Состоялся саммит лидеров стран – членов Шанхайской организации сотрудничества, на котором впервые председательствовала Индия. На заседании, прошедшем в формате видеоконференции, присутствовали все страны-участницы ШОС, а также Иран, присоединившийся к организации в качестве её полноправного члена. В статусе наблюдателей присутствовали Белоруссия и Монголия, а также руководители международных и региональных структур, включая Содружество Независимых Государств, Организацию Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза. По итогам саммита была принята Нью-Делийская декларация, закрепившая основные подходы сторон к ключевым вопросам деятельности ШОС и глобальным проблемам. Эстафета председательства в организации на 2023-2024 год перешла к Казахстану.
Итоги саммита и вызовы, которые стоят перед Шанхайской организацией сотрудничества в современных условиях, прокомментировали российские и индийские эксперты в рамках круглого стола «Москва-Дели».
Профессор НИУ ВШЭ и МГИМО (У) МИД России Сергей Лузянин отметил, что прошедший в Нью-Дели саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) продемонстрировал возросшее влияние организации не только на региональные проблемы, но и на глобальную повестку.
«Уже сейчас можно сказать, что итоги индийского председательства имеют очень большое значение для ШОС. На наших глазах происходит дальнейшее расширение организации. В качестве постоянного члена к организации присоединился Иран, а на следующий год ожидается вступление Беларуси. То есть из “восьмерки” она стала “девяткой”, а на будущий год превратится в “десятку”. Значит, речь идет уже не об узко-региональной организации, а о большой евразийской структуре», - пояснил ученый.
С.Лузянин особо обратил внимание на заявление президента России Владимира Путина о необходимости расширения деятельности Антитеррористического центра ШОС. «Несмотря на то, что организация сохраняет свой внеблоковый статус, она переживает трансформацию, особенно на треке безопасности. Если проводить некую аналогию, то ОБСЕ для России и её ближайших союзников “умерла”, и задача состоит в том, чтобы создать некий прообраз большой евразийской организации по безопасности. При этом для ШОС по-прежнему характерен невоенный характер, а также ненаправленность против третьих стран и отсутствие претензий на гегемонию и монополию, свойственных США и странам НАТО», - добавил эксперт.
Среди перспективных направлений развития взаимодействия стран-участниц ШОС он также назвал финансовый, связанный со становлением механизмов взаимных торговых расчетов в национальных валютах, и транспортный, завязанный на функционирование двух стратегически важных коридоров – «Север – Юг» и «Восток – Запад». По-прежнему сохраняет актуальность для стран ШОС и энергетическая проблематика. Таким образом, сохраняя три трека – безопасность, экономическое и гуманитарное сотрудничество – индийское председательство способствовало тому, чтобы ШОС поднялся на новый, более высокий уровень своего развития.
Со своей стороны, индийские коллеги положительно оценили вступление Ирана в ШОС, уделив особое внимание транспортно-логистическому и финансовому взаимодействию с этой страной. В частности, экс-декан Школы международных исследований Университета Джавахарлала Неру (Нью-Дели), профессор Анурадха Ченой напомнил, что Международный транспортный коридор «Север-Юг» обладает большим экономическим потенциалом. Исключительно важное значение приобрел и развивающийся на юго-восточном побережье Ирана порт Чабахар, который связывает Иран и Индию через территорию Афганистана, а в перспективе может быть подключен через сеть железных дорог к транспортной системе Каспия. «Не нужно забывать, что коридор «Север-Юг» связывает не только Индию и Россию, но и обе эти страны с рынками Центральной Азии. Мы надеемся, что после вступления Ирана в организацию объем частных инвестиций в порт Чахабар возрастет», - заметил ученый.
Несколько более скептическим было выступление главы отдела евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военного эксперта Владимира Евсеева. В частности, он обратил особое внимание на ряд предшествовавших заседанию саммита ШОС событий, которые не могли не вызвать некоторое беспокойство российской стороны. В частности, в конце июня премьер-министр Индии Нарендра Моди побывал с государственным визитом в США, где были достигнуты договоренности о расширении военно-технического сотрудничества. В частности, корабли Военно-морских сил США смогут ремонтироваться на индийских верфях, а Дели закупит у Вашингтона беспилотники-разведчики. Будет также расширена и совместная космическая программа Индии и США. При этом оборонное соглашение с США было подписано через два месяца после приостановки поставок в Индию российских вооружений. По-видимому, высокий статус переговоров с индийским премьером обусловлен желанием США активно привлечь Индию к сдерживанию Китая. Дели уже является участником коалиции Quad в Восточной Азии, которая наряду с AUKUS в Тихоокеанском регионе призвана блокировать Китай.
«Визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в Вашингтон по-разному интерпретировался в СМИ. В частности, в прессе встречались заявления, что специальная военная операция, проводимая Россией на Украине, мешает проведению саммита ШОС в очном режиме. У России вызывает беспокойство деятельность такой структуры, как Quad, а если рассматривать регион в целом, то еще и AUKUS, в состав которой Индия не входит. Если учитывать все эти факторы, то нам удалось добиться максимума от того, что ожидалось», - заметил В.Евсеев.
В качестве положительного аспекта деятельности ШОС В.Евсеев отметил, что организация как минимум не ослабляется, более того, с присоединением к ней Ирана идет процесс расширения зоны ее влияния на Ближний и Средний Восток. Однако активизация экономического сотрудничества идет крайне медленно. В частности, увеличение доли торговли в национальных валютах поддержано не всеми странами-участницами ШОС. По-видимому, для некоторых стран подобный подход нежелателен, поскольку они не хотят портить свои отношения, в первую очередь, с США», - подчеркнул эксперт.
«Пока можно сказать, что идея формирования в рамках ШОС некоего нового ядра, которое могли бы сформировать Россия, Индия и Китай, еще не до конца реализована на практике. Для Москвы и Пекина ШОС – важнейшая площадка, а для Индии – лишь одна из платформ. Отсутствие у ШОС прочного ядра затрудняет трансформацию организации», - заявил В.Евсеев.
Тем не менее, по мнению военного эксперта, с дальнейшим расширением ШОС ситуация может измениться в более благоприятном направлении. «Для Индии вступление Ирана в организацию важно, поскольку отношения с Тегераном представляют для Дели баланс, уравновешивающий отношения с Пекином. Не исключено, что после вступления в ШОС Беларуси баланс в этой организации укрепится», - предположил В.Евсеев.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs