Фото: smi.ru.
В Москве состоялся брифинг председателя Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрея Климова, посвященный роли российского государственного суверенитета в условиях геополитической турбулентности.
Открывая пресс-конференцию, политик отметил, что в условиях современной неопределенности особенно возрастает роль государственного суверенитета. «Очень важно, что слово “суверенитет” стало важным термином в российском политическом лексиконе. Под этим словом мы подразумеваем полную юридическую власть над территорией страны, её независимость и самостоятельность. Если забыть об этом, то станет невозможно ранжировать риски по степени их опасности», - отметил А.Климов.
Согласно оценке А.Климова, в условиях современной геополитической трансформации особое значение приобретают три основные политические силы. Первая из них – альянс стран БРИКС. Участники этого объединения проводят линии на взаимовыгодное сотрудничество при защите собственных национальных интересов. При этом, расширяясь, БРИКС становится сильнее и по многим показателям (от совокупной территории до экономических показателей) уже сопоставим, а в ряде аспектов опережает страны «Большой семерки» (G7).
Вторым центром силы остаются Соединенные Штаты Америки, которые, в свою очередь, сами входят в период масштабных изменений. Об этом свидетельствует активная поддержка Дональда Трампа, вторично избранного президентом при активном участии некоторой части политического истеблишмента и бизнес-кругов. По словам А.Климова, круги, которые поддержали Трампа, понимают необходимость изменений в стране. В условиях серьезно обострившейся конкуренции за ресурсы, они намерены сосредоточить все свои усилия на северной части Западного полушария, эвакуируя туда всё – от технологий и интеллектуальных ресурсов до золота. «США надеются оздоровить страну и снова управлять миром. Сейчас они его удержать не могут», - считает политик.
Третья сила представлена Европейским союзом, который всё больше стремится консолидироваться и «ставить палки в колёса» России, Индии и Китаю. Проблема в том, что имидж Европейского союза уже не тот, что был в начале 2000-х годов. А.Климов особо отметил, что в настоящее время у ряда стран-членов ЕС самостоятельности меньше, чем у республик Советского Союза в период его существования.
Исходя из этих обстоятельств, России приходится выстраивать свою структуру безопасности. В настоящее время страна готовится к проведению широких международных общественно-политических слушаний в поддержку инициативы президента России о создании равной и неделимой евразийской безопасности. Предварительно их проведение запланировано на конец мая 2025 года в Перми. Слушания будет организовывать Комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
«Нужно понимать, что принцип суверенитета – это не единственная защита от войн и хаоса. Он должен сочетаться с принципами равноправия государств и невмешательства в дела друг друга. Конкуренция и конфронтация – не всегда одно и то же. Мы не ждем всеобщей благодати, и понимаем, что интересы стран могут существенно различаться. Но вполне возможно обеспечить равные возможности в соперничестве идей и технологий», - пояснил А.Климов.
Среди наиболее заметных угроз для российского суверенитета политик назвал санкции на основе закона США CAATSA («О противодействии противникам Америки при помощи санкций»; PL 115-44) от 2 августа 2017 года, подписанный Дональдом Трампом в первый срок его президентства.
А.Климов отметил, что ждать отмены санкций в течение второго срока Трампа бессмысленно. Он напомнил, что по вопросу санкционного законодательства в США существует двухпартийный консенсус, и ограничительные меры против России – не исключение. «Сам Трамп не может отменить этот закон – теоретически он может внести в него поправки или уговорить Конгресс его отменить. Но вряд ли подобные планы у него есть. Вот усилить санкционный нажим он вполне может. Он сам неоднократно говорил: если русские не пойдут на условия Вашингтона, то США добавят проблем нашей стране. Эти слова надо воспринимать буквально и быть готовыми к любому повороту», - подчеркнул политик.
Кроме того, по словам А.Климова, серьезные позиции в американском истеблишменте сохраняют сторонники неолиберального глобализма, укрепившиеся там начиная с 1993 года. После победы Дональда Трампа в США им придётся потесниться, но в Европе они по-прежнему сохраняют серьезные позиции и уходить никуда не собираются. Более того, в ЕС власть в подавляющем большинстве принадлежит именно русофобам, которые не столько озабочены благосостоянием своих стран, сколько созданием проблем для Москвы.
В своей инаугурационной речи после принесения присяги Дональд Трамп ни разу не упомянул Украину. Но это совершенно не означает, что он готов полностью «перекрыть кислород» киевскому режиму. «Вообще сама по себе война на Украине Трампу никак не мешает. То, что где-то в Восточной Европе славяне находятся в фазе вооруженной конфронтации, его слабо волнует. Его не устраивает другой факт: 200 млрд. долларов из американского казначейства ушло на поддержку Киева, а ничего из того, что было обещано официальными украинскими кругами, не произошло», - отметил А.Климов.
По словам политика, Трамп способен принять все необходимые военно-технические меры, чтобы лишить Зеленского и его режим поддержки Вашингтона. Но сделать это он может только в одном случае: если увидит, что конфликт на Украине совершенно не выгоден США. «Сейчас хозяином Белого дома стал консервативный купец, очень прагматичный человек, который в отличие от своего фанатичного предшественника, не будет биться ради некоей неолиберальной идеи», - считает А.Климов.
При этом «первую скрипку» в украинском конфликте играют не США. С самого начала ведущую роль здесь играла и продолжает играть Великобритания. «Обратите внимание: на инаугурации Трампа присутствовал бывший британский премьер-министр Борис Джонсон, уроженец Соединенных Штатов. Лондон и Вашингтон проводят согласованную политику по украинскому вопросу. Так было и в 2022 году, когда Джонсон уговаривал Зеленского отказаться от подписания Стамбульских соглашений», - заметил он.
В этом же ключе А.Климов воспринимает и «незапланированный» визит в Киев нового премьер-министра Великобритании Кира Стармера, итогом которого стало подписание договора о «столетнем партнерстве» между Киевом и Лондоном. «Приезд Стармера на Украину - это лишь возможность переговорить с Зеленским и без телефона и спецсвязи передать ему новые инструкции», - подчеркнул А.Климов.
Среди важнейших целей, стоящих перед российским руководством, А.Климов особо выделил достижение электорального суверенитета: «В последнее время вмешательства в выборы проходят повсеместно. Достаточно вспомнить события в Грузии, Молдове, Румынии. Скоро предстоят выборы в Беларуси. Они ещё не состоялись, но в Евросоюзе их заранее назвали нелегитимными. При этом наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которых пригласили в Минск, отказались туда приехать».
В качестве противовеса А.Климов предложил создать реестр профессиональных наблюдателей из стран СНГ и БРИКС. «Институт наблюдателей появился задолго до появления БДИПЧ ОБСЕ. Он полезен, поскольку помогает сделать процедуру более прозрачной и законной», - напомнил парламентарий.
Политик также напомнил, что на Западе уже идет активная подготовка к вмешательству в российские парламентские выборы 2026 года. «Против нас действуют серьезные профессионалы, у которых есть свой долгосрочный план действий, причем они учитывают и прежние недоработки. Это нужно понимать и учитывать», - отметил он.
«Но самое главное, конечно, для них теперь - 2030 год, предстоящие президентские выборы в России, и они к нему готовятся. И готовятся фундаментально», - констатировал А.Климов.
Учитывая все эти обстоятельства, России необходим не только электоральный, но и духовный суверенитет. «Это понятие сложно описать в юридических терминах, но суть его в том, что жизнь в нашей стране, и духовная, и культурная, не должна быть объектом манипуляций извне», - подчеркнул парламентарий.
В заключительной части брифинга А.Климов коснулся перспектив доклада Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета об итогах её работы в 2024 году. Политик сообщил, что документ, основная часть которого посвящена тематике выборов, будет представлен его на первом пленарном заседании весенней сессии верхней палаты Федерального Собрания 29 января. Затем документ выложат в общий доступ. «В докладе мы дали подробную характеристику мер, предпринятых нашими недругами в адрес России и целого ряда других стран. Одновременно мы попытались дать свои рецепты и рекомендации, направленные на совершенствование российского законодательства», - подчеркнул он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs