Недавно Папа Франциск, находясь в весьма преклонном возрасте, решился на девятичасовой перелёт из Ватикана в Монголию - страну, на территории которой существует одна из самых малочисленных католических общин (порядка 1400 человек). Из 25 католических священников, проводящих там богослужения, лишь двое являются монголами. Интересно, что с Монголией тесно связана «карьера» подающего большие надежды самого молодого (45 лет) кардинала Святого престола - Джорджо Маренго.[1]
В Улан-Батор Понтифик прибыл 1 сентября и пробыл пять дней. В весьма насыщенную программу Понтифика входили встречи с официальными лицами, в том числе, с президентом Ухнаагийн Хурэлсухом, дипломатами, священниками и миссионерами. Центральным событием визита стала его месса на крытой хоккейной арене Улан-Батора Steppe Arena, где, помимо монгольских верующих, присутствовали католики из Китая, Таиланда, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, России и Вьетнама. Нужно признать, сегодня уровень религиозности среди населения Монголии остаётся невысоким. Это касается и традиционного для этих мест тибетского буддизма. Возникает вопрос: каковы были цели этого визита?
Были ли они обусловлены желанием донести послание Ватикана до народа, проживающего на «стыке» двух великих держав, и при этом изолированного от католического мира? Либо речь идёт о традиционной «дипломатии Ватикана», предполагающей решение более широких задач регионального или даже глобального масштаба? Скорее, второе.
В своих выступлениях в ходе визита Понтифик вдруг вспомнил про времена Монгольской империи - Pax Mongolica, когда, по его мнению, мир был устроен весьма гармонично. «И в наши дни такую модель следует ценить и предложить вновь. Монголия не только является демократическим государством, проводящим миролюбивую внешнюю политику, но и стремится играть важную роль в обеспечении мира во всем мире»[2]. Можно предположить, что это был призыв к более активной внешней политике Монголии
Но внешняя политика у Монголии сейчас не просто есть, а является весьма активной и разнонаправленной. Дипломатию Монголии часто именуют «политикой третьего соседа». Это предполагает, что в условиях географического соседства с двумя великими державами, страна активно взаимодействует с внерегиональными игроками, прежде всего с США. Монголия и США установили дипломатические отношения в 1987 году, страны весьма активно кооперируются по стратегическим вопросам. При этом Монголия является, в частности, одним из «глобальных партнеров» НАТО, наряду с официальными союзниками США, такими, как Австралия, Япония и Южная Корея.[3] Так что определенный дрейф Улан-Батора в сторону Запада очевиден.
Помимо этого Монголия также поддерживает весьма тесные отношения с Южной Кореей и Японией. К слову, среди националистически ориентированных экспертов и политиков в Японии весьма популярна идея о том, что корни японской нации следует искать где-то в монгольских степях. Хотя этнографы этот взгляд скорее не разделяют, филологи указывают на черты сходства в японском и монгольском языках. Главы МИД двух государств договорились о продвижении концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» ещё в октябре 2020 г. Тосимицу Мотэги посетил тогда Монголию, визит фактически стал «компенсацией» за отмену поездки в Улан-Батор Майка Помпео в связи с диагностированием Covid-19 у тогдашнего главы Белого Дома[4].
Что касается связей Монголии непосредственно с Ватиканом, то ранее страна активно принимала помощь связанных со Святым Престолом структур в реализации программ развития, в частности, инновационных сельскохозяйственных проектов, с целью диверсификации аграрного сектора Монголии. (Сейчас основой данного сектора экономики является кочевое скотоводство). Но при этом со стороны Ватикана продвигались проекты с правозащитной составляющей, касающиеся, например, положения женщин. Эти программы спонсировались Европейским союзом и базирующимися в Европе католическими организациями. Подобные программы не объявляли своей целью распространение католической религии, однако, были ориентированы на перемены в традиционных устоях монгольского общества.
«Политика третьего соседа» вызывает определенное недовольство со стороны Китая. В частности, премьер-министр Монголии Оюн-Эрдэнэ Лувсаннамсрайна, во время визита, состоявшегося в начале августа этого года, заявлял, что Монголия видит своё экономическое будущее с Западом, а Китай и Россия являются её вечными соседями[5]. Однако реальность состоит в том, что экономика страны держится именно благодаря связям с двумя «вечными соседями». Поэтому подобные заявления вызывают много практических вопросов, на которые придется искать ответы монгольскому руководству.
Монголия также поддерживает контакты и с КНДР. Не исключено, что по этой причине в Ватикане могут рассматривать Улан-Батор в качестве «полезной площадки» для своей дипломатии. Нынешний папа задал глобальный, наднациональный характер деятельности Святого престола. Он понимает, что Европа уже перестала быть ключевым христианским регионом, другие страны обгоняют ее по количеству католиков (в десятку стран по численности католиков в мире входят только четыре европейские страны, и при этом они не представлены даже в первой пятерке)[6].
Известно, что Ватикан ведёт сложный диалог с Пекином по вопросу о назначении епископов, также Папа Франциск стремится стать еще одним посредником в прекращении конфликта на Украине. Год назад он посетил Казахстан, где принял участие в Съезде лидеров мировых и традиционных религий, там, как считается, Понтифик надеялся и на встречу с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Но Русскую православную церковь на этом мероприятии представила официальная делегация, и эта встреча не состоялась. Одновременно тогда происходил и официальный визит в Казахстан китайского лидера, который от встречи с главой Святого престола отказался.
Однако, визит Папы Франциска в Улан-Батор, связан, пожалуй, в первую очередь, с ситуацией внутри самой Монголии, где усугубились экономические и прочие проблемы. До последнего времени Монголия считалась успешным примером социально-экономической адаптации страны, имевшей тесные экономические связи с СССР, к реалиям, возникшим после распада социалистической системы. На западе рассматривали её как «образец» для государств Центральноазиатской пятёрки. В аграрной стране имел место заметный рост экономики, связанный с развитием горнодобывающего сектора. Вместе с тем, активная разработка месторождений полезных ископаемых в сочетании с глобальным потеплением привели к опустыниванию пастбищ, гибели скота, и, как следствие, разрушению жизненного уклада скотоводов, вынужденных мигрировать в столицу, где у них возникли серьёзные трудности в адаптации к городской жизни. Кроме того, одним из последствий экспорта энергоресурсов стал строительный бум, который стал одной из причин возникновения такого нового для жителей Монголии явления, как коррупция.
В декабре прошлого года происходили протесты из-за коррупционного скандала в угольной промышленности, высокой инфляции и других негативных процессов в экономике. Появляются признаки того, что прозападным элитам Монголии всё труднее предъявлять своему населению преимущества дипломатии «третьего соседа». При этом, власти страны, несмотря на получение различных видов помощи от связанных с Ватиканом структур, продолжают относиться к деятельности католической церкви на своей территории с заметным недоверием, что проявляется, например, в выдаче краткосрочных виз, действии других ограничений бюрократического характера.
С момента своего восшествия на престол Святого Петра Франциск постоянно обращал внимание на «крик Земли» - призыв думать об экологии планеты. Это имеет прямое отношение к Монголии, которая, как упоминалось выше, столкнулась с экологическим кризисом, который может затронуть целые экосистемы Европы и Азии. Как любят вспоминать монголы, их исконная земля – это второе легкое планеты. В то время как тропические леса Амазонки имеют решающее значение для поглощения мировых выбросов углекислого газа, Центральная Азия накапливает воду, которая орошает остальную часть Азии. Монголия, в частности, занимает шесть различных экологических зон, которые находятся на стыке Европы и Азии[7].
Пока не совсем понятно, будет ли услышан глас Святого Престола в этой части планеты.
Вместе с тем, серьёзной уязвимостью отношений Монголии с Вашингтоном, да и со странами Запада в целом, является отсутствие в них экономической составляющей. Низкий товарооборот усугубляется недружественными действиями протекционистского характера, например, в отношении монгольского кашемира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://www.japantimes.co.jp/news/2023/08/30/asia-pacific/politics/pope-francis-mongolia-visit-geopolitics/
[2] Папа римский пожелал на земле мира, как в Монгольской империи – Коммерсантъ (kommersant.ru)
[3] Between China and Russia, Mongolia Stays Defiant – For Now – The Diplomat
[4] Japan, Mongolia to cooperate on 'Free and Open Indo-Pacific' | AP News
[5] Монгольский перешеек: папа римский упорствует в поисках мира | Октагон.Медиа (octagon.media)
[6] Какие цели преследует Ватикан в украинском кризисе (iz.ru)
[7] https://thediplomat.com/2023/08/why-is-pope-francis-visiting-mongolia/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs