ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ограничение поставок СПГ из США – удар по долгосрочным интересам Европы

12:34 13.02.2024 • Андрей Кадомцев, политолог

В конце прошлого месяца, президент США Джозеф Байден объявил, что приостанавливает выдачу разрешений на экспорт американского сжиженного природного газа в рамках проектов, находящимся в стадии планирования.

О том, что Белый дом дал указание своим советникам провести ревизию «климатических критериев», на основании которых администрация США выносит решения по проектам экспорта СПГ, стало известно в начале года. А уже в конце января Байден объявил, что приостановит выдачу разрешений на экспорт СПГ для проектов, которые еще только запланированы для реализации. О полном запрете на экспорт речи пока не идет. Также продолжится строительство терминалов, уже получивших лицензию Министерства энергетики. Тем не менее, несколько крупных, но еще не утвержденных проектов, которые должны были отгружать СПГ в страны, не имеющие с Америкой соглашений о свободной торговле – а это большая группа государств в Европе и Азии, оказались заморожены.

Официально заявлено, что «временная пауза» в отношении проектов по экспорту СПГ позволит более тщательно изучить их последствия для экономики, безопасности и окружающей среды. Реальные причины – политические. С точки зрения внутренней политики, администрация рассчитывает задобрить экологических активистов, которые, признавая более «чистый» характер природного газа, всё же настаивают, что негативные последствия для климата от бурения, транспортировки, сжижения и экспорта газа, не намного меньше, чем от угля. В этой связи решение Байдена было воспринято как политическая игра, направленная на привлечение молодых левых избирателей-демократов, многие из которых считают изменение климата одним из главных вопросов предстоящих в ноябре президентских выборов.[i]

Кроме того, Вашингтону приходится поддерживать баланс между интересами внутренних промышленных потребителей углеводородов, для которых относительно более низкие, по сравнению с Европой и Азией, цены на энергию являются важным конкурентным преимуществом. Это особенно важно для энергоемких отраслей промышленности, таких как сталелитейная и нефтехимическая, для которые в последние годы значительно увеличили как добычу ископаемого топлива внутри страны, так и экспорт углеводородов. Что приносит им большие деньги. Ну и конечно здесь учитываются  долгосрочные геополитические интересы Америки.

Для решения этой триединой задачи, Вашингтону необходимы низкие цены на энергоносители дома, и высокие – на мировом рынке. При условии, что у потенциальных конкурентов из других стран возникнут проблемы с доставкой своего сырья потребителям.

Все эти три сюжета напрямую затрагивают интересы стран Европейского союза. Так, упомянутое стремление Белого дома «поддержать конкурентоспособность американской экономики» за счет сохранения относительно низких цен на энергоносители у себя дома грозит европейским компаниям разорением. Уже сегодня под вопросом оказалось не только экономическое лидерство, но экономическое будущее Германии – ведущей экономики ЕС. «Германия растеряла конкурентоспособность. Наша страна беднеет, поскольку наш экономический рост сошел на нет, и мы отстаем», заявил недавно министр финансов ФРГ Кристиан Линднер. На сегодняшний день, показатели немецкого промышленного производства упали до самого низкого уровня со времени мирового финансового кризиса.[ii]

Первый шаг на пути к повышению цен на газовом рынке Европы, сделал еще президент Обама, когда весной 2014 года потребовал от ЕС разработать меры, которые позволили бы «снизить энергетическую зависимость от России». «Газовый вопрос» стал одним из немногих, где Трамп продолжил линию предшественника. Президент-республиканец выступал за наращивание добычи и экспорта американских углеводородов, включая СПГ. Терминалы по экспорту СПГ активно строились во многих штатах Америки, включая Техас, Луизиану и Мэриленд. Трамп открыто давил на европейцев, требуя увеличить импорт американского газа, называя его «топливом свободы». Подразумевалось, что тем самым ЕС «освободится» от зависимости от поставок из России. 

Однако серьезным сдерживающим фактором для экспансии американского СПГ оставалась его высокая цена – существенно большая, по сравнению с российским трубопроводным газом. В 2017 году газовые поставки из США в Европу составили не более 3 млрд. куб. м газа. Потребление же газа европейцами в том году достигло 500 млрд. куб. м.[iii] Пытаясь переломить  тенденцию, в том же 2017-м Конгресс проголосовал за пакет санкций, которые создавали проблемы для любого нового газопроводного проекта в Старом Свете с российским участием. Уже в то время предполагалось, что санкционное оружие против Москвы будет пущено в ход «по полной» к тому моменту, когда новые производства СПГ в США выйдут на максимальную мощность – к 2020-2022 годам.

Байден, несмотря на предвыборную риторику о необходимости ускорить «зеленый переход», довольно быстро возобновил политику поощрения внутренней добычи и экспорта углеводородов. При этом эскалация на Украине помогла Вашингтону окончательно вернуть Евросоюз в положение своего послушного «ведомого». ЕС послушно принял «блоковую логику», и разорвал большую часть экономических связей с Москвой. Российский газ, проступавший по трубопроводам, в  2021 году занимал 40 процентов европейского рынка. Доля же СПГ в потреблении европейских стран составляла лишь порядка 18 процентов. В этих условиях в течение 2022 года США потеснили Россию и стали вторыми по объемам поставок газа после Норвегии. По данным Financial Times, к концу 2022 года страны ЕС увеличили импорт СПГ на 58 процентов, до без малого 140 млрд. куб м. А поставки американского сжиженного газа в Европу в 2022 году выросли, по данным The Economist, до более 63 млрд. куб м против 22 млрд. куб м в 2021 году.

В прошлом году две трети объемов американского экспорта СПГ, или порядка 83 млрд. куб м, отправлялись в Старый Свет. Как пишет Bloomberg, Байден обещал странам ЕС, что рассмотрение лицензий на экспорт СПГ будет приоритетом для его администрации. В этом контексте критики называют решение Белого дома «тревожным сигналом для союзников». В Еврокомиссии, однако, настаивают, что рост зависимости от американского СПГ не является «поводом для беспокойства». Оптимистично настроенные эксперты даже полагают, что в ближайшие годы потребление сжиженного газа в странах Евросоюза начнет снижаться. Спрос на СПГ уменьшиться, особенно после 2030 года, поскольку вырастет производство биометана, а также большие объемы газа пойдут по трубам из Норвегии, ряда африканских стран, а также Азербайджана. «Именно для этого периода [нынешнее] решение Байдена будет иметь значение», считают они.[iv]

Вопрос в том, о каком «значении» идет речь. По итогам 2023 года, США по экспорту СПГ обогнали двух других крупнейших поставщиков - Катар и Австралию. По мнению реалистов, зависимость Европы от поставок СПГ из США может реально снизиться либо в случае возвращения к масштабным закупкам газа у России, либо если Катар решится на ценовую войну за долю рынка. В отношении России в ЕС запальчиво заявляют, что возврата к прошлому уровню энергетического сотрудничества «быть не может». При этом понятно, что террористический акт подрыва «Северных потоков» серьезно осложняет перспективы возобновления газового сотрудничества с технической точки зрения.

Что касается Катара, то он приступил к наращиванию добычи и поставок СПГ еще в конце 2010-х. Предполагалось, что рост катарского экспорта мог бы даже серьезно снизить цены в мире в целом, что грозило проблемами энергетической отрасли США ввиду высокой себестоимости добычи. Однако теперь такому развитию событий препятствует обострение ситуации на Ближнем Востоке, в частности, в зоне Суэцкого канала. Через этот маршрут проходит порядка одной десятой мирового транзита СПГ. Противостояние США и йеменских хуситов угрожает стабильности поставок в Европу катарского газа. Технически, «регулируя» интенсивность ударов по территории Йемена, Вашингтон получает рычаг влияния на экспортные возможности Катара. По меньшей мере, на европейском направлении.

Наконец, резкое сокращение поставок в ЕС трубопроводного газа, приближает мировой газовый рынок к трансформации по модели, аналогичной рынку нефти. В этом случае, основные объемы газа в мире будут транспортироваться морскими путями в виде СПГ. В таком случае, международный рынок природного газа становится единым и глобальным, а сделки на нем заключаются преимущественно в формате спот, при котором оплата по контракту производится немедленно. Концептуально, такой сценарий задуман Вашингтоном для сохранения привязки мирового рынка углеводородов к американскому доллару.[v] Но в этом случае, под вопросом оказываются международные позиции единой европейской валюты евро.

Эскалация конфликта на Украине повернула вспять тенденцию к снижению цен на газ на европейском рынке. Обострение на востоке Европы предоставило Вашингтону удобный предлог потребовать от номинальных союзников в ЕС срочно отказаться от импорта более дешевых углеводородов из России в пользу дорогого газа из США. Допустив уничтожение «Северных потоков», а также поддавшись информационно-идеологическому давлению Америки, Европейский Союз рискует окончательно стать заложником геополитических устремлений Вашингтона. А «заодно», его «клиентов» в Восточной Европе, включая Киев.

Налицо – новый этап геополитической игры США. Сохранение высоких энергетических цен в Европе, на фоне их более низкого уровня в США, сулит дальнейшую деградацию европейской промышленности вследствие роста энергетических издержек. Таким образом, без реальной энергетической независимости ЕС, под вопросом оказывается как будущее европейской экономики, так и единой валюты. Решение Байдена по ограничению будущего экспорта американского СПГ внешне выглядит как популистский шаг в рамках предвыборной кампании. На деле, инициатива Белого дома отражает долгосрочную политику Вашингтона, нацеленного на сохранение доминирующего положения США в мире. Даже ценой разорения номинальных «союзников».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.eenews.net/articles/biden-needs-young-voters-can-his-climate-policy-rally-them/

[ii] https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-02-05/lindner-says-germany-s-lack-of-growth-is-making-country-poorer

[iii] http://expert.ru/2018/07/18/vstrecha-v-helsinki----nachalo-gazovoj-vojnyi-za-evropu/

[iv] https://www.reuters.com/business/energy/us-lng-export-pause-leaves-eu-industry-odds-over-energy-security-2024-02-02/

[v] http://expert.ru/expert/2017/37/trubyi-goryat/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати