Менее трех месяцев осталось до президентских выборов в США, запланированных на 5 ноября. В июле в США произошел целый ряд событий, оказавших существенное воздействие на избирательную кампанию. Во-первых, состоялось неудачное покушение на кандидата в президенты от Республиканской партии, экс-президента Дональда Трампа на предвыборном митинге в Батлере (штат Пенсильвания). Во-вторых, действующий президент США Джо Байден объявил о своем выходе из президентской гонки в пользу вице-президента США Камалы Харрис, которая становится наиболее вероятным кандидатом от демократов. Окончательное решение по этому поводу примет съезд партийных выборщиков в Чикаго 19–22 августа. Особенностям предвыборной кампании в США, сложностям, с которыми сталкивается эта страна во внутренних и внешних делах, был посвящен круглый стол в Москве с участием известных российских американистов.
Выход Байдена из предвыборной гонки как вынужденный шаг Демократической партии США
Заместитель директора ИМЭМО РАН им. Е.М.Примакова Виктория Журавлёва считает, что решение Джозефа Байдена выйти из президентской гонки пойдет на пользу Демократической партии, поскольку действующий президент уже слишком стар для того, чтобы продолжать еще четыре года управлять страной, и дебаты между ним и кандидатом от Республиканской партии Дональдом Трампом, состоявшиеся 27 июня, наглядно это доказали. «До последнего времени был прогноз, что партия объединится и будет его сохранять, несмотря ни на что, но практически через несколько часов после дебатов начались первые публикации в прессе, что Байдену нужно уходить. По всей видимости, все упиралось в его личное решение, и партия его всё же додавила», - заметила В.Журавлёва.
Эксперт считает, что вице-президент США, кандидат на пост главы государства Камала Харрис с целью успеха на выборах должна де-факто вернуть коалицию, которая помогла победить на выборах экс-президенту страны, первому афроамериканцу в Белом доме Бараку Обаме, а затем обеспечить ему переизбрание. Однако сделать это в нынешних условиях будет крайне сложно, потому что из двоих кандидатов – Камалы Харрис и Дональда Трампа - последний может оказаться для этой части электората более предпочтительным.
«Пойдут ли за Харрис в необходимом масштабе афроамериканцы и латиноамериканцы, которые за время президентства Трампа успели к нему слегка «привыкнуть», а некоторые из них даже готовы за него голосовать? Вопрос - не из простых. Кроме того, цифры показывают, что тот электорат, который голосовал за Байдена - пожилые белые граждане - не особо готовы голосовать за Харрис», - заметила В.Журавлёва.
«Многое будет зависеть и от экономических условий. Хорошо известно, что американский избиратель очень трепетно относится к экономическому положению в стране. Судя по тому, какие заявления делает последнее время Трамп, он стремится убедить колеблющихся в том, что Байден и его команда не справились с экономическим управлением страной. Это, кстати, может иметь определенный эффект, поскольку нынешний кандидат от демократов – не вполне «чистый». За Камалой Харрис не только своё прошлое и свои заслуги, но ещё и прошлое Байдена, за которое её можно критиковать, что осложняет её положение в предвыборной гонке», - заключила эксперт.
В свою очередь, научный сотрудник сектора внешней и внутренней политики США Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Александра Войтоловская выразила мнение, что предвыборную программу Камалы Харрис в целом позаимствуют у Джозефа Байдена.
«Эта программа носит достаточно популистский характер, как, впрочем, и у Дональда Трампа. Она предусматривает легализацию прав на аборты, принятие реформ избирательного законодательства, которые всегда будут включать, если очень обобщать, уменьшение влияния доноров и партийных боссов на избирательный процесс, расширение пенсионной реформы, расширение системы страхования, списание медицинских долгов, повышение минимальной оплаты труда, детские пособия, траты на медикаменты. Социальный акцент в программе останется. Будет уделено внимание и развитию «зеленой» энергетики», - добавила А. Войтоловская.
Экономическое положение США накануне президентских выборов
Руководитель Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН, исполняющий обязанности Института США и Канады РАН Сергей Кислицын дал оценку экономическому положению в Соединенных Штатах. По его словам, администрация Байдена не дала американской экономике скатиться в рецессию. «Более того, сейчас она, скорее, переживает некоторый «перегрев». Надо сказать, что для долгосрочного развития страны Байден и его команда нащупали источники экономического роста. Мы видим, что в США растет строительство промышленных объектов, но вместе с тем страна сталкивается с проблемой структурной безработицы. На прошлой неделе вышел отчет Министерства труда о рабочих местах. Согласно его данным, количество рабочих мест в США с начала года стабильно сокращается. Причем сокращается оно в высокотехнологичных отраслях – в IT-секторе, отраслях, работающих с искусственным интеллектом. При этом увеличивается количество рабочих мест в сфере услуг и здравоохранения», - заметил эксперт.
«Таким образом, картина получается двойственная: США отчасти меняют структуру своей экономики, и одновременно пытаются развивать те отрасли, где они сейчас неконкурентоспособны ввиду высокой стоимости продукции. Вместе с тем работать в этих отраслях пока что некому. Получается, что в предыдущий период (срок работы администрации Байдена) инвестиции в основном шли в капитал, но не в труд. Теперь необходимо готовить людей, которые могли бы все эти сферы обслуживать», - добавил С.Кислицын.
Американист не исключил, что важным аргументом в предвыборной гонке станет снижение процентной ставки, которое, вероятно, произойдет в сентябре. Сейчас она находится на уровне 5,5% на фоне инфляции в 3%. «Снижение ставки будет работать на пользу Байдену, поскольку это даст дополнительный импульс для развития экономики, в частности в сфере покупки автомобилей и недвижимости, то есть товаров потребления с высокой стоимостью, поскольку они берутся в основном в кредит. Если же этот показатель останется на прежнем уровне, то сам факт сыграет в пользу Трампа и на риторическом уровне, и на уровне экономической политики», - пояснил С.Кислицын.
Ученый подчеркнул, что если Трампу удастся во второй раз стать президентом, то промышленная политика как вектор развития США никуда не уйдет. Изменятся подходы. Прежде всего, стоит ожидать, что государство будет меньше субсидировать и будет стимулировать развитие экономики снижением налогообложения для бизнеса, а также развивать протекционизм, который есть и у администрации Байдена, но при Трампе приобретет гораздо более агрессивный характер. «В частности, сейчас идет много спекуляций по поводу крайне скептического отношения Трампа к Международному валютному фонду, к Парижскому соглашению по климату, к Организации экономического сотрудничества и развития и многим другим глобальным институтам. Администрация Трампа, вероятно, будет повышать пошлины, в том числе, на китайский хайтек, а также более агрессивно вести себя в отношении европейских партнеров. Вроде бы от сотрудничества должны выигрывать обе стороны. Тем не менее, администрация Трампа будет выступать за сокращение присутствия европейского бизнеса в американских проектах, либо этот бизнес приглашать на территорию США, чтобы он становился американским налогоплательщиком», - заявил С.Кислицын.
Особое внимание администрацией Байдена уделялось внешней торговле. «Команда Байдена, не имея реальной возможности для подписания торговых соглашений, подготовила ряд политических решений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, в меньшей мере – на Африканском континенте. Так или иначе, были созданы политические условия для дальнейшего развития торговых отношений, регулирования вопросов таможни, инвестиций. Не исключено, что администрация Трампа эти процессы тоже приостановит, и вряд ли будет как-то развивать международную кооперацию в более либеральном ключе, как это происходит при нынешнем президенте», - заключил С.Кислицын.
Силовой аргумент в международных делах для США остается неизменным
Единственный вопрос, по которому между претендентами на власть в США нет разногласий – это военная политика, которая, как и ранее, будет направлена на сдерживание России и Китая. Военно-стратегическим аспектам было посвящено сообщение заведующего сектором стратегического анализа и прогноза ИМЭМО РАН Константина Богданова.
Эксперт напомнил, что военная политика США – это единственный вопрос, по которому серьезных разногласий между администрациями в Белом доме не существует вообще. «Оборонные и стратегические вопросы старше любой администрации в Белом доме. Возникают они рано, живут дольше, и фундируются на двух основаниях – военно-стратегических балансах и соответствующих интересах. США, как глобальная держава, имеют интересы примерно везде. Соответственно, если они занимаются проекцией силы, они вынуждены балансировать между различными регионами Земли. Это довольно сложная оптимизационная задача, ресурсов под это не хватает», - пояснил К.Богданов.
Кроме того, соображения военной стратегии никак не связаны с партийными симпатиями и антипатиями. Мы видели прекрасно на примере американской ядерной политики, как Трамп в 2018 году переписал основы ядерной политики, радикализировав их, введя туда военные системы, которые вызвали у экспертов совершенно обоснованные вопросы по части гонки ядерных вооружений. Когда в 2020 году в Белый дом пришел Байден, большая часть элементов этой ядерной политики осталась на месте. Это касалось, в частности, дестабилизирующих потенциалов в виде маломощных боеголовок ракет Trident, предназначенных для подводных лодок», - добавил ученый.
По мнению эксперта, США попали в стратегическую «вилку» в Евразии: «Они сами пишут сейчас об этом в своих документах. Принцип двойного сдерживания подразумевает одновременное силовое противоборство с Россией и с Китаем. И ресурсов на оба направления не очень много. При этом они считают, что китайское направление недоинвестировано во всех смыслах слова. Строго говоря, всю их политику в оборонном секторе нужно воспринимать с точки зрения того, как это действие высвободит дополнительные ресурсы для сдерживания Пекина. В этом смысле, как бы это ни было кому-то неприятно, но российское направление для Америки второстепенно. Они прикладывают большие усилия для того, чтобы загнать Россию в угол, оставив ее там, чтобы она не мешала ей решать вопросы с КНР на глобальном пространстве. В этом же контексте нужно воспринимать поставки вооружений на Украину. Сначала США и НАТО пытались это сделать при помощи старого советского оружия – не получилось. Затем начали поставлять западное обычное вооружение – снова не вышло. Теперь они изобрели новые «супер-потенциалы», которые можно передать Украине и которые смогут сдвинуть баланс с мертвой точки и нанести урон Москве. Пока тоже не очень получается, но необходимо внимательно следить за динамикой поставок новых вооружений, тем более что окно возможностей сокращается: больше особо нечего передавать», - развернул свою мысль К.Богданов.
Прокомментировал эксперт и решение Вашингтонского саммита НАТО о развертывании дополнительных вооружений в Европе. «Оно было принято в конце 2021 года и носит абсолютно плановый характер. На саммите альянса о нем напомнили для того, чтобы хотя бы продемонстрировать союзникам важность для США повестки безопасности в Европе. Все эти тренды – давние. Например, США последовательно демонтировали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), начиная с 2000-х годов. Произошло это потому, что они увидели свой провал в этих потенциалах (от 500 до 5500 км) по сравнению с Китаем. Им не хватало их для сдерживания Китая в АТР. При этом Китай значительную часть своего потенциала сдерживания (причем как ядерного, так и неядерного) всегда размещал именно на этих объектах», - пояснил К.Богданов.
Эксперт напомнил, что Вашингтон намерен разметить в Европе гиперзвуковые ракеты Dark Eagle с дальностью, по разным оценкам, до 4000 км. «Но акцент делается не только на Европе. Уже объявлено о существовании пяти многосферных оперативных соединений, которые призваны объединить ударные потенциалы. Три из них развертываются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, одно – в континентальных Соединенных Штатах, и одно – как раз то самое европейское командование, созданное в Висбадене, и которое периодически после 2026 года, по ротации, на временной основе будет получать определенные ударные батареи с ракетами Tomahawk, Dark Eagle и сопутствующими вооружениями. То есть даже на европейском театре видны приоритеты США. Конечно, это серьезное и неприятное изменение по сравнению с предыдущими десятилетиями. Но видно, что американцы рассматривают эту структуру как очень мощный политический «лом», которым они попытаются дополнительно на Россию надавить, не переходя к масштабной конфронтации в Восточной Европе, а затем перейти к силовому сдерживанию Китая как главного своего конкурента на мировой арене. Причина проста: в Вашингтоне убеждены, что Россия по-прежнему находится в состоянии долгосрочного упадка и стоит лишь пересидеть фазу нестабильности. Зато Китай может обогнать США, и нужно держаться с ним «один в один». И подобную политику будет проводить, за вычетом незначительных нюансов, любой президент США», - заключил К.Богданов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs