ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Как воплотить грузинскую мечту

10:31 20.06.2024 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

«Свободному народу следует быть постоянно настороже ввиду опасности коварных уловок иностранного влияния (заклинаю вас верить мне, сограждане), поскольку история и опыт свидетельствуют, что иностранное влияние является одним из злейших врагов республиканского правительства».
Джордж Вашингтон - ПРОЩАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
17 сентября 1796 г.

Правящая партия «Грузинская мечта», несмотря на угрозы, приняла закон «О прозрачности иностранного влияния»[1]. США уже ввели первые санкции и ограничения в отношении лиц, наиболее активно участвовавших в разработке и принятии этого закона. Конкретные списки пока не называют, но сообщают, что речь идет о нескольких десятках представителей правящей партии и членах их семей. При этом представители Госдепа на голубом глазу уверяют в стиле Оруэлла, что «США не диктуют Грузии, какие принимать законы, но имеют право вводить санкции против официальных лиц страны»[2].

В Евросоюзе же изобрели свое «наказание» и заявили, что приступили к рассмотрению вопроса о принятии в июне надлежащих мер, среди которых может быть приостановление на полгода безвизового режима для Грузии[3].

При этом никто из оппонентов не приводит никаких аргументов в пользу того, что этот законопроект незаконен или выходит за рамки юрисдикции демократически избранного правительства Грузии.

На самом деле, санкции США, заявления ЕС[4], участие глав МИД Литвы, Эстонии и Исландии в митинге против утверждения закона об иноагентах в Тбилиси[5] и др. - прямое и самое грубое вмешательство во внутренние дела Грузии, в том числе в законодательный процесс. Стране навязывают внутриполитический курс и решения, которые не соответствуют её интересам.

Запад в основном проявляет политический и геополитический интерес к Грузии, но мало что предлагает в экономическом плане. Вместе с тем на фоне принятия закона западные страны и грузинская оппозиция вместе с некоторыми экспертами нагнетают ситуацию, пугая население грядущим кризисом для грузинской экономики.

Однако, по данным Национальной службы статистики Грузии «Сакстат»[6], среди 5 основных внешнеторговых партнеров Грузии вообще нет стран ЕС. В топ-10 их всего две – Германия и замыкающая «десятку» Италия. В то же время в «десятку» входят пять стран постсоветского пространства.

В топ-5 стран-покупателей грузинской продукции нет ни одной страны из западного лагеря: вся «пятерка» - это страны бывшего СССР (четыре из них – страны-участницы ЕАЭС). Главным покупателем грузинской продукции за указанный период стал Кыргызстан ($291,6 млн.), следом расположились Россия ($230,4 млн.), Казахстан ($208,3 млн.), Азербайджан ($191,9 млн.) и Армения ($173,8 млн.). Их доля составляет примерно 62% грузинского экспорта.

«70% продукции сельского хозяйства мы все равно продаем в бывшие советские республики, и, конечно, здесь лидирует Россия. Продавать продукцию сельскохозяйственного назначения в ЕС очень трудно – помимо всего прочего, они сильно защищают товары собственного производства», - заявил[7] бывший замминистра сельского хозяйства Грузии, доктор экономических наук, соруководитель комиссии аграрных инноваций Академии наук сельского хозяйства Грузии Гоча Цопурашвили. Почти 80% всего винного экспорта Грузии идет в РФ.

Россия входит в топ-5 крупнейших стран-инвесторов Грузии. Кроме того, РФ лидирует и в таком важном для грузинской экономики сегменте, как денежные переводы. По данным Нацбанка, из России в 2023 году в страну поступило более $1,5 млрд., или почти 37% от общего объема денежных переводов. Это больше, чем из следующих стран-лидеров по объему денежных переводов в Грузию вместе взятых.

Также, согласно официальной статистике, именно российские туристы приезжают в Грузию чаще всех и тратят больше всего денег. Доходы Грузии от международных путешественников за 2023 году составили $4,1 млрд., из которых на российских визитеров пришлось $938,4 млн. (более 20% от общего объема).

Большая часть населения осознает, насколько сильно грузинская экономика связана с Россией - не по сфабрикованным отчетам западных НПО, а на деле. На Западе же тесные торговые связи с Россией представляют для Грузии крайне негативными, поскольку-де они дают Москве опасные рычаги воздействия. Об этом предостерегает Томас де Ваал (Thomas de Waal)[8] в своей статье «Скрытая игра Путина на Южном Кавказе»[9] в американском журнале «Foreign affairs». Однако он не предлагает сделать ЕС экономически более привлекательным для Грузии за счет специальных преференций. Напротив, де Ваал призывает ужесточить западные вторичные санкции в отношении компаний, торгующих с Россией, что по его мнению должно оказать давление на южнокавказских посредников.

Таким образом, продолжение демократических реформ остается лишь формальным требованием для кандидатов в Евросоюз. На самом деле ЕС легко готов мириться с почти любой формой правления в случае, если страна демонстрирует политическую солидарность с европейскими директивами на международном уровне. Таково было отношение к Грузии времен правления М.Саакашвили, так сейчас старательно пестуют режим Н.Пашиняна в Армении.

Закон об иноагентах уже принят или находится в стадии принятия в более чем пятидесяти странах мира, включая США, Австралию, Израиль, Францию, Венгрию и др. Почему же самая мягкая версия стандартного закона вызвала столь беспрецедентно жесткую реакцию Запада?

Если отбросить псевдолиберальную словесную шелуху, то весь этот неприкрытый шантаж призван решить главную задачу - не допустить создания юридического механизма для контроля правительства над сетью НПО в закавказской республике, которые Вашингтон и Брюссель использует в своих целях. Более конкретно и предельно откровенно суть претензий Запада к Грузии выразили 14 сенаторов США в письме грузинскому премьеру Ираклию Кобахидзе. Они ультимативно заявили, мол, ни за что не допустят, чтобы Грузия отклонилась от «евроатлантической траектории», поскольку это приведет к безвозвратной потере сотен миллионов долларов, которые «США и Европа инвестировали для поддержки демократического транзита в Грузии»[10].

Другими словами, закон «О прозрачности…» сразу же выявит тех, кого Запад через свои НПО в течение десятилетий готовил на командные должности во власти, в качестве беспрекословных исполнителей евроатлантических директив. Грузинский независимый эксперт Заал Анджапаридзе пояснил: «Они (США и ЕС) усмотрели опасность именно этому людскому ресурсу, который взращивали своими грантами, потому что без финансовой подпитки извне эти люди как личности сами по себе ничего не представляют. У них нет ни политического, ни социального капитала. Зато есть серьезные суммы денег, которыми они оперируют и которые позволяют им позиционировать себя в качестве элит»[11].

Принятие закона об иноагентах нарушило планы Запада по активному вмешательству в октябрьские парламентские выборы в Грузии и по переформатированию власти после них. Западные спонсоры утверждают, что поддерживают демократию, но их конечная цель — установить в стране максимально управляемое правительство, которое согласилось бы на убийственное для Грузии открытие против России второго фронта в Закавказье.

Не секрет, прозападные НПО в Грузии располагают существенным медийным потенциалом, что может оказаться слабым местом для правящей партии. Их кураторы рассчитывали воспользоваться этим рычагом, направив туда финансовые потоки, чтобы повлиять на исход выборов. Конечно, они бы предпочли сохранить свою деятельность в тайне, поскольку пропаганда «засвеченного» иноагента не будет иметь должного воздействия. На поддержку местного электората оппозиция, видимо, уже не рассчитывает, но при этом надеется на поддержку Запада.

У США есть большой послужной список манипулирования выборами в разных странах. Согласно исследованию университета Карнеги-Меллона, Вашингтон вмешивался в зарубежные выборы в общей сложности 81 раз только за период с 1946 по 2000 г. Вмешательством руководило ЦРУ, как правило, действуя посредством тайной экономической поддержки кандидатов и СМИ. «У нас были мешки денег, которые мы поставляли избранным политикам, чтобы покрыть их политические расходы, плакаты и памфлеты», — рассказал Агент ЦРУ Марк Уайетт (Mark Wyatt) в документальном фильме CNN в 1995 г.[12]

Строптивость грузинского руководства создаёт прецедент, который может стать негативным для внешнеполитического курса США: если акция непослушания удастся в одной стране, то ее примеру последуют и другие. В этой связи, следует предположить усиление давления Запада на правительство Грузии и, возможно, ожидать новой попытки цветной революции, например, по причине непризнания результатов октябрьских выборов.

В этой связи экс-посол США в Грузии Уильям Кортни на заседании в Конгрессе заявил, что «Грузия находится на еще одном перепутье, как и Украина в 2014 году». По его словам, звучащими как предупреждение, «если парламентские выборы в октябре 2024 года сфальсифицируют [скорее заранее провозгласят сфальсифицированными – прим. автора], то в Грузии, как и на Украине, может произойти еще одна цветная революция»[13].

Репрессивные меры против представителей правящей партии «Грузинской мечты» и членов их семей открыто демонстрируют отказ США от выборов как меры демократии и переход к сценарию действий через дестабилизацию ситуации в Грузии. Так интерпретирует ситуацию Дуг Бэндоу (Doug Bandow)[14] в своей статье «Высокомерие и империалистические замашки Америки проявились сполна в Тбилиси» в американском издании The American Conservative[15]: «для американских и европейских политиков, объятых идеей смены режима, демонстрации важнее всяких выборов».

Автор проводит аналогии с событиями февраля 2014 г. на Украине, когда был свергнут украинский президент Виктор Янукович, которого он называет коррупционером, но при этом считает, что он «при этом выиграл демократические выборы — достаточно честные, по признанию западных же наблюдателей. Его свергли в результате уличных демонстраций в городе, где верховодила оппозиция, фактически лишив избирательных прав миллионы людей, за него голосовавших и, по тогдашним опросам, выступавших против его свержения».

В итоге Дуг Бэндоу приходит к выводу, что западный «наезд» на Грузию не имеет ничего общего с защитой демократии. Североатлантических кураторов попросту не устроил выбор, который сделали демократически избранные политики в Тбилиси, поскольку они «не поддержали ни санкций против Москвы, ни соотечественников, добровольно отправившихся воевать за Украину», вместо этого «расширяя связи, в частности, с Россией, а также с Китаем».

КНР не преминула воспользоваться ситуацией и предложила выгодные варианты инвестирования в местную экономику. Так, Китай будет строить глубоководный порт на черноморском побережье Грузии. В этом проекте готовы принять участие сразу несколько китайских компаний, которые объединились в мощный консорциум. Ранее этим проектом должен был управлять консорциум, возглавляемый США. Другими словами, Европа и Соединенные Штаты пытаются конкурировать в стране за влияние не только с Россией, но и с другими державами.

От реализации данного проекта Грузия получит большие дивиденды и сможет сама решать, куда и в каком объеме отправлять собственные грузы. Китай же добьется того, что сможет контролировать важный маршрут торговли между Европой и Азией. И это станет очередным вызовом Западу, который и так вынужден сдавать позиции под натиском растущего влияния КНР. Тем важнее Западу в плане геополитики сделать Грузию безусловно управляемой, поскольку его интересы распространяются на транспортно-логистические возможности страны. Через Грузию проходит часть Среднего (Срединного) коридора или Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ)[16], объемы перевозок через который в среднесрочной перспективе предполагается увеличить в пять раз[17].

По мнению американского эксперта Марка Эпископоса (Mark Episkopos)[18], «жесткие попытки Запада надавить на грузинских законодателей, чтобы те отозвали назад принятые меры и заняли более конфронтационную позицию против России, не только неэффективны и даже контрпродуктивны, но и, по иронии судьбы, добавляют убедительности стремлению «Грузинской мечты» ограничить иностранное влияние во внутренней политике страны, …а также рискуют облегчить то самое грузинско-российское сближение, что они якобы призваны предотвратить»[19].

Смогут ли правящая партия Грузии, власти страны и здоровая часть грузинского общества противостоять западному давлению и отстоять свое право определять направление развития, покажет время. В случае же, если власть в Тбилиси пойдет на уступки Западу, то «грузинской мечте» о независимой Грузии не удастся воплотиться в жизнь.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://interaffairs.ru/news/show/46329

https://interaffairs.ru/news/show/46213

[2] https://gazette.eu.com/ssha-ne-diktyut-gryzii-kakie-zakony-prinimat-zaiavili-v-gosdepe.html

[3] https://iz.ru/1707581/2024-06-05/v-es-dopustili-priostanovlenie-bezviza-s-gruziei-iz-za-zakona-ob-inoagentakh?ysclid=lxd9u2l2gi378815313

[4] https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_24_2945

[5] https://riamo.ru/news/politika/mer-tbilisi-ob-inostrantsah-na-aktsii-protesta-eto-ne-druzhba-a-perevorot/

[6] https://sputnik-georgia.ru/20240603/gruziya-na-poroge-peremen-politiko-ekonomicheskiy-shantazh-zapada-i-ego-vozmozhnye-posledstviya-288199575.html?ysclid=lxddcy4ttd350106867

[7] Там же

[8] Томас де Ваал - британский политолог, старший научный сотрудник Европейского центра Карнеги, специализирующийся на Восточной Европе и Кавказском регионе. Он является автором многочисленных публикаций о регионе. В 2006 г. ему было отказано во въездной визе в Россию.

[9] https://www.foreignaffairs.com/azerbaijan/putins-hidden-game-south-caucasus

[10] http://ru.saqinform.ge/news/61855/14-senatorov-sSa-v-sluCae-prinAtiA-zakonoproekta-budem-vinuZdeni-sposobstvovati-izmeneniU-politiki-sSa-v-otnoSenii-gruzii.html

[11]https://www.ritmeurasia.ru/news--2024-06-10--russkij-zakon-v-gruzii.-pochemu-tak-vstrevozhilsja-zapad-73821?ysclid=lxa8m0pbny372654306

[12] https://www.svd.se/a/e1dWw9/inte-bara-ryssar-usa-har-manipulerat-val-sedan-1947

[13] https://t.me/SputnikGeorgia/36311

[14] Дуг Бэндоу - Старший научный сотрудник Института Катона (Cato Institute) со специализацией по внешней политике и гражданским свободам, автор ряда книг по экономике и политике. Работал специальным помощником президента Рональда Рейгана и редактором политического журнала Inquiry. Регулярно пишет для таких изданий, как Fortune, Forbes, The National Interest, The Wall Street Journal и The Washington Times.

[15] https://www.theamericanconservative.com/americas-arrogant-imperialism-on-full-display-in-tbilisi/

[16] ТМТМ проходит от китайско-казахстанской границы через Казахстан, Туркмению, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в страны Европы. В перевозках задействованы железнодорожный и морской транспорт (по Каспийскому морю). Протяженность маршрута — 11 тыс. км, пропускная способность — от 4,5 млн до 27 млн тонн в год. ТМТМ начал функционировать в 2017 году.

[17] https://eadaily.com/ru/news/2024/05/23/transkaspiyskiy-transportnyy-koridor-stanovitsya-vsyo-bolee-vostrebovannym-aliev

[18] Марк Эпископос - доктор философии, научный сотрудник по Евразии в Институте ответственного государственного управления Куинси (американский аналитический центр, основанный в 2019 году и расположенный в Вашингтоне)

[19] https://europeanconservative.com/articles/author/mark-episkopos/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати