На российском космодроме «Восточный» в Амурской области состоялась встреча президента России Владимира Путина и лидера КНДР Ким Чен Ына. Визит лидера Северной Кореи уже вызвал бурную реакцию в западных средствах массовой информации, где были высказаны самые разнообразные предположения о причинах и итогах состоявшейся встречи. При этом подробности состоявшихся на Дальнем Востоке переговоров не стали разглашаться. Никаких официальных документов также подписано не было. Тем не менее, очевидно, что и Москва, и Пхеньян в условиях продолжающегося международного кризиса заинтересованы в углублении двустороннего сотрудничества. Перспективы российско-северокорейского взаимодействия были освещены в рамках состоявшегося в Москве круглого стола, на котором выступили известные отечественные востоковеды.
Заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов отметил, что активизация контактов Москвы и Пхеньяна вполне объяснима: обстановка в Северо-Восточной Азии сложная и в ближайшее время будет только обостряться. «За последний год в результате действий США стремительно наращивалась военная компонента в различных формах. Создавались новые союзы. Например, трехсторонний формат «Вашингтон-Сеул-Токио» на встрече в Кэмп-Дэвиде 18 августа 2023 года был полностью переформатирован и превратился в долгоиграющий военный механизм. Тем самым НАТО стало игроком на Тихом океане. Создан трехсторонний формат AUKUS с участием Австралии, Великобритании и США, в рамках которого ранее неядерная Канберра может получить в свое распоряжение атомные подводные лодки. Таким образом, возникла целая серия вызовов и угроз, на которые необходимо дать ответ», - заявил он.
По словам А.Воронцова, в ответ на рост военных угроз в регионе Дальнего Востока лидеры России и КНДР стали уделять повышенное внимание сотрудничеству в военно-технической сфере. Изменились и интонации дипломатических заявлений. «Если раньше нормой были обтекаемые формулировки, то сейчас они стали более решительными. Сводятся они к следующему: да, есть наши обязательства в рамках Совета безопасности ООН, под резолюциями есть наши подписи, мы намерены соблюдать санкции в отношении КНДР и дальше, но они не закрывают все возможности для экономического и военно-технического сотрудничества. В этих условиях наши страны будут руководствоваться исключительно своими интересами, а не предупреждениями, звучащими извне», - пояснил ученый.
А.Воронцов считает, что встреча лидеров России и КНДР имеет большое значение: «Разумеется, вполне объяснимы лаконичные оценки и комментарии со стороны официальных лиц. Это значит, что обсуждение чувствительных проблем было широким и продуктивным. Возможно, состоявшиеся переговоры станут одним из этапов формирования иного трехстороннего подхода России, КНДР и Китая к реагированию на новые угрозы, которые возникли в Азиатско-Тихоокеанском регионе в последнее время. Наши оппоненты, по сути, подталкивают нас к активизации этого сотрудничества, но одновременно и опасаются его, понимая эту неизбежность».
Главным тревожащим фактором в сложившихся условиях А.Воронцов назвал полное отсутствие у Вашингтона, Сеула и Токио «переговорных опций» в отношении Пхеньяна: «Все эти страны пытаются заставить КНДР разоружиться под давлением и в одностороннем порядке. В Пхеньяне это отлично понимают, и уделяют особое внимание своей безопасности. Поэтому в ближайшее время ситуация будет только ухудшаться. Хочется надеяться, что здравый смысл пробьет себе дорогу, хотя пока его не видно».
Заместитель главы Департамента контроля за внешними ограничениями Министерства финансов России Дмитрий Кику сообщил, что американские технологии де-факто использовались при реализации северокорейской ядерной программы. Причем произошло это уже после встречи на 38-й параллели лидера КНДР Ким Чен Ына и президента США Дональда Трампа. «В 2019 году, когда напряженность между Вашингтоном и Пхеньяном и Северной Кореей несколько снизилась, Пхеньян провел испытания твердотопливной баллистической ракеты малой дальности KN-24, которую эксперты обозначили как прототип американской ракеты ATACMS класса «земля-земля», - заявил Д.Кику.
Эксперт также напомнил, что во время недавнего визита министра обороны России С.Шойгу в КНДР Ким Чен Ын продемонстрировал ему аналоги американских беспилотников RQ-4 Global Hawk и MQ-9 Reaper, которые не только были представлены на стендах, но и совершили пролет в ходе военного парада в тот же день. Наконец, лидер Северной Кореи принимал парад на автомобилях западных марок, которые были бронированы по индивидуальному заказу в США. Более того, когда КНДР в обход санкций осуществляла запуск ракет, Вашингтон не направлял в ООН запрос на ужесточение санкций. В этом контексте обвинения в нарушении санкций, которые звучат из Вашингтона по адресу российского руководства, выглядят, по меньшей мере, лукавством.
По мнению Д.Кику, односторонние санкции, которыми в настоящее время грозят США и ЕС, не заставят ни Москву, ни Пхеньян свернуть с уже выбранного пути. Другое дело, что в двусторонних отношениях, во избежание рестрикций, необходимо вести себя осторожно и не выставлять напоказ чувствительную информацию, сопровождающую развитие отношений двух стран. «Приведу пример из собственной практики. Когда я работал в Нью-Йорке, после введения запрета на создание совместных предприятий с Северной Кореей американцы довольно оперативно получили информацию из открытых источников, и была попытка подвести под санкции тех бизнесменов, которые участвовали в бизнесе с Пхеньяном. Сделать это им не удалось. Если мы будем соблюдать практику закрытия информации, то серьезных мер удастся избежать», - подчеркнул Д.Кику.
Перспективам экономического сотрудничества Москвы и Пхеньяна посвятила свое выступление руководитель Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Виктория Самсонова. Она считает, что у России сейчас есть уникальная возможность зайти первой на северокорейский рынок и получить преференции. «Пока товарооборот между нашими странами не превышает 43 млн. долларов. До принятия санкций Совета безопасности ООН в России успешно работали более 30 тыс. северокорейских рабочих. Высокий спрос на них наблюдался в строительстве, ремонтных работах и лесозаготовках. Преимущество рабочей силы из КНДР - ее высокое качество, дисциплинированность, низкий уровень криминала и «возвратность». Проще говоря, корейцы не остаются в России», - отметила В.Самсонова.
В. Самсонова также отметила, что целесообразным шагом со стороны России было бы увеличение квот в отечественных вузах для студентов из КНДР. «Тем самым мы создали бы возможности для профессионального роста молодых людей, лояльно относящихся к нашей стране. В Северной Корее очень способная молодежь. Например, в 2019 году студенты из КНДР заняли второе место после МГУ на конкурсе программистов. Большими успехами может похвастаться местная анимация. Мировую известность получила компания SEK Studio, мультфильмы которой не имели аналогов по качеству и цене. Когда ввели санкции, об этом забыли», - добавила она
В настоящий момент, считает В. Самсонова, нужно двигаться поступательно в расширении торговых связей. «Необходимо развивать те отрасли, которые есть, например, поставки продовольствия. Отмечу, что в 2015 году КНДР было парафировано 16 ветеринарных сертификатов на продукцию животного происхождения. И здесь мы можем говорить о том, что, если поставки российского мяса (свинины, говядины, птицы) пойдут в Северную Корею, это будет большим плюсом и позволит расширить номенклатуру поставок из России», – отметила В. Самсонова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs