23 февраля немцы придут на избирательные участки, чтобы решить, кто же будет править страной следующие четыре года. Предстоит выбрать 630 (ранее было 736) депутатов бундестага. Право голоса имеют граждане страны, достигшие 18 лет. Каждый избиратель отдает два голоса – за депутата в одномандатном округе и партийный список. Для того, чтобы оказаться в бундестаге, необходимо преодолеть так называемый «пятипроцентный барьер» и одновременно получить не менее трех прямых депутатских мандатов.
На этот раз выборы внеочередные. Созданная в 2021 году коалиция из СДПГ, «Союза90/ «Зеленых» и СвДП, которую журналисты прозвали «коалицией надежды», как и предсказывали наиболее трезвомыслящие эксперты, с треском развалилась в декабре 2024 года, так и не выполнив практически ни одного из пунктов коалиционной программы. Помимо изначально имевшихся идеологических разногласий, причиной провала так называемого «светофора» стала откровенно недальновидная политика правительства в ходе конфликта на Украине. Поставив все на «стратегическое поражение» России на поле боя, ее изоляцию и развал экономики, немецкое правительство очевидно не добилось ни одной из поставленных целей, практически оказавшись у «разбитого корыта». Экономика ФРГ вошла в глубокую рецессию (рост ВВП в 2024 году составил жалкие 0,2%, прогнозы на следующий год 0,2-0,3%), блок НАТО и Киев проигрывают сражение за сражением на поле боя, а к диалогу с Москвой помимо большей части мира после триумфального возвращения Дональда Трампа в Белый дом по результатам президентских выборов в ноябре 2024 года присоединились еще и США.
Предстоящие в Германии выборы существенно отличаются от голосования десятилетней давности. На них предстоит не просто выбрать одну из 5 так называемых «традиционных» партий, которые продолжат линию предыдущего правительства во внешней и внутренней политике с небольшими поправками на внутренние установки той или иной политической силы. В миниатюре на примере ФРГ мы будем наблюдать борьбу двух жестко противоборствующих идеологических систем. Одна из них - либерально-глобалистская, выступающая за управление отдельно взятыми странами со стороны т.н. «глубинного государства», представленного транснациональными корпорациями («мировое правительство»). Эта в чем-то «троцкистская» по идеологии форма правления миром последовательно создавалась после второй мировой войны, достигнув апогея развития в 21 веке. Доказав свою полную несостоятельность, впитав в себя элементы откровенного фашизма, забыв про моральные устои человечества, она начала разрушаться изнутри (хотя ее последователи все еще очень сильны), что, например, видно в США.
Вторую систему условно можно назвать консервативной, ставящей на первый план национальное государство, защиту традиционных ценностей (в первую очередь семейных), соблюдение международного права во взаимодействии между государствами, а не изобретенных Западом правил, работающих по принципу «кто не с нами – тот против нас». Так вот, адептами либерального глобализма в ФРГ являются все старейшие и наиболее крупные в ФРГ партии, которые сами стали называть себя «традиционными» – ХДС/ХСС (с начала председательства Ангелы Меркель откровенно забыла про консервативные устои и превратилась в либерально-центристскую), СДПГ (как и в 1933 году плавно встала на путь поддержки фашизма, правда, сейчас уже на Украине), «Союз90/ «Зеленые» (отказалась от своего пацифизма и стала ярым сторонником войны), СвДП (сошли с направления поддержки крепкого немецкого бизнеса) и «Левая» (являясь наследницей СЕПГ в ГДР, не стала вопреки своим традиционным устоям выступать за дружбу с Россией и поддержку мира, превратившись в группу товарищей с размытой идеологией с элементами левого экстремизма).
Вот такая внешне разноликая толпа, имеющая по сути схожую идейную сущность. К их противникам можно смело отнести АдГ и условно Союз Сары Вагенкнехт (ССВ), которая временами все-таки подпадает под чары глобалистов.
Так кто же все-таки имеет шансы возглавить страну в предстоящие четыре года? Согласно последним опросам общественного мнения в Германии, лидирует блок ХДС/ХСС (29,9 -31%), за ним следуют АдГ (21 -23%), СДПГ (15,5- 16 %), «Зеленые» (13,1 - 14%), «Левая» (5-6%), ССВ и СвДП – 4-5%. Таким образом, с большой долей вероятности победу на выборах одержат ныне оппозиционные христианские демократы. Однако, если все-таки посмотреть на результаты предыдущих выборов в ФРГ (2021 год не в счет, так как там вчистую проиграл новый лидер партии Армин Лашет, допустивший серьезные просчеты в ходе избирательной кампании), то увидим, что после аденауэровского, колевского и меркелевского триумфов, когда ХДС выигрывала, имея поддержку более 40% голосов избирателей, результат демохристиан во главе с их лидером Фридрихом Мерцем можно считать крайне скромным. При этом, по мнению экспертов, на руку ХДС пока еще откровенно играет мышление немецкого избирателя, характеризующееся отсутствием гибкости и сложным восприятием всего нового. В помощь здесь и тотальная пропаганда германских СМИ, пока еще не позволяющая простому немцу раскрыть свое критическое мышление. Несмотря на возможное второе место, триумфатором на предстоящих выборах скорее всего станет АдГ, способная показать лучший результат за всю свою небогатую историю с момента основания. Таким образом мы станем свидетелями постепенной, медленной, но устойчивой тенденции слома старой послевоенной глобалистской системы и ее замены на консервативную, проводниками которой являются Россия и пока еще сегодняшние США. Именно поэтому наблюдается активное вмешательство в немецкую избирательную кампанию Вашингтона в лице Дональда Трампа и Илона Маска, осознающих, что для контроля над Европой им потребуется зачистка Германии от глобалистских элит, которые при любой возможности будут мешать главе США восстанавливать по-новому контроль над Евросоюзом. Возможно американских президент еще и мстит европейцам, также «совавшим свой нос» в американские выборы, не скрывая своей поддержки Камалы Харрис.
Как отмечают эксперты, ХДС/ХСС с итоговым результатом 30% будет сложно сформировать двухпартийную коалицию, наиболее вероятными вариантами которой ранее считались ХДС/ХСС – СДПГ или ХДС/ХСС – «Союз90/ «Зеленые». Возможно придется подумать о «тройственном союзе». А это уже может превратиться в вариант «светофора» 2.0 с другими участниками. Именно этого, по мнению аналитиков, открыто и добивается новая администрация Трампа. В сегодняшних реалиях любая коалиция из трех партий в ФРГ будет крайне неустойчивой, способной повторить участь правительства Олафа Шольца.
Ну и наконец, что же интересного содержат предвыборные программы крупнейших немецких политических сил? Так, в документе ХДС/ХСС под громким названием «процветание и безопасность» основное внимание уделяется вопросам миграции и экономики. Христианские демократы хотят снизить налоги на электроэнергию, начать субсидировать сельское хозяйство, снизить уровень бюрократии в системе экономического управления, вместо ежедневного максимального рабочего времени установить еженедельное (это якобы позволит работать более гибко), отменить закон «об отоплении», принятый «светофором». Предполагается ввести постоянный погранконтроль на границах для блокирования преступных элементов уже на стадии въезда в страну, а также принять меры по ограничению миграции. Во внешней политике христианские демократы выступают за укрепление европейской безопасности, сотрудничество в рамках НАТО, дальнейшую поддержку Украины, в том числе на поле боя, и сдерживание России. Хотя лидер ХДС/ХСС в своих последних заявлениях и не исключил наступления времени, когда придется восстанавливать отношения с Москвой. Вообще переменчивость внешнеполитических взглядов Мерца говорит либо об их отсутствии, либо опасении лидера демохристиан не вписаться в будущем в мировой мейнстрим.
СДПГ представляет себя как гарант стабильности, прогресса и социальной справедливости (что видно на примере сегодняшней ФРГ), намерена продолжить экономический курс (мобилизация государственных и частных инвестиций в ключевые технологии и инфраструктуру с помощью «фонда Германии», продвижение климатически безопасных технологий и сокращение бюрократии), взятый в рамках «светофора». Выступает за гуманитарную и упорядоченную миграцию, облегчение процедуры предоставления убежища, привлечение квалифицированной рабочей силы. Во внешней политике социал-демократы провозглашают поддержку Украины и сильного ЕС, укрепление НАТО. В целом близка к СДПГ и партия «Левая», отличаясь принципиально лишь только во взглядах на внешнюю политику (здесь роспуск НАТО и замена ее на новую организацию, запрет на экспорт немецких вооружений, разоружение и дипломатия при разрешении конфликтов).
«Зеленые» в своей программе «Растем вместе» делают упор на экологическую модернизацию, социальную справедливость и сильное европейское партнерство. В области миграции и внешней политики их планы полностью совпадают с социал-демократами. В экономике «экологисты» основное внимание уделяют климатически безопасным инновациям, развитию малых и средних предприятий, налоговые льготы для инвестирующих предприятий. Однако с таким министром экономики как Роберт Хабек скорее всего придется не расти, а падать.
СвДП, видимо, признавая ошибки прошлого, назвала свою программу «Все можно изменить». Здесь все про инновации и «бережливое государство», снижение налогов и цифровизацию, укрепление индивидуальных свобод. «Свободники» также, как и их бывшие партнеры по «светофору» за упорядоченную миграцию, правда, с возможностью депортации. В области внешней политики они позиционируют себя как сильного партнера ЕС и НАТО, выступают за «решительную» поддержку Украины и расширение европейской оборонной политики. По сути в программах глобалистов много совпадений и мало принципиальных различий.
Вместе с тем программа АдГ под названием «Время для процветания, безопасности и сплоченности» предлагает кардинальное изменение курса в различных областях политики и обещает возврат к национальному суверенитету. В области миграции «альтернативщики» требуют полного контроля над границами Германии и депортации нелегальных мигрантов, сокращение социальных стимулов для мигрантов, реформу Женевской конвенции о беженцах и Европейской конвенции по правам человека. В экономике АдГ предлагает расширять ядерную и угольную энергетику, восстановление «Северных потоков» и возврат к закупкам российского газа. Во внешней политике во главу угла ставится «реально-политический подход» с упором на национальные интересы ФРГ, отказ от дальнейшей интеграции в структуры ЕС, отмену антироссийских санкций и восстановление дружеских отношений с РФ. Изменения климата у АдГ вызывает серьезный скепсис.
ССВ ставит своим приоритетом социальную справедливость, экономическую стабильность и миролюбие. Видит себя в качестве альтернативы традиционным партиям. Хочет покончить с неконтролируемой миграцией, в том числе путем борьбы с ее первопричинами (ошибки внешней политики ФРГ). Во внешней политике ССВ считает себя единственной последовательной партией мира. Она призывает к прекращению экспорта немецкого оружия в зоны военных действий и дипломатическому решению военных конфликтов, реформе НАТО, а также интеграцию России в европейскую архитектуру безопасности в долгосрочной перспективе. Однако, как мы уже и наблюдали в ходе выборного марафона в землях восточной Германии, ССВ все-таки способна идти на компромиссы с традиционными партиями.
В целом ожидать каких-либо серьезных изменений в политике ФРГ в ближайшем будущем по результатам предстоящих выборов не приходится. Борьба двух систем неизбежно продолжится. При этом, несмотря на демонстрацию немецкого и европейского суверенитета, а также все написанные предвыборные программы, Берлину однозначно придется считаться с мнением своего хозяина в лице США, у которого, как представляется, рычагов давления на «старушку Европу» да и на европейских политиков имеется значительно больше. Как говорится, посмотрим, будет однозначно интересно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs