За время бомбардировок Югославии, самолеты НАТО, по собственным оценкам альянса, сбросили на территорию страны 31 тысячу боеприпасов с обедненным ураном на 112 объектов. По оценкам сербской стороны, количество сброшенных натовских радиоактивных бомб и ракет варьируется от 37 до 50 тысяч единиц.
Спустя двадцать лет после использования этого оружия, в Сербии все больше и больше людей умирает от рака. На территории всей страны наблюдается рост числа онкологических заболеваний, которые, все чаще поражают молодежь в различных регионах страны. Люди, к сожалению, обращаются к врачам слишком поздно, когда шансов на выздоровление практически не остается. Например, врачи из отделения онкологии больницы в городе Валево говорят, что некоторые опухоли, которые ранее возникали главным образом у людей в возрасте от 60 до 70 лет, в настоящее время диагностированы у девятнадцатилетних, а самому младшему пациенту со злокачественной опухолью было всего 11 лет.
Когда речь идет о раке молочной железы, он все чаще диагностируется у молодых женщин в возрасте до 30 лет, что до натовской агрессии встречалось очень редко. Данные сербского Центрального регистра раковых заболеваний показывают, что ежегодно фиксируется более 4500 случаев диагностирования рака груди у женщин, более трети из них умирают от этого заболевания.
Данные Института общественного здравоохранения Сербии «Доктор Милан Йованович-Батут» говорят о том, что за последние десять лет число пациентов с лейкемией и лимфомой увеличилось на 110%, а число умерших от этих заболеваний увеличилось на 180%.
По словам британского биолога Роджера Когхила ( Roger Coghill ), Сербию ожидает в ближайшее время как минимум 10 000 неизлечимых случаев заболевания раком Причина - последствия натовских бомбардировок снарядами с обедненным ураном. К этому выводу британский ученный пришел в своей лаборатории в Южном Уэльсе, где он исследовал последствия бомбардировок Ирака боеприпасами с обедненным ураном 28 лет назад.
Он также опубликовал данные греческих ученых, которые на севере своей страны во время бомбардировок Югославии каждый раз, когда ветер дул со стороны Косово, регистрировали повышенный радиационный фон, превышающий естественный примерно на четверть. Болгарские ученые тогда подсчитали, что радиационное излучение в небе над Сербией превышало норму на треть. Также следует отметить, что двадцать лет назад радиоактивная пыль, переносимая ветром, попала во многие другие европейские страны, где частицы попали в землю, грунтовые воды, в растения и организмы животных, и как следствие – в пищевую цепочку человека.
Карта, опубликованная Нато, о позициях, которые бомбили обененным ураном
Печальная статистика связана с тем, что в общей сложности на территорию Югославии было сброшено, по меньшей мере, 15 тонн обедненного урана, который является чрезвычайно канцерогенным даже в самых малых дозах. Его воздействие на человека приводит к мутациям генов и рождению потомства с психофизическими деформациями. Согласно данным специалистов по радиационной и химической защите югославской армии, проведенным во время бомбардировок Косово и Метохии, в местах, куда попали боеприпасы с обедненным ураном, было зарегистрировано радиоактивное загрязнение почвы, превышавшее норму в тысячу раз!
Особенно трагично, что обедненный уран, которым больше всего бомбили Косово и Метохию, а также отдельные районы на юге центральной Сербии вдоль границы с Македонией, останутся в этой почве навсегда, поскольку время его распада составляет четыре с половиной миллиарда лет.
Главная опасность злокачественных заболеваний, вызванных американскими бомбами, состоит в том, что они проявляются не сразу после бомбардировки, а значительно позже, и этот период составлял в среднем семь с половиной лет для лейкемии и лимфомы, всплеск заболеваемости которыми произошел в 2006 - 2007 годах. Для так называемых «тяжелых» опухолей - рака молочной железы, шейки матки, легких и толстой кишки, симптомы появляются 15-20 лет спустя, и теперь специалисты в Сербии сообщают о настоящем всплеске такого рода злокачественных опухолей.
Одновременно, жертвами этих бомбардировок стали солдаты миротворческих контингентов из разных стран, медработники, которые сразу после бомбардировок находились в загрязненных районах. Одним словом, все те, которые были в Косово и Метохии в то время.
При этом командование НАТО наверняка знало о последствиях применения снарядов с урановыми сердечниками. Например, американским солдатам, возвращающимся домой из Косово, было запрещено становиться добровольными донорами крови.
Прокуратура Италии вела расследование по поводу растущего числа заболевания раком итальянских солдат после их пребывания в Косово. По данным итальянской Ассоциации жертв обеденного урана, более 300 военнослужащих, которые были в составе сил НАТО, скончались от различных видов опухолей, и более 3600 человек заболели. Процент заболевших солдат, вернувшихся из Косово, в пять-шесть раз превышает процент заболевания гражданского населения Италии, поэтому подозрения в прямой связи между болезнью и обедненным ураном более чем обоснованны.
Вскоре до ухода сербских частей из Косово в июне 1999 года, капитан Раде Эрич из 125-й моторизованной бригады югославской армии, находившейся в пограничном с Албанией районе, пытался указать прибывшему итальянскому офицеру на радиоактивное загрязнение воды и грунта – бомбы с обедненным ураном чаще всего применялись по колодцам, водонапорным башням, станциям и другим источникам воды. Сербский капитан пытался заинтересовать этой проблемой молодого итальянского лейтенанта, рассказывая ему о загрязненных водотоках в районе города Дечане, но итальянец тогда не хотел общаться с сербскими офицерами на эту тему.
Семь лет спустя капитан Эрич смотрел по итальянскому телевидению репортаж о 16 умерших итальянских солдатах, которые были в Косово и Метохии. Репортер рассказывал, что причиной их смерти была радиоактивность, объяснив, что эти итальянские солдаты пили воду с горы Юник, возле Дечана, которую для итальянцев в бутылки разливали местные албанцы. Интересно также, что итальянские солдаты в Косово почти всегда размещались в местах, подвергшиеся бомбардировкам снарядами с обеденным ураном, а контингенты из других стран никогда не располагались на загрязненных территориях. По имеющимся официальным данным, среди немцев – участников операции умерших нет, среди американцев их очень мало, несколько выше этот показатель у французов. В Греции, Бельгии, Португалии и Франции было объявлено о проведении медицинских осмотров солдат. Эти страны потребовали от США разъяснений относительно воздействия снарядов с ураном на возникновение рака крови. Как заявил президент Европейской комиссии Романо Проди, европейские государства должны узнать правду, и в случае, если оружие опасно, его следует уничтожить. В ответ власти США заявили об отсутствии доказательств связи между использованием радиоактивных снарядов и заболеваниями. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт, признав использование радиоактивных снарядов и бомб, сказала, что «пока не существует фактических данных, которые могли бы связать проблемы со здоровьем у миротворцев и оружие на основе обедненного урана, использовавшееся НАТО во время войны в Косове».
Но американцы почему-то жертвовали не только итальянцами, но и местным албанским населением – людей просто не предупреждали об опасности.
Полковник Милош Мандич, командующий 252-й бронетанковой бригадой, рассказывал после агрессии, что его подразделение припарковало в одном месте в Косово поврежденные машины и несколько танков с более серьезными дефектами, которые так и не смогли отремонтировать во время военных действий. В последние дни агрессии натовцы обнаружили площадку где находилась эта техника, и бомбили ее боеприпасами с обедненным ураном, полагая, что эта техника была в боевом состоянии. После вывода сербских сил из Косово, полковник смотрел по европейским телеканалам как большое число албанских террористов гордо фотографируется именно на этих брошенных танках его бригады. Сегодня, согласно имеющейся у него информации, ни одного из этих террористов уже нет в живых.
После окончания агрессии только четыре места на территории юго-восточной Сербии подверглись дезактивации от обедненного урана, и одно место на полуострове Луштица в Черногории.
Катастрофическим последствием является то, что в Косово ни одна из 112 позиций, на которые упали снаряды с обедненным ураном, не была очищена, не были собраны боеприпасы с радиоактивными материалами, и даже по сей день ни одно из этих мест не было огорожено или должным образом обозначено. В течение многих лет после агрессии албанские политики в Косово утверждали, что даже воспоминание об обедненном уране представляет собой сербскую пропаганду, направленную, на вывод сил НАТО из Косово. Дезактивация заражённых районов оценивалась в несколько миллиардов долларов.
Согласно исследованию, проведенному единственной сербской больницей в Косово, расположенной в Косовской Митровице, число больных раком среди сербского населения с 1999 года увеличилось на 200 процентов, по сравнению с периодом до натовской агрессии.
Официальных данных об албанском населении нет, или они засекречены. Однако, по сообщениям СМИ на албанском языке, албанская часть Косово стала ведущим местом в регионе по количеству смертей от рака. Ежегодно здесь от рака умирают около 5 человек, что в три раза больше, чем до агрессии.
Пагубным воздействию обедненного урана подвержено и 15 мест в Боснии и Герцеговине, по которым НАТО в 1995 году выпустило 5,5 тысяч снарядов с обедненным ураном. Сербы из разбомбленной деревни Хаджичи в четыре раза чаще умирают от рака, чем другие жители. Это было замечено случайно после того, как около 5 тысяч сербов из Хаджича переселились в Братунац после Дейтонского соглашения и демаркации территории в Боснии. Там они заметили, что по сравнению с местным населением, переселенцы из Хаджича умирали от рака в необычайно большом числе. Данные показывают, что в Братунце из 5000 переселенных лиц из Хаджича, почти 1000 умерли от злокачественных заболеваний.
И упомянутый биолог Когхил сообщил, что американские ученые из Университета Мэриленда давно пришли к тем же выводам, что и он, но никто из них до сих пор публично не представил свои данные.
Сербская ассоциация для борьбы с раком давно считает, что Сербия должна добиться от американцев компенсации за бомбардировку обедненным ураном, которая может измеряться миллиардами долларов. К сожалению, на это законное и по-человечески обоснованное предложение никто из высших органов власти в Сербии не откликнулся.
Главное военно-медицинское учреждение в Сербии, Военно-медицинская академия, первые пять лет после натовской агрессии следила за состоянием здоровья около 4 тысяч солдат, которые подверглись воздействию обедненного урана. Но, этот период, как считают эксперты, не был достаточным, потому что последствия появляются в промежутке от 10 до 20 лет. Наблюдения за состоянием здоровья солдат приостановили, объяснив, что на это не хватает денег.
Только в прошлом году, даже через 19 лет после агрессии, сербский парламент сформировал государственную «комиссию для расследования последствий бомбардировок НАТО в 1999 году по здоровье граждан и окружающей среды». Обедненный уран является лишь верхушкой айсберга, поскольку во время бомбардировок нефтеперерабатывающих заводов, химических заводов и трансформаторов, и другие канцерогены также попадали в воздух, землю и воду по всей Сербии.
Остается только вопрос о том, было ли это непонятное сокрытие правды от общественности на протяжении последних 20 лет результатом подпольной работы могущественного американского лобби в Сербии. Так же, как что в 2001 году, под властью тогдашнего марионеточного проамериканского режима было, по крайней мере, принято мазохистское решение официального Белграда воздержаться во время голосования в ООН о запрете боеприпасов с обедненным ураном.
Американский обедненный уран и дальше продолжает постоянно убивать людей в Сербии. По мнению экспертов, большая часть воды в Косове непригодна для употребления.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs