Заслуженный деятель искусств РФСР, профессор П.Д. Бучкин «Кузьма Минин. Воззвание к народу, 1611 г.»
«В искусстве должно быть совершенство формы и большая мысль».
В.Д. Поленов
В переломные периоды истории для народов тех или иных государств индикатором внутренних процессов в обществе выступает культура, в частности, искусство живописи. Во всяком случае, произведения крупных художников, запечатлевшие проявления народного чаяния в минуты роковые, всегда были и остаются свидетельством запроса общества на правду. Таковы полотна Василия Сурикова, Василия Верещагина, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Александра Иванова, Михаила Нестерова, Ильи Репина, его ученика Петра Бучкина, творившего на переломе двух веков – XIX и XX. Сегодня, когда Россия вступила в единоборство с коллективным Западом по защите общечеловеческих ценностей, как никогда актуальна живопись, поднимающая и объединяющая дух народа. Таковым является наследие реалистической живописи семьи художников-живописцев Петра, Дмитрия и Татьяны Бучкиных.
Масштабное полотно Петра Дмитриевича Бучкина «Кузьма Минин. Воззвание к народу, 1611 год» (5 х 3 м) возвращает нас к началу XVII века, когда Русь оказалась во власти польских интервентов, но поднявшимся народным ополчением под руководством Кузьмы Минина совместно с войсками князя Дмитрия Пожарского была спасена и очищена от захватчиков-инородцев. Разве не слышится в этом полотне перекличка эпох, в частности, с днем сегодняшним? Специальная военная операция, предпринятая Россией против возродившегося нацизма на Украине, а в целом - и в странах североатлантического альянса, поддержана народом страны, её воинами, её тылами.
П.Д. Бучкин
Заслуженного деятеля искусств РСФСР, художника Петра Дмитриевича Бучкина (1886 - 1965) ещё на вступительных экзаменах в Императорскую Академию художеств среди 157 абитуриентов отметил и благословил И.Е. Репин. Русский и советский живописец, график, иллюстратор, педагог, профессор ЛИЖСА им. И.Е. Репина и ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Петр Бучкин был членом Общества им. Архипа Куинджи, членом Общества русских акварелистов, оставил после себя не только богатое наследие живописи и графики, литографии, акварели, мемуары о себе и знаменитых современниках, но и создал свою педагогическую художественную систему преподавания, а сегодня - востребован как автор монументальных полотен об истории России.
Напомним краткую биографию П.Д. Бучкина. Раннее детство провел в Угличе, где начал обучаться искусству рисования у соседа иконописца Василия Клевцова, постигал азы традиций иконописного искусства и живописного ремесла.
П.Д. Бучкин Журнальный рисунок, 1927 и рисунок из книги А. Тиванова «Около земли», 1925
Журнальный рисунок, тушь, 1927
Рыбачки, карандаш, 1916
В 1899 году приезжает в Санкт-Петербург и поступает в школу технического рисования имени барона Александра фон Штиглица. Затем поступает и оканчивает художественную школу при Императорской Академии художеств и, получив звание художника, едет в качестве пансионера в Италию, Германию, Францию, Испанию. Впоследствии стал одним из основателей Ленинградского Союза художников. Петр Бучкин, как и его современники, художники Императорской академии художеств писали свои картины, портреты, жанровые полотна исключительно с натуры. Этим отличалась петербургская и московская школа живописи. О Петре Бучкине ещё при жизни говорили: «Глыба человек и художник. Поколение бессеребреников».
Рим, 1914
Венеция, 1914
Петр Дмитриевич Бучкин, выпускник Императорской академии художеств, был учеником Ильи Репина, Павла Чистякова, у которого учились такие корифеи живописи, как Поленов, Семирадский, Остроухов, Борисов-Мусатов и многие другие выдающиеся художники. Петр Дмитриевич писал с натуры своих современников – В.И.Ленина, Н.К. Крупскую, С.М.Кирова, Ф.И. Шаляпина, А.М. Горького, Валентина Серова, Константина Коровина, Корнея Чуковского - со всеми встречался, с некоторыми был знаком, со многими дружил и писал их портреты. Родившись в XIX в. был свидетелем грандиозных исторических перемен в России.
«Марсово поле. 1-ое мая», Русский музей
П.Д. Бучкин «Выступление В.И. Ленина»
В.И. Ленин на II Конгрессе Коминтерна, набросок, 1920
В своих воспоминаниях, опубликованных в книге «П.Д. Бучкин о том, что в памяти», Петр Дмитриевич писал: «Доклад В.И. Ленина на II Конгрессе Коминтерна поразил меня силой железной логики».
Н.К. Крупская, 1920 и С.М. Киров, 1921
П.Д. Бучкин у себя в мастерской, 1960
П.Д. Бучкин на заседании Академии художеств, 1963
Учась у больших мастеров кисти, П.Д. Бучкин всегда прислушивался к мудрым советам. Так однажды на уроке Василия Дмитриевича Поленова записал его наставление, которым руководствовался всю свою творческую жизнь: «Поживите, разберитесь. В искусстве должно быть совершенство формы и большая мысль. Там, где этого нет, искусство падает низко. Всякое трюкачество – явление временное». Кроме того, и это немаловажный факт уникальной личности Петра Бучкина – он был патриот и перед ним никогда не стоял вопрос, покидать ли Родину. «Я не могу без России», - всегда говорил он.
«Старый Углич», акварель, 1924
«Старый Углич. Дом Крестьянина», 1930
Художник А.Маковский, 1921 А.Н. Толстой, 1920
К.И. Чуковский, 1927
П.Д. Бучкин «Деревня»
П.Д.Бучкин, Вологодская художественная галерея
П.Д. Бучкин, Углич, пейзаж
П.Д. Бучкин «Ф.И. Шаляпин и А.М. Горький», 1957
Ф.И. Шаляпин и А.М. Горький, фрагмент, 1957
Портрет Ф.И. Шаляпина, 1918
Углич. В деревне, акварель, 1945
Портреты
Сын Петра Дмитриевича - Дмитрий Петрович Бучкин также стал живописцем, и он в своем творчестве, как и его отец, отражал происходящее с людьми и страной в годы испытаний. Так было с юности, когда он остался подростком в блокадном Ленинграде, а затем создал цикл картин на эту, ставшую для него магистральной, тему. В творчестве Дмитрия Бучкина не было мелких тем - Великая Отечественная война, годы реализации гигантского строительства ГЭС, ЛЭП-500, новых городов, портов на севере и востоке страны, железных дорог, нефте- и газопроводов.
Д.П. Бучкин «Строить новые города», 1974
Д.П. Бучкин «Православные иконы»
Д.П. Бучкин «Просторы»
Д.П. Бучкин «За водой в подвал», Блокадный Ленинград
«За водой. Улица Рубинштейна. Ленинград 1941-1942»
Д.П. Бучкин «Остался один», 1970 из цикла «Блокада Ленинграда»
«Сфинкс у Академии художеств», Блокадный Ленинград в работах Д.П. Бучкина
Дмитрий Петрович Бучкин в своей мастерской
В городе на Неве в музее обороны Ленинграда хранится дневник, 14-летнего художника, пережившего блокаду, Дмитрия Петровича Бучкина, сына знаменитого живописца. В нем, помимо других записей, есть такая: «Мне вспоминается блокада как одна сплошная черная ночь. Люди изголодались и промерзли на несколько жизней… Отец подарил мне этот блокнот со словами: «Фиксируй все, что видишь. Кто, Димка, если не мы?» Наверное, отчасти это занятие спасло меня, отвлекая от постоянного чувства голода».
Антология картин художника Дмитрия Петровича Бучкина – это его блокада, которую он, к счастью, пережил вместе с ленинградцами, со страной. И нет в этой череде воспоминаний ни одного пробела памяти, - все запечатлела не позволявшая себе уставать кисть. Дмитрия Петровича называют певцом Старой Ладоги, северной столицы древней Руси. Как утверждают историки, Старая Ладога была известна задолго до основания Москвы, ещё в середине VIII стала резиденцией молодого князя Рюрика и стояла на пересечении многих судоходных рек. Старую Ладогу Дмитрий Бучкин полюбил с юности, всю исходил её с этюдником, оставил много набросков, картин, графики. В год 95-летия Дмитрия Петровича в Санкт-Петербурге в Союзе художников состоялась масштабная выставка его работ «Цвет жизни».
Дмитрий Петрович Бучкин на персональной выставке «Цвет жизни», 2022 г.
Семья Дмитрия Петровича Бучкина известна ещё и тем, что его супруга – знаменитая красавица киноактриса Александра Завьялова, героиня фильмов «Алешкина любовь» и «Тени исчезают в полдень». Её портреты писали и Петр Дмитриевич, и супруг Дмитрий Петрович Бучкины.
П.Д. Бучкин, Портрет Александры Завьяловой, 1960
Александра Завьялова создала кинообразы сильных, волевых и красивых женщин. По словам её дочери, художницы и дизайнера Татьяны Бучкиной, воспитание мамы и авторитет дедушки Петра Дмитриевича оказали большое влияние на творческий выбор внучки и дочки знаменитых живописцев. Дед водил маленькой ручкой полугодовалой Татьяны, пытаясь пристрастить её к искусству рисования. А невестка Александра смеялось, говоря, что эти упражнения тщетны, ибо слишком преждевременны. Но дед художник настаивал на том, что детская рука запомнит энергию карандаша и это сыграет свою решающую роль в будущем при занятиях живописью. Так оно и вышло.
Татьяна Дмитриевна Бучкина
Завершая краткое знакомство с наследием творческой династии живописцев Бучкиных, хотелось бы отметить, что в периоды кризисных для народа испытаний на помощь людям приходит и живопись, и музыка, и театр – искусство, помогающее не упасть духом, быть уверенными в правде, которую отстаивает твоя страна. Но где они, картины, звучащие сегодня как никогда актуально, зовущие к проявлению героического в народе – масштабные полотна Петра Бучкина?
Петр Дмитриевич при жизни завещал свои работы – около 150 полотен - родному городу Угличу, чтобы положить начало в нем созданию картинной галереи, чтобы город имел свою собственную сокровищницу живописи, подобно той, что имеют такие города, как Вологда, Кострома, Тверь, Тамбов, чтобы Углич стал частью культурных городов России. К сожалению, открытая в Угличе в 1968 году художественная галерея им. П.Д. Бучкина была закрыта в 90-х годах, когда здание её передали РПЦ, а картины просто поместили в запасники. А ведь среди них были полотна и на актуальные сегодня исторические темы. К сожалению, с начала 90-х годов XX в. никто из посетителей Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея не видел этих картин. А как своевременно они сегодня бы прозвучали, «работали» бы. Ведь можно открыть выставку картин Петра Бучкина.
Внучка Петра Дмитриевича и дочь Дмитрия Петровича Татьяна Дмитриевна Бучкина, унаследовавшая красоту матери, продолжает свою творческую линию в профессии деда и отца. Её живопись жизнеутверждающая, яркая, сочная, воспевающая красоту бытия, создающая настроение праздника и радости мира, в котором ежедневно столько открытий.
Т.Д. Бучкина «Мамины бусы»
Т.Д. Бучкина «Букет»
Т.Д. Бучкина «Берег Волхова»
Т.Д. Бучкина «Плодородие»
Т.Д. Бучкна «Гранаты и миндаль»
И всё это художественное наследие – национальное достояние России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs