ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Выступление С.В.Лаврова по итогам СМИД БРИКС

12:21 30.04.2025 •

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, хотел бы еще раз выразить признательность нашим бразильским друзьям за традиционное гостеприимство, прекрасную организацию работы министерского заседания стран БРИКС и дополнительного заседания, которое состоялось с участием членов объединения и государств-партнеров.

Эти страны были представлены сегодня в соответствии с решением Казанского саммита, где в рамках российского председательства было принято историческое решение по учреждению этой категории - стран-партнеров. Это – Белоруссия, Боливия, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда, Узбекистан.

Условились продолжать активно привлекать страны-партнеры к нашей совместной работе в разных форматах, начиная от министерских встреч, а также встреч экспертов и профильных министров.

Высказались в пользу дальнейшей активизации роли БРИКС и в целом стран Мирового большинства в решении ключевых проблем современности. Отметили востребованность коллективных действий нашего объединения в достижении целей устойчивого развития, обеспечении безопасности и экономического роста.

Особое внимание уделили необходимости продолжать работу по продвижению реформы международных валютно-финансовых институтов, прежде всего, пересмотру квот МВФ с тем, чтобы эта система квот отражала реальный вес стран Глобального Юга и Востока в мировой экономике и финансах. Большинство делегаций в этом контексте подчеркивали деструктивный характер политики стран «коллективного Запада», который может быть сейчас уже не совсем «коллективный», но у всех представителей Запада цели одни, а именно - продолжать жить за счет других и применять с этой целью неоколониальные практики. Это включает в себя односторонние нелегитимные санкции, злоупотребление ролью своих валют в международной финансовой системе и необоснованный торговый протекционизм, «тарифные войны», о которых сегодня много говорят. Отмечали, что в попытке сохранить ускользающее доминирование и продолжать получать конкурентные выгоды за чужой счет западное меньшинство собственноручно «расшатывает» международную финансово-экономическую архитектуру.

Достаточно подробно обсуждали актуальные вопросы региональной и международной политики, включая многочисленные кризисные ситуации в различных регионах мира. Особое беспокойство вызывает деградирующая ситуация на палестинских территориях и в целом на Ближнем Востоке и во многих частях Африканского континента.

Со своей стороны подчеркнули, что эффективному решению всех этих проблем способствовала бы опора на принципы Устава ООН, которые необходимо применять не от случая к случаю, выдергивая то один, то другой в зависимости от того, каким целям эти принципы должны соответствовать, а применять их нужно во всей совокупности и взаимосвязи.

Подтвердили нашу позицию в поддержку реформы Совета Безопасности ООН, включая поддержку кандидатур Индии и Бразилии в постоянные члены Совета Безопасности при одновременном урегулировании вопроса, связанного с представительством Африканского континента.

Разумеется, много говорили об украинской ситуации. В очередной раз подробно изложили наши принципиальные подходы к урегулированию этого конфликта путем устранения коренных причин его возникновения. Они заключаются в многолетних попытках расширять НАТО на восток вплоть до российских границ и «поглотить» Украину в Североатлантический альянс, создавая тем самым прямые угрозы нашей безопасности непосредственно на российских границах. Также подчеркну важность прекращения взятой киевским режимом «на вооружение» практики истребления всего, что так или иначе связано с Россией и Русским миром, включая язык, культуру, русскоязычные СМИ, каноническую православную церковь. Большинство участников заседания, комментируя эту украинскую ситуацию, проявляли растущее понимание наших подходов. Будем продолжать эту работу.

Итоговый документ заседания будет распространен бразильским председательством.

Хотели бы пожелать бразильским друзьям успехов в подготовке и проведении 17-го саммита БРИКС. Он состоится 6-7 июля с.г. в Рио-де-Жанейро. Нет сомнений, что встреча «в верхах» станет результативным мероприятием и позволит еще более укрепить наше стратегическое партнерство. Россия будет этому всемерно способствовать.

Вопрос: Есть ли у стран БРИКС единая позиция относительно торговой войны, которую развязал Д.Трамп?

С.В.Лавров: Мы в итоговом документе не называем никаких имен. Он будет распространен. Там содержатся наши общие подходы к тому, что сейчас происходит в мировой экономике.

В итоговом документе закреплен общий вывод о негативных последствиях фрагментации глобальной экономики, озабоченность ослаблением многосторонности, нарушением правил справедливости, инклюзивности, которые должны лежать в основе торговой системы. В центре этой системы должна оставаться Всемирная торговая организация, которую необходимо адаптировать к современным реалиям. Отдельно сформулирована озабоченность односторонними протекционистскими мерами, односторонними санкциями, включая вторичные санкции в нарушение принципов ВТО.

Особо также выделяется недопустимость блокирования решений по реформе ВТО, прежде всего, блокирвоанию и возобновлению работы органа по регулированию споров. В целом позиция наших коллег и государств-партнеров совпадает. Она будет лежать в основе подготовки соответствующих документов к саммиту, который состоится 6-7 июля с.г. в Рио-де-Жанейро.

Вопрос: Следят ли участники БРИКС за ходом переговоров между Россией и США? И какие оценки и влияние на БРИКС озвучиваются?

С.В.Лавров: Безусловно, всем важно понимать, как развиваются отношения между Москвой и Вашингтоном. Это звучало во многих выступлениях и в многочисленных двусторонних контактах, которые у меня были «на полях» министерского заседания. Информируем наших партнеров на регулярной основе, практически после каждого контакта между представителями России и США. Доводим соответствующие оценки через наших послов,  а также послов наших партнеров в Москве. Нам здесь не нужно формулировать и хранить какие-то секреты.

Мы выступаем за честный, равноправный диалог, нацеленный на формирование баланса интересов. США направляют нам аналогичные сигналы. Работа идет по самым разным направлениям. Она продолжается буквально в тот самый момент, когда мы с вами общаемся.

Мне кажется, что практически все видят позитивную сторону происходящего. Надеются, что «авансы», звучащие в отношении перспектив российско-американского диалога, оправдаются. Думаю, в ближайшее время мы увидим конкретное подтверждение того, что интерес Москвы и Вашингтона обоюдный. Насколько удастся найти конкретное преломление этой общей заинтересованности в практические дела, покажет ближайшее время.

Будем продолжать выстраивать наши отношения с США транспарентно и ни в коем случае не в ущерб традиционно прочным связям с нашими стратегическими партнерами и единомышленниками.

Вопрос: На прошлогоднем саммите БРИКС в Казани под российским председательством было анонсировано создание платежной системы BRICS Pay для расчетов в национальных валютах в торговле между участниками объединения.

Бразилия, перенявшая в этом году у России эстафету БРИКС, несмотря на угрозы Президента США Д.Трампа введением «драконовских» тарифов в случае отказа БРИКС от доллара, тем не менее заявила о полной поддержке этой российской инициативы. Как продвигается этот диалог? Как еще объединение может ответить Западу на попытки использовать мировые резервные валюты в качестве оружия?

С.В.Лавров: Диалог продвигается поступательно.

Не так давно состоялась встреча министров финансов, руководителей центральных банков стран БРИКС, которые в соответствии с поручением Казанского саммита рассмотрели задачи формирования независимых платежных систем. Было решено активнее использовать национальные валюты во взаимной торговле. В нашем сегодняшнем итоговом документе отмечается необходимость продолжать эту работу.

В рамках торговли между членами БРИКС национальные валюты составляют более 65%. На этом фоне доля доллара снизилась до одной трети. Стоят задачи по формированию платежных инструментов, платежных платформ, включая исследование таких вопросов, как создание трансграничной платежной системы, электронной системы междепозитарного взаимодействия БРИКС (BRICS Clear) и вообще выработка единого механизма обмена торговой и экономической информацией.

Продолжается работа над рассмотрением вариантов создания системы страхования и перестрахования новых площадок для торговли зерном и возможности расширения этого опыта на другие сырьевые товары. Все это зафиксировано в итоговом документе.

Эта линия долгосрочная и принципиальная, учитывая тенденции, сохраняющиеся в мировой экономике в силу односторонних действий наших западных коллег. Это одно из ключевых направлений.

Вопрос: Возможно ли в рамках БРИКС создать новый международный судебный орган, который мог бы стать альтернативой МУС, очевидно себя уже дискредитировавший?

С.В.Лавров: Эта тема звучала. Она не отражена в итоговом документе, поскольку на самом деле БРИКС не должен заниматься созданием каких-то собственных судебных инстанций. Мы за то, чтобы международные судебные процессы опирались на прочный консенсус всех государств-участников.

Международный уголовный суд, как Вы правильно сказали, себя полностью дискредитировал. Эта структура манипулируется западными странами. Какие-то государства, откровенно действующие в нарушение международного гуманитарного права, выводятся из-под удара. А в отношении каких-то других стран предвзято, без опоры на конкретные факты, вводятся «меры по наказанию», включая «ордера на арест».

Российская Федерация независимо от БРИКС продвигает на международной арене, в том числе через ООН, инициативу, нацеленную на то, чтобы как можно больше государств подписались под необходимостью деполитизации международной криминальной юстиции. И чтобы больше не было подобных прецедентов, когда решение важнейших вопросов, затрагивающих иммунитеты государств, прописанных и закрепленных в международном праве, отдается на откуп таким откровенно ангажированным структурам, как Международный уголовный суд.

Это длительная работа. В свое время страны Африканского союза коллективно высказались за то, чтобы выйти из этого механизма. У них эти настроения сохраняются.

Вопрос: Международные эксперты подсчитали, что в 2024 г. резко на 10% увеличились военные расходы по всему миру. Они называют это худшим результатом со времен «холодной войны». В состоянии ли БРИКС отвести страны мира от опасной черты, за которой может начаться третья мировая война?

С.В.Лавров: Уверен, что это абсолютно вписывается в позицию БРИКС – сделать все, чтобы не допустить подобного развития событий.

Но для того, чтобы это стало реальностью, сил одного объединения мало. Понимание того, что третья мировая война недопустима, проявляется во многих других странах, которые не входят в БРИКС, в том числе и в заявлениях руководства США. В частности, вице-президент Дж.Д.Вэнс недавно говорил об этом, предостерегая всех тех, кто «науськивает» украинский режим на продолжение войны, кто пытается втянуть европейцев в этот конфликт путем размещения на Украине каких-то контингентов: миротворческих, стабилизационных и прочих.

Важно закреплять страны ядерной «пятерки» на позициях, отраженных в заявлениях лидеров – постоянных членов СБ ООН. По нашей инициативе это заявление было принято в январе 2022 г. Оно базируется на давней договоренности между СССР и США, когда было выпущено совместное заявление, констатирующее, что ядерная война не может быть выиграна, поэтому необходимо сделать все, чтобы она никогда не была развязана.

Сегодня эта задача весьма актуальна, особенно перед лицом бездумных, агрессивных действий и призывов, звучащих от руководства стран Евросоюза и из Лондона.

Вопрос: В свете недавней встречи Президента России В.В.Путина со спецпосланником Президента США Д.Трампа С.Уиткоффом в Кремле как Вы оцениваете общие тенденции в международных отношениях России и её партнёров, учитывая, что такие встречи часто становятся сигналом для множества стран? Есть ли новые перспективы для России в свете такого дипломатического контакта?

С.В.Лавров: Уже говорил, что диалог всегда предпочтительней при всех прочих обстоятельствах. Меня немного удивляет то, как в некоторых странах реагируют на процессы, происходящие в российско-американских отношениях. Все воспринимают эти контакты между нами и американцами как какую-то сенсацию. Хотя на самом деле в годы «холодной войны» идеологическое противостояние было весьма жестким, но диалог никогда не прекращался.

Сегодня в доктринальных документах США, сформулированных еще при администрации Дж.Байдена, но которые никто не отменял, Россия показана как главная, немедленная угроза в контексте украинского конфликта, а КНР обозначена как главный соперник на длительную перспективу.

Если Вы следите за заявлениями, которые делают наши китайские друзья, комментируя свои отношения с Вашингтоном, заявлениями, звучащими в адрес КНР из США, – это жесткий обмен высказываниями и по проблеме Тайваня, и по проблеме Южно-Китайского моря, и по многим другим вопросам. Но ни на какой период диалог между Вашингтоном и Пекином не прерывался. Разговаривают, общаются и первые лица, встречаются и министры иностранных дел, и специалисты, занимающиеся вопросами безопасности, и министры обороны.

Поэтому я бы предостерег от того, чтобы нынешнее состояние российско-американского диалога рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Это возвращение к нормальности. А те, кто воспринимает это как сенсацию, находятся в плену логики, которую все годы своего пребывания во власти культивировала администрация Дж.Байдена, пытаясь представить Россию как изгоя, как страну, находящуюся в полной изоляции, с «порванной в клочья» экономикой и так далее. Поэтому сейчас мы просто возвращаемся к нормальности. У меня такое ощущение, что большинство стран Глобального Юга и Востока, наши стратегические партнеры и союзники, видят в этом «плюс».

Вопрос: Президент России В.В.Путин объявил о новом перемирии. В этот раз на время празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. На это сразу же глава МИД Украины А.И.Сибига призвал Россию установить перемирие уже прямо сейчас, не на три, а на 30 дней. Как Вы прокомментируете такие заявления? Возможно ли вообще перемирие, пусть даже кратковременное, при нынешнем подходе киевских властей?

С.В.Лавров: Не читайте заявления представителей украинского режима ни на ночь, ни с утра. Мы прекрасно знаем им цену. Вспомните, еще месяца полтора-два назад из Киева звучали грозные предупреждения, что они не примут никакого перемирия. Европейские радикалы «науськивали» киевский режим на продолжение такой линии, заявляли, что перемирие и начало переговоров может быть только в тот момент, когда Украина будет иметь преимущество на поле боя. Поэтому, дескать, накачаем ее еще оружием и потом уже, когда «Россия ослабнет», тогда с позиции силы, мол, и будем разговаривать.

Сейчас они вдруг (не вдруг конечно, а на фоне происходящего «на земле», на линии боевого соприкосновения, где украинский режим «пятится» все активнее назад) «переменили свою позицию на сто восемьдесят градусов» и стали требовать немедленного перемирия без предварительных условий.

Мы проходили все эти ситуации, когда в феврале 2014 г., по сути дела, было объявлено перемирие между оппозицией и тогдашним президентом Украины В.Ф.Януковичем, был подписан мирный документ, предполагающий проведение досрочных выборов и создание на этот период (до голосования) правительства народного единства. Наутро растоптали все это «перемирие», захватили административные здания.

Следующее «перемирие» было заключено в рамках Минских договоренностей после того, как киевский режим, начавший агрессию против собственного народа, «захлебнулся» в своих расчетах и стал просить о перемирии. Заключили Минские договоренности, одобрили их в Совете Безопасности ООН. Украинцы наплевали на эти договоренности.

Тогда еще был П.А.Порошенко. А когда на пост президента пришел В.А.Зеленский под лозунгами выполнения Минских соглашений, установления мира, призывая в то время прекратить дискриминировать русский язык, позволить русскоязычным гражданам Украины разговаривать на том языке, на котором их воспитали и который в то время на Украине являлся официальным языком. Уже при В.А.Зеленском французы и немцы как «гаранты» (как они себя характеризовали) Минских договоренностей в декабре 2019 г. созвали в Париже саммит, где я имел честь присутствовать. Там участвовали тогдашний канцлер ФРГ А.Меркель, Президент Франции Э.Макрон, В.А.Зеленский и Президент России В.В.Путин. Был подготовлен документ, призывавший осуществить ключевой пункт Минских договоренностей, ключевой первый шаг – объявить перемирие и обеспечить его выполнение по всей линии соприкосновения.

Когда подготовленный министрами документ уже лег на стол руководителей, В.А.Зеленский сказал, что категорически не хочет его подписывать. Потому что, дескать, это невозможно, он не хочет прекращать боевые действия, так как тогда Россия останется в выигрыше. Он сказал, что готов в порядке эксперимента объявить перемирие на трех участках линии соприкосновения. Французы, немцы, да и мы удивились, но Президент России В.В.Путин сказал, мол, давайте, это хоть что-то. Это и было одобрено. Был издан документ, призывавший к перемирию на трех участках. Также там содержалось подтверждение необходимости обеспечения автономного статуса Донецкой и Луганской народных республик. Но несмотря на такую договоренность, со стороны Украины ничего не было сделано. Ни на одном из этих трех участков ВСУ никакого перемирия обеспечить не позволили.

И, конечно, перемирие, объявленное в связи с договоренностью в Стамбуле в апреле 2022 г. Об урегулировании всей ситуации, начиная с прекращения боевых действий, нас специально просили украинцы и западники. Дескать, сделайте «жест» доброй воли – давайте прекратим боевые действия. Если мы отведем свои силы от Киева, то это будет важный, позитивный сигнал. Как Вы знаете, это было сделано.

Чем это закончилось, всем тоже хорошо известно. Тут же было сказано, что русские отошли. Потом была провокация в Буче, которая до сих пор остается «на совести» Запада. Наши постоянные призывы опубликовать список лиц, чьи трупы были там показаны, остаются без ответа.

Если говорить о последних примерах перемирия, то перемирие, объявленное Президентом России В.В.Путиным по случаю Пасхи, никоим образом не соблюдалось киевским режимом. Было зафиксировано огромное количество нарушений.

Перемирие, которое предложил Президент США Д.Трамп в виде моратория на удары по объектам энергетической инфраструктуры, было полностью соблюдено российской стороной в течение 30 дней, но никак не повлияло на агрессивные действия киевского режима. Пара сотен нарушений были зафиксированы нашими представителями. Их список мы направили в ООН и Госсекретарю США М.Рубио. Поэтому мы знаем «цену» этих призывов к перемирию.

Лидеры Евросоюза, Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Каллас и прочие «представители» сейчас говорят о том, что Россия «должна безоговорочно согласиться на прекращение огня» только потому, что они терпят поражение на поле боя, и их планы по нанесению Российской Федерации «стратегического поражения» никогда не сбудутся. Все это уже прекрасно понимают.

Наше предложение, которое озвучил Президент России В.В.Путин, – это начало прямых переговоров без предварительных условий. Перемирие в данной ситуации рассматривается как предварительное условие, которое будет использовано для дальнейшей поддержки киевского режима, укрепления его военных способностей.

Вспомните, не так давно в Москве с визитом был Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко. На совместной пресс-конференции Президента России В.В.Путина спросили об отношении к только озвученной американскими коллегами идее о 30-дневном перемирии. Президент В.В.Путин поддержал эту идею, но сказал, что ее необходимо сформулировать таким образом, чтобы она не «провалилась», как и все предыдущие попытки такого рода. Он пояснил, что чтобы это перемирие сработало и достигло своей цели, на всей линии соприкосновения необходимо обеспечить четкий, повседневный, объективный, транспарентный мониторинг того, кто и как себя ведет. Потому что «способности» украинского режима организовывать провокации хорошо известны. Нет никаких сомнений, что эти провокации продолжались бы, независимо от того, как это перемирие будет организовано. Мы не видим возможностей честного мониторинга для честного соблюдения этого перемирия.

Вопиющий случай – в очередной раз был организован теракт против российского генерала. Это подлый, трусливый акт. Запад молчит на эту тему. А украинские представители, включая руководителей парламентских комитетов, говорят, что это совершенно правильный образ действий. Дескать, врага надо уничтожать. И они продолжат его уничтожать, независимо от того, будет перемирие или нет.

Мы больше не будем попадаться на этот «трюк». Президент В.В.Путин об этом четко сказал.

Вопрос: Недавно Вы говорили, что в России ВТО рассматривают как организацию, которая использует дискриминационные подходы. Вы даже говорили о том, что Москва может пересмотреть свои обязательства перед ней. Сегодня из Вашего заявления следовало, что в целом Вы согласны с бразильскими коллегами насчет того, что ВТО может сыграть какую-то роль в текущих экономических обстоятельствах, если произойдут реформы. Что повлияло на смену этой позиции? Повлияла ли позиция самих бразильских коллег? Верите ли Вы в то, что ВТО действительно может ожить?

С.В.Лавров: Здесь нет никого противоречия. Позиция не менялась. Здесь та же ситуация, что и с Уставом ООН. Устав – хороший. Он в полной мере отвечает всем требованиям укрепления многополярности мировых отношений. Просто западные страны его либо применяют от случая к случаю (как Бог на душу положит), либо вообще игнорируют и продвигают свой «порядок, основанный на правилах».

То же самое и со Всемирной торговой организацией. Если бы принципы, закрепленные в ее основе, полностью соблюдались, они наверняка отвечали бы интересам всех государств, которые в эту организацию входят.

Но дело в том, что эти принципы не соблюдаются. Работа ключевого органа по урегулированию споров многие долгие годы блокируется, прежде всего, Соединенными Штатами, которые не хотят, чтобы этот орган рассматривал справедливые претензии, предъявляемые США в связи с протекционистскими и прочими незаконными мерами.

Поэтому нужно просто вернуться к основам. Именно в этом ключе говорится о реформировании ВТО. Не с тем, чтобы перечеркнуть принципы равноправия и взаимной выгоды, честной конкуренции, а для того, чтобы укрепить их и договориться об их исполнении, чтобы не было больше попыток провозглашать приверженность им на словах, а на деле заниматься противоположным. Это четко сформулировано в итоговом документе нашей встречи.

Вопрос (перевод с английского): Бразильское председательство не поддержало новый раунд расширения БРИКС в этом году, сосредоточившись вместо этого на институциональной консолидации группы. С российской точки зрения, когда объединение будет готово возобновить расширение? Должно ли это произойти как можно скорее или на СМИД БРИКС были трудности в поиске общих подходов к реформированию СБ ООН, которые предполагают, что разногласия следует устранить до того, как произойдет новый раунд расширения? Как, с точки зрения России, должен происходить процесс перехода от ассоциированных членов, таких как Куба, к полноправным?

С.В.Лавров: Это неправда, что Бразилия не поддерживает новый раунд расширения БРИКС. Дело в том, что, когда мы встречались на Саммите БРИКС в Казани в октябре 2024 г., то приветствовали новых полноправных членов (БРИКС удвоил свой членский состав). Там было решено взять небольшую паузу в вопросе дальнейшего расширения, чтобы мы могли приспособиться к работе в новом составе, чтобы БРИКС мог плавно адаптироваться к новой ситуации с увеличением числа участников. Это было общее мнение. При создании категории стран-партнеров были приняты во внимание чаяния многих стран. Очевидно, что страны-партнеры будут приоритетными кандидатами на полноправное членство. Не сомневаюсь, что в скором времени процесс расширения объединения возобновится.

Повторю, что мы решили взять паузу и посмотреть, как будет проходить эта адаптация. Естественно, что чем больше будет членов, тем больше времени потребуется, чтобы адаптироваться к этой ситуации и тем больше усилий потребуется для достижения консенсуса. Это естественное явление.

Что касается реформы Совета Безопасности ООН.  Мы уже много лет заявляем о своей приверженности прогрессу в этом вопросе. Практически на каждом саммите БРИКС, на каждой министерской встрече мы включали эту формулировку в итоговые заявления. В этом году также обсуждали эту ситуацию.

Россия последовательно поддерживает Бразилию и Индию как перспективных кандидатов на роль постоянных членов СБ ООН в контексте его расширения при условии, что одновременно будут удовлетворены и чаяния Африки. Как я уже сказал, Совбезу нужно больше членов от государств Глобального Юга и Востока.

Мы не можем поддержать увеличение числа западных государств в его составе. Их и так уже шесть стран из пятнадцати. Кроме этого, ни один из «западных» кандидатов (Германия или Япония) не может привнести какой-либо пользы в дискуссии в Совете Безопасности. Они придерживаются общей позиции «коллективного Запада».

Мы проявляем гибкость в вопросе об отражении позиции членов БРИКС по вопросу реформы СБ ООН. Считаем, что главное – подтвердить необходимость удовлетворения чаяний развивающихся стран. Это можно сделать различными способами. Вы можете ознакомиться с формулировками заявлений на министерских встречах и саммитах. Вчера и сегодня мы подтвердили, что готовы использовать любую из них или любую новую из предложенных формулировок. Конечно, нам нужен консенсус по этому вопросу. Главное, чтобы реформа Совета Безопасности ООН решалась не на основе формулировок, содержащихся в заявлениях какой-либо организации кроме Объединенных Наций, где в конечном итоге будет проведено голосование. Именно там будет решен этот вопрос.

Вопрос (перевод с английского): Каким Вы видите БРИКС в качестве альтернативной оппозиционной платформы по отношению к Соединенным Штатам? Поддержали бы Вы эту точку зрения? Она отражена в итоговой декларации этой встречи министров? Насколько важны тарифы в БРИКС в контексте новых тарифов США?

С.В.Лавров: Уже говорил о негативном влиянии тарифов США на мировую торговлю и экономику. Это способствует фрагментации глобальной экономической системы. В итоговой декларации описываются негативные последствия от тарифной войны, иных протекционистских мер, односторонних санкций, включая вторичные, подрывающие деятельность универсальных институтов (будь то МВФ, ВТО или Всемирный банк). Она не должна представляться как политическая оппозиция кому бы то ни было (будь то США или ЕС). Это переговорная позиция, которую БРИКС будет продвигать на соответствующих международных форумах, прежде всего, в ООН, в Бреттон-Вудских учреждениях и, конечно, в «Группе двадцати», где партнеры БРИКС взаимодействуют с «Группой семи» и ее партнерами. Это важный форум, представляющий более 90% мировой экономики.

Повторю, что это переговорная позиция. Страны Запада знают об этом. Они не могут избежать предметного диалога, направленного на достижение взаимоприемлемых развязок. Мы боремся за достижение баланса интересов, а не за то, чтобы победить кого-либо в западном «лагере».

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати