ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Международный и «евразийский» опыт регулирования сферы ИИ в условиях обострения геополитического противоборства

20:18 02.11.2024 • Анатолий Смирнов, член НАМИБ, президент Национального института исследований глобальной безопасности, д.и.н., профессор МГИМО МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник в отставке
Мария Ильина, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управления» факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при правительстве РФ

В условиях резкого обострения геополитического противоборства новое, более грозное звучание приобретает изречение «История войн – это история технологических прорывов». Действительно, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их продуктов, в том числе технологий искусственного интеллекта, как технологий двойного назначения, наряду с несомненными возможностями для социально-экономического прогресса человечества, порождают риски планетарного масштаба.

Данный постулат нашел подтверждение в ходе «Саммита будущего», прошедшего с 22 по 23 сентября 2024 года в преддверии общеполитической дискуссии 79 сессии Генассамблеи ООН. На саммите 143 государства (из 193) проголосовали за три документа: Пакт во имя будущего, Глобальный цифровой договор (далее – ГЦД)[1] и Декларация для будущих поколений.

Выступая на саммите заместитель Министра иностранных дел России С.В.Вершинин заявил[2]: «Россия не стала блокировать принятие Пакта и присоединилась к озвученному ранее заявлению Группы друзей в защиту Устава ООН. При этом мы дистанцируемся от консенсуса по Пакту и Цифровому договору, особенно по озвученным ниже элементам.

В конкретном плане не можем поддержать формулировки, нацеленные на подрыв межправительственной природы Организации. Неприемлемо и избирательное цитирование общепризнанных принципов международного права. Так, в документе прямо не упомянут принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств, равно как и принцип сотрудничества…

Содержит серьезные изъяны и Глобальный цифровой договор. В нем идет речь о попытке уравнивания неправительственных субъектов с государствами при принятии решений по международной технологической повестке, а также создание на этом треке дополнительных обзорных механизмов с неясными мандатами.»

Критическую оценку ситуации дал Министр иностранных дел России С.В.Лавров:[3] «…Устав ООН и международное право не должны подменяться некими келейными «правилами». Пагубность закулисных методов и необходимость реанимации подлинной межгосударственной природы Всемирной организации стали особо очевидны в ситуации с «Пактом будущего». Будущее наших народов не может изобретаться «в пробирке» с участием Секретариата ООН и западных лоббистов. Решение на этот счет важно формировать в условиях переговоров, добиваясь баланса интересов.

Напомню, что при подготовке «Пакта будущего» не было ни одного раунда переговоров с участием всех делегаций. Это беспрецедентно. Тем более, что два года назад мы договаривались принять его консенсусом. Не получилось из-за упомянутых «экспериментов».

Вышеуказанные оценки убедительно показывают остроту проблемы регулирования ИИ «как на государственном, так и на межгосударственном уровнях, становясь одной из приоритетных тем международного взаимодействия и областью ожесточенной международной конкуренции и борьбы»[4].

Гонка технологий ИИ разворачивается не только в правовом и экономическом аспектах их применения, но и политическом, этическом и идеологическом измерениях. В этой связи на фоне обострения и расширения конфликтного пространства между центрами мирового цивилизационно-культурного пространства реагировать на экзистенциальные угрозы, связанные с ИИ, придётся всем суверенным государствам вне зависимости от политического устройства, экономического благосостояния или идеологических и ценностных установок.

Уже сегодня вопросы развития и регулирования технологий искусственного интеллекта стали играть возрастающую роль в деятельности большинства международных и интеграционных объединений: ООН, ЕС, ОЭСР, НАТО, ШОС, БРИКС+, АСЕАН, Союзное государство, ОДКБ, G7 и др. Суверенные государства активно встраивают повестку в сфере ИИ в свои геополитические стратегии, стремясь, в том числе получить недискриминационный доступ к новым технологиям для преодоления цифрового разрыва среди стран-участниц.

В этих условиях национальные правительства, международные организации и интеграционные объединения активизировали кооперацию на различных уровнях и направлениях сотрудничества в сфере ИИ – двустороннем, региональном и макрорегиональном, а также глобальном.

В марте 2024 года Генассамблея ООН приняла первую Резолюцию в области ИИ «Использование возможностей безопасных, защищенных и надежных систем искусственного интеллекта для устойчивого развития» (проект США). Документ направлен на укрепление глобального консенсуса в отношении безопасных, надежных, заслуживающих доверия систем ИИ, систем, которые способствуют устойчивому развитию и уважают основные свободы[5].

Позднее, в июле 2024 года в ходе 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН единогласно была принята Резолюция об укреплении международного сотрудничества в деле наращивания потенциала в области искусственного интеллекта [6], предложенная Китаем.

«Китайская Резолюция» явно выигрывает у американской, ибо опирается на широкий пласт международно-правовых актов[7] и положения Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Резолюцию 70/1 от 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Подходы к регулированию ИИ: Россия и её союзники VS коллективный Запад

Концептуальное противостояние взглядов между Российской Федерацией и её союзниками и коллективным Западом по регулированию ИИ и выработке единых принципов и ответственного использования ИИ, существенно осложняет конструктивное сотрудничество по данному направлению. Разница подходов сводится к попыткам коллективного Запада, в частности США, продвинуть рекомендательный характер норм поведения стран в сфере ИИ, в то время как Российская Федерация и её союзники стремятся заключить юридически обязывающие нормы в данной сфере.

Такое противоречие между основным центрами силы наблюдаются, в том числе в вопросе обеспечения международной информационной безопасности, необъемлемой частью которой является регулирование ИИ.

Данное обстоятельство предопределяет усиление протекционизма в отношении импорта передовых технологий микроэлектроники, привлечения квалифицированных специалистов в области ИИ.

Российская Федерация в рамках ее членства в международных организациях и интеграционных объединениях тесно сотрудничает с партнерами в рамках различных форматах взаимодействия, преодолевая проблемы и согласовывая интересы, особенно в таких областях, как конфиденциальность и права человека, этика, равенство, справедливость, суверенитет и ответственность, транспарентность и подотчетность[8].

В этой связи видится необходимым и весьма своевременным принятие стратегических шагов в выработке нормативно-правовых основ регулирования ИИ, в первую очередь, в приоритетных для Российской Федерации интеграционных объединениях.

Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2024 г. № 124 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и в Национальную стратегию, утвержденную этим Указом были внесены изменения, в том числе в части безопасности ИИ и международного сотрудничества в области использования технологий ИИ.

В частности, в рамках развития международного сотрудничества в области ИИ особый акцент делается на продвижение на международной арене ценностей и принципов, обеспечивающих равные права и возможности наций в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта с формированием «единого пространства» доверенных технологий ИИ при лидирующей роли Российской Федерации в международном и региональном сотрудничестве[9].

В этих условиях для стран ЕАЭС актуализируется роль сотрудничества в области ИИ в рамках таких авторитетных площадок, как СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС, Союзное государство.

Если говорить о западной повестке развития ИИ, следует отметить, что 21 мая 2024 года Совет Европейского союза в Страсбурге в ходе ежегодного министерского заседания Комитета министров Совета Европы, в котором принимают участие министры иностранных дел 46 государств – членов Совета Европы утвердил первый международный юридически обязывающий документ в области ИИ – Рамочную Конвенцию об искусственном интеллекте, правах человека, демократии и верховенстве права[10] (далее – Рамочная Конвенция).

Принятый документ придает важность вопросам сохранения человеческого контроля за используем ИИ и недопущения каких-либо проявлений и применения опасных для человека технологий ИИ, в частности методов манипулирования или оценки поведения людей, распознавание лиц людей работодателям, учебным заведениям и органам пограничного контроля, а также в общественных местах в режиме реального времени. Исключением являются расследования тяжких преступлений. То есть ИИ должен быть под контролем человека, а не технологий.

Международный документ с одной стороны устанавливает правовую основу всего жизненного цикла системы ИИ, а другой – устраняет риски, которые они могут представлять ИИ, одновременно продвигая ответственный характер инноваций. Рамочная Конвенция определяет подход, основанный на оценке рисков, к проектированию, разработке, использованию и выводу из эксплуатации систем ИИ, что требует тщательного рассмотрения любых потенциальных негативных последствий использования систем ИИ.

Важно констатировать, что в рамках международных организаций также предпринимаются попытки по институционализации сотрудничества в сфере ИИ.

Так, например, в 2023 году в рамках XV саммита БРИКС государства-члены договорились начать работу по исследованию ИИ. Был учрежден Комитет, в чьи функции вошли вопросы рассмотрения и анализа достижений в области ИИ в целях стимулирования разработки инноваций во всех странах-участницах альянса без исключения.

Важно отметить, что проблематика ИИ нашла широкое отражение в Казанской декларации XVI саммита БРИКС от 23 октября 2024 года «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности»[11] (далее – Казанская декларация).

В документе отмечается необходимость формирования системы глобального управления ИИ при ключевой роли ООН с созданием специальной исследовательской группы по данному вопросу, целью которой станет сотрудничество стран-участниц БРИКС по формированию общего взгляда на развитие ИИ. 

В п.77 Казанской декларации отмечается необходимость дальнейшего расширения сотрудничества стран БРИКС для раскрытия потенциала ИКТ и содействия обмену информацией в области регулирования и развития диалога по вопросам искусственного интеллекта. Необходимость такого сотрудничества определяется созданием эффективной глобальной системы управления на основе широкого консенсуса для стимулирования национальных экономик, снижения рисков злонамеренного использования, дезинформации, утечки личных данных, предвзятого отношения и дискриминации, возникающих в результате использования таких технологий.

Кроме того, в документе в целях улучшения жизни людей и преодоления цифрового разрыва, особенно между развитыми и развивающимися странами, зафиксирована также необходимость обеспечения инклюзивности.

Кроме того, страны БРИКС в условиях стремительных технологических изменений, в том числе ускоренного распространения ИИ, обозначили необходимость активизации дискуссий на международном уровне с ключевой ролью ООН в вопросе глобального управления ИИ, в том числе на основе принятой консенсусом резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Укрепление международного сотрудничества в деле наращивания потенциала в области искусственного интеллекта» (A/RES/78/311)[12].

Страны БРИКС отметили важность сотрудничества в деле оказания помощи развивающимся странам и укрепления потенциала в области ИИ. Было предложено на базе Института БРИКС по изучению сетей будущего исследовательской группы по ИИ проводить экспертные консультации по вопросам ИИ.

Российская Федерация в ходе Казанского саммита БРИКС предложила создать альянс БРИКС в области ИИ для выработки и продвижений совместных подходов к развитию и применению ИИ. Помимо этого, Российская Федерация пригласила страны БРИКС и другие государства присоединиться к Кодексу Этики ИИ, который был разработан и принят в Российской Федерации в 2021 году.

В свою очередь по линии далее – ШОС, в 2024 году Совет глав государств – членов ШОС также договорился о совместной работе по предотвращению рисков использования и применения ИИ и постоянному повышению безопасности, надёжности и справедливости использования таких технологий.

По линии ОДКБ в 2024 году Совет Парламентской Ассамблеи ОДКБ принял совместное Заявление в связи с развитием технологий искусственного интеллекта.

В Заявлении говорится об усилении влияния ИИ на международную политику. По мнению Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ рассмотрение вопросов международного регулирования разработки и применения ИИ в гражданской сфере должно осуществляться под эгидой ООН в межгосударственном формате, основываясь на надлежащем учете интересов всех стран мира. 

В свою очередь в рамках Союзного государства России и Беларуси в 2023 году Совету министров Союзного государства было рекомендовано рассмотреть возможность разработки во взаимодействии с Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь стратегии развития искусственного интеллекта в Союзном государстве, предусмотрев в ней закрепление способов решения актуальных проблем этики использования и функционирования искусственного интеллекта[13].

По линии СНГ в октябре 2024 года главы государств стран СНГ приняли совместное Заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения (далее – Заявление СНГ). В документе отмечается нарастающее внедрение технологий ИИ в основные сферы жизни общества и государства, подчеркивается важность государственного контроля над внедрением технологий ИИ в различные сферы жизни общества и государства. В Заявлении СНГ также отмечается необходимость дальнейшего совершенствования цифровой инфраструктуры, в том числе для достижения Целей устойчивого развития ООН.

В документе главы государств стран СНГ выступают за формирование международной системы регулирования искусственного интеллекта при центральной координирующей роли ООН на основе исключительного права государств на принятие решений в рамках равноправного и взаимоуважительного диалога в соответствии с международным правом.

Предусмотрено, что Российская Федерация как государство, председательствующее в 2024 году в СНГ, распространит текст Заявления в ООН и других международных организациях.[14]

Если говорить об ЕАЭС, то первая попытка затронуть тему ИИ в повестке евразийской интеграции была предпринята в 2024 году в связи с председательством Республики Армения в органах ЕАЭС.

В рамках обращения Председателя Высшего Евразийского экономического совета[15], Премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна к главам государств-членов ЕАЭС была отмечена необходимость внедрения цифровых технологий в практическую деятельность государственных бизнес-процессов с активным привлечением IT – сообществ стран-участниц ЕАЭС, учитывая, что данная сфера приобретает особую актуальность, в частности в свете прикладного применения ИИ, который открывает новые возможности для более оперативного сбора и эффективного анализа данных экономической активности[16].

Очевидно, что развитие технологий, в частности ИИ, их потенциал и связанные с ними вызовы и угрозы требуют пересмотра подходов и методов работы в рамках ЕАЭС, в первую очередь в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.

Принятое в 2024 году Заявление СНГ, безусловно, будет способствовать и стимулировать рассмотрения вопросом регулирования ИИ, в том числе в рамках ЕАЭС. 

На фоне развития систем ИИ как технологий двойного назначения мировое сообщество все больше стало расходиться в подходах и алгоритмах его регулирования. Уже сегодня в ключевых национальных юрисдикциях и мировых центрах принятия решений появляются алгоритмы регулирования ИИ, которые формируются на основе идеологических и ценностных установок, и выражаются в разных подходах регулирования. К ним можно отнести:

  • подход «ограничительного регулирования», который основан на жестком регулировании ИИ (hard-law)»;
  • «стимулирующий подход», который основан на мягком регулировании (soft-law);
  • «комбинированных подход», основан на саморегулировании (self-regulation), а также сочетании механизмов жесткого и мягкого регулирования.

Важно отметить, что в условиях широкого внедрения и использования генеративного ИИ его регулирование является одной из ключевых тем национальных повесток для многих юрисдикций.

Уже сегодня в условиях противоречивости взглядов на вопросы регулирования ИИ можно выделить вырисовывающиеся идеологизированные концепции в сфере регулирования ИИ.

Так, например, «Концепция нерегулирования ИИ» (США). Данная концепция базируется на отсутствии жестких ограничительных мер, но при особой роли и статусе спецслужб в вопросах регулирования ИИ. Новым подтверждением этому стал Меморандум о лидерстве США в области ИИ, подписанный Байденом 24 октября 2024 года.[17]

«Концепция регулирования ИИ на этапе премодерации» (Китай). Данная концепция базируется на создании условий развития и внедрения технологий ИИ при одновременном государственном контроле над технологиями использования ИИ. Китайская идеологема регулирования ИИ исходит из предоставления максимального простора для развития технологий ИИ в целях создания конкуренции и лишь дальнейшее последующее поступательное регулирование на основе сформировавшегося опыта.

Важно отметить, что в условиях, открывающихся не только возможностей, но и беспрецедентных рисков, возникающих в связи со стремительным развитием технологий и систем ИИ, Китай внедряет стратегии и механизмы регулирования ИИ, отвечающие обеспечению его этического, безопасного и ответственного развития.

«Антагонистическая концепция» (ОЭСР)[18]. Данная концепция основана на пяти основных принципах ИИ, среди которых: содействие инклюзивному росту и устойчивому развитию; ориентация в первую очередь на человека и добросовестное использование; прозрачность, предусматривающая возможность понимания, когда человек взаимодействует с ИИ для возможного оспаривания результатов; надежность и безопасность систем ИИ, где потенциальные риски должны постоянно оцениваться и управляться, а также подотчетность организаций и частных лиц, не только разрабатывающих, но и внедряющих или эксплуатирующих системы ИИ.

«Хиросимский процесс регулирования ИИ» («Группа семи»). Данная концепция является «идеологическим ядром» подхода коллективного Запада и базируется на разработке и применении универсальных правил развития и использования систем ИИ. Такой подход был предложен странами «Группы семи», целью которого является создание необходимых условий для получения выгод и преимуществ, связанных с развитием генеративного ИИ, и своевременное оперативное реагирование стран-участниц на возникающие связанные с ним рисками и угрозами[19]

Данный подход страдает политизацией и попыткой навязать другим странам свои правила игры «в боях без правил на треке гонки ИИ».

Если говорить об особенностях регулирования ИИ в государствах-членах ЕАЭС следует отметить, что правовое регулировании технологий ИИ по-разному отражено в стратегических документах каждой из стран ЕАЭС.

В настоящее время в Республике Армения, в Республике Беларусь[20], в Кыргызской Республике[21] правовое регулирование ИИ не предусмотрено отдельным документом и упоминается преимущественно контекстно, как правило – в законах и концепциях в сфере цифровизации, интеллектуальной собственности, информационной безопасности, персональных данных.

В Республике Казахстан вопросы ИИ формируются в стратегические отдельные документы, рассматривающие его регулирование не только и не столько в контексте современных и безальтернативных условий развития человечества, но и как конкурентное преимущество для обеспечения и укрепления технологического и научно-инновационного суверенитета страны.

В этой связи по Поручению Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева с начала 2024 года началась разработка Концепции развития искусственного интеллекта, которая уже в июле 2024 года была утверждена Правительством Республики Казахстан[22].

Кроме того, в настоящее время ведется работа по разработке отдельного Закона «Об искусственном интеллекте», призванного стимулировать исследования и практическое применение разработок в области ИИ в Республике Казахстан, и обеспечить принятие этических норм, государственное регулирование и стандартизацию в указанное сфере. Закон планируется принять в 2025 году. Кроме того, запущена также разработка Цифрового кодекса, направленного на защиту данных и предотвращение киберугроз в данной сфере.

Очевидно, что регулирование ИИ в Республике Казахстан преимущественно будет базироваться на комплексной поддержке государства.

Из государств-членов ЕАЭС наиболее развитую нормативно-правовую базу регулирования ИИ имеет Российская Федерация[23].

В Российской Федерации регулирование осуществляется на основе поручений Президента Российской Федерации и носит комплексный характер, включающий в себя не только правовое регулирование, но также нормативно-техническое и этическое регулирование.

Очевидно, что возможное перспективное сотрудничество государств-членов ЕАЭС в вопросах регулирования ИИ в рамках интеграционного объединения должно базироваться на принципах суверенного равенства государств, открытости и прозрачности.

Учитывая накопленный опыт и формирующуюся содержательную нормативно-правовую основу Российской Федерации в сфере ИИ, видится целесообразным масштабирование опыта российской стороны в рамках ЕАЭС. 

В этой связи представляется весьма своевременным и оправданным в рамках реализуемой цифровой повестки ЕАЭС предусмотреть в качестве одной из направлений деятельности Евразийской экономической комиссии – сотрудничество в области искусственного интеллекта c возможностью инициирования наднациональным органом ЕАЭС подготовку рамочного соглашения об искусственном интеллекте в государствах-членах ЕАЭС (далее – Рамочное Соглашение ЕАЭС).

Реализация предложенной инициативы может стать опережающим механизмом реализации потенциала государств – членов ЕАЭС в области современных информационных технологий и искусственного интеллекта. Это, в свою очередь, позволит сформировать проевразийскую повестку при внедрении технологий искусственного интеллекта в государствах – членах ЕАЭС.

Х Х Х

Таким образом, Рамочное Соглашение ЕАЭС позволит поступательно адаптировать правовую основу государств-членов ЕАЭС к глобальной повестке дня развития ИИ и обеспечить своевременное преодоление и парирование беспрецедентных вызовов и рисков, связанных с его стремительным развитием, в том числе как технологии двойного назначения.

Резюмируя, в качестве основной идеологемы при разработке концептуального видения регулирования ИИ в ЕАЭС следует исходить из «сбалансированного подхода» в сочетании с механизмом жесткого и мягкого регулирования, основанного на учете национальных особенностей и интересов в вопросах применения ИИ при безусловном выполнении этических норм развития ИИ.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Список используемой литературы

  1. Захарова М.В., Смирнов А.И. «Международная безопасность в эпоху развития искусственного интеллекта»: учебное пособие для ВУЗов в двух томах. Том 1, Том 2: Сборник документов / Под ред. Захаровой М.В., Смирнова А.И.
  2. Смирнов А.И. «Глобальный саммит по безопасности искусственного интеллекта в Лондоне как тест Тьюринга». Статья в журнале «Международная жизнь». Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/43059;
  3. Смирнов А.И. Современные информационные технологии в международных отношениях: монография / А.И. Смирнов; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр международной информационной безопасности и научно-технологической политики. — Москва : МГИМО-Университет, 2017. — 334, [2] с.
  4. Ильина М.Ю. Перспективы сотрудничества государств - членов ЕАЭС в области информационной безопасности// Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 1 (39). С. 119-127;
  5. Резолюция ООН «Использование возможностей безопасных, защищенных и надежных систем искусственного интеллекта для устойчивого развития». Режим доступа: https://ai.gov.ru/knowledgebase/mezhdunarodnye-dokumenty-po-razvitiyu-ii/2024_rezolyuciya_ispolyzovanie_vozmoghnostey_bezopasnyh_zaschischennyh_i_nadeghnyh_sistem_ii_dlya_ustoychivogo_razvitiya_seizing_the_opportunities_of_safe_secure_and_trustworthy_ai_systems_for_sustainable_development_generalynaya_assambleya_oon/;
  6. Резолюция «Укрепление международного сотрудничества в деле наращивания потенциала в области искусственного интеллекта»//Режим доступа: file:///C:/Users/1671/Downloads/A_78_L.86-RU.pdf;
  7. Резолюция ООН 69/313 от 27 июля 2015 года об Аддис-Абебской программе действий третьей Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий);
  8. Резолюция 70/125 от 16 декабря 2015 года «Итоговый документ совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи, посвященного общему обзору хода осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества»;
  9. Резолюция 78/265 от 21 марта 2024 года «Использование возможностей безопасных, защищенных и надежных систем искусственного интеллекта в целях устойчивого развития»;
  10. Резолюция 77/320 от 25 июля 2023 года «Влияние стремительного технического прогресса на достижение целей и выполнение задач в области устойчивого развития»;
  11. Резолюция 78/132 от 19 декабря 2023 года «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях устойчивого развития»;
  12. Резолюция 78/213 от 19 декабря 2023 года «Поощрение и защита прав человека в контексте цифровых технологий»;
  13. Рамочная конвенция Совета Европы об искусственном интеллекте, правах человека, демократии и верховенстве права;
  14. Руководящие принципы ОЭСР по искусственному интеллекту. Режим доступа. https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0449;
  15. Казанская декларация БРИКС «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности»;
  16. Итоговый документ 10-го форума регионов России и Беларусь;
  17. Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 г. № 124 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и в Национальную стратегию, утвержденную этим Указом». Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/50326/page/1;
  18. Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года;
  19. Федеральный закон от 24.04.2020 N 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»;
  20. Федеральный проект «Искусственный интеллект»;
  21. Перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» от 29 января 2023 г. № Пр-172;
  22. Перечень поручений по итогам участия Президента в пленарном заседании Форума будущих технологий и его встречи с учёными от 18 апреля 2024 г. № Пр-755;
  23. Закон Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных»;
  24. Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»;
  25. Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»; Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 15.09.2021 № 348;
  26. Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики»;
  27. Концепция информационной безопасности Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 № 1;
  28. Концепция развития платежного рынка Республики Беларусь и цифровизации банковского сектора на 2023-2025 годы, утв. постановлением Правления НБРБ от 27.07.2023 № 267;
  29. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683;
  30. Государственная Программа развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на 2022-2026 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 20мая 2022 года № 
  31. Об утверждении Концепции развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы, утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2024 года № 592. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2400000592#z10

 

[1] Глобальный цифровой договор ООН не является договором в юридическом смысле данного понятия, а представляют собой набор общих принципов, призванных регулировать деятельность различных акторов мировой политики.

[2] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/1970892/

[3] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/un/organs/general_assembly/1971398/

[4] Смирнов А.И. «Глобальный саммит по безопасности искусственного интеллекта в Лондоне как тест Тьюринга». Статья в журнале «Международная жизнь». Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/43059

[5] Резолюция ООН «Использование возможностей безопасных, защищенных и надежных систем искусственного интеллекта для устойчивого развития». Режим доступа: https://ai.gov.ru/knowledgebase/mezhdunarodnye-dokumenty-po-razvitiyu-ii/2024_rezolyuciya_ispolyzovanie_vozmoghnostey_bezopasnyh_zaschischennyh_i_nadeghnyh_sistem_ii_dlya_ustoychivogo_razvitiya_seizing_the_opportunities_of_safe_secure_and_trustworthy_ai_systems_for_sustainable_development_generalynaya_assambleya_oon/

[6] Резолюция «Укрепление международного сотрудничества в деле наращивания потенциала в области искусственного интеллекта»//Режим доступа: file:///C:/Users/1671/Downloads/A_78_L.86-RU.pdf

[7][7] Резолюция ООН 69/313 от 27 июля 2015 года об Аддис-Абебской программе действий третьей Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий); политическая декларация, принятая на созванном под эгидой Генеральной Ассамблеи политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию; Резолюция 70/125 от 16 декабря 2015 года «Итоговый документ совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи, посвященного общему обзору хода осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества»; Резолюция 78/265 от 21 марта 2024 года «Использование возможностей безопасных, защищенных и надежных систем искусственного интеллекта в целях устойчивого развития»; Резолюция 77/320 от 25 июля 2023 года «Влияние стремительного технического прогресса на достижение целей и выполнение задач в области устойчивого развития»; Резолюция 78/132 от 19 декабря 2023 года «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях устойчивого развития»; Резолюция 78/213 от 19 декабря 2023 года «Поощрение и защита прав человека в контексте цифровых технологий».

[8] Международная безопасность в эпоху развития искусственного интеллекта: учебное пособие для ВУЗов в двух томах. Том 2: Сборник документов / Под ред. М.В. Захаровой и А.И. Смирнова

[9] Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 г. № 124 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и в Национальную стратегию, утвержденную этим Указом». Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/50326/page/1

[10] Рамочная конвенция Совета Европы об искусственном интеллекте, правах человека, демократии и верховенстве права https://search.coe.int/cm#{%22CoEIdentifier%22:[%220900001680afb11f%22],%22sort%22:[%22CoEValidationDate%20Descending%22]}

[11] http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/B2eZUcdAfrrcRSj2RuUOSPkqXerDKnMs.pdf

[12] https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/governing_ai_for_humanity_final_report_ru_summary.pdf

[13] Итоговом документе 10-го форума регионов России и Беларусь// Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/XXYLsupLBCmlH4FySzw5I8CwBFr4Xjgx.pdf

[14] https://e-cis.info/news/564/121739/?ysclid=m3048r94pt981486197

[15] В 2024 году Республика Армения председательствует в органах ЕАЭС.

[16] Обращение Председателя ВЕЭС, Премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна к главам государств-членов ЕАЭС по случаю председательства Армении в органах Союза в 2024 году. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/obrashchenie-predsedatelya-vysshego-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soveta-premer-ministra-respubliki-a/

[17] https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2024/10/24/memorandum-on-advancing-the-united-states-leadership-in-artificial-intelligence-harnessing-artificial-intelligence-to-fulfill-national-security-objectives-and-fostering-the-safety-security/

[18] Руководящие принципы ОЭСР по искусственному интеллекту. Режим доступа. https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0449

[19] Documents of Achievement // Hiroshima AI Process. URL: https://www.soumu.go.jp/hiroshimaaiprocess/en/documents.html

[20] Закон Республики Беларусь «О защите персональных данных» от 07.05.2021 № 99-З; Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10.11.2008 № 455-З; Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» от 21.12.2017 № 8; Концепция информационной безопасности Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 № 1; Концепция развития платежного рынка Республики Беларусь и цифровизации банковского сектора на 2023-2025 годы, утв. постановлением Правления НБРБ от 27.07.2023 № 267; Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683; Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»; Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 15.09.2021 № 348.

[21] Государственная Программа развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на 2022-2026 годы, утв. Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 20 мая 2022 года № 265.

[22] Об утверждении Концепции развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы, утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2024 года № 592. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2400000592#z10

[23] Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и в Национальную стратегию, утвержденную этим Указом»;

Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года;

Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 N 123-ФЗ;

Федеральный проект «Искусственный интеллект»; Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», состоявшейся 4 декабря 2020 года; Перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» от 29 января 2023 г. № Пр-172; Перечень поручений по итогам участия Президента в пленарном заседании Форума будущих технологий и его встречи с учёными от 18 апреля 2024 г. № Пр-755

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати