские университеты, а также через обучение на территории самих стран региона. Стоит помнить, что, начиная с 1990-х годов, американские советники участвовали в формировании кадрового ресурса балканских стран в государственных структурах», - подчеркнула А.Котова.

Руководитель программного направления РСМД Юлия Мельникова рассказала о значении Балканского региона для Китая. «Все страны стали частью инициативы “Один пояс – один путь” за счет нормативных механизмов - меморандумов о взаимопонимании. Китаю удалось также выстроить институциональный формат взаимодействия со странами Центральной и Восточной Европы - «14+1». Не менее важно то, что на Балканах Китай вступает в прямую конкуренцию с Евросоюзом. Китайские проекты, в частности, транспортно-логистические, являются альтернативой европейским», - отметила она.

По словам Ю.Мельниковой, в региональной стратегии Китая страны Балкан подразделяются на морские и сухопутные. В морских (Греция, Хорватия) Пекин интересует развитие инфраструктуры Морского шелкового пути, в сухопутных (к ним относится, прежде всего, Сербия) - развитие континентальных маршрутов от портов приема вглубь Европы, а также рост своего экспорта. При этом у всех стран Балкан в торговле с Китаем колоссальный дефицит. Лидером по объему товарооборота выступает Сербия, но даже ее показатели скромны - около 4,5 млрд. евро.

«Укреплению позиций Китая в отдельных балканских странах способствуют два системных фактора: это отсутствие полной европеизации их политического курса и наличие инвестиций в транспортную инфраструктуру. В тех государствах, где эти параметры сочетаются, КНР наиболее успешна. Кроме того, есть несистемный фактор притяжения - смена правительств. Например, Румыния после смены правительства свела на нет все контакты с Китаем в рамках формата “14+1”. По всем трем аспектам наиболее привлекательна для КНР Сербия. Пекин инвестировал в сербскую часть железной дороги Белград - Будапешт, несколько автомагистралей, мостов через Дунай и промышленное развитие страны в целом. В настоящее время реализуется уже третья очередь проектов инициативы “Один пояс – один путь” в Сербии. Также важное значение для Пекина имеет Греция: китайское присутствие в греческой экономике составляет 1,5% ВВП, КНР инвестирует в порт Пирей. В Хорватии и Черногории взаимодействие идёт по линии строительства портов и дорог. Что касается остальных стран (Албании, Боснии и Герцеговины, Болгарии) находятся в “серой зоне” и вне каких бы то ни было системных контактов с КНР», - заключила Ю.Мельникова.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати