В мастерской профессора И.В. Петрова. Просмотр композиции.
Экзаменационные работы студентов Санкт-Петербургской Академии художеств им. И.Е. Репина за 2023-2024 гг. дают основание надеяться, что традиция русской школы живописи – в надежных руках. Мастерская профессора, художника Игоря Вадимовича Петрова, выпускника Академии, представила работы молодых авторов, которые получили в основном наивысшие баллы. Сам Игорь Петров – мастер станковой живописи, работает в разных жанрах. Являясь последователем академической школы живописи, профессор Петров находит такие нюансы взаимодействия со студентами, которые позволяют молодому дарованию в полной мере раскрыть все грани своего таланта, вдохновения, получить радость хотя бы и в муках творчества.
Корреспонденту журнала «Международная жизнь» довелось побывать в творческой мастерской Игоря Вадимовича, стать свидетелем того, как проходит час ученичества – увлекательнейшее наблюдение. Студенты охотно рассказывают об уроках, которые они усваивают за быстротечные часы непосредственного общения с Учителем, щедро отдающим свой опыт и знания ученикам. Не остается сомнений в том, что вместе с молодыми будущими художниками работает и творит высококлассный специалист, мастер, истинный наставник. Игорь Вадимович настраивает своих подопечных на поиск смыслов, образов, прибегая к помощи поэзии, музыки, что дает глубину понимания через музыкальность слова, поэтичность природы, неуловимость красок вечера или утра. Учит их улавливать течение реки творческого времени: быть художником современности и вечности.
Локтева К.А., 2 курс, мастерская проф. И.В. Петрова, «Свадьба», 2024
Вот, как говорит о нем студент Родион Русин: «Игорь Вадимович - художник практик. Не может художник преподавать, если у него нет личного творчества, а это наблюдения за жизнью, открытия, небольшие, казалось бы, но важные! «Любой шаг, любое движение в работе навстречу истине, действительности ведёт нас к красоте» - говорил мне Игорь Вадимович. Наш профессор учит нас «внимательному смотрению». На портрете мы изображаем конкретного человека, с его богатым духовным миром. Игорь Вадимович, умеет подмечать особенности модели, любое его замечание точно и ёмко, оно позволяет достичь в работе лучшего результата. Игорь Вадимович, учит нас замечать мельчайшие нюансы, отклонения от осей и, разумеется, после работы с ним, ты начинаешь различать характеристики, схватывать их. Также важно и то, что Петров может показать на твоей работе своими руками, как обрабатывается тот или иной участок полотна. Наблюдение за работой мастера - тоже немаловажный момент в обучении. Это принцип наглядности, тем более, мы занимаемся живописью - визуальным искусством. Игорь Вадимович, является носителем школы В.М. Орешникова - величайшего советского портретиста, народного художника СССР. Помимо элементарных понятий о теплом и холодном, ближе-дальше, он ориентирует нас на лучшие образцы мирового искусства, это и художники Романтизма, и Возрождения и художники русские, голландские, также мы берём лучшее и у авангарда. Но все это держится на хорошем рисунке. «Рисунок - это важно, без него никак», - не устаёт повторять студентам Игорь Вадимович. Мы следуем его наставлениям: «Сочетание художественного и технического порождает красоту. Никакой пошлости и натурализма».
Мария Попова «Композиция Грот Симона Канонита», 2024
Интересно, как сам Игорь Вадимович оценивает работы своих студентов, попутно раскрывая секреты своего взаимодействия с ними. «Каждый раз, ставя очередное задание студентам, я стараюсь дать новую пластическую и колористическую задачу, - говорит И.В. Петров. - Мой принцип — никаких повторов, заученности. В этом семестре удалось создать оригинальный образ лежащей на боку африканки. На фоне раскаленного цвета.
Мария Волкова, «Грасс лежащая», 2024
Родион Русин, «Грасс в африканском костюме», 2023, 2 курс, мастерская И.В. Петрова
С этой сложной задачей студенты справились прекрасно, все задания оценены кафедрой на «отлично».
Владислав Володарский «Портрет мушкетёра», 2024
Следующая постановка «Мушкетёр» строилась на сочетании зелёно-голубых красок фона и одежды со смуглым лицом модели, розовыми руками и тёмно-каштановыми длинными волосами. Пластика — традиционно академическая.
В.И. Володарский «Портрет Кристиана с мушкетом»; Григорьева А.А. «Портрет Кристиана с мушкетом», 2024
В противовес этим полихромным решениям, портрет молодого человека со скейтбордом решён в почти графическом чёрно-белом колорите. Разнообразие вносят тёплые краски головы и рук, повторяющиеся в рисунках на скейтборде. Удачно прошёл и портрет молодого человека с мушкетом в старинном кафтане бледно-розового цвета.
И.В. Савченко «Скейтер», 2024
Новым словом в постановке обнажённой модели на втором курсе явились задания обнажённой натуры с воздетыми руками. Хочется отметить авторов: М. Волкову, К. Локтеву, М. Попову, В. Глинкину, В. Володарского, Р. Русина, И. Савченко.
Родион Русин, «Отдых», единственная «пятерка» на курсе по «Композиции»
Ян Цзя Хао «Китайская семья у моря», 2024
Хороший уровень показали и два иностранных студента: Душан Цветков (Северная Македония) и Ян Цзя Хао (КНР). Все сложные ракурсы, повороты, цветовые решения, направлены на то, чтобы ученики и студенты овладевали всем объёмом профессиональных знаний», - полагает педагог Игорь Вадимович Петров.
Мария Попова, «Натурщик на драпировках», 2024 год
Мария Попова представила две своих работы на экзамен: «Композиция Грот Симона Канонита» и «Юноша на драпировках». Она поделилась впечатлениями об умении своего профессора донести до студента багаж знаний, опыта и сделать это предельно деликатно и навсегда. «Игорь Вадимович Петров, действительно, очень тонкий педагог и, что важно, ещё и художник. Его методика опирается на гибкость во взгляде, желании расшевелить студента, задышать, восхититься живописью. Поэтому каждая постановка - это праздник. В его мастерской не бывает проходных постановок, - это всегда торжество цвета, форм, образа и характера. Этому Игорь Вадимович уделяет вообще особое внимание. Если говорить про работу со студентами, то очень ценно, что, несмотря на такое мощное влияние и авторитет педагога, И.В. Петров всегда оставляет простор для выбора, выбора быть собой. С каждым студентом Игорь Вадимович сближался в работе настолько, насколько это ему было бы нужно и комфортно. Это самая благодатная почва, чтобы вырастить художника, а не только студента. Очень за всё благодарна и уверена, что буду вспоминать этот год, как очень счастливый и яркий».
Автор экзаменационной работы «Портрет мушкетёра» Владислав Володарский так говорит о своем учителе: «Игорь Вадимович Петров очень утонченный и положительный человек, чуткий и требовательный педагог. Я восхищаюсь его непосредственным мышлением, чрезвычайно пластичным и обращённым в жизнь. Считаю что тот, кто попал к нему в мастерскую, получит богатый опыт, приобретет понимание и умение, которые - на вес золота! Он учит обращаться не к отвлеченным идеям и стилизациям, наоборот, он тянет как будто бы к самой красоте природы, учит выхватывать живое мгновение. Так же он не из робкого десятка, не боится рисковать, что сказывается и в его творчестве, и в работе со студентами. Еще одно его достоинство в том, что он никогда не останавливает порыв студентов и не ставит палки в колеса, и лишь подбадривает и старается вывести на новый уровень понимания природы и человека».
В.Ю. Глинкина «Композиция кафетерий», 2024
Петров И.В. «Гурзуф», 2012
Петров И.В. «Зной. Балаклава», 2010
Петров И.В. «Танцующая сосна», 2014
И.В. Петров «Багровый Крым», 2013
И.В. Петров «Алупка с красным небом», 2001
Интересно в этой связи и мнение иностранного студента из Северной Македонии Душана Цветкова: «При распределении на второй курс, я был очень рад, когда узнал, что теперь буду в мастерской Игоря Вадимовича Петрова, - рассказал журналу «Международная жизнь» Душан Цветков. – «Про Игоря Вадимовича можно многое сказать: очень впечатляет его техника и он сам, как человек и как художник, у него можно многому научиться, при этом сохраняя свою стилистику. Методика преподавания Игоря Вадимовича не сковывает студентов. Огромное спасибо Игорю Вадимовичу за этот год, полный опыта и новых знаний»!
Душан Цветков, «Эвелина», 2024
Каждый из студентов, с которыми довелось побеседовать накоротке, подчеркивал одну и ту же черту – И.В. Петров – художник. И в этом тоже проявляется талант живописца и профессора - сохранять традицию русской школы живописи. Вспомним, как профессора Российской Императорской Академии художеств, - Чистяков, Куинджи, Репин, Левитан, Киселёв и многие другие, выставляли свои работы, созданные в течение учебного года, на обозрение студентов, продолжая тем самым «час ученичества» для них и для своих коллег. Известный петербургский художник, живописец Василий Братанюк, чьи работы находятся в 35 музеях мира, тоже учился у Игоря Вадимовича Петрова.
В.И.Братанюк, «Ученый Секретарь деканата Живописи и Композиции в Академии художеств им. И.Е. Репина «Елизавета Михайловна Елизарова», год 2015
В.И. Братанюк «Гусар», 1990
В.И. Братанюк, 1 курс Портрет Людмилы, 1990 г
В.И. Братанюк, Композиция Пушкин по дороге в южную ссылку, 1991 мастерская Петрова И.В.
Вспоминая свое обучение у профессора Петрова, Василий Братанюк отмечает: «Игорь Вадимович – многогранный талант, он всегда поддерживал в студентах стремление учиться воспринимать жизнь в полном её объеме и учиться бесконечно. Попробуйте 40 раз нарисовать «Лаокоона»! Или сделать 5 эскизов будущей картины, как учила Татьяна Ниловна Яблонская, чтобы затем определиться в цвете, - а именно так наставляли своих студентов мастера Репин, Куинджи… Поэтому Россия всегда была богата и Репиными, и Суриковыми. Игорь Вадимович Петров большой интеллектуал по глубине мысли живой, чрезвычайно нужный педагог всем студентам, художникам и искусствоведам и большой пользы самому широкому кругу людей. Когда мы учились у него на 1 курсе, то находили в нем верного защитника по ценности и грамоте живописи. Он усиливал накапливаемое богатство наших душ, приоткрывал источники вдохновения, спрашивал с себя плащаницу вселенной, сотворенную как бы ангелами и серафимами. И мы студентами уже тогда черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий». Не маловажный факт: выпускники мастерской профессора И.В. Петрова творят и преподают основы русской школы живописи во многих странах. В частности, в Италии работают трое его выпускников, в Испании трое преподают, в Англии трое преподают, четверо – в США.
Характерно, что в эти дни в залах Санкт-Петербургской Академии художеств им. И.Е. Репина проходит выставка одного из выпускников Российской Императорской Академии художеств, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, художника, графика, живописца, иллюстратора, профессора Петра Бучкина. Вот она, та самая река творчества, которая позволяет нам уловить если не бег, то хотя бы течение времени. И какая посещаемость этих выставок – преподаватели МГАХИ им. В.И. Сурикова и Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова из Москвы приезжают в Петербург на выставку художника Петра Бучкина, являя студентам пример вечного ученичества. Санкт-Петербургская Академия художеств им. И.Е. Репина удерживает твердые позиции русской школы живописи в своих новых выпускниках.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs