ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Трагедия Югославии: геополитическое зеркало для России

22:47 24.03.2022 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: regnum.ru.

Исполнилось 23 года со дня начала воздушных ударов НАТО по территории Союзной Республики Югославии. Агрессия стран НАТО против суверенной страны, продолжавшаяся 78 дней, стала поворотным моментом современной истории. Страны НАТО, обрушив ракеты и кассетные бомбы на мирных граждан, поставили себя выше международного права, растоптали Устав ООН. Жертвами бомбардировок стало более 2,5 тыс. человек, включая 87 детей.

Примечательно, что действующий президент США Джозеф Байден был одним из ярых сторонников бомбардировок НАТО территории Югославии. Именно он предлагал бомбить Белград и взрывать мосты, а также называл полевого командира Армии освобождения Косова Хашима Тачи, подозреваемого в совершении военных преступлений и торговле человеческими органами, «косовским Джорджем Вашингтоном».

Какие уроки преподает нам югославская трагедия? Ответу на этот вопрос был посвящен круглый стол, в котором приняли участие сербские и российские ученые.

Академик (действительный член) Сербской академии наук и искусств, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербии в Российской Федерации с 2013 по 2019 гг. Славенко Терзич отметил, что предпринятая НАТО бомбардировка Югославии – лишь малая часть более масштабного западного «натиска на восток». «Это было понятно уже тогда, но сейчас это еще более ясно. Сначала шла информационная подготовка агрессии, стигматизация сербов как народа и лично их политического руководителя - президента Слободана Милошевича. Британский историк Ноэль Малькольм в своей книге «Косово: краткая история» договорился до того, что сербы якобы оккупировали Косово, хотя на самом деле все было с точностью до наоборот. Еще со времен османского завоевания шла этническая чистка сербов, изгнание их со своей земли», - заявил ученый.

Непосредственным поводом для проведения военной операции НАТО стали обвинения сербской стороны в массовых убийствах албанцев в селе Рачак Автономного края Косово и Метохия. Согласно утверждениям западных СМИ, представители югославских силовых ведомств устроили в селе массовую расправу над гражданским населением, убив 45 мирных жителей. На самом деле была проведена операция против группы террористов, использовавших систему укрепленных пунктов в окрестностях села.

«Бомбардировка Югославии шла 78 дней. Это была ничем не обоснованная, нелегитимная, варварская агрессия 13 западных, так называемых «цивилизованных» стран. НАТО фактически поддержала террористическую организацию албанского меньшинства в Сербии и Югославии. Но цели альянса были более широкими. Он тогда отмечал 50 лет своего существования, и его руководству необходимо было показать свою дееспособность», - подчеркнул С.Терзич.

Ученый напомнил, что во время своей агрессии авиация НАТО бомбила ракетами и кассетными бомбами массу гражданских объектов, включая больницы и мосты, школы, заводы, железные дороги. Было использовано 1150 самолетов. Пострадали посольство Китая и телевизионная башня на горе Авала в окрестностях Белграда.

«Силы были неравными. По некоторым данным, до 37 тыс. кассетных бомб было сброшено на Югославию. Среди самолетов, использованных в дни агрессии – шпионские AVACS и Lockheed F-117А Nighthawk - тактический малозаметный ударный самолет (стелс). 27 марта 1999 года один из них сбит югославскими средствами ПВО. Но в целом наши летчики мало что могли противопоставить авиации НАТО, которая имела полное господство в воздухе», - заявил С.Терзич.

По словам сербского ученого, пропаганда, распространявшаяся в Югославии, была очень интенсивной, но достаточно примитивной. «Бомбить начинали ночью, когда люди уже спали. Сбрасывали и листовки. Я читал их, и могу сказать, что они были полностью неграмотными – как лингвистически, так и содержательно», - заявил С.Терзич.

В конце концов, военная фаза конфликта закончилась международным политическим соглашением и принятием 10 июня резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН. Через два дня сухопутные войска НАТО вошли на территорию Сербии, а 20 июня югославские войска покинули территорию автономный край Косово.

После окончания агрессии Североатлантического альянса и введения на территорию Косово Международных сил KFOR (под флагом ООН) де-факто начались этнические чистки сербов и их изгнание из Косово. Североатлантический альянс об этом прекрасно знал, но закрывал глаза. Всего из края было изгнано 250 тыс. человек. Албанскими экстремистами при попустительстве европейских и американских миротворцев было уничтожено более 120 сербских церквей и монастырей. После признания независимости самопровозглашенного «государства Косово» Брюссель и Вашингтон выступают за его включение в НАТО под предлогом того, что ему и всему Балканскому региону угрожают Сербия и Россия.

По словам С.Терзича, бомбардировки Югославии и признание в обход международного права независимости Косово стали очень тревожными прецедентами для мирового сообщества. Вслед за агрессией против Югославии стали возможными вторжения в Ирак и в Ливию.

«НАТО взял на себя право силового воздействия на страны, проводящие неправильную политику. Фактически агрессия против НАТО продлила жизнь альянса. События в Югославии показали, что основные международные организации – не более, чем инструменты в руках США.», - заявил С.Терзич.

После окончания агрессии в Белграде был инициирован судебный процесс над виновниками агрессии: президентом США Биллом Клинтоном, канцлером ФРГ Герхардом Шредером, премьер-министром Великобритании Энтони Блэром, госсекретарем США Мадлен Олбрайт. После переворота в Белграде 5 октября 2000 года и отстранения от власти президента С.Милошевича этот судебный процесс был отложен.

«Вскоре после этих событий ряд политиков и общественных деятелей заявляли, что бомбардировки Югославии и последовавшее за ними отделение Косово – это уникальный прецедент, аналогов которому в мировой практике нет. На самом деле оно стало опасным прецедентом с далеко идущими последствиями. Фактически эта агрессия похоронила международное право», - заключил С.Терзич.

Иностранный член Сербской академии наук и искусств, иностранный член Академии наук Республики Сербской (Босния и Герцеговина), ведущий научный сотрудник отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН Елена Гуськова подчеркнула, что Югославия испытала на себе агрессию США и НАТО в первую очередь потому, что Белград стремился к проведению самостоятельной и независимой политики в регионе. «Еще одна важная причина – сербофобия, наблюдавшаяся еще с конца XIX века. То, как писали о сербах накануне и во время Первой мировой войны немецкие и австро-венгерские политики, забыть, конечно, нельзя. Фактически этот народ на Балканах считают «малыми русскими», - пояснила Е.Гуськова

После окончания агрессии командующий Объединенными силами НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк признавался, что США давно планировали нападение на Югославию и что разгром Сербии был одной из приоритетных целей Вашингтона. Казалось бы, какое дело Соединенным Штатам до этой страны? Но эта кампания стала для Вашингтона и Североатлантического альянса своеобразной «пробой пера».

Целями НАТО при проведении военной операции были:

- подтверждение виновности сербов во всех трагических событиях 1990-х годов на Балканах, включая войны в Боснии и Хорватии;

- разгром Югославии и устранение этой страны как серьезного препятствия политике США на Балканах и в Европе в целом;

- снижение влияния России в регионе.

Помимо разрушения основ военно-экономического потенциала Югославии, США и НАТО стремились подорвать моральный дух населения и подтолкнуть его к выступлению против руководства страны, сменить идеологическую ориентацию политической элиты и сделать Косово и Метохию самостоятельным государством.

 По словам Е.Гуськовой, опыта военных действий, кроме Боснии и Герцеговины в 1994-1995 годах, у НАТО еще не было. Поэтому для альянса было важно опробование нового высокоточного оружия, испытание новых авиационных систем и образцов вооружения, отработка тактики и боевого применения, организация взаимодействия разнородных сил, привлекаемых к операции, а также расход устаревшего накопившегося оружия.

«Операция НАТО против Югославии не выполнила своей главной задачи. Она не сломила дух защитников родины, не уничтожила армию и не испугала народ. Напротив, она сплотила народ в противостоянии агрессору и желании выстоять, в коллективном противостоянии несчастьям и трудностям войны. Однако НАТО сумела создать политические условия для уничтожения Югославии, и прежде всего – для навязывания ей своих условий, облика политического строя, его военной составляющей, формы сотрудничества с международными организациями. Не менее важен уровень государственного суверенитета и безопасности, что для Сербии означает возможность потери контроля над частью территории. После 1999 года для Сербии этот уровень стал очень низким», - отметила Е.Гуськова.

«Бомбардировки имели очень широкое геополитическое значение для НАТО, Югославии и Европы в целом. Белград жесточайшим образом наказали за нежелание сотрудничать с НАТО, делиться своим своим суверенитетом, менять многолетнего руководителя страны. Последствия выразились в достаточно легкой смене власти в 2000 году, произошедшей в результате операции, организованной западными спецслужбами, а уж затем развалить Югославию с новой послушной властью стало очень просто», - подчеркнула Е. Гуськова.

Агрессия против Югославии была своеобразной проверкой: как на международной арене будут реагировать на действия, предпринятые без санкции Совета Безопасности ООН? Во всяком случае, действия альянса никто не осудил. В результате военная составляющая НАТО только окрепла. После жестокого наказания непокорной страны многие в регионе решили, что безопаснее будет присоединиться к НАТО, чем ей противостоять. В настоящее время Болгария, Северная Македония, Румыния и Черногория вступили в Североатлантический альянс.

«С точки зрения влияния на мировые процессы руками НАТО США опробовали самостоятельность принятия решений по вопросу наказания государств без санкции ООН, которая, в свою очередь, показала неспособность противостоять подобной агрессии. Тогда Россия не вступилась за Югославию, поэтому сегодня борется против миропорядка, навязанного НАТО и США. Устоит ли в этой ситуации Сербия, нам еще предстоит увидеть», - заключила Е.Гуськова.

Профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России Елена Пономарева отметила, что в 1990-е годы российский политический режим не был готов защищать не только Югославию, но и свой собственный суверенитет. «Достаточно прочитать ныне рассекреченные материалы переговоров Бориса Ельцина и Билла Клинтона, которые находятся на официальных сайтах. Правда, гуманитарная помощь и поддержка общественных организаций, научного сообщества, многих журналистов поступала в Югославию. Сербы об этом помнят», - заявила она

По словам Е.Пономаревой, США решали свои геополитические проблемы, не задумываясь не только над будущим сербов, но и над будущим Европейского континента. Фактически Вашингтон втянул в свою авантюру страны, которые, оказавшись под давлением, ощутили все последствия этой военной операции.

«Среди наиболее тяжелых последствий – разрастание наркотеррористического государства, возникшего на территории самопровозглашенной Республики Косово, включенность его в международно-террористический синдикат. На его территории созданы многочисленные тренировочные лагеря боевиков, центры реабилитации после их возвращения. В частности, руководители спецслужб Италии признают, что албанские мафиозные структуры давно по жестокости намного превзошли традиционные местные криминальные группировки. На наших глазах произошло формирование совершенно новой политической реальности, предполагающей реинкарнацию идеи «Великой Албании», где ряд территорий, населенных албанцами, преимущественно мусульманами, могут сформировать новую политическую реальность. В состав этого объединения, по замыслу его инициаторов, могут войти Албания, Косово, часть Южной Сербии и Черногории, а также Босния», - заявила Е.Пономарева.

Конечно, почти 60% боевых вылетов и 55% боевых самолетов, свыше 90% крылатых ракет принадлежали США. Но всё же остальные страны – 12 государств, начиная от Бельгии и Великобритании и заканчивая Албанией, Болгарией и Венгрией – в инициативном порядке принимали участие в этой операции. Их соучастие выразилось в самых разных форматах: обеспечении логистических коридоров, поставок вооружений, предоставлении территорию для размещения военных сил блока. «Образно говоря, балканский «синдром зла», когда поражение соседа оценивается как собственная победа, проявил себя и в остальной части Европы. Неслучайно французский генерал Жак Огар, принимавший участие в миротворческой миссии в Косово и сыгравший важную роль в защите сербского монастыря Девич от посягательств албанских боевиков, в свое время написал: «Прежний мир христианской Европы умер в Приштине».

Не менее интересна оценка деятельности альянса, данная итальянским генералом, командующим Объединенными миротворческими силами в Косово в 2002-2003 годах Фабио Мини: «Это, по сути, агентство которое предлагает услуги. Альянс уже не тот, что явился нам в 1949 году. Теперь это нечто, напоминающее компанию по прокату. Вы платите и получаете услугу с использованием государств-членов НАТО, которые согласились на то, чтобы их государства участвовали в деятельности блока».

Именно после бомбардировок 1999 года в международном праве появился термин «гуманитарная интервенция». И уже через год, в годовщину операции НАТО, на площадке ООН генеральный секретарь этой организации Кофи Аннан в докладе «Мы, народы» зафиксировал, что такой шаг «является крайним, но необходим в случае защиты населения».

«Нельзя забывать, как происходила демонизация сербов и идеализация косовских бандитов, на сторону которых встал коллективный Запад. То, что сейчас называется «фейк-ньюс», было также опробовано в Югославии. Даже технологии политических переворотов, которые с легкой руки журналистов получили название «цветных революций», были впервые опробованы в ослабленной Югославии в октябре 2000 года. Балканы того времени стали геополитическим зеркалом для России. Если бы мы внимательно в него посмотрели и сделали выводы, то сегодня, вероятно, жили бы в другом мире. Сегодня мы должны помнить о жертвах бомбардировок 1999 года, чтобы обезопасить будущие поколения», - заключила Е.Пономарева.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати