ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Закат эпохи колониализма. В условиях обострения антиколониальной борьбы России нужны новые эффективные инструменты

17:58 16.08.2023 • Владимир Колотов, востоковед, д.и.н., заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ
Александр Савельев, востоковед

Происходящие на наших глазах исторические катаклизмы имеют гораздо большее историческое значение, чем может показаться на первый взгляд.

Речь идет о сломе колониального миропорядка, сложившегося еще со времен Великих географических открытий, то есть, с XV в. н.э., и в том или ином виде сохраняющемся до сих пор. Европейские, а потом и американские колонизаторы принесли коренным народам Азии, Африки, Южной и Северной Америки неисчислимые бедствия, геноцид, рабство и хищническое разграбление их культурного достояния и природных ресурсов. Были уничтожены целые цивилизации. Население Южной и Северной Америки, значительной части Африки уже давно использует языки европейских колонизаторов – английский, португальский, испанский, французский; коренное население уничтожено или загнано в резервации, национальные языки в значительной степени забыты и утеряны.

Постепенно к колониальной гонке подключались все новые европейские государства, менялись «лидеры» в ограблении и уничтожении народов: Португалия, Испания и, наконец, Великобритания, которая до сих пор вместе со своей же бывшей колонией США пытается удержать глобальное доминирование. В меру своих возможностей участвовали в колониальном грабеже Италия, Голландия, Бельгия и Германия.

Эгоистические устремления нуждались в идеологическом оправдании. Цивилизаторская миссия, зачастую насильственная католизация покоренных народов прикрывали геноцид, рабство и откровенный грабеж. Известное стихотворение безусловно талантливого английского поэта Редьярда Киплинга «Бремя белого человека» стало закреплением и «моральным» оправданием расистской практики европейских колонизаторов и их преемников в Вашингтоне и транснациональных корпорациях.

Апофеозом агрессивного колониализма стало нападение нацистской Германии на Советский Союз. Гитлер был лишь достойным учеником своих предшественников. Практическое воплощение официальной идеологии 3-го рейха, включающей утверждения о неполноценности славян, расовую теорию, стремление к «окончательному решению еврейского вопроса», повлекло за собой неисчислимые бедствия для народов СССР. Необходимость расширения жизненного пространства для немцев, опоздавших к дележу колониального пирога в силу позднего формирования единого государства, за счет «неполноценных народов», как и вся нацистская идеология – калька идеологии европейских колонизаторов. Германский нацизм (как и его японские союзники) лишь в наиболее неприкрытой форме сформулировал колониальную идеологию. Недаром именно после окончания Второй мировой войны рухнула и колониальная система.

Прошедшие века колониального (или как сейчас принято говорить, однополярного)  мироустройства сформировали менталитет западных элит во главе с англосаксами, а также значительной части населения. Им присущи чувство собственного превосходства, пренебрежение к интересам других народов, презрение к их культуре, присвоенное право судить, «казнить и миловать» целые народы. Прямое ограбление сменил валютный диктат, поддерживаемый военной силой США и НАТО, угрозы и практическое применение односторонних незаконных санкций. В культ возведены права человека, при этом Запад, разумеется, оставляет за собой монопольное право решать, какая страна соответствует его критериям, а какая нет в соответствии с т.н. «порядком, основанным на правилах».  Эта практика получила название неоколониализма.

Суть, само содержание западной политики не изменилось. Как не изменился и не мог измениться сформированный веками менталитет и привычка к грабежу.

Распад Советского Союза только укрепил в западных элитах чувство собственного превосходства и исключительности, ощущение безнаказанности в дальнейшем ограблении народов и государств. Книга  американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек», в которой утверждается окончательная победа либерально-демократической западной политической модели, была издана в 1992 г., то есть, сразу после краха СССР.

Эйфория западных элит по поводу победы в холодной войне сыграла с ними злую шутку. Интеллектуальная деградация западных элит очевидна любому непредвзятому наблюдателю – на политическом небосклоне нет фигур, равных не только Ганди, Рузвельту, Черчиллю и Де Голлю, но и Маргарет Тэтчер и Жаку Шираку, а Френсис Фукуяма и Бернар Леви «заменили» Жана-Поля Сартра и Рене Генона.

В результате Запад пропустил точку невозврата в экономическом развитии КНР, когда эта страна из «сборочного цеха» планеты превратилась в амбициозную сверхдержаву, имеющую самостоятельное видение будущего и отрицающую неоколониалистские устремления Запада.

Точно так же в силу собственного высокомерия и недальновидности, Запад не прислушался ни к Мюнхенской речи Президента России В.В. Путина, ни к призывам России в 2022 г. учесть ее озабоченности по поводу расширения НАТО и создания прямых угроз безопасности нашей страны.

Вместо этого коллективный Запад занялся созданием целой системы Евразийских дуг нестабильности – от сепаратистов Тайваня до стран Магриба. В Евразии, в том числе и на постсоветском пространстве, произошли многочисленные «цветные» революции. Сам термин «Система евразийских дуг нестабильности» уже давно и прочно вошел в научный оборот. В СПбГУ данная проблематика рассматривается с 2012 года на ежегодной международной научной конференции «Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки».

В попытке ослабить сопротивляющихся неоколониальному диктату Запад не пренебрегает разрушением традиционных ценностей, религий. С особым цинизмом используются технологии взлома традиционных религий, которые применяются против буддизма, ислама и христианства, провоцируются этно-конфессиональные конфликты.

Показавшие эффективность в начале ХХ века колониальные технологии, в несколько видоизмененном виде используются в геополитической борьбе и наши дни. Так, в свое время был создан французскими спецслужбами в Южном Вьетнаме каодаизм[1], который успешно зарекомендовал себя в борьбе  с патриотическими силами. В дальнейшем практика создания западными спецслужбами агрессивных квазирелигиозных сект получила широкое распространение. Деструктивное воздействия в религиозной сфере заслуживает самого пристального внимания. 

Лицемерно выглядят экологические призывы коллективного Запада и его глобальный проект «зеленой экономики». Основной ущерб экологии нанесен именно промышленно развитыми странами и идеологией безмерного потребления «золотого миллиарда». Сохранение технологического превосходства для консервации доминирующего положения требует «торможения» экономического развития стран т.н. третьего мира.

Многовековая привычка европейских стран, а потом и США к глобальному доминированию означает, что антиколониальная борьба за многополярное мироустройство не будет ни легкой, ни быстрой и потребует концентрации всех сил, которые хотят изменить сложившуюся систему в своих интересах.

Россия и Китай как постоянные члены Совбеза ООН, могущественные в военном и экономическом отношении державы, способные проводить независимую политику, являются естественными лидерами международного антиколониального движения.  Стратегические интересы наших стран совпадают или близки в долгосрочном плане, хотя тактические разногласия всегда неизбежны. Именно близость понимания исторической ситуации, а не только нежелание вызвать раздражение давнего соперника КНР – Индии, делает необязательным официальный союзный договор между Россией и Китаем.

Антиколониальная повестка все более уверенно занимает должное место во внешней политике РФ. Термин «неоколониализм» звучит в выступлениях первых лиц государства, в том числе Президента В.В. Путина. Заместитель председателя Совета безопасности Д.А. Медведев выступил с инициативой создания международного форума против неоколониализма. В конце марта 2023 г. состоялось первое заседание оргкомитета Форума сторонников борьбы с неоколониализмом, проведение которого намечено на октябрь.

Проведение такого форума, безусловно, шаг в правильном направлении. В аналитических кругах уже не первый год обсуждается необходимость активизации антиколониальной повестки в России и привлечение к ней здоровых сил не только в странах – бывших колониях, но и в странах-колонизаторах.

Тем не менее, проведение разовых, даже масштабных мероприятий, представляется явно недостаточным.

Многовековая привычка европейских стран, а потом и США к глобальному доминированию означает, что антиколониальная борьба за многополярное мироустройство не будет ни легкой, ни быстрой и потребует терпения и упорства. Эта освободительная борьба требует постоянных, буквально ежедневных усилий.

Представляется необходимым создать постоянно действующий орган - Национальный антиколониальный комитет (НАК). Предложить здоровым силам в других странах, поддерживающим или сочувствующим антиколониальной повестке, сформировать свои схожие национальные структуры. Это позволит проводить работу как на многосторонней, так и двусторонней основе, в любом эффективном формате.

Поскольку Россия находится буквально на военном острие антиколониальной борьбы, и эти вопросы имеют прямое отношение к национальной безопасности, естественным куратором НАК видится Совбез РФ.

Придание антиколониальному движению международного характера предполагает участие в работе НАК Министерства иностранных дел РФ.

Эффективность антиколониального движения прямо зависит от его влияния на молодежь, привлечение ее к работе. Также необходимо правдивое раскрытие исторических фактов, недопущение их искажения в интересах западных колонизаторов и неонацистов. Поэтому крайне важным является участие в работе Минобрнауки РФ и Российского исторического общества.

Для достижения победы в гибридной войне над сильным и циничным противником необходимо обеспечить системный, комплексный подход на всех направлениях, запастись терпением и упорством. Реализация  антиколониальной повестки обеспечит сплочение здоровых сил по всему миру и ускорит становление многополярного мира.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Суть проекта каодаизм  состояла в получении «истинных» откровений во время спиритических сеансов от Бога по имени Као Дай», а также вызванных каодаистским медиумом «духов» известных людей (В. Гюго, Жанны Д’Арк, Нгуен Бинь Кхиема, В.И. Ленина и пр.). Каодаисты претендовали на то, что полученная от пророков информация, на которой основаны, традиционные религии, существенно искажена, а вот полученная благодаря каодаистским медиумам никаких искажений не имеет. С помощью таких «откровений» происходило «уточнение» центральных доктринальных положений традиционных религий, в основном буддизма, и обосновывались претензии новой религии на отправление властных функций на региональном уровне с собственными вооруженными силами. Идея создания теократического полугосударственного образования с элементами самоуправления, которое на самом деле действовало под негласным контролем колониальных спецслужб, позднее найдет воплощение в других регионах мира на базе «реформирования», а по сути взлома традиционных для этих регионов религий (буддизма, ислама, христианства). 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати