ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Стратегия нацбезопасности Германии «не опирается ни на логику, ни на интересы самой Германии и германского народа»

11:52 19.06.2023 • Валерия Беляева, журналист

Так прокомментировал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров принятие в Берлине 14 июня первой в истории Германии Стратегию национальной безопасности, которая сразу стала ещё одним бестселлером в антироссийском творчестве кабинета канцлера Олафа Шольца. В 40-страничной брошюре сегодняшняя Россия провозглашается главной угрозой для немецкого государства и для всей Европы. Отметим сразу – официальный взгляд на Россию в таком ракурсе с правительственных высот немцы себе позволили впервые не только нынешнем ХХI веке, но и, пожалуй, впервые с окончания Второй мировой войны. Так что «комплекс вины» за все преступления того времени германское общество и руководство, судя по всему, благополучно изжили.

Прежде у ФРГ, в отличие от других стран, не было такой концептуально оформленной стратегии. А недружественный взгляд на Москву сквозь оптический прицел даже во времена «холодной войны» допускался лишь во внутренних документах НАТО, где оценивались параметры «потенциальных противников». В ФРГ же стратегические подходы к вопросам безопасности отчасти формулировались тогда в так называемой «Белой книге» бундесвера, издании далеко не широкой популярности. И вот осенью 2021 года при формировании нынешней «светофорной» коалиции было решено разработать документ иного уровня - Стратегию национальной безопасности. Его появление на свет ожидалось уже в феврале 2022 года - к началу традиционной Мюнхенской конференции по безопасности. Но сценарий поменялся.

Что же заставило кабинет Шольца вдруг притормозить с её выпуском? Межпартийные противоречия, споры? Да, они, конечно, были. Но некоторые немецкие политнаблюдатели сходятся в другом - главную роль сыграл фактор кризиса на Украине. Тогда в середине марта прошлого года мининдел ФРГ Анналена Бербок официально объявила о начале разработки Стратегии.

Как и ожидалось, речь об Украине идёт уже на первых страницах нового документа. По сути, в этой части документ подкрепляет провозглашенный ранее канцлером тезис о "смене эпох" (Zeitenwende) после начала российской СВО и необходимости переоценки европейской системы безопасности, проекта уже не первый год обсуждаемого в Европе.

Сколь принципиально важен для Шольца этот концепт, стало очевидно уже на презентационной пресс-конференции по поводу Стратегии, куда канцлер явился лично в сопровождении сразу еще четырех ключевых министров – глав Минфина, Минобороны, МИД и МВД. Столь представительный управляющий премиум в федеральном пресс-центре на берегу Шпрее собирается не часто. Во вступительном слове Шольц сразу отметил, что ситуация на Украине «фундаментально поставила под вопрос европейский порядок безопасности», а глава МИД Бербок констатировала, что в Германии «слишком долго считали безопасность в Европе данностью», а между тем «мир и свобода не падают с неба», за них надо бороться. Недавний близкий партнер при канцлере Меркель теперь назван «вызовом» на континенте, но при этом все еще отмечаются «общие интересы и связи» и предлагается не только усиливать свою оборону, а искать с Москвой «секторальное сотрудничество».

Главной задачей новой политики безопасности ФРГ объявляется «жизнь в мире», но при «приверженности НАТО и ЕС и укреплении бундесвера». Как результат, одним из шагов руководства ФРГ стало заметное увеличение военных расходов. Пока они не дотягивают до 2 процентов от ВВП, как об этом договорились члены НАТО еще в 2014 году, но в Стратегии теперь содержится обязательство достичь этой цели. На пресс-конференции уточнили, что это произойдёт не раньше 2024 года. При этом бундесвер рассматривается как основа для конвенциональных сил обороны в Европе.

Украинский фактор сменил политический векторы и, как вытекает из нового документа, и теперь Германия заявляет, что берет на себя бремя долгосрочной опеки киевского режима, включая его поддержку на пути евроинтеграции. Помимо этого в документе также обозначен курс Берлина на поддержку вступления в Евросоюз и других членов - балканских стран, Молдовы и «в перспективе» Грузии. В то же время не прописана какая-либо чёткая позиция Берлина по поводу желания Украины вступить в НАТО и данного Альянсом еще в 2008 году обещания принять в свои ряды ее и Грузию.

Отдельно оговариваются отношения с Китаем. В документе он назван «партнером, конкурентом и системным соперником». Как отмечается, хотя соперничество возросло, «Китай остается партнером, без которого невозможно решить многие насущные глобальные вызовы». В СМИ упоминалось, что нынешняя Стратегия должна стать основой для разработки ещё одного специального документа, определяющего государственную стратегию в отношении КНР.

Отличительной особенностью нынешней Стратегии является попытка комплексного подхода к обеспечению безопасности. С этой целью введено понятие об «интегрированной безопасности», то есть совокупности мер по устранению разных угроз - от войны до кибератак, шпионажа и диверсий, срывов поставок энергии. Хочется надеяться, что расследование подрыва газопроводов «Северный поток» станет первоочередной задачей по итогу принятия столь амбициозных задач. Также в концепции идет речь о расширении кибернетического и космического потенциала ФРГ, укреплении европейской технологической базы безопасности и обороны.

А вот от идеи создать в Германии, по примеру США, постоянно действующий Совет нацбезопасности кабинет Шольца после долгих дискуссий внутри коалиции решил отказаться. Как заметил канцлер, система власти в ФРГ отличается от Соединенных Штатов, а потому решения будут приниматься, как и ранее, в рамках спонтанно созванного по конкретным вопросам Федерального совета по безопасности. В комментариях прессы по этому поводу кое-где прозвучало сожаление. Мол, постоянный Совет нацбезопасности мог бы служить координирующим межведомственным органом для поиска ответов на кризисы и вызовы. По некоторым утечкам в СМИ, в действительности судьбу Совбеза решил вопрос о его подконтрольности - и Ведомство федерального канцлера, и МИД хотели, чтобы Совет находился под их крышей, но согласия не нашли.

Немецкая пресса признавая актуальность Стратегии, нашла в документе немало поводов для критики. Так, некоторые комментаторы удивлены тем фактом, что в него вошли такие темы, как защита климата и права меньшинств, биологическое разнообразие, питание, пандемии. Зачем? Другие обратили внимание на недостаток конкретики в заявленном обещании выделять в перспективе до двух процентов ВВП на оборонные расходы. Как долго Германия сможет оставаться у этой планки при падающей экономике? Относится ли этот уровень к текущему законодательному периоду или к гораздо более длительному сроку, когда «светофорная» коалиция уже уйдет из власти? Не убедительно, по мнению экспертов, прописаны и те ресурсы, которые понадобятся для реализации поставленных в Стратегии целей. Всё здесь, дескать, описано слишком расплывчато.

Свою лепту сомнений внёс и бывший глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер. В эфире радиостанции «Дойчландфунк» (Deutschlandfunk) он выразил сомнения в реализации Стратегии национальной безопасности. По его мнению, в такой коалиции, как нынешняя, совместная реализация на регулярной основе заявленных задач вряд ли возможна, и она, «вероятно, отойдет на второй план».

В свою очередь, близкая к оппозиционным христианским демократам газета «Вельт» (Welt) c удовольствием цитирует подчёркнуто категоричное резюме главы ХДС Фридриха Мерца (Friedrich Merz): «То, что представлено нам в качестве Стратегии национальной безопасности, пусто по содержанию, стратегически неактуально, нерезультативно с оперативной точки зрения и нескоординированно - с международной». Словом, пригвоздил, так пригвоздил.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати