ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Гениальный испанский инженер Бетанкур в российском Крыму…

11:39 01.02.2024 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

На снимке: кандидат технических наук, доктор исторических наук, доцент Ольга Владимировна Егорова, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского.
Фото автора.

Первого февраля 2024 года научная общественность России отмечает очередную годовщину - 266 лет со дня рождения выдающегося испанского ученого и инженера Августина де Бетанкура. («Международная жизнь» и раньше не скупилась на публикации о личности «русского испанца». Смотрите, например, материалы в нашем журнале: «Историк Ольга Егорова: тайны инженера Бетанкура», 05.09.2011; «Слово о Манеже, который создал Бетанкур», 07.08.2017; «О кубинских секретах русского испанца», 18.02.2019; «Россия помнит Бетанкура», 02.02.2021)…

 

Журнал «Международная жизнь»: Несмотря на то, что сегодня Испания заняла в отношении России недружественную позицию, мы в нашей стране продолжаем ценить все то позитивное, что связывает наши страны. Так, первого февраля мы в России отмечаем очередную годовщину рождения гениального испанского инженера Августина де Бетанкура, который по личному приглашению императора Александра I переехал в Россию, где сделал много открытий и добрых поступков для развития страны в течение последних 16 лет своей жизни. А его могила в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге остается символом российско-испанского взаимодействия и дружеских связей. 

Накануне первого февраля на наши вопросы любезно согласилась ответить кандидат технических наук, доктор исторических наук, доцент Крымского федерального университета Ольга Владимировна Егорова.

 

Журнал «Международная жизнь»: Ольга Владимировна, расскажите нашим читателям каким был испанский подданный Бетанкур?

Доктор исторических наук Ольга Егорова: Августин де Бетанкур (его полное имя — Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) родился 1 февраля 1758 года в семье потомка конкистадора Жана де Бетанкура в Испании в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе (Канарский архипелаг королевства).

Повторю также для тех, кто не читал мои материалы, что с раннего детства Августин проявлял большие способности в математике, рисовании и изучении языков. В дальнейшем, благодаря родственным связям и своему таланту, он был направлен на обучение в Мадрид, позже — в Париж и в Лондон. Прекрасное образование, огромная трудоспособность, неординарное мышление и стальной характер позволили Августину де Бетанкуру стать одним из лучших инженеров Европы конца XVIII - начала XIX веков. В 1801 году возрасте 42 лет он был назначен Генеральным инспектором дорог и каналов Испании и тогда же основал и возглавил Школу дорог, каналов и мостов в Мадриде, которая считается первым в мире учебным заведением по подготовке инженеров путей сообщения…

 

Журнал «Международная жизнь»: А как испанский инженер Августин де Бетанкур оказался в Российской империи?

Ольга Егорова:  Выдающийся испанский инженер Августин де Бетанкур (1758-1824) переехал в нашу страну по личному приглашению российского императора Александра I в 1808 году. Он был зачислен в свиту «для особых поручений государя императора». Чуть позже, 30 ноября того же 1808 года, он был принят на русскую военную службу в чине генерал-майора, что подтверждается документами из Формулярного списка о службе и достоинстве свиты Его Императорского Величества, хранящегося в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА). Почему он переехал в Россию? Из личной переписки со старшим братом Хосе, оставшимся жить на острове Тенерифе на Канарских островах, известно, как Августин де Бетанкур сам объяснял причины своего переезда: «с того времени, как возникли вражда между принцем Астурийским и Годоем, я подумал, что в Испании неизбежна революция, и, чтобы не погибнуть со всем своим семейством, надо искать спасения и убежища в каком-нибудь иностранном государстве, и мне показалось, что Россия может быть самой подходящей для этого…  Император (России) принял меня с таким почетом, какого я не ожидал. Государь приглашал меня обедать с ним все дни, он назначил мне жалование в 25 тысяч рублей годовых, он присвоил мне звание генерал-майора, равнозначное тому, что я имел в Испании»…

…И очень важно отметить, что первое же задание императора Александра I Бетанкур выполнил с блеском! В 1809 году под его руководством впервые в России была создана первая высшая инженерная школа, которая получила название «Институт Корпуса инженеров путей сообщения». Так в нашей стране стараниями испанского ученого родилось учебное заведение, готовящее наших, отечественных инженеров для проектирования, строительства и эксплуатации шоссейных дорог, судоходных каналов, шлюзов, пристаней и портов. И Россия будет вечно благодарна за это испанскому инженеру!

А в 1818 году по распоряжению императора Александра I Августин де Бетанкур был назначен Главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями (Управления путей сообщения) Российской империи. Начать свою деятельность Бетанкур решил с инспекции уже существующих в России каналов, мостов и дорог.

В конце августа 1820 года Августин Августинович выехал из Нижнего Новгорода, где курировал строительство Нижегородской ярмарки, в южном направлении. Предполагалось, что водным путём он доберется до Астрахани, а далее через Кавказ и Крым — в Одессу. Подтверждение состоявшейся командировки можно найти в материалах Центрального государственного архива Крыма, на которые ссылается также исследователь Е.Н. Архипова, автор доклада «Друзья и знакомые А.С. Пушкина в доме Ришельё» на конференции «Пилигримы Крыма – 97», состоявшейся в Ялте…

 

Журнал «Международная жизнь»: Каковы же результаты крымской инспекции Бетанкура?

Ольга Егорова: Сошлюсь на исследование Азы Пальчиковой. Как она отмечала в своем докладе «Из истории строительства южнобережной дороги» на VI-х Дмитриевских чтениях в Ялте в 2002 году, в 1820 году Августин Бетанкур прибыл в Крым, осмотрел в сопровождении Таврического гражданского губернатора Александра Николаевича Баранова (1793-1821) горный Крым и Южный берег Черного моря (ЮБК), а также побывал в таких городах Крыма, как Севастополь, Керчь и Феодосия, проинспектировал порты Черного моря, осмотрел каналы, дороги, шлюзы и пристани. После возвращения в Петербург Бетанкур подготовил докладную записку императору: «Обзор различных вопросов, касающихся путей сообщения России», в которой ставил вопрос об улучшении судоходства в бассейне рек Волги и Камы; предложил соединить Волгу с Доном и начать строительство Военно-Грузинской дороги; рекомендовал расширить черноморские порты: Одессу, Николаев, Херсон, Севастополь, Феодосию и Керчь; и предложил начать разработку природных богатств Кавказа и Крыма. В целом, по завершению командировки А.А. Бетанкур сделал вывод, что существующие пути сообщения Российской империи находятся в неудовлетворительном состоянии.

При содействии Бетанкура губернатором А.Н. Барановым была составлена докладная записка правительству: «Проект о устроении путевого сообщения на южном берегу и нагорной части Таврического полуострова». К записке было приложено большое количество чертежей, включая 6 планов дорог по Крыму, что показывает, какая была проделана огромная работа. Чертежи и планы дорог помогал составлять Филипп Федорович Эльсон (1793-1867), который в то время исполнял должность Первого архитектора на Южном берегу Крыма.

Позднее, граф Михаил Семенович Воронцов (1782-1856), генерал-губернатор Новороссийского края, отмечал, что для благоустройства и развития Крыма необходимо построить новую дорогу между ЮБК и столицей Крыма, справедливо считая, что эта «дорога должна была открыть все места Южного берега, могущие

быть обрабатываемыми». (Можно предположить, что планы дорог из материалов Воронцова были созданы под руководством Бетанкура). Кстати, было разработано несколько планов дорог и не только Бетанкуром…

 

Журнал «Международная жизнь»: Ольга Владимировна, что еще вы могли бы сказать о результатах инспекции Бетанкура в российском Крыму?

Ольга Егорова:  Все тогдашние устные и письменные источники свидетельствуют: дороги в XVIII веке в Крыму, действительно, были ужасными. Известно также, что князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739-1791) при подготовке визита императрицы Екатерины II на полуостров был первым, кто обратил на это внимание. По его приказу по всему маршруту путешествия императрицы в Крым были обследованы почти все существующие проезжие дороги. Многие из них были расширены, укреплены, отремонтированы и благоустроены с тем, чтобы создать наиболее комфортные условия проезда огромной кареты государыни и экипажей ее многочисленной свиты. К сожалению, денег и времени на строительство полноценной и удобной дороги к ЮБК у Григория Потемкина не хватило, потому Екатерина II доехала только до перевала и Байдарских ворот. Напомню также, что внук Екатерины II, император Александр I, как свидетельствуют документы, посетив Крым в 1818 году, просто был поражен «трудностями проезда и отсутствием элементарных удобств цивилизации», поэтому он лично приказал приступить к строительству современной по тому времени сухопутной дороги к Южному берегу Черного моря. Для реализации поставленной задачи туда, на полуостров, и был направлен Главный директор Управления путей сообщения Августин де Бетанкур. В результате командировки гениального инженера-строителя было разработано шесть различных проектов дорог. Однако для воплощения в жизнь хотя бы одного из шести названных проектов не хватало чьей-либо личной заинтересованности, и таким человеком стал граф М.С. Воронцов, который в 1823 году приобрел земельный участок в Алупке. Дороги были нужны ему для возведения своей летней резиденции, включавшей комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек. Стройка длилась несколько лет: с 1828-1848 гг., а началось со строительства дороги в 1824 году, уже после смерти Бетанкура, и строилась она более десяти лет, в несколько этапов. Участок от Симферополя до Алушты был завершен в 1826 году. Затем дорога соединила Алупку и Ялту, а устройство участка между Алуштой и Ялтой началось только в 1832 году. Позже, через пять лет, была проведена дорога на перевал к Байдарским воротам…

 

Журнал «Международная жизнь»: И как известно, именно в Крымской обсерватории была открыта малая планета в солнечной системе, которая по инициативе ученого сообщества была названа «Бетанкур». Расскажите подробнее об этой истории, пожалуйста.

Ольга Егорова: Да, действительно, в 70-е годы прошлого века, а точнее 9 октября 1978 года, сотрудник Крымской астрофизической обсерватории, расположенной в поселке «Научный» в Бахчисарайском районе Республики Крым, Журавлёва Людмила Васильевна открыла между Марсом и Юпитером новую малую планету, получившую порядковый номер 11446. По просьбе Учёного Совета Петербургского государственного Университета путей сообщения Императора Александра I этой планете 14 июня 2003 года присвоили имя Бетанкур. Международное сообщество полностью поддержало название планеты, увековечив тем самым имя гениального испанского инженера и ученого, подарившего свой талант России. И сегодня, в день рождения Августина Августиновича Бетанкура, мы с радостью выражаем ему благодарность за все то полезное и важное, что он сделал для нашей Родины - строил дороги и мосты, проектировал и возводил заводы и фабрики, создал проект Московского Манежа и многое другое… 
И мы не устаем повторять: «Спасибо русскому испанцу Бетанкуру!» Россия помнит!

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати