ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ближний Восток – новые тенденции в широком контексте

12:06 08.09.2023 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

Ближний Восток проходит поныне период турбулентности. Военно-политическая обстановка в этом регионе в течение многих десятилетий была чревата самыми ожесточёнными конфликтами, которые нередко становились реальностью.

Однако ситуация постепенно стала меняться. Причём эти изменения связаны с пересмотром целеполагания региональной политики ведущих ближневосточных стран: Турции, Израиля, Королевства Саудовской Аравии (КСА), Исламской Республики Иран (ИРИ), а также таких внерегиональных держав как США, Китай, Россия. Именно сложнейшие взаимные переплетения отношений этих стран в настоящее время характеризуют военно-политическую обстановку в этом регионе.

Мировые державы. Если говорить о мировых державах, то они в последнее время меняют оттенки своей ближневосточной политики. Так, США, оставаясь влиятельным военным игроком в регионе, теряют там свои позиции в силу многих причин: от снижения американского интереса к ближневосточной нефти до утраты авторитета у арабов (и не только у них). Тем более для Вашингтона сегодня главные проблемы это противостояние с Россией на Украине и конкуренция с Китаем (наряду с проблемой Тайваня). Вашингтону в настоящее время явно не до экспансий на Ближнем Востоке. В этой ситуации США, осознавая свою всё возрастающую слабину, стремятся сгладить противоречия между своими ближневосточными союзниками, смягчить конфликтные тенденции с главным противником – Ираном, предстать гарантом региональной безопасности и одновременно снять с себя груз ответственности за ситуацию на Ближнем Востоке.

Китай, несмотря на некоторые проблемы с экономикой, активно воплощает в жизнь свою глобальную программу «Один пояс – один путь», в которой роль Ближнего Востока чрезвычайно велика. Пекин активно развивает и углубляет свои политические, экономические и военные связи практически со всеми ближневосточными странами.[1] Так, Китай установил «всестороннее всеобъемлющее стратегическое партнерство» с пятью ближневосточными государствами: с Алжиром, Египтом, Ираном, Саудовской Аравией и ОАЭ, а «стратегическое партнерство» - с семью: с Ираком, Иорданией, Кувейтом, Марокко, Оманом, Катаром и Турцией.[2] При этом Пекин также развивает тесные связи с Израилем.

Для осуществления проекта «Один пояс – один путь» Китаю не нужны, и более того – губительны, напряженность, конфликты и войны на Ближнем Востоке. Поэтому он делает много для детанта в этом ареале. Недавно КНР стала инициатором и организатором восстановления отношений между двумя ведущими и конкурирующими между собой странами – КСА и ИРИ.

Россия в последнее время заняла на Ближнем Востоке устойчивые позиции, отвечающие её интересам. При этом Москва демонстрировала гибкий подход и умение учитывать местные особенности каждой из стран региона. В РФ видят важного партнёра в деле урегулирования ряда региональных проблем. Традиционно Россия была противовесом влиянию США. Неарабские государства Турция, Иран, Израиль признают возросшую роль РФ на БВ и учитывают её в своей внешней политике, стараясь наладить механизмы взаимодействия и преодоления разногласий.[3]

Архимедовым рычагом, перевернувшим Ближний Восток, грозит стать новая ситуация, складывающаяся в результате взаимодействия ведущих региональных государств – Ирана, Саудовской Аравии, Израиля.

Иран. Тегеран уже в течение многих месяцев усилиями тайной дипломатии с Вашингтоном предпринимает осторожные шаги по снижению ирано-американской напряженности. Удалось достичь прогресса в обмене пленными, разблокировании замороженных иранских активов, ослаблении некоторых санкций США в отношении продаж иранской нефти и, возможно, даже в обогащении Ираном урана.[4] Это возрождает надежду на позитивное решение в том или ином ключе проблемы Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД – ядерной программы ИРИ). Успех в этом направлении, несомненно, будет способствовать ослаблению напряженности в зоне Персидского залива, да и во всем Ближнем Востоке.[5]

Нет сомнений, что основным стимулом «американского направления» политики ИРИ является стремление к снятию или ослаблению антииранских санкций, тормозящих развитие экономики. Примечательно, что подобные политические маневры осуществляет радикально-консервативное руководство ИРИ, которое традиционно настроено резко антиамерикански, но которое прекрасно понимает всю тяжесть санкций. При этом оно избегает гласности, поскольку не хочет терять свой антиамериканский имидж и подвергаться критике со стороны ещё более радикальных политиков. Поэтому антиамериканская пропаганда, да и в целом идеологическая война с США только усиливается. При этом даже пусть тайный диалог ИРИ – США, даже незначительная ирано-американская сделка - объективно в интересах безопасности Ближнего Востока.

Иран не только негласно пытается наладить отношения с США, но и кардинально меняет свою «арабскую политику»: развивает связи со своим политико-идеологическим конкурентом Саудовской Аравией[6] и активно улучшает отношения с другими арабскими странами. «Почти везде, куда бы вы ни посмотрели, Тегеран сейчас предлагает позитивные стимулы к сотрудничеству и в основном ограничивает свою тактику применения силы», - пишет американский аналитик Кеннет Поллак в Foreign Policy (15.08.2023).[7]

Действительно, в последние месяцы наблюдается целый каскад восстановления и улучшения отношений Ирана со многими арабскими странами. Тегеран возобновил дипотношения с ОАЭ, прерванные в знак протеста в связи с установлением дипотношений между ОАЭ и Израилем в 2020 г. ИРИ и Судан договорились о восстановлении дипломатических отношении, разорванных Хартумом в 2016 г. после штурма посольства Саудовской Аравии в Тегеране. Иран нормализует отношения с Египтом, углубляет свои связи с Оманом, интенсифицирует свои экономические и политические связи Ираком, где проиранские группировки ныне доминируют в правительстве. Иранцы начали неафишируемые переговоры даже с Бахрейном, правительство которого до сих пор не простило ИРИ попытки организовать революцию шиитским большинством страны.

Важным событием в «арабской политике» Тегерана стали недавние визиты министра иностранных дел ИРИ Хосейна Амира Абдоллахиана в июне в Катар, Оман, Кувейт, ОАЭ,[8] в августе – в Саудовскую Аравию, Сирию и Ливан. Это действительно был дипломатический «штурм и натиск», призванный мягкой силой решить многие архиважные для Ирана проблемы.

Конечно, не всё просто в проведении Тегераном своей политики на Ближнем Востоке. Как пишет уже упоминавшийся К. Поллак, Тегеран не может полностью избежать противостояния с Кувейтом из-за общего газового месторождения,[9] споров с ОАЭ из-за трех островов, которые шахский режим захватил перед своим падением,[10] с саудовцами из-за продолжающихся поставок оружия хуситам в Йемене, из-за разных подходов Эр-Рияда и Тегерана к решению палестинской проблемы, а также из-за отношения к Израилю.[11] Но в целом, это было реальное дипломатическое наступление, призванное достичь целей в интересах ИРИ с помощью иранского миролюбия, очарования и обаяния, обрушившихся на оппонентов.[12]

Выступая 30 августа перед членами правительства, верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи заявил: «У нас не должно быть никаких конфликтов ни с одним соседом, а если есть конфликт, то его следует превратить в сотрудничество, и меры в этом отношении были уже приняты, и эту политику следует продолжать».[13]

Арабский мир и Израиль. Надо отметить, что ирано-арабский детант происходит на фоне (а точнее – в результате) нормализации отношений между КСА и ИРИ.[14] Безусловно, ответная позитивная реакция арабов на массированную дипломатическую активность Тегерана одобрена Эр-Риядом. Так же как и сближение арабов с Израилем. Кстати все позитивные тенденции в ближневосточной политике ИРИ, включая отношения с США, абсолютно не относятся к Израилю, который в соответствие с идеологией хомейнизма не имеет права на существование.

В свою очередь, арабские страны в последние годы заметно нормализуют свои отношения с Израилем. Важным шагом в этом направлении стали «Соглашения Авраама», т.е. серия договоров, подписанных в 2020—2021 гг., о нормализации отношений между Израилем и четырьмя арабскими государствами (ОАЭ, Бахрейн, Марокко, Судан). В рамках двусторонних соглашений они признали суверенитет Израиля, что позволило установить полноценные дипломатические отношения. Ранее такие отношения с еврейским государством установили Египет и Иордания.

Так же как и в случае с нормализацией отношений ИРИ – арабский мир, КСА внимательно следит за «израильским направлением» политики арабских стран и, вне сомнений, корректирует её. Недавно на круглом столе в Эр-Рияде на вопрос автора статьи о роли КСА в сближении арабских стран с Израилем один из видных саудовских политологов в кулуарах ответил, что мы (саудиты) просто не сказали «нет».

А что сама Саудовская Аравия? Готова ли она к официальным отношениям с Израилем? Безусловно, установление дипломатических отношений КСА – ведущей страны исламско-суннитского мира, хранителя святых мест ислама Мекки и Медины, крупнейшего в мире экспортера нефти - с Государством Израиль станет переломным моментом в развитии военно-политической ситуации на Ближнем Востоке. Но… Здесь много привходящих моментов в чрезвычайно запутанных отношениях США – КСА, США – Израиль, КСА – Палестинская администрация, Израиль - Палестина.

Как утверждал иракский политолог Ибрагим Муса в интервью Eurasia Daily (14.07.2023), «Саудовской Аравии тяжелее проводить нормализацию, чем другим странам, в силу своего уникального положения в мусульманском мире, ведь она является хранительницей двух главных мусульманских святынь. И по статусу ей положено что-то преподнести арабам и мусульманам по всему миру в рамках отношений с Израилем и того, что касается Палестины».[15]

Действительно, ещё больше года назад наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман заявил: «Что касается нас [саудитов. В.С.], мы надеемся, что конфликт между израильтянами и палестинцами будет решен. Мы не смотрим на Израиль как на врага, мы смотрим на него как на потенциального союзника со многими интересами, которые мы можем преследовать вместе».[16]

В этом же ключе высказался в январе и министр иностранных дел КСА принц Фейсал бен Фархан аль-Сауд: «Мы считаем, что нормализация отношений с Израилем - это то, что в значительной степени отвечает интересам региона. Однако истинная нормализация и истинная стабильность будут достигнуты только через предоставление палестинцам надежды и достоинства. Для этого необходимо дать палестинцам возможность создать государство, и это является приоритетом».[17]

Представляется всё же, что сегодня вопрос Палестины в движении КСА в сторону Израиля в первую очередь идеологический. Как считают многие аналитики, новое поколение арабских лидеров уже не чувствует той же эмоциональной привязанности к палестинской проблеме, что предыдущее. Не случайно, 87-летний король КСА Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд, который, по сути, передал правление страной своему сыну наследному принцу Мухаммеду бен Салману (38 лет), всё-таки вмешался в переговоры о нормализации саудовско-израильских отношений, чтобы настоять на том, чтобы любая сделка включала четкий шаг Израиля в отношении палестинцев.[18]

Конечно, в Эр-Рияде надеются, что им удастся заручиться поддержкой президента Палестины Махмуда Аббаса в отношении официальных отношений с Израилем, придавая больше легитимности любому возможному соглашению и предотвращая любые обвинения в том, что КСА пожертвует усилиями палестинцев по созданию независимого государства для достижения своих собственных целей.

Но всё же нити управления ситуацией тянутся в Белый дом. Администрация Байдена проводит огромную работу по формированию соглашения между своими ближневосточными союзниками - КСА и Израилем.

Спрашивается: зачем Белому дому дипломатическое признание саудитов и израильтян? Пожалуй, причин тому минимум три.

Первое. Как уже было отмечено выше, США на основании объективных или субъективных факторов (сейчас это не так важно) теряют свои позиции на Ближнем Востоке. Поэтому Вашингтону необходимо в кратчайшие сроки сформировать в регионе новую геополитическую конфигурацию, способную обеспечить безопасность на Ближнем Востоке в американских интересах без особого участия и присутствия там самих Соединённых Штатов. На роль гарантов этого прекрасно подходят два основных союзника США – Израиль и Саудовская Аравия. И что особо важно: заключившие между собой дипломатический союз.

Второе. Передача Ближнего Востока под патронаж своим объединенным союзникам обеспечивает Вашингтону лучшие возможности сконцентрироваться на более актуальных для США на сегодняшний день проблемах в других частях планеты.

И третье - это президентские выборы в США в 2024 г. Безусловно, историческое сближение КСА и Израиля на базе официального признания друг друга и соглашения об установлении дипотношений, осуществленного под эгидой администрации Байдена – это мощный козырь в руках демократической партии и самого Байдена. Хотя времени для этого осталось крайне мало.

При этом есть ещё много иных причин активности Белого дома в саудовско-израильском направлении. В последние месяцы высокопоставленные официальные лица США неоднократно совершали вояжи в Иерусалим, Эр-Рияд, Рамаллу, чтобы согласовать многие вопросы и сбалансировать требования всех сторон.

Эти требования серьёзные. КСА добивается: 1. - договора о взаимной безопасности с США на уровне НАТО, который обязывал бы Америку прийти на защиту Саудовской Аравии в случае нападения. 2. - гражданской ядерной программы, контролируемой США, которая обеспечила бы КСА собственным ядерным топливным циклом. 3.- обеспечения возможности приобретать самое современное американское оружие, такое как истребители F-35, система противоракетной обороны Terminal High Altitude Area Defense (THAAD) и др.

В свою очередь, США требуют от КСА: 1. - прекращения боевых действий в Йемене. 2.- крупный пакет саудовской помощи Палестине. 3. - ограничений на растущие отношения между Саудовской Аравией и Китаем.[19]

Надо отметить, что КСА стремится по возможности выполнить некоторые американские требования. Так, наметились хоть и незначительные, но всё-таки подвижки в мирном завершении войны в Йемене на основе перемирия, заключенного под эгидой ООН в 2022 г. Тем более, КСА и ИРИ, поддерживающие разные противоборствующие силы, установили дипотношения и, по всей видимости, готовы к диалогу по этому вопросу.

Кроме того, Эр-Рияд назначил первого в истории посла КСА в Палестине и объявил о возобновлении финансовой помощи Палестинской автономии, прекращенной в 2021 г. на основе обвинений в некомпетентности и коррупции палестинских властей. Теперь саудовское финансирование палестинцев могло бы сыграть важную роль в обеспечении их поддержки в работе Королевства с Израилем. Так что, похоже, лёд тронулся.

В свою очередь, руководство Палестинской автономии в последние месяцы предоставили официальным лицам США и КСА конкретные идеи о том, какие шаги они хотели бы видеть в рамках любого израильско-саудовского соглашения. В их число входят призывы к Израилю предоставить Палестинской администрации бОльший контроль над некоторыми частями Западного берега и стремление снести незаконные израильские аванпосты, которые часто создаются без разрешения израильского правительства консервативными еврейскими поселенцами. Прямо скажем, это не критические требования. Они предполагают, что палестинское руководство готово к компромиссу и понимает, что оно мало что получит для продвижения своих интересов, если откажется работать с США и КСА. Так, в августе президент Палестинской автономии Махмуд Аббас заявил президенту Египта Абдель Фаттаху ас-Сиси, что он был бы готов принять соглашение Саудовской Аравии о нормализации отношений с Израилем при условии, что требования палестинцев будут выполнены и зафиксированы в соглашении.[20]

Израиль выступает за сближение с КСА. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сделал нормализацию отношений с Саудовской Аравией центральной темой своей предвыборной кампании в прошлом году, пообещав опираться на «Соглашения Авраама» при посредничестве США и «расширить круг мира».

В августовском интервью агентству Bloomberg Нетаньяху заявил, что он уверен, что сможет заключить сделку с Саудовской Аравией, согласно которой между странами будут установлены официальные дипломатические отношения. Однако, по его словам, даже если они официально не признают друг друга, без дипотношений Израиль и КСА все равно смогут построить «экономический коридор», протянувшийся от Аравийского полуострова до Европы, включающий энергетику, транспорт и коммуникационные технологии, и будут углублять экономические и деловые связи.[21]

Не секрет, что, несмотря на отсутствие официальных отношений, уже много лет спецслужбы Израиля контактируют с коллегами из КСА, израильские бизнесмены без особой рекламы работают во многих сферах, израильские фирмы, занимающиеся технологиями и кибербезопасностью, негласно ведут бизнес в КСА. Создаются совместные компании. В 2022 г. саудиты открыли своё воздушное пространство для гражданской авиации Израиля. Примечательно, что по информации израильских СМИ, премьер Б. Нетаньяху прилетал в конце 2020 г. в Саудовскую Аравию, чтобы встретиться с наследным принцем. Эта поездка, никогда официально не признавалась ни одной из сторон.[22]

Аналогичную со своим шефом позицию занимает и министр иностранных дел Израиля Эли Коэн. Недавно он заявил саудовскому новостному сайту Elaph (06.08.2023), что его страна реально желает достичь мирного соглашения с Саудовской Аравией. Министр, отметив потенциал Саудовской Аравии и Израиля, сказал, что это позволит «творить историю и изменять облик Ближнего Востока и всего мира». При этом г-н Коэн подчеркнул, что «палестинский вопрос не станет препятствием для мира с Саудовской Аравией», добавив, что Израиль предпримет шаги для улучшения палестинской экономики.[23]

Глава Совета по национальной безопасности Израиля Цахи Ханегби сообщил, что в августе США и КСА находились на ранних стадиях переговоров, направленных на нормализацию отношений между Эр-Риядом и Иерусалимом, отметив при этом, что обе стороны очень серьезно относятся к этой проблеме и постоянно и подробно информируют Израиль о ходе работы. Проект соглашения, по его словам, ожидается уже в декабре.[24]

Израильское ИА Cursorinfo (09.08.2023) сообщило, что США и Саудовская Аравия в общих чертах согласовали предварительные договорённости о признании КСА Израиля, которые планируется осуществить в ближайшие 9 – 12 месяцев.[25]

Это оптимистический прогноз. Но, как пишет Дженнифер Рубин колумнист из Washington Post (13.08.2023), «не ожидайте заключения сделки между Саудовской Аравией и Израилем в ближайшее время, а может быть, и вообще когда-либо».[26] Действительно, слишком разнятся условия сделки, выдвигаемые саудитами и израильтянами.

И по большому счёту во многом вопрос подвисает на палестинской проблеме. Так, в последние месяцы накалилась ситуация в отношениях Израиля и Палестинской администрации. Были отмечены случаи ракетных атак на Израиль со стороны террористических группировок и в ответ – мощных израильских ударов. Эта напряженность осложнит и без того сложную задачу США по углублению отношений между Израилем и Саудовской Аравией.[27]

В связи с этим четыре арабские страны, подписавшие Соглашения Авраама с Израилем, выразили крайнее недовольство израильской политикой в Палестине, отложили несколько арабо-израильских встреч на высоком уровне, притормозили совместный бизнес, в том числе запланированные инвестиции компаний Персидского залива в Израиль.[28] Это, конечно, негативно влияет на процесс саудовско-израильского сближения.

Нельзя забывать и сложнейшую внутриполитическую ситуацию в самом Израиле, где у власти находится коалиция, в которой серьёзную роль играют крайне радикальные и ультрарелигиозные политики. Они совершенно не готовы идти на какие-либо компромиссы с палестинцами. Сможет ли премьер Нетаньяху нейтрализовать их? Сложный вопрос…

В этой связи уже упоминавшаяся Дженнифер Рубин полагает, что возможно, было бы продуктивнее достичь более скромного саудовско-израильского соглашения (надо понимать, без взаимного признания и дипотношений), включающее помощь палестинцам (при условии проведения реформ и мер по борьбе с коррупцией); минимальную дипломатическую открытость и расширение коммерческих отношений между саудовцами и израильтянами. Но она тут же добавляет, что такой расклад не удовлетворил бы грандиозных ожиданий Нетаньяху.[29] Добавим: и наследного принца Салмана.

Резюме. При всех реальных сложностях и препятствиях многие политики и политологи надеются на позитивный результат движения КСА и Израиля навстречу друг другу. Они исходят из того, что в настоящее время политика Саудовской Аравии определятся молодым, амбициозным принцем Мухаммедом бен Салманом, если не отвергающим, то меняющим многие постулаты прошлого, основываясь на здоровом прагматизме, деловитости и практичности. Наследный принц целенаправленно осуществляет глобальную программу превращения Саудовской Аравии в важную мировую державу, а Ближний Восток – в финансово-экономический, транспортно-торговый, культурно-туристический центр мира. Ему необходимы в регионе стабильность и безопасность, что подразумевает нормальное сотрудничество с Израилем. Поэтому надо ставить вопрос только так: когда Саудовская Аравия и Израиль установят дипломатические отношения. И надо сказать, что автор данной статьи, задавший этот вопрос в Эр-Рияде саудовскому авторитетному политологу, получил ответ, не отрицающий такую возможность в будущем, но: «Пока рано».

Однако в любом случае, будут ли установлены дипотношения между Саудовской Аравией и Израилем, или всё ограничится скромным меморандумом, или вообще всё вернётся на круги своя, саудовско-израильский диалог (даже через посредников) важный фактор, определяющий новизну ситуации ближневосточного региона.

Изменения оттенков политики мировых держав, Ирана, арабских стран, Израиля на Ближнем Востоке демонстрирует тектонические сдвиги, происходящие в этом регионе мира.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

[1]     Подробнее см.: Владимир Сажин. Китай – движение на Ближний Восток. Журнал Международная жизнь. 30.05.2023. https://interaffairs.ru/news/show/40609

[2]     Jonathan Fulton. China’s Changing Role in the Middle East. // Atlantic Council Policy & The Rafik Hariri Center for the Middle East. June 2019. – 21 p. ISBN-13: 978-1-61977-590-9. Page 4.

[3]     Звягельская И.Д., Богачева А.С. Давыдов А.А. и другие. Российская политика на Ближнем Востоке: перспективы и вызовы // Свободная мысль. 2021. № 6 (1690). С. 71-85. DOI 10.24412/0869-4435-2021-61690-71-86.

[4]     Иран замедлил темпы обогащения урана, говорится в докладе МАГАТЭ. Это может быть признаком того, что Тегеран пытается ослабить напряженность после многих лет напряженности между ним и США. Stephanie Liechtenstein. UN nuclear watchdog report seen by AP says Iran slows its enrichment of near-weapons-grade uranium. The Associated Press. 04.09.2023. https://apnews.com/article/iran-uranium-enrichment-iaea-us-tensions-af4a183a2e97375708a494d5324c2836

[5]     Grant Smith, Anthony Di Paola, Ben Bartenstein. For Global Oil Markets, a US-Iran Deal Is Already Happening. Bloomberg. 25.08.2023. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-08-25/for-global-oil-markets-a-us-iran-deal-is-already-happening

[6]     Подробнее см.: Владимир Сажин. Иран – Саудовская Аравия: разрядка напряженности. Журнал Международная жизнь. 05.04.2023. https://interaffairs.ru/news/show/39769

[7]     Kenneth M. Pollack. Iran’s Grand Strategy Has Fundamentally Shifted. Foreign Policy. 15.08.2023. https://foreignpolicy.com/2023/08/15/irans-grand-strategy-has-fundamentally-shifted/

[8]     Подробнее см.: Владимир Сажин. Иран и четыре арабские монархии (о визите министра Абдоллахиана в страны Персидского залива). Международная жизнь. 12.07.2023. https://interaffairs.ru/news/show/41269

[9]     КСА и Кувейт совместно претендуют на морское газовое месторождение Аль-Дурра в Персидском заливе. Иран заявляет, что у него есть права на месторождение, которое он называет Араш. Обе стороны провели переговоры в Иране в марте, но не смогли договориться о демаркации границы.

В 2022 прошлом году КСА и Кувейт договорились о совместной разработке газового месторождения. Иран осудил это соглашение как незаконное и заявил, что любые подобные планы должны быть сначала согласованы с Тегераном.

[10]   Подробнее см.: Владимир Сажин. Три «острова раздора» в Заливе. Журнал Международная жизнь. 02.08.2023. https://interaffairs.ru/news/show/41617

[11]   КСА выступает за сосуществование двух государств – Палестины и Израиля, ИРИ – против существования Государства Израиль. КСА готово при определённых условиях установить дипотношения с Израилем, ИРИ резко и категорически против любых контактов с «сионистским режимом».

[12]   Kenneth M. Pollack. Iran’s Grand Strategy Has Fundamentally Shifted.

[13]   ИА Tasnim. 08 месяца шахривара 1402 г. (30.08.2023). Раhбаре энгеляб хетаб бе доулят:..(перс.яз.) Лидер революции аятолла Хаменеи обратился к правительству https://www.tasnimnews.com/fa/news/1402/06/08/2949415/

[14]   Подробнее см.: Владимир Сажин. «Соглашения Авраама» и Ближний Восток. Журнал Международная жизнь. 29.09.2020. https://interaffairs.ru/news/show/27600;  Владимир Сажин. Саммит в пустыне Негев: Израиль выходит из региональной изоляции. Журнал Международная жизнь. 12.04.2022. https://interaffairs.ru/news/show/34710

[15]   Левон Сафарян. Новая война в Палестине, арабы и Израиль, любовь палестинцев к России — интервью. Eurasia Daily. 14.07.2023. https://eadaily.com/ru/news/2023/07/14/novaya-voyna-v-palestine-araby-i-izrail-lyubov-palestincev-k-rossii-intervyu

[16]   Цитируется по: журнал Лехаим. 04.03.2022. Наследный принц Саудовской Аравии заявил, что Израиль может быть «потенциальным союзником». https://lechaim.ru/news/naslednyj-prints-saudovskoj-aravii-zayavil-chto-izrail-mozhet-byt-potentsialnym-soyuznikom/

[17]   Abeer Abu Omar, Manus Cranny. Saudi Arabia Says a Palestinian State Is Key to Ties With Israel. Bloomberg. 19.01.2023. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-01-19/saudi-arabia-says-a-palestinian-state-is-key-to-ties-with-israel

[18]   Peter Baker, Ronen Bergman. Biden Presses Ahead With Effort to Broker Israeli-Saudi Rapprochement. New York Times. 29.07.2023. https://www.nytimes.com/2023/07/29/us/politics/biden-israel-saudi-arabia-negotiations.html?searchResultPosition=2

[19]   Thomas L. Friedman. Biden Is Weighing a Big Middle East Deal. New York Times. 27.07.2023. https://www.nytimes.com/2023/07/27/opinion/israel-saudi-arabia-biden.html

[20]   ИА Красная Весна. 31.08.2023. Палестинцы требуют от Саудовской Аравии уступок со стороны Израиля. https://rossaprimavera.ru/news/a5925888

[21] Francine Lacqua, Ethan Bronner. Netanyahu Says Bet on Israel and Saudi Arabia Deepening Ties. Bloomberg. 07.08.2023. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-08-07/netanyahu-says-bet-on-israel-deepening-ties-with-saudi-arabia?srnd=premium-europe

[22]   Там же

[23]   Shira Rubin, Karen DeYoung. U.S. pushes for Saudi-Israeli normalization, but major hurdles remain. Washington Post. 11.08.2023. https://www.washingtonpost.com/world/2023/08/11/us-israel-saudi-arabia-normalization/

[24]   Там же

[25]   Cursorinfo. 09.08.2023. Саудовская Аравия признает Израиль взамен на «мирную ядерную программу. https://cursorinfo.co.il/world-news/saudovskaya-araviya-priznaet-izrail-vzamen-na-mirnuyu-yadernuyu-programmu-smi/

[26]   Jennifer Rubin. Don’t expect a Saudi-Israel deal soon, or maybe ever. Washington Post. 13.08.2023. https://www.washingtonpost.com/opinions/2023/08/13/saudi-israel-peace/

[27]   Henry Meyer, Fiona MacDonald, Marissa Newman. Arab States Sour on Israel in Blow to US Aim of Saudi Peace Pact. Bloomberg. 30.07.2023. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-07-30/arab-states-sour-on-israel-in-blow-to-us-aim-of-saudi-peace-pact?srnd=politics-vp

[28]   Там же

[29]   Jennifer Rubin. Don’t expect a Saudi-Israel deal soon, or maybe ever.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати