Происходящие на наших глазах исторические катаклизмы имеют гораздо большее историческое значение, чем может показаться на первый взгляд.
Речь идет о сломе колониального миропорядка, сложившегося еще со времен Великих географических открытий, то есть, с XV в. н.э., и в том или ином виде сохраняющемся до сих пор. Европейские, а потом и американские колонизаторы принесли коренным народам Азии, Африки, Южной и Северной Америки неисчислимые бедствия, геноцид, рабство и хищническое разграбление их культурного достояния и природных ресурсов. Были уничтожены целые цивилизации. Население Южной и Северной Америки, значительной части Африки уже давно использует языки европейских колонизаторов – английский, португальский, испанский, французский; коренное население уничтожено или загнано в резервации, национальные языки в значительной степени забыты и утеряны.
Постепенно к колониальной гонке подключались все новые европейские государства, менялись «лидеры» в ограблении и уничтожении народов: Португалия, Испания и, наконец, Великобритания, которая до сих пор вместе со своей же бывшей колонией США пытается удержать глобальное доминирование. В меру своих возможностей участвовали в колониальном грабеже Италия, Голландия, Бельгия и Германия.
Эгоистические устремления нуждались в идеологическом оправдании. Цивилизаторская миссия, зачастую насильственная католизация покоренных народов прикрывали геноцид, рабство и откровенный грабеж. Известное стихотворение безусловно талантливого английского поэта Редьярда Киплинга «Бремя белого человека» стало закреплением и «моральным» оправданием расистской практики европейских колонизаторов и их преемников в Вашингтоне и транснациональных корпорациях.
Апофеозом агрессивного колониализма стало нападение нацистской Германии на Советский Союз. Гитлер был лишь достойным учеником своих предшественников. Практическое воплощение официальной идеологии 3-го рейха, включающей утверждения о неполноценности славян, расовую теорию, стремление к «окончательному решению еврейского вопроса», повлекло за собой неисчислимые бедствия для народов СССР. Необходимость расширения жизненного пространства для немцев, опоздавших к дележу колониального пирога в силу позднего формирования единого государства, за счет «неполноценных народов», как и вся нацистская идеология – калька идеологии европейских колонизаторов. Германский нацизм (как и его японские союзники) лишь в наиболее неприкрытой форме сформулировал колониальную идеологию. Недаром именно после окончания Второй мировой войны рухнула и колониальная система.
Прошедшие века колониального (или как сейчас принято говорить, однополярного) мироустройства сформировали менталитет западных элит во главе с англосаксами, а также значительной части населения. Им присущи чувство собственного превосходства, пренебрежение к интересам других народов, презрение к их культуре, присвоенное право судить, «казнить и миловать» целые народы. Прямое ограбление сменил валютный диктат, поддерживаемый военной силой США и НАТО, угрозы и практическое применение односторонних незаконных санкций. В культ возведены права человека, при этом Запад, разумеется, оставляет за собой монопольное право решать, какая страна соответствует его критериям, а какая нет в соответствии с т.н. «порядком, основанным на правилах». Эта практика получила название неоколониализма.
Суть, само содержание западной политики не изменилось. Как не изменился и не мог измениться сформированный веками менталитет и привычка к грабежу.
Распад Советского Союза только укрепил в западных элитах чувство собственного превосходства и исключительности, ощущение безнаказанности в дальнейшем ограблении народов и государств. Книга американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек», в которой утверждается окончательная победа либерально-демократической западной политической модели, была издана в 1992 г., то есть, сразу после краха СССР.
Эйфория западных элит по поводу победы в холодной войне сыграла с ними злую шутку. Интеллектуальная деградация западных элит очевидна любому непредвзятому наблюдателю – на политическом небосклоне нет фигур, равных не только Ганди, Рузвельту, Черчиллю и Де Голлю, но и Маргарет Тэтчер и Жаку Шираку, а Френсис Фукуяма и Бернар Леви «заменили» Жана-Поля Сартра и Рене Генона.
В результате Запад пропустил точку невозврата в экономическом развитии КНР, когда эта страна из «сборочного цеха» планеты превратилась в амбициозную сверхдержаву, имеющую самостоятельное видение будущего и отрицающую неоколониалистские устремления Запада.
Точно так же в силу собственного высокомерия и недальновидности, Запад не прислушался ни к Мюнхенской речи Президента России В.В. Путина, ни к призывам России в 2022 г. учесть ее озабоченности по поводу расширения НАТО и создания прямых угроз безопасности нашей страны.
Вместо этого коллективный Запад занялся созданием целой системы Евразийских дуг нестабильности – от сепаратистов Тайваня до стран Магриба. В Евразии, в том числе и на постсоветском пространстве, произошли многочисленные «цветные» революции. Сам термин «Система евразийских дуг нестабильности» уже давно и прочно вошел в научный оборот. В СПбГУ данная проблематика рассматривается с 2012 года на ежегодной международной научной конференции «Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки».
В попытке ослабить сопротивляющихся неоколониальному диктату Запад не пренебрегает разрушением традиционных ценностей, религий. С особым цинизмом используются технологии взлома традиционных религий, которые применяются против буддизма, ислама и христианства, провоцируются этно-конфессиональные конфликты.
Показавшие эффективность в начале ХХ века колониальные технологии, в несколько видоизмененном виде используются в геополитической борьбе и наши дни. Так, в свое время был создан французскими спецслужбами в Южном Вьетнаме каодаизм[1], который успешно зарекомендовал себя в борьбе с патриотическими силами. В дальнейшем практика создания западными спецслужбами агрессивных квазирелигиозных сект получила широкое распространение. Деструктивное воздействия в религиозной сфере заслуживает самого пристального внимания.
Лицемерно выглядят экологические призывы коллективного Запада и его глобальный проект «зеленой экономики». Основной ущерб экологии нанесен именно промышленно развитыми странами и идеологией безмерного потребления «золотого миллиарда». Сохранение технологического превосходства для консервации доминирующего положения требует «торможения» экономического развития стран т.н. третьего мира.
Многовековая привычка европейских стран, а потом и США к глобальному доминированию означает, что антиколониальная борьба за многополярное мироустройство не будет ни легкой, ни быстрой и потребует концентрации всех сил, которые хотят изменить сложившуюся систему в своих интересах.
Россия и Китай как постоянные члены Совбеза ООН, могущественные в военном и экономическом отношении державы, способные проводить независимую политику, являются естественными лидерами международного антиколониального движения. Стратегические интересы наших стран совпадают или близки в долгосрочном плане, хотя тактические разногласия всегда неизбежны. Именно близость понимания исторической ситуации, а не только нежелание вызвать раздражение давнего соперника КНР – Индии, делает необязательным официальный союзный договор между Россией и Китаем.
Антиколониальная повестка все более уверенно занимает должное место во внешней политике РФ. Термин «неоколониализм» звучит в выступлениях первых лиц государства, в том числе Президента В.В. Путина. Заместитель председателя Совета безопасности Д.А. Медведев выступил с инициативой создания международного форума против неоколониализма. В конце марта 2023 г. состоялось первое заседание оргкомитета Форума сторонников борьбы с неоколониализмом, проведение которого намечено на октябрь.
Проведение такого форума, безусловно, шаг в правильном направлении. В аналитических кругах уже не первый год обсуждается необходимость активизации антиколониальной повестки в России и привлечение к ней здоровых сил не только в странах – бывших колониях, но и в странах-колонизаторах.
Тем не менее, проведение разовых, даже масштабных мероприятий, представляется явно недостаточным.
Многовековая привычка европейских стран, а потом и США к глобальному доминированию означает, что антиколониальная борьба за многополярное мироустройство не будет ни легкой, ни быстрой и потребует терпения и упорства. Эта освободительная борьба требует постоянных, буквально ежедневных усилий.
Представляется необходимым создать постоянно действующий орган - Национальный антиколониальный комитет (НАК). Предложить здоровым силам в других странах, поддерживающим или сочувствующим антиколониальной повестке, сформировать свои схожие национальные структуры. Это позволит проводить работу как на многосторонней, так и двусторонней основе, в любом эффективном формате.
Поскольку Россия находится буквально на военном острие антиколониальной борьбы, и эти вопросы имеют прямое отношение к национальной безопасности, естественным куратором НАК видится Совбез РФ.
Придание антиколониальному движению международного характера предполагает участие в работе НАК Министерства иностранных дел РФ.
Эффективность антиколониального движения прямо зависит от его влияния на молодежь, привлечение ее к работе. Также необходимо правдивое раскрытие исторических фактов, недопущение их искажения в интересах западных колонизаторов и неонацистов. Поэтому крайне важным является участие в работе Минобрнауки РФ и Российского исторического общества.
Для достижения победы в гибридной войне над сильным и циничным противником необходимо обеспечить системный, комплексный подход на всех направлениях, запастись терпением и упорством. Реализация антиколониальной повестки обеспечит сплочение здоровых сил по всему миру и ускорит становление многополярного мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Суть проекта каодаизм состояла в получении «истинных» откровений во время спиритических сеансов от Бога по имени Као Дай», а также вызванных каодаистским медиумом «духов» известных людей (В. Гюго, Жанны Д’Арк, Нгуен Бинь Кхиема, В.И. Ленина и пр.). Каодаисты претендовали на то, что полученная от пророков информация, на которой основаны, традиционные религии, существенно искажена, а вот полученная благодаря каодаистским медиумам никаких искажений не имеет. С помощью таких «откровений» происходило «уточнение» центральных доктринальных положений традиционных религий, в основном буддизма, и обосновывались претензии новой религии на отправление властных функций на региональном уровне с собственными вооруженными силами. Идея создания теократического полугосударственного образования с элементами самоуправления, которое на самом деле действовало под негласным контролем колониальных спецслужб, позднее найдет воплощение в других регионах мира на базе «реформирования», а по сути взлома традиционных для этих регионов религий (буддизма, ислама, христианства).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs