ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Иран и четыре арабские монархии (о визите министра Абдоллахиана в страны Персидского залива)

10:11 12.07.2023 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

Во второй половине июня министр иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) Хосейн Амир Абдоллахиан совершил турне по четырем странам Персидского залива, посетив Катар, Оман, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

В ходе своих визитов в эти государства г-н Абдоллахиан встретился и провел важные переговоры с эмиром Катара, премьер-министром ОАЭ, премьер-министром Кувейта, министром иностранных дел Омана и высшим переговорщиком правительства Национального спасения Йемена.

Значение визита главы МИД ИРИ в арабские монархии выходит за рамки обычных вежливо-дипломатических контактов. Это объясняется тем, что для Ирана зона Персидского залива всегда была жизненно важным регионом экономических, политических и военных интересов. При этом исторически Иран имел сложные отношения со своими южными соседями по Заливу, порой переходящие в напряженность.

Стоит напомнить, что Катар, Оман, Кувейт и ОАЭ, которые посетил министр Абдоллахиан, являются членами Совета сотрудничество арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), куда ещё входят Королевство Саудовская Аравия (КСА) и Бахрейн. Эта организация всегда оппозиционно относилась к ИРИ в силу имеющихся этнических, религиозных, территориальных и главное – политических противоречий с Ираном. Не случайно, ССАГПЗ был создан в мае 1981 г. практически сразу после исламской революции в Иране (1979), которую арабские соседи ИРИ встретили чрезвычайно настороженно.

Более того, главный глобальный враг ИРИ - США - поддерживает прочные военные отношения с ССАГПЗ по линии армии и служб безопасности, разведки и дипломатии. Так, в зоне Персидского залива (включая Ирак и Иорданию) постоянно находится около 43 тыс. американских военнослужащих, в том числе в Кувейте – около 13,5 тыс., в Катаре – порядка 10 тыс., в Бахрейне – 7 тыс., ОАЭ – 3,5 тыс., Иордании – 3,1 тыс., в Саудовской Аравии – 2,7 тыс., в Ираке – 2,5 тыс., в Омане – несколько сотен.[1]

При этом располагаются они на военных базах в Кувейте, Катаре, ОАЭ, Омане, Бахрейне, Саудовской Аравии, а также в Сирии, Иордании, Ираке, имея огромный арсенал современного вооружения и боевой техники, как для сухопутных сил, так и для ВВС и ВМС. Это новейшие танки, бронемашины, боевые самолеты пятого поколения F-22 Raptor, F-35 Lightning II, системы ПВО и ПРО Patriot, THAAD.[2] Для действий в Персидском заливе могут включаться две авианосные ударные группы. На борту каждого авианосца находится свыше 5 тыс. человек, а также 80 боевых самолетов. Общая численность личного состава в каждой группе – 12–15 тыс. человек.

В зоне Персидского залива сосредоточены командные центры США. В Катаре на военной базе Ас-Салия дислоцируется передовой командный пункт Центрального командования вооруженных сил США (CENTCOM), на авиабазе Эль-Удейд - командный пункт американских ВВС. В Бахрейне расположен штаб 5-го флота ВМС США и главные компоненты обеспечения его функционирования. ВВС и ВМС США, находящиеся в регионе Залива, подчинены CENTCOM, зона ответственности которого распространяется на весь Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Центральную Азию, а также Персидский залив, Аравийское, Красное моря, западную часть Индийского океана.

Второй стратегический противник ИРИ – Израиль в 2020 г. смог нормализовать отношения, в том числе и дипломатические c ОАЭ, Бахрейном, Суданом и Марокко в рамках, так называемых Авраамических соглашений. Это, безусловно, был удар по политическим устремлениям Тегерана в арабском мире и, в том числе, в регионе Персидского залива. Для ОАЭ главной причиной установления связей с Израилем стало не только стремление к развитию торгово-экономического партнерств, но и потребность диверсифицировать свои внешние связи, сбалансировать их на фоне сложных отношений с Ираном.

Можно констатировать, что для ИРИ обстановка на Ближнем Востоке в последние годы не вызывала оптимизма. Однако ситуация постепенно стала меняться. Во-первых, США, оставаясь влиятельным военным игроком в регионе (о чём сказано выше), теряют там свои позиции в силу многих причин: от снижения американского интереса к ближневосточной нефти до утраты авторитета у арабов (и не только у них). Тем более для Вашингтона сегодня главные проблемы это противостояние с Россией на Украине и агрессивная конкуренция с Китаем (наряду с проблемой Тайваня). Во-вторых, резкая активизация ближневосточной политики КНР, диктуемая планами реализации концепции «Один пояс – один путь» и необходимостью для этого развивать и углублять конструктивные отношения со странами Ближнего Востока по всем возможным направлениям. [3]

Важным политическим шагом Пекина стала успешная роль посредника в восстановлении всего спектра отношений между Ираном и Саудовской Аравией.[4] Несомненно, примирение между КСА и ИРИ может послужить основой для будущих мирных процессов на Ближнем Востоке, в том числе и с участием Ирана. Как отмечают иранские СМИ, «достигнутое в марте соглашение между Ираном и Саудовской Аравией о восстановлении связей после многолетнего разрыва привело к резкому сдвигу в региональном сотрудничестве и стремлению наладить отношения».[5]

Ныне Ближний Восток, проходя сложную трансформацию, вступает в новую эру. Это прекрасно понимают в Тегеране и стремятся, воспользовавшись благоприятной политической конъюнктурой, усилить в ближневосточном регионе, особенно в зоне Персидского залива, своё влияние и тем самым нивелировать негативные моменты в своих отношениях, в частности, с арабскими монархиями Залива.

Представляется, что во исполнение этих задач и состоялся визит главы МИД ИРИ г-на Абдоллахиана в четыре страны на южном побережье Персидского залива. Попробуем вкратце охарактеризовать отношения этих стран с ИРИ.

Катар

В отношениях Катара и Ирана были разные периоды: от политико-идеологического противостояния до дружеского взаимопонимания. До исламской революции ирано-катарские связи были довольно близки. Но, не восприняв исламскую революцию, Катар поддержал Ирак в ирано-иракской войне, хотя не так масштабно, как КСА и Кувейт. В целом до 2016 г. ирано-катарские отношения можно охарактеризовать как позитивные. Но в том году Катар принял сторону КСА в его конфликте с ИРИ, присоединившись к Эр-Рияду в отзыве своего посла из Тегерана. Однако в 2017 г. Иран поддержал Катар, когда КСА, ОАЭ, Бахрейн, а также Египет разорвали свои связи с Катаром, обвинив его в поддержке терроризма и вызвав самый серьезный раскол за последние годы между членами ССАГПЗ. В результате катарско-иранские отношения были восстановлены и стали усиленно развиваться. Доха солидаризовалась с ССАГПЗ в позиции по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД – ядерная сделка): мирная иранская ядерная программа – да, военная составляющая – нет. При этом Катар выступил против инициируемого Трампом выхода США из СВПД. Руководители Катара постоянно стремились ослабить напряженность между ИРИ и США, имея хорошие деловые отношения с одной и другой сторонами.

Две страны поддерживают тесные экономические отношения, особенно в нефтяной и газовой отраслях. Большая часть нефти Катара поступает с месторождений, связанных с Ираном. Иран и Катар совместно контролируют крупнейшие в мире месторождения природного газа, называемые Северным месторождением (Катар) и Южным Парсом (Иран), которые находятся на границе двух стран.

27 июня эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани и президент ИРИ Эбрахим Раиси провели телефонный разговор, отметив плодотворные консультации, проведённые сторонами [визит г-на Абдоллахиана]. Эмир Катара объявил о готовности его страны расширять экономическое сотрудничество и инвестиции в Иран. Иранский президент, подчеркнув важность для Тегерана развития отношений и углубления сотрудничества с Катаром, сказал, что ИРИ рассматривает это как средство укрепления регионального и международного сотрудничества.[6]

Оман

Связи Омана и Ирана имеют давние и глубокие исторические корни, обусловленные географической близостью двух стран и кровно-родственными связями племен, проживающих на берегах Персидского залива. К тому же Иран делит с Оманом контроль над Ормузским проливом — водным коридором, через который проходит значительная часть экспорта нефти и сжиженного природного газа из государств Персидского залива.

В 1960-х и 1970-х годах шахский Иран оказал военную помощь властям Омана в ходе восстания в провинции Дофар.

На сегодняшний день политические, экономические и иные связи между двумя странами отличаются прочностью и устойчивостью, они «рациональны и сбалансированы». Оман являлся одной из немногих стран, которые поддерживают экономическое, финансовое иное сотрудничество с Ираном в условиях жестких санкций со стороны США. Проводимый Оманом внешнеполитический курс, лояльность в отношении ИРИ находят понимание и поддержку в Тегеране, где неоднократно заявляли, что Иран и Оман являются «надежными и стратегическими партнерами».

Особое место в оманской внешней политике занимает посредническая деятельность. Так, во время ирано-иракской войны (1980-88) Тегеран и Багдад провели тайные переговоры в Маскате по подписанию соглашения о прекращении огня. После 1988 года Оман выступал в качестве посредника для восстановления дипотношений между Ираном и Великобританией, Ираном и Саудовской Аравией.

Значительную роль сыграл Маскат по поддержанию негласных контактов между Ираном и США. В 2011 – 2013 гг. секретные ирано-американские переговоры в Омане стали основой для заключения СВПД. В 2023 г. диалог ИРИ – США в Султанате может привести к снятию остроты напряженности в ирано-американских отношениях.[7] Такую деликатную роль Оман выполняет в силу достаточно продвинутых отношений как с ИРИ, так и США.

Развивая добрососедские отношения с Ираном, Оман в то же время поддерживает общую критическую линию в отношении иранской политики, которой придерживаются аравийские монархии, а имеющиеся военно-политические обязательства Омана в рамках ССАГПЗ накладывают определенные ограничения на его отношения с ИРИ. Маскат при формировании политического курса в отношении Тегерана принимает во внимание потенциальную враждебность к аравийским монархиям режима, существующего в Иране с 1979 г., сохраняющиеся между ИРИ и странами, входящими в ССАГПЗ, политические, территориально-пограничные и другие разногласия, а также договорные обязательства Султаната Оман в рамках ССАГПЗ. В частности, Оман поддерживает ОАЭ в споре с ИРИ о принадлежности трех островов в Персидском заливе.[8]

Тем не менее, динамично развиваются политические связи между двумя государствами на высшем уровне. В мае 2022 г. Султанат посетил президент Эбрахим Раиси, а ровно через год в Иране вёл переговоры султан Омана Хайтам бин Тарик аль-Саид. Президент Раиси назвал возможности и потенциал двух стран в секторах промышленности, торговли, связи, обороны и безопасности, автомобильных и железнодорожных путей, морского транспорта и транзита, финансового и валютного обмена, энергетики и т.д. в качестве подходящей основы для расширения сотрудничество.

Султан Хайтам, в свою очередь, сказал, что после визита Раиси в Маскат уровень двусторонних отношений и регионального сотрудничества между двумя странами значительно повысился. Он добавил, что, хотя объем торговых обменов удвоился, учитывая разнообразные и благоприятные возможности и основания в двух странах, обеим сторонам предстоит пройти долгий путь, чтобы поднять уровень отношений до благоприятного. В ходе визита оманской делегации между двумя странами было подписано 4 документа о сотрудничестве в экономической, инвестиционной и энергетической сферах.

Июньский визит министра Абдоллахиана в Оман имел целью развитие двусторонних отношений, конкретизация и выполнение предыдущих двусторонних соглашений, подписанных официальными лицами двух стран.[9]

Кувейт

Кувейтско-иранские отношения не однозначны. В 1980-х гг., опасаясь экспорта исламской революции, Кувейт поддержал Ирак в ирано-иракской войне. Однако, несмотря на такую поддержку, Саддам Хусейн впоследствии оккупировал эмират (1990). После вторжения у Тегерана и Эль-Кувейта появился общий враг – саддамовский Ирак. Этот факт способствовал развитию отношений Иран – Кувейт. Расширились связи на всех уровнях, включая официальные визиты глав государств.

В 1991 г. возглавившие коалиционные силы США провели военную операцию «Буря в пустыне», закончившуюся освобождением Кувейта от иракской оккупации. Тогда это повысило рейтинг США среди кувейтцев. Вашингтон назначил Кувейт «главным союзником США, не входящим в НАТО» и расширил военную и оборонно-техническую помощь. В посольстве США в Эль-Кувейте было создано управление военного сотрудничества.

Сейчас несмотря на деловые отношения с Ираном, Кувейт, будучи членом ССАГПЗ и суннитским арабским государством, а также союзником США, поддерживает усилия США по ограничению возможностей ИРИ по расширению своего влияния в регионе. Кувейт выступил за СВПД, но, спустя три года, «выразил понимание» решения Трампа о выходе из ядерной сделки. Не случайно, кувейтские официальные лица заявляли, что страна присоединится к поддерживаемому США Ближневосточному стратегическому альянсу (MESA или арабская НАТО) для противодействия Ирану, если такой блок будет сформирован.[10]

В 2016 г. Кувейт выступил на стороне КСА в его дипломатическом конфликте с ИРИ.

Серьёзным вопросом, осложняющим кувейтско-иранские отношения, является деятельность оппозиционных шиитских группировок в Кувейте, которые поддерживаются Тегераном.

Однако, несмотря на все трудности, отношения двух стран развиваются в позитивном направлении, особенно в последние годы. В ходе своего визита в Эль-Кувейт глава МИД ИРИ Абдоллахиан обсудил различные вопросы отношений между двумя странами в политической, экономической, торговой и других сферах, а также некоторые региональные проблемы и указал на готовность Ирана повышать уровень этих отношений.

Министр иностранных дел Кувейта Салем Абдулла ал-Джабер ас-Сабах, в свою очередь, приветствовав расширение отношений Ирана со странами Залива, охарактеризовал кувейтско-иранские отношения как глубокие и укоренившиеся и отметил, что нет никаких препятствий для дальнейшего развития отношений между двумя странами.

ОАЭ

Отношения между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами имеют глубокую историю, восходящую к столетиям. Однако сегодня они неустойчивы и непредсказуемы. Хотя и здесь в последние год – два наметились позитивные тенденции.

В 2022 г. ОАЭ возвратили своего посла в ИРИ.[11] Абу-Даби поддержал усилия администрации Байдена по возобновлению переговоров с ИРИ по СВПД. В июле 2022 г. на саммите ССАГПЗ+3 (страны организации плюс Египет, Ирак и Иордания), Эмираты подписали совместное заявление, в котором «подтвердили свою поддержку обеспечению того, чтобы регион Арабского залива [арабский вариант названия Залива, официально – Персидский] был свободен от всех видов оружия массового уничтожения, подчеркнув центральную роль дипломатических усилий по предотвращению разработки Ираном ядерного оружия».[12] На саммите официальные лица ОАЭ заявили, что, хотя у Эмиратов есть «серьезные проблемы» с Ираном, они не поддерживают создание региональных альянсов коллективной безопасности, нацеленных на Иран.

Эмират Дубай, входящий в состав ОАЭ, особо выступает за взаимодействие с Ираном, поскольку имеет тесные торгово-экономические связи с ИРИ. По данным Financial Times, в 2021 году ОАЭ были основным источником иранского импорта и четвертым по величине направлением ненефтяного экспорта Ирана.[13] Действительно, между двумя странами установились довольно тесные взаимовыгодные торгово-экономические отношения. В ОАЭ зарегистрированы 7,5 тыс. компаний ИРИ. А в столице этой страны проживают около 400 тыс. иранцев. Здесь уместно отметить, что торговый оборот между двумя странами достигает $10 млрд.[14] Однако ирано-эмиратский бизнес зачастую включал и такие санкционные элементы как закупки фирмами ОАЭ иранской нефти и авиакеросина, экспорт в ИРИ технологий, связанных с ядерными процессами, использование иранскими организациями некоторых финансовых учреждений ОАЭ. Как итог многочисленные организации, базирующиеся в ОАЭ, подверглись санкциям со стороны США за эту деятельность.[15]

«Серьезные проблемы» с ИРИ, о которых говорили эмиратцы, включают несколько вопросов: территориальные споры (острова Большой и Малый Томб, Абу-Муса), военное сотрудничество с Западом (США, Франция). Более того, в 2020 г. ОАЭ вместе с Бахрейном стали двумя странами ССАГПЗ, установившими дипотношения с Израилем.

ОАЭ проводят политику «взвешенного» взаимодействия с Ираном, сохраняя при этом свое тесное стратегическое оборонное сотрудничество с США, Францией, разрешив ей создать свою военную базу в Абу-Даби, и развивают торгово-экономическое и научное партнёрство с Израилем.

Для ОАЭ главной причиной установления связей с Израилем стала необходимость в развитии экономического, торгового и научного партнерства. Абу-Даби и Иерусалим наметили планы длительного экономического сотрудничества. В апреле 2023 г. в силу вступило Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве между Израилем и ОАЭ. И уже сделано много: 96% всех пошлин на товары были сокращены или отменены. Более тысячи израильских компаний зарегистрировали свои офисы в ОАЭ. В феврале израильский оборонный концерн «Рафаэль» открыл своё представительство в столице ОАЭ Абу-Даби. В марте крупнейшая энергетическая корпорация ОАЭ ADNOC объявила о заявке на покупку половины акций израильского производителя газа New Med Energy. Двусторонняя ненефтяная торговля между двумя странами достигла $ 2,5 млрд. по итогам 2022 года, и к 2030 году стороны надеются достичь товарооборота в $ 10 млрд.[16]

В ОАЭ министр Абдоллахиан провел переговоры с шейхом Эмиратов Абдуллой бин Заид Аль Нахайяном и другими высокопоставленными официальными лицами страны. Стороны обсудили двусторонние отношения и пути улучшения сотрудничества между двумя странами и содействия укреплению безопасности и стабильности в регионе, а также подчеркнули «важность выработки международного подхода к многосторонним действиям, основанного на сотрудничестве и партнерстве».[17] В ходе визита было подписано Соглашение о развитии и управлении услугами воздушного транспорта между ОАЭ и ИРИ.

Резюме

Отношения Ирана с государствами, с государственными образованиями юга Персидского залива имеет многостолетнюю историю. Во второй половине ХХ века бывшие протектораты Великобритании в Заливе получили независимость, на их основе образовались пять арабских монархий: Кувейт (1961), Оман (1970), Бахрейн (1971), ОАЭ (1971), Катар (1971). Современное Королевство Саудовская Аравия было сформировано в 1932 г.

Эти страны имеют много общего: географическая близость, историческое сходство, этническая идентичность, религиозная сходность, преимущественно родоплеменная структура населения, наличие углеводородных богатств, монархическая форма государственного правления. Объединяет их и то, что это наиболее благополучные в материальном и социальном отношении арабские государства.

Другим объединяющем фактором в военно-политическом отношении является то, что монархии Залива в той или иной степени ориентируются на США, рассматривая шиитские общины на своей территории - как инструмент влияния Ирана и возможный канал экспорта его идеологии в регионе.

Именно эти факторы стали основой создания в 1981 г. ССАГПЗ, где главенствующую роль играла и играет КСА. Понятно, что основные направления политики членов этой организации определялись её установками, идентифицированными Саудовской Аравией, которая по многим важным вопросам как бы инициирует магистральные направления политики государств региона.

Но времена меняются, а вместе с ними и монархии Персидского залива, во главе с Королевством. Идёт процесс трансформации Ближнего Востока, предлагающей странам региона новые трактовки их национальных интересов и новые акценты в политике по их отстаиванию. Как утверждает руководитель Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Василий Кузнецов, «в то же время очевидно, что в целом по мере развития каждого из государств региона [Персидского залива, В.С.], их политика становится все более самостоятельной, развивается и меняется, уточняется и специфицируется понимание каждой из них своих национальных интересов. Расхождений будет становиться все больше».[18]

В данной ситуации визит главы МИД ИРИ г-на Абдоллахиана представляется своевременным. Комментируя итоги своей поездки в страны южного побережья Персидского залива, министр заявил: «Переговоры с высокопоставленными официальными лицами и моими коллегами в этих странах были в высшей степени своевременные, позитивными, конструктивными и многообещающими для всех стран, как на севере, так и на юге стратегического региона Персидского залива. Переговоры также возвестили о лучшем, безопасном и процветающем будущем для людей, между которыми так глубоки и прочны узы дружбы, сострадания и родства».[19]

Он уточнил: «Мы обсудили с каждой из этих стран устранение препятствий и содействие экономическому, коммерческому, туристическому, научно-техническому сотрудничеству и другим областям, представляющим интерес».[20] Это о двусторонних отношениях, но разговор шёл и о региональном сотрудничестве.

Чрезвычайно важным итогом визита г-на Абдоллахиана является поддержка инициативы Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша о встрече министров иностранных дел соседних восьми стран, а именно стран, расположенных на южных берегах Персидского залива, плюс Ирана и Ирака. Более того, иранский министр, развив идею г-на Гутерриша, предложил формирование постоянного регионального инструмента стран Залива. Он заявил: «Исламская Республика Иран считает, что создание совместного механизма для диалога и сотрудничества с участием всех прибрежных государств стратегического региона Персидского залива необходимо и плодотворно, как никогда прежде. С этой целью, приветствуя инициативу генерального секретаря ООН о проведении встречи ведущих дипломатов стран региона в Нью-Йорке, мы выдвинем идею формирования «форума диалога и сотрудничества» с участием всех стран на севере и юге Персидского залива. Мы воспринимаем эту инициативу Генерального секретаря как доброе предзнаменование». [21]

При этом г-н Абдоллахиан особо подчеркнул, что идея создания форума для диалога и регионального сотрудничества была одобрена каждой из четырех стран, которые мы посетили.[22]

Таким образом, визит министра иностранных дел Ирана в Катар, Оман, Кувейт и ОАЭ продемонстрировал изменения, происходящие в важнейшем регионе планеты – в зоне Персидского залива. Несмотря на реально существующие сложности, а иногда и жесткие противоречия, страны региона стремятся к миру и готовы к политико-дипломатическому решению многих проблем.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

[1]     Nicole Robinson. Middle East. Assessing the Global Operating Environment. 2023 Index of US Military Strength. The Heritage Foundation. 18.10.2022. https://www.heritage.org/military-strength/assessing-the-global-operating-environment/middle-east

[2]     Там же

[3]     Подробнее см.: Владимир Сажин. Китай – движение на Ближний Восток. Журнал Международная жизнь. 30.05.2023. https://interaffairs.ru/news/show/40609

[4]     Подробнее см.: Владимир Сажин. Иран – Саудовская Аравия: разрядка напряженности. Журнал Международная жизнь. 05.04.2023. https://interaffairs.ru/news/show/39769

[5]     Tasnim News. 23.06.2023. Iranian FM Highlights Results of Persian Gulf Tour. https://www.tasnimnews.com/en/news/2023/06/23/2915077/iranian-fm-highlights-results-of-persian-gulf-tour

[6]     Mehr News. 27.06.2023. Doha ready to increase economic cooperation with Tehran. https://en.mehrnews.com/news/202527/Doha-ready-to-increase-economic-cooperation-with-Tehran

[7]     Подробнее см.: Владимир Сажин. Ирано-американские переговоры: факт или фейк?  Журнал Международная жизнь. 26.06.2023. https://interaffairs.ru/news/show/40984

[8]     Институт Ближнего Востока. 23.03.2020. Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16 — 22 марта 2020 года). О некоторых особенностях оманско-иранских отношений. http://www.iimes.ru/?p=68168#more-68168

[9]     Tasnim News. 21.06.2023. Iran’s Foreign Minister in Oman for Talks. https://www.tasnimnews.com/en/news/2023/06/21/2914115/iran-s-foreign-minister-in-oman-for-talks

[10]   Kenneth Katzman, “Kuwait: Governance, Security, and U.S. Policy,” Congressional Research Service Report for Members and Committees of Congress No. RS21513, updated May 12, 2021, pp. 8–11, https://fas.org/sgp/crs/mideast/RS21513.pdf

[11]   Business Eemirates. 22.08.2022. ОАЭ вернули посла в Иран. https://businessemirates.ae/news/uae-property-news/oae-vernuli-posla-v-iran/

[12]   White House, Joint Statement Following the Summit of the Leaders of the United States and the Gulf Cooperation Council (GCC), July 16, 2022.

[13]   Najmeh Bozorgmehr, Simeon Kerr, “UAE spy chief in Iran to improve ties”. Financial Times. 06.12. 2021.

[14]   Ханалиев Н. У. О перспективах политического единства монархий Персидского залива // Власть. 2019. Том 27. № 6. С. 309-317. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i6.6869

[15]   Kenneth Katzman, “The United Arab Emirates (UAE): Issues for U.S. Policy,” Congressional Research Service Report for Members and Committees of Congress No. RS21852, updated October 28, 2021, pp. 14–16, https://sgp.fas.org/crs/mideast/RS21852.pdf.

[16]   Екатерина Винник. Какие арабские страны признали Израиль? Вести Кавказа. 31.05.2023. https://vestikavkaza.ru/analytics/kakie-arabskie-strany-priznali-izrail.html

[17]   Tasnim News. 23.06.2023. Iranian FM Highlights Results of Persian Gulf Tour. https://www.tasnimnews.com/en/news/2023/06/23/2915077/iranian-fm-highlights-results-of-persian-gulf-tour

[18]   Мария Ефимова. Союз нерушимый монархий свободных. Коммерсантъ. 28.01.2017. https://www.kommersant.ru/doc/3202003

[19]   Ministry of Foreign Affairs of the Islamic Republic of Iran. 23.06.2023. Iranian FM’s: Instagram post. 23.06.2023. Creating a joint mechanism for dialog and cooperation between all Persian Gulf countries is necessary and fruitful more than ever before. https://en.mfa.gov.ir/portal/newsview/722971

[20]   Tasnim News. 23.06.2023. Iranian FM Highlights Results of Persian Gulf Tour. https://www.tasnimnews.com/en/news/2023/06/23/2915077/iranian-fm-highlights-results-of-persian-gulf-tour

[21]   Ministry of Foreign Affairs of the Islamic Republic of Iran. 23.06.2023. Iranian FM’s: Instagram post. 23.06.2023. Creating a joint mechanism for dialog and cooperation between all Persian Gulf countries is necessary and fruitful more than ever before. https://en.mfa.gov.ir/portal/newsview/722971

[22]   Tasnim News. 23.06.2023. Iranian FM Highlights Results of Persian Gulf Tour. https://www.tasnimnews.com/en/news/2023/06/23/2915077/iranian-fm-highlights-results-of-persian-gulf-tour

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати