ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Свидание с Поднебесной (Часть1)

13:58 21.05.2024 • Михаил Куракин, заместитель главного редактора журнала «Международная жизнь»

Город на Жемчужной реке

Чистота, зелень, контрастирующие со старыми зданиями небоскребы, неоновая подсветка и обилие электромобилей. Все это сегодняшний день города Гуанчжоу, который расположен на реке Чжуцзян (Жемчужная река) и является столицей провинции Гуандун на юге Китая.

Обилие высотных зданий, как жилых, так и деловых центров действительно впечатляет. Так и хочется сказать – «каменные джунгли». Но большое количество растительности на улице и даже на крышах домов нивелируют ощущение потерянности в застройке. Скорее, смотреть на это надо так, как будто растения как бы «проросли» через здания и составляют единое целое, единый организм.

И даже огромная телевизионная башня, которая является второй в мире по высоте, не представляет собой выдернутого элемента городской в застройке. А взгляд на город со смотровой площадки, расположенной на высоте 422 метра – зрелище захватывающие.

Людям, которые не привыкли к местному климату, может прийтись тяжеловато – жара и влажность (тропики все-таки) – делают свое дело. Даже некоторые местные, переехавшие на юг из других регионов Китая, сетуют, что к такой погоде привыкнуть сложно, или даже невозможно. Но для кого-то именно такое сочетание климатических условий может оказаться очень даже привлекательным. Как говорится, на вкус и цвет…

Еда здесь разнообразная и вкусная. Хотите европейскую кухню – на здоровье, хотите заокеанский фастфуд – извольте. Русских ресторанов, я правда, не видел. Но вряд ли стоит ехать в Китай, чтобы попить, как говорится, из своего самовара. Пробовать, конечно же, надо, кухню местную. Но, как всегда, есть нюансы. Понять, что я ем на самом деле я смог лишь примерно в половине случаев, да и то только в широком смысле – курица, морепродукты или свинина. Хотя в ряде случаев ингредиенты определяются весьма точно. В гарнирах и прочих тонкостях местной кулинарии пусть разбираются профессионалы.

Второй нюанс состоит в том, что местная еда – не острая и готовится, как правило, на пару. Так что для любителей умеренной экзотики – то, что надо и «играть» в «огнедышащего дракона» после обеда вам не придется. И не спрашивайте, как эти блюда называются…

Но Гуанчжоу - это не только красоты природы, архитектурные решения и гастрономические изыски. Это огромный промышленный центр, в котором расположены десятки самых разнообразных, в том числе и суперсовремнных предприятий. В частности, здесь собирают набирающие популярность, как в мире, так и у нас, в России электромобили.

Сборка конвейерная, полуавтоматизированная. За действиями роботов наблюдать, конечно, любопытно, но от участия человека в процессе здесь не ушли –достаточно большое количество операций выполняется вручную.

Автомобили выходят с конвейера красивые, блестящие, с иголочки. Последние модели на голосовом управлении, и с кучей «наворотов».

Но вот о технических характеристиках этих «умных» машин ничего писать не буду- это вопрос к специалистам. А они на одном им понятном языке ведут тот самый бесконечный гоголевский спор: «Вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» - «Доедет», отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», отвечал другой. - Этим разговор и кончился».

А красота эта, и далеко не только эта, продается по всему миру, в том числе, благодаря знаменитой Кантонской ярмарке (Кантон - старое европейское название Гуанчжоу - прим.ред.). 

Выставка организуется два раза в год — весной и осенью. Место проведения неизменно – самый крупный в Азии выставочный центр «Пачжоу», занимающий третье место по величине среди мировых выставочных центров. Ежегодно во время обеих ярмарочных сессий здесь выставляются более 150 тысяч разновидностей товаров всевозможного назначения.

Павильоны огромны.

Хотя в это время они и пустуют, но даже их незаполненное пространство дает представление о масштабах происходящих здесь торговых и коммерческих сделок.

Шэньчжень. Город, которого не было

В Китае, как, впрочем, и в России, многое поражает своими масштабами. Например, чтобы добраться из Гуанчжоу на автомобиле в расположенный относительно недалеко еще один крупный промышленный и инновационный центр провинции Гуандун – город Шэньчжень, нужно проехать по мосту длинной 55 километров.

Этот город, который изначально был маленькой рыбацкой деревней, в короткие сроки превратился в гигантский мегаполис благодаря политике экономических реформ и открытости, провозглашенной в Китае в конце 1970-х годов. Сегодня Шэньчжэнь известен как один из крупнейших финансовых центров и важный торговый порт, а также как город высоких технологий и инноваций, где находятся штаб-квартиры многих китайских и международных компаний.

Фактически город с численностью жителей 30 тысяч человек был впервые зарегистрирован только в 1979 году. В это время в Китае начали проводить рыночные реформы, в частности, экономические преобразования с созданием особых экономических зон (СЭЗ). Идеолог и вдохновитель этого процесса Дэн Сяопин считал необходимым создать альтернативу близлежащему Гонконгу, который тогда находился под юрисдикцией британской короны.

В 1980 году была учреждена первая в Китае Шэньчжэньская специальная экономическая зона, на которую стали распространяться различные государственные льготы, субсидии и преференции. В результате Шэньчжэнь превратился в экспериментальную площадку экономических преобразований, где были снижены налоги для иностранных предприятий, упрощены процедуры ведения бизнеса и созданы условия для свободной торговли. Эти факторы привели к бурному росту экономики и населения города. Сельская местность превратилась в городской ландшафт с небоскрёбами, заводами, торговыми центрами и офисами.

В настоящее время Шэньчжэнь входит в четверку крупнейших городов Китая и является главным центром развития высоких технологий страны – так называемой «Силиконовой долиной КНР». Власти по сей день всячески поощряют переезд производителей электроники и IT-компаний в Шэньчжэнь.  В частности, тут существует даже специальный центр подбора специалистов, которые желают приехать жить и работать в город. Что-то среднее между российскими системами побора кадров, Госуслугами и Моими Документами.

Но, как говорится, не бизнесом и высокими технологиями едиными живы в Шэньчжене. Тут есть и прекрасные музеи, и ухоженные парки.

В них, как водится, кто-то прогуливается с детьми, кто-то бегает по утрам, кто-то занимается китайской гимнастикой. А кто-то пишет стихи Мао Дзедуна огромной кисточкой для каллиграфии водой на тротуарной плитке.

В общем, как писал Владимир Маяковский, «через четыре года, здесь будет город-сад!». Ну, не четыре, а сорок четыре, но все же.

Продолжение следует…..

Редакция журнала «Международная жизнь» и автор выражают признательность посольству КНР и лично госпоже Цю Е за организацию данной поездки.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати