Осела в Турции «праздничная» декабрьская пыль на волне успехов вооруженной оппозиции и смены власти в Сирии, началась напряженная дипломатическая работа по всем фронтам. Помимо уже имеющихся каналов военно-политических консультаций по линии дипломатических, оборонных и разведывательных структур, турецкая сторона заявила о запуске авиасообщения с Дамаском (причем согласно официальному заявлению на сайте главного турецкого авиаперевозчика, на борт не будут пускать граждан Ирана и Израиля), о своем участии в обновлении технической и технологической инфраструктуры «Сирийских авиалиний», а также обеспечении страны электроэнергией. Министр энергетики А. Байрактар пообещал построить ТЭС, а министр иностранных дел Х. Фидан и вовсе словно на правах «старшего брата» заявил о том, что Анкара оказывает содействие в организации визитов в Дамаск зарубежных министров.
15 января официальная делегация «новой Сирии» впервые посетила Турцию в составе министра иностранных дел Асада Хасана аль-Шибани, министра обороны Мурхафа Абу Касра и главы разведслужбы Анаса Хаттаба. И если итоги переговоров сирийских эмиссаров с Р.Т. Эрдоганом остались «за кулисами», то некоторые результаты встречи с Х. Фиданом были представлены в официальном выступлении на пресс-конференции публике. В частности, была отмечена готовность к совместной борьбе против терроризма (глава сирийской дипломатии подчеркнул, что новая администрация не позволит, чтобы сирийская земля была источником угроз для Турции), заявлено о стремлении к восстановлению страны «с привлечением международного сообщества», обозначена приверженность унитарной форме политического устройства, озвучен призыв к отмене санкций против Дамаска и скорейшему оживлению торговых процессов. Не обошли вниманием и военный аспект: Анкара заявила, что может обсудить и пересмотреть вопрос о военном присутствии Турции в Сирии с новой администрацией, когда для этого возникнут необходимые условия. А возникнут они, очевидно, не скоро, так как за такой расплывчатой формулировкой кроются немалые сложности, с которыми до сих пор сталкивается турецкое руководство на сирийском направлении.
Во-первых, вопрос о сирийских мигрантах решается не столь оперативно, как на то, возможно, рассчитывали некоторые турецкие политики (или, по крайней мере, хотели бы рассчитывать в своих речах): по актуальным данным ООН в пост-асадовскую Сирию вернулось менее 130 000 человек[1], в то время как Турция заявляла о порядке 3 миллионов беженцев на своей территории. Такая неутешительная динамика отразилась и на риторике первых лиц. Еще в конце декабря Р.Т. Эрдоган, а вслед за ним и Х. Фидан поспешили заявить, что «сирийцы, которые хотят остаться, могут остаться. Мы не будем отправлять их силой».
Во-вторых, «в полях» продолжается противостояние между группами, остающимися верными Башару Асаду, и новыми сирийскими властями. В частности, арабские источники сообщают о том, что на этой неделе в сельской местности вблизи Латакии вспыхнули вооруженные столкновения после того, как два сотрудника сирийского департамента военной безопасности были убиты и ещё семеро взяты в плен[2].
Подогревает этот и без того кипящий котел израильская активность на сирийском поле, которая выражается не только в применении «жесткой силы» и территориальных аппетитах, но и принципиально иной позиции по поводу политического устройства страны и распределения зон влияния.
Особенно остро стоит вопрос присутствия курдских формирований вблизи турецко-сирийской границы на территориях, где располагаются нефтяные месторождения. Недаром в своем новогоднем обращении Р.Т. Эрдоган отметил: «В предстоящий период мы предпримем решительные шаги для того, чтобы воплотить в реальность наше видение будущего Турции и региона, свободного от террора. Турция при необходимости без колебаний воспользуется «железным кулаком» с целью обеспечения своей безопасности»[3].
Наконец, важен аспект финансирования масштабных проектов по восстановлению сирийского государства. Одной Турции явно не потянуть инвестиции в размере – по разным оценкам – от 300 до 500 млрд. долларов. Как отмечают многие обозреватели, значительную часть этой суммы могли бы взять на себя аравийские монархии. Следовательно, неизбежно встает вопрос о сопряжении интересов Анкары и стран Персидского залива, которые являются неотъемлемыми участниками общерегионального процесса. Неслучайно первые зарубежные визиты сирийской делегации были осуществлены именно в Эр-Рияд, а затем в Абу-Даби и Доху. И здесь мнения международных обозревателей можно разделить на два основных трека.
Одни полагают, что дальнейшее развитие событий на Ближнем Востоке следует рассматривать через призму противостояния Турции и Катара с ОАЭ. Доха и Анкара выразили всемерную поддержку новым властям Сирии и уже не только заявили, но и активно работают сообща над восстановлением политической и экономической системы страны, что контрастирует с настороженной позицией Абу-Даби. Кроме того, ОАЭ едва ли устраивает и перспектива заключения по аналогии с ливийским сценарием соглашения между Турцией и новыми правящими силами Сирии о демаркации морских границ в Восточном Средиземноморье. В начале этого года уже состоялись встречи президентов Кипра, Израиля и министра иностранных дел ОАЭ, в ходе которых выражалась обеспокоенность турецкой активностью. Наконец, линия противостояния проходит и в палестино-израильском вопросе. Как известно, именно Катар стал центром переговорного процесса по соглашению о прекращении огня в Газе, а Турция, по заявлению американского госсекретаря Э. Блинкена, внесла «неоценимый вклад» по привлечению к переговорам ХАМАС. Однако в израильской прессе появились утечки о том, что после прекращения военных действий Газа может быть передана правительству Палестинской Автономии во главе с движением ФАТХ, при этом «смотрящими» за ее восстановлением будут Эмираты[4].
Иные аналитики, условно составляющие вторую группу мнений, убеждены, что все ближневосточные игроки образуют собой многоэлементную политическую мозаику, при этом Турция заинтересована в привлечении как можно большего числа участников и максимальном сотрудничестве, продвигая принцип «региональных инициатив для решения региональных проблем»[5]. Расклад сил, по их мнению, выглядит следующим образом: Турция и Катар ввиду имеющихся политических наработок остаются основными «видимыми» партнерами новых властных кругов Сирии, в то время как Саудовская Аравия и ОАЭ выступают ключевыми инвесторами намеченных экономических проектов. Недаром уже в первые недели после свержения Б. Асада Х. Фидан заявил, что Анкара активно координирует свои действия по сирийскому вопросу с Эр-Риядом на самом высоком уровне, а в конце декабря посетил ОАЭ для проведения переговоров с президентом страны Мухаммедом Бен Заидом Аль Нахайяном. Вероятно, сирийские власти также склонны рассчитывать в финансовых аспектах на Саудовскую Аравию, значительное лобби которой в США может определенным образом воздействовать на Вашингтон для выгодного и для Дамаска решения вопросов, в том числе касательно снятия санкций. Неслучайно 12 января встреча по сирийскому досье глав внешнеполитических ведомств ряда арабских и западных стран прошла именно на саудовской земле.
Ближний Восток, как писал Е.М. Примаков, регион «разнокалиберный, разномастный, сложный, угрожающе строптивый, подчас наивный и многократно обманутый». Сирийская мелодия еще длительное время будет определять региональную полифонию, однако мастерство ее исполнителей будет не в последнюю очередь зависеть от условий динамично меняющихся переменных.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://news.un.org/en/story/2025/01/1158841#:~:text=More%20than%20125%2C000%20refugees%20return%20to%20Syria%20in%20desperate%20conditions,-9%20January%202025&text=A%20month%20since%20the%20fall,UN%20humanitarians%20warned%20on%20Thursday.
[2] https://www.newarab.com/news/syria-fm-meets-erdogan-turkey-visit-amid-latakia-clashes
[3] https://www.aa.com.tr/ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%8D%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD-%D1%82%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D1%82-%D0%B2%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D1%83-%D0%B2-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B8-/3438665
[4] https://t.me/aamiddleeast/560
[5] https://www.setav.org/en/regional-initiatives-for-regional-crises
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs