ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Интервью С.В.Лаврова бразильской газете «О Глобо»

11:23 28.04.2025 •

Вопрос: Одной из целей председательства Бразилии в БРИКС в 2025 году является расширение торговли между странами-участницами. Какие возможности видит Россия для расширения использования местных валют в торговых расчетах?

С.В.Лавров: В условиях ускорившейся фрагментации мировой экономики естественно, что государства Глобального Юга и Востока снижают долю западных валют в расчетах между собой. Никто не хочет пострадать от санкций, которые Запад вводит против «неугодных» стран, используя свое монопольное положение на финансовых рынках. Неприемлемо, когда резервные валюты используются как оружие конкурентной борьбы, а платежные операции (даже по поставкам социально значимых товаров) блокируются под политическими предлогами.

В БРИКС ведется работа над обеспечением бесперебойных расчетов. Мы можем говорить о неплохих результатах. Например, доля рубля и валют дружественных стран составила 90% в расчетах России со странами БРИКС по итогам 2024 года.

Среди наших приоритетов и работа по выстраиванию устойчивых платежных механизмов. В декларации Казанского саммита БРИКС 2024 года упомянуты Трансграничная платежная инициатива, расчетно-клиринговая инфраструктура, перестраховочная компания, Новая инвестиционная платформа. Данные инициативы направлены на создание благоприятных условий для увеличения объемов торговли и инвестиций между странами БРИКС. Рассчитываем, что их реализация будет продолжена в этом году под эгидой бразильского председательства.

Вопрос: Является ли идея создания валюты БРИКС все еще отдаленной перспективой?

С.В.Лавров: В последнее время дедолларизация стала одной из ключевых тенденций развития мировой экономики. Это связано с недоверием к международным финансовым механизмам, контролируемым Западом.

Говорить о переходе БРИКС к единой валюте преждевременно. Наши совместные усилия направлены на создание платежно-расчетной инфраструктуры для трансграничных расчетов между странами БРИКС. В частности, речь идет, как я уже отметил, о более активном применении национальных валют.

К вопросу об общей валюте или расчетной единице БРИКС можно будет вернуться, когда для этого сложатся необходимые финансово-экономические условия.

Вопрос: Еще одной важной темой для БРИКС является укрепление глобального управления и многосторонности. Как Вы думаете, что государства БРИКС могут сделать в этом направлении?

С.В.Лавров: С момента своего образования в 2006 году объединение БРИКС существенно окрепло. Сегодня оно представляет собой центр согласования интересов ведущих стран Мирового большинства. В БРИКС в полной мере соблюдаются принципы равенства, взаимного уважения и баланса интересов всех участников. Видим в нашем объединении одну из опор многополярного мира, важный механизм многостороннего сотрудничества.

БРИКС притягивает в свои ряды те страны, которые стремятся к равноправному партнерству во имя совместного развития. В ходе российского председательства в 2024 году было подтверждено решение лидеров пригласить Индонезию в состав членов БРИКС. Была учреждена категория партнеров объединения, в которую вошло пока девять государств.

Страны БРИКС не стремятся занять чье-либо место, а нацелены на формирование благоприятных условий для укрепления своего потенциала. Среди других приоритетов объединения – поддержка стран Мирового большинства в решении их насущных проблем, а также повышение представленности Глобального Юга и Востока в системе глобального управления.

Вопрос: Бразилия выступает за расширение Совета Безопасности ООН. Какова текущая позиция России по этому вопросу? Поддержала бы она получение Бразилией места постоянного члена Совета?

С.В.Лавров: Россия исходит из необходимости выверенной реформы Совета Безопасности как одного из главных органов ООН, который в соответствии с ее Уставом несет основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Для нас совершенно очевидно, что формирование многополярного мироустройства предполагает расширение представленности в Совете Безопасности ООН Глобального Юга и Востока – то есть стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Считаем Бразилию, которая проводит независимый внешнеполитический курс и способна вносить весомый вклад в решение международных проблем, достойным кандидатом на постоянное членство в СБ ООН. Поддерживаем также кандидатуру Индии при одновременном положительном решении о представленности в Совете Африканского континента.

Пользуясь случаем, хотел бы подчеркнуть, что мы выступаем против предоставления дополнительных мест западным странам и их союзникам – их и так слишком много в Совете Безопасности. Не готовы поддержать кандидатуры Германии и Японии по причине возрождения в этих странах идеологии милитаризма, их откровенно недружественной политики в отношении России.

Вопрос: Во время консультаций по линии департаментов внешнеполитического планирования МИД БРИКС российская делегация упомянула о переговорах с США по поводу конфликта вокруг Украины. Какие возможности Вы видите для того, чтобы они привели к переговорам между Россией и Украиной о прекращении конфликта?

С.В.Лавров: В контактах с представителями администрации США мы подробно рассказали о первопричинах и генезисе украинского кризиса. Разъяснили наше видение параметров его окончательного урегулирования с учетом законных интересов России, прежде всего, в сфере безопасности и обеспечения прав человека.

По нашим впечатлениям, американские собеседники стали лучше понимать позицию России по ситуации вокруг Украины. Рассчитываем, что это поможет им в диалоге с Киевом и отдельными странами Европы. О таком контакте в Париже 17 апреля Госсекретарь США М.Рубио в тот же день меня проинформировал. Он заверил, что дискуссии велись в русле предшествовавших консультаций между Москвой и Вашингтоном.

Мы остаемся открытыми для переговоров. Но «мяч» не на нашей стороне. Пока Киев не демонстрирует договороспособность. Иначе как объяснить то, что ВСУ не смогли соблюсти ни 30-дневный мораторий на удары по энергетическим объектам (18 марта – 17 апреля), ни 30-часовое пасхальное перемирие (с 18:00 19 апреля до 00:00 21 апреля)? Режим В.Зеленского показал отсутствие политической воли к миру и нежелание отказаться от продолжения войны, которая поддерживается русофобски настроенными кругами ряда стран Евросоюза, прежде всего, Франции и Германии, а также Британии.

Вопрос: Считаете ли Вы, что другие страны могут быть включены в будущие мирные переговоры, как, например, Бразилия, которая поддерживает диалог с обеими сторонами?

С.В.Лавров: Россия ценит стремление наших партнеров вносить вклад в создание условий для мирного урегулирования украинского кризиса. С подобными инициативами выступили более 20 государств и ряд региональных организаций из Латинской Америки, Азии и Африки.

Среди них была и Бразилия. Президент Л.Лула да Силва в январе 2023 года высказал идею создания многостороннего переговорного формата. Можно сказать, что она нашла отражение в бразильско-китайской инициативе по учреждению на площадке ООН «Группы друзей мира на Украине». Ее деятельность постепенно набирает обороты. Состоялись три встречи этой платформы. Есть основания полагать, что она имеет шансы стать авторитетным клубом стран Глобального Юга и Востока.

Важно, чтобы все участники «Группы друзей» учитывали первопричины кризиса и руководствовались принципами Устава ООН в их полноте и взаимосвязанности. Нельзя рассматривать принцип суверенитета и территориальной целостности государств в отрыве от права народов на самоопределение и защиты прав человека независимо от языка, расы, пола и религии.

Вопрос: Какие условия потребовались бы России сегодня, чтобы сесть за стол переговоров с Украиной?

С.В.Лавров: Частично я уже ответил на данный вопрос. Из переговорного процесса в апреле 2022 года вышел именно Киев. И сделал это по требованию своих западных кураторов. Затем в сентябре того же года В.Зеленский ввел законодательный запрет на переговоры с Россией. Он по-прежнему действует. Для их возобновления его потребуется отменить. В недавнем интервью телеканалу CBS News В.Зеленский вновь выступил против переговоров с нашей страной. Позволю процитировать его слова: «Мы не можем доверять России. Мы не можем доверять переговорам с Россией».

Наша позиция по урегулированию хорошо известна. Исходим из того, что невступление Киева в НАТО, подтверждение им своего нейтрального и внеблокового статуса в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Украины 1990 года – одна из двух основ для окончательного и отвечающего интересам безопасности России урегулирования украинского кризиса. Вторая – это преодоление последствий правления сформировавшегося в результате путча в феврале 2014 года неонацистского режима в Киеве, включая его действия по законодательному и физическому истреблению всего русского – языка, СМИ, культуры, традиций, канонического православия.

Императивом является международное признание российской принадлежности Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Херсонщины и Запорожья.

Все обязательства Киева должны быть юридически закреплены, иметь механизмы обеспечения и носить бессрочный характер.

На повестке дня стоят задачи демилитаризации и денацификации Украины, отмены санкций, судебных исков и ордеров на арест, возвращения «замороженных» на Западе российских активов.

Мы также будем добиваться надежных гарантий безопасности Российской Федерации от угроз, которые создаются враждебной деятельностью НАТО, Евросоюза и их отдельных государств-членов на наших западных границах.

Вопрос: Как Вы оцениваете роль и действия стран Европейского союза и США в нынешнем контексте конфликта между Россией и Украиной?

С.В.Лавров: Евросоюз продолжает курс на всестороннюю поддержку киевского режима. Иной исход, кроме безусловного поражения Москвы, рассматривается в Брюсселе как геополитический проигрыш. В ЕС исходят из того, что отказ от поддержки Украины будет выглядеть как подтверждение его стратегической несостоятельности. Иными словами, брюссельская бюрократия ставит попытку спасения своей подмоченной репутации выше интересов достижения справедливого устойчивого мира.

Вместо содействия урегулированию Евросоюз стремится подрывать достижение договоренностей под предлогом того, что его не очень-то и зовут на переговоры. Одновременно в ЕС ведутся приготовления к направлению на Украину военных контингентов государств НАТО, вопреки нашим предупреждениям о неприемлемости такого шага. Продолжаются поставки вооружений Киеву. Планируется наращивание потенциала своей военной промышленности. Собираются некие «коалиции желающих», обсуждаются возможности создания внебюджетных механизмов для покупки новых вооружений для Киева.

В этом контексте вызывает определенный оптимизм, что в отличие от администрации Дж.Байдена, которая накачивала киевский режим смертоносным оружием и активно втягивала Украину в НАТО, нынешняя американская администрация пытается понять первопричины кризиса. Президент Д.Трамп не раз заявлял, что если бы прежняя администрация не «затаскивала» Украину в НАТО, то и конфликта бы не было. Между Москвой и Вашингтоном продолжается диалог по поиску путей урегулирования. Надеемся, что он даст взаимоприемлемые результаты.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати