ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Австрия перед выбором - либералы, центристы, правые или Партия пива?

11:31 10.04.2024 • Валерия Беляева, журналист

В последние недели политическая жизнь в Австрии пришла в заметное движение – не за горами июньские выборы в Европарламент, а в сентябре и самые главные – в Национальный Совет. И вокруг вопроса о том, кому австрийцы доверят своё ближайшее будущее, уже разгорелись нешуточные страсти. Реально за это право готовы побороться как минимум шесть-семь наиболее массовых политических партий с весьма заметно отличающимися друг от друга идеями и программными установками, но одним единым для всех важнейшим постулатом – это сохранение незыблемости австрийского государственного нейтралитета. Для граждан альпийской республики этот принцип остается непререкаемой и жизненно необходимой ценностью.

Но насколько удается сегодня самой официальной Вене оставаться в русле нейтральной политики в нынешней сложнейшей конфигурации международных процессов? В этом плане, как считают не только некоторые политики, но и многие рядовые австрийцы, дела у правительства во главе с федеральным канцлером Карлом Нехаммером идут далеко не блестяще. Как, впрочем, и дела в политике внутренней. Правящая коалиция канцлерской Народной партии Австрии (ÖVP) и Зелёной партии (Grüne) ещё в прошлом году ощутимо утратила доверие населения, что зафиксировали многочисленные социологические опросы. И сегодня популярность этого тандема остаётся невысокой. По мнению граждан, «чёрно-зелёные» явно не справляются с теми вызовами, перед которыми сейчас оказывается страна – ощутимое падение производства и сопутствующая инфляция, неуклонный рост тарифов, малоэффективная миграционная политика, обострившиеся во многих городах коммунальные проблемы и пр. А в международных делах политика кабинета Нехаммера относительно ситуации на Украине породила массу дискуссий.

Как отмечает местная пресса, разгоревшийся в центре Европы военный конфликт «оставляет свой след и в Австрии» и «расшатывает самооценку красно-бело-красных». Прежде всего, неустойчиво представление о себе как о нейтральном государстве. Так, 51 процент австрийцев считают, что их государство «больше не нейтрально, нейтралитет подорван». Такие данные в начале этого года опубликовал венский институт исследования рынка и общественного мнения Unique Research по итогам опроса, проведенного по заказу аналитического издания Pragmaticus. Как известно, федеральное правительство Австрии придерживается позиции, что в отношении Украины оно нейтрально только касательно военных действий, а не политических принципов. Не поставляя оружие Киеву, Вена всё же поддерживает санкции ЕС и разрешает поставки оружия, предназначенного для Украины, через австрийскую территорию. Журналистов Pragmaticus интересовало, как австрийцы реагируют на современную ситуацию и возможный рост военной угрозы для Европы. Хотя опрошенные высказали большую обеспокоенность происходящим на Украине, с их точки зрения в поиске альтернативы политике нейтралитета нет необходимости. 78 процентов опрошенных высказались за его сохранение. Но было бы неверным не замечать и другой стороны в нынешнем понимании этой главной австрийской ценности. Оно вовсе неоднозначно. Сегодняшняя Австрия — это страна, в которой постепенно идёт определённая ломка классических представлений типа «моя хата с краю», а в политическом поле всё более явственно пробивается запрос на более активную вовлеченность граждан в актуальные общественно-политические процессы. В том числе в международные. И в этом плане абсолютно доминирующая сейчас в медийном пространстве страны антироссийская точка зрения ЕС на украинский конфликт не могла не сказаться на массовом сознании «нейтральных» Францев и Тобиасов. Реальность, увы, такова, что каждый второй поддерживает санкции Брюсселя против России, даже признавая, что многие из них малоэффективны и наносят больший вред самой Европе.

Сам Карл Нехаммер в международных делах не устаёт подчёркивать, что Австрия продолжает во всех своих шагах руководствоваться принципами нейтралитета. Например, в марте по прибытии в Брюссель на внеочередной саммит Совета ЕС канцлер изрядно спутал карты тем лидерам Евросоюза (в их числе был и канцлер ФРГ Олаф Шольц), которые предлагали направить 90% доходов от незаконно замороженных в европейских банках российских активов на закупки оружия для Киева, и еще 10% – передать для финансирования оборонной промышленности Украины. Нехаммер отнесся к этому демонстративно скептически, подчеркнув, что нейтральные страны должны гарантировать, что такого не будет: «Для нас, нейтральных стран, необходимо обеспечить, чтобы деньги, на выделение которых мы даем свое согласие, не тратились на оружие и боеприпасы. Изначально была дискуссия об инвестировании в восстановление Украины, поэтому я думаю, что это разумное предложение», – заявил он по итогам саммита журналистам. При этом австрийского «миролюбца» отнюдь не смутила позиция России, которая назвала такую бесцеремонную делёжку её денег откровенным бандитизмом. Вот такое, фарисейское по сути, понимание нейтралитета.

На австрийский нейтралитет канцлер Нехаммер не раз ссылался также, комментируя свой визит 4 апреля в Париж, где он обсуждал с президентом Франции Эммануэлем Макроном вопросы экономического сотрудничества, партнёрства в сфере антитеррористической безопасности, а также ряд актуальных международных проблем, включая Украину. В интервью австрийскому телеканалу OE24.TV «по горячим следам» канцлер признался, что во взглядах на украинский конфликт у них с Макроном есть полное взаимопонимание, но нейтральный статус Австрии не позволяет вести речь о его урегулировании, каким-либо образом подразумевая военную силу. Чуть позже в интервью газете Le Figaro Нехаммер нашёл более точную формулу, согласно которой Австрия и Франция едины в понимании необходимости достижения на Украине прочного мира, но расходятся в выборе пути достижения этой цели. «Я выступаю за принцип предосторожности. Президент Франции является сторонником принципа сдерживания», - отметил он. По Нехаммеру, это не мешает, однако, проявлению солидарности с Киевом и оказанию ему всевозможных форм австрийской поддержки, кроме военной. И снова получается этакий нейтралитет с антироссийской фигой в кармане. На встрече с Макроном канцлер подарил ему боксёрские перчатки, окрашенные в цвета австрийского флага. В этом подарке одного боксёра-любителя другому некоторые комментаторы усмотрели определенный символизм, напомнив о фото играющего мускулами на тренировке Макрона, растиражированных в мировых СМИ сразу после его нашумевшего заявления о вероятности направления на Украину французского военного контингента.

Антипатия в отношении России открыто культивируется сегодня официальной Веной и во внутренней политике. Мейнстримовская пресса насыщена пугающими обывателя публикациями о том, что «Австрия подвергается атакам на информационном уровне в гибридной войне России против Украины», а «шпионы Путина пристально следят за ведущими политиками страны». В частности, глава Управления государственной безопасности и разведки (DSN) Омар Хайяви-Пирхнер официально заявил, что альпийская республика является «важной мишенью» для российского влияния и шпионажа. По его словам, одной из причин популярности Австрии среди российских спецслужб является большое количество международных организаций, обосновавшихся в столице, а также ее географическое положение в самом сердце Европы. В этом контексте в СМИ упоминается и мартовское заявление МИД Австрии о высылке двух российских дипломатов якобы за действия, «несовместимые с их дипломатическим статусом». Разумеется, этот недружественный шаг австрийской стороны получит адекватный ответ, о чем сразу заявило посольство России в Вене, указав, что «как и в предшествующих эпизодах высылок» не предоставлены «никакие маломальские свидетельства, тем более доказательства нарушения Венской конвенции о дипломатических сношениях». Но, увы, надуманная шпиономания продолжается и, судя по всему, становится острым инструментом во внутриполитических играх.

Дело в том, что в набирающей темпы предвыборной борьбе за места в Национальном Совете наибольшую конкурентную угрозу Австрийской народной партии (ÖVP) канцлера Нехаммера представляет правая Австрийская партия свободы (FPÖ), ставшая сегодня лидером социологических рейтингов, а её лидер Герберт Кикль – самым популярным политиком, претендующим на канцлерское кресло. Австрийские правые, как и их коллеги из правофланговой АдГ в ФРГ, часто выступают с призывами о необходимости отказа от конфронтации с Россией и поиска компромиссных с ней отношений. И вот в стремлении остановить наступление правых в официальной Вене попытались активно разыграть антироссийскую карту с душком шпиономании. В частности, в прошлом году ÖVP выдвинула резонансные обвинения в адрес FPÖ в том, что партия якобы брала у России деньги за предложения в Национальном Совете и позволяла оказывать на себя влияние из-за границы. А затем в СМИ была вброшена информация о некоем досье, в котором рассматриваются «тесные связи» между Россией и FPÖ. О нем, в частности, поведал генеральный секретарь ÖVP Кристиан Штокер, заявивший на пресс-конференции, что, по всем впечатлениям, FPÖ продвигала интересы России в Австрии.

Но «синие» (партийный цвет FPÖ) такой атаки терпеть не стали и подали на обидчиков в Верховный суд. Иск оказался успешным. Верховный суд постановил: ÖVP должна отозвать обвинения в близости FPÖ к России и больше не может говорить подобные вещи в будущем. Тема стала табу для ÖVP в публичном пространстве. «Грязная кампания Народной партии окончательно провалилась», — торжествовал генеральный секретарь FPÖ Кристиан Хафенекер. «Мы не позволяем России или другим странам влиять на нашу политику и рады, что смогли законно защитить себя от безапелляционных обвинений…», - сказал он.

Лидер FPÖ Герберт Кикль перешел в наступление: после угроз Киева прекратить транзит газа из России в Европу через свою территорию он призвал канцлера Карла Нехаммера к немедленной остановке всех выплат помощи Украине. По мнению Кикля, позиция правительства Зеленского - это «атака на энергоснабжение, процветание и будущее австрийцев». В этой позиции он также усматривает попытку шантажа, поскольку Киев предложил Австрии покупать газ из украинских хранилищ в качестве компенсации. Возмущение Кикля было велико: «Правительство… потратило 3,51 миллиарда евро налоговых денег на Украину, и около 70 000 украинцев были приняты за счет населения, а в благодарность этому режим Зеленского хочет перекрыть подачу газа австрийцам».

Не прекращают правые своих атак на кабинет Нехаммера и по поводу неэффективной миграционной политики. Чувствуя усталость австрийцев от этой проблемы, Кикль и его соратники не устают ставить вопрос об ужесточении ограничений на предоставление убежища прибывающим в страну иностранцам. И такие требования падают на благоприятную почву. Как показало исследование института Unique Research на эту тему, большинство опрошенных -56% - выступило за нулевой лимит беженцев: 36% опрошенных «полностью» за то, чтобы Австрия больше не принимала беженцев, еще 20% «отчасти» за это. Но против нулевого лимита возражает тоже немалая часть граждан - 37%.

Наблюдать за бесконечными пикировками правящей коалиции и правыми многие австрийцы уже не желают и начали активизироваться. В феврале и в марте по всей стране, как и в Германии, прокатились волны многотысячных демонстраций протеста против роста активности FPÖ и некоторых других правых политиков.

Неудивительно, что в этой атмосфере часть избирателей стали искать и другие партийные альтернативы. Например, в лице коммунистов. Вся страна недавно с интересом наблюдала за ходом муниципальных выборов в Зальцбурге, где за пост бургомистра шла упорнейшая борьба между социал-демократом (SPÖ) Бернхардом Ауингером и членом местного совета от компартии Австрии (KPÖ) Кей-Михаэлем Данклем. Понадобилось два тура, чтобы выявить победителя. И хотя социал-демократ одержал верх, коммунисты были явно воодушевлены – их представительство в городском совете родины Моцарта неуклонно растёт. Запрос общества на перемены очевиден, считают политологи.

Запросом на перемены объясняется и растущая популярность относительной молодой либеральной партии NEOS (Новая Австрия и Либеральный форум), основанной в 2012 году. Партия является полным антиподом правых евроскептиков и выступает за проевропейский выбор и европейское единство. Несмотря на короткий исторический срок своего существования, NEOS уже имеет 15 своих депутатов в Национальном Совете и одного - в Европарламенте. В вопросах миграционной политики NEOS демонстрирует в целом благосклонное отношение к беженцам, но допускает их приём лишь после тщательных проверок и считает необходимым ужесточить ответственность для нелегальных перевозчиков мигрантов. Прежде всего отдает приоритет привлечению в Австрию иностранных граждан с высшим образованием. Партия поддерживает многодетность и традиционные семейные ценности, но при этом, как это не парадоксально, лояльна к однополым бракам и расширению прав ЛГБТ. NEOS против тотального контроля в обществе, считая это перегибом.

С такими установками партия «розовых» рассчитывает на расширение своей электоральной базы и не чурается откровенного популизма. Недавно, например, лидер NEOS Беате Майнл-Райзингер опубликовала в качестве предвыборной программы часть своей 200-страничной книги «Поворотный пункт» (Wendepunkt), в которой обосновывает идею специального банковского счёта на 25 000 евро, который должен быть открыт государством для каждого австрийца, достигшего 18 лет. По её замыслу, этот «счёт возможностей» (Chancenkonto) должен помочь молодёжи стартовать в большую жизнь и уменьшить неравенство в обществе. Получатели будут иметь право тратить деньги только на определенные цели — покупку квартиры, образование, открытие бизнеса.

Шаг за шагом завоёвывает своих сторонников даже Пивная партия (die Bierpartei). Основанная в 2014 году венским рок-музыкантом Домиником Влазны в качестве сатирической акции, своеобразной пародии на традиционные партии, она внезапно нашла поддержку у избирателей и в 2020 году на муниципальных выборах в Вене смогла получить мандаты в 11 округах. А уже на выборах президента Австрии в 2022 году лидер Пивной партии (BP) Влазны занял третье место после переизбранного действующего президента Александра Ван дер Беллена и Вальтера Розенкранца из FPÖ.

Согласно своему уставу, Bierpartei позиционирует себя как «пивократическое движение», признаёт важность свободы мнений, поддерживает разнообразие и индивидуальность в пивоваренной культуре. Сам Доминик Влазны требует ввести тесты на профпригодность для кандидатов на министерские должности. Политологи считают, что на парламентских выборах-24 под лозунгами равных возможностей и прав, поддержки молодежи, здравоохранения и образования BP может быть интересной для части электората, особенно для «избирателей слева от центра». Однако есть одна загвоздка: партия хочет баллотироваться только в том случае, если получит достаточную финансовую поддержку. По самым оптимистичным прогнозам, к концу апреля численность партии может достигнуть 20 000 человек. При членских взносах в размере около 59 евро в год общая сумма составляет около 1,2 миллиона евро. Но Влазны хочет избегать крупных доноров, потому что они сделают людей зависимыми, объяснил он в январе. Опросы прогнозируют, что партия пройдет в Нацсовет.

Но, разумеется, при всём интересе австрийцев к новым, даже экзотическим партиям, общую политическую картину в стране и парламенте, а также на выборах в Европарламент будут определять традиционные политические тяжеловесы. Расстановку сил и динамику изменений в предпочтениях избирателей сегодня постоянно мониторят все крупнейшие социологические центры страны, а на круглосуточном информационном телеканале OE24.TV в программе «Барометр выборов» практически в режиме нон-стоп выступают политики различных партий и движений, комментаторы и эксперты. На днях самые свежие данные по итогам общенационального опроса представил на телеканале авторитетный венский социологический институт PLG (Paul Lazarsfeld Gesellschaft für Sozialforschung). Его президент профессор Вернер Бойтельмайер высказал прогноз относительно выборов депутатов от Австрии в Европарламент 9 июня. По его мнению, наибольшее число голосов получат представители правой FPÖ (27%), социал-демократической SPÖ (24%) и канцлерской ÖVB (23%). Остаются, по всей вероятности, шансы провести по квоте Австрии своих кандидатов у NEOS (12%) и «зелёных» (11%).

Что касается выборов в Национальный Совет Австрии, то во многом рейтинги нацеленных туда партий схожи с показателями по евровыборам. На сегодняшний день правые сохраняют лидерство. У партии Герберта Кикля рейтинг составляет 27 %, у социал-демократов - 22%, а у правящей Народной партии -20%. Шансы пройти в парламент сохраняют «зелёные» (10%) и NEOS (9%). Первый большой успех, похоже, ожидает Пивную партию, ей прочат не менее 6%. А вот компартия хотя и набирает пока рейтинг в 5%, но это балансирование на грани. 

Как видим, разброс симпатий у нынешних австрийцев весьма широк. В целом консервативная значительная масса избирателей готова и впредь делиться своими голосами с политиками привычных и давно существующих партий. Но, с другой стороны, нельзя не заметить, что общество альпийской республики на фоне обострившихся ныне экономических и международных процессов переживает переоценку своих политических приоритетов и готово к поиску новых, более динамичных и решительных выразителей своих интересов. По крайней мере, австрийцы молодых поколений проявляют в этом очевидную заинтересованность. И в этом плане можно говорить о неплохих перспективах относительно новых, пока ещё переживающих стадию роста партий. Подъём интереса к правым политикам, вероятно, во многом связан с такой потребностью, но с другой стороны, это отчасти и своеобразное выражение протестного разочарования избирателей тем курсом, которым сегодня ведёт Австрию «чёрно-зелёная» коалиция во глава с Куртом Нехаммером. Похоже, что его канцлерство подходит к завершению. Насколько это верно, покажет сентябрьское голосование.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати