ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Для наращивания экспорта необходим новый уровень технологий производства

11:39 05.04.2023 • Евгений Кожевников, начальник отдела по развитию бизнеса в странах ШОС, Восточной и Юго-Восточной Азии АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ

Делегация руководства Зоны свободной торговли Харбина (КНР) в Торгово-промышленной палате РФ.
Фото пресс-службы ТПП РФ

По итогам 2022 года и первого квартала 2023 года можно с уверенностью сказать, что Азиатский регион стал одним из наиболее растущих, перспективных и прогнозируемых направлений международного сотрудничества российских компаний. Многие эксперты отметили рекордные показатели товарооборота по итогам 2022 года между Россией и нашим ключевым азиатским партнером Китаем и говорят о позитивных трендах сотрудничества на ближайшие пять лет.

Количественный рост налицо. Статистика вещь упрямая, с ней трудно спорить, но важно понимать что стоит за данным ростом, как и с каким темпом он будет меняться в будущем, где искать потенциальные точки развития? Имеет смысл внимательно посмотреть на вопросы, связанные с экспортом в Китай так называемой «сырьевой группы». Особенно в привязке к использованию специальных режимов приграничных регионов Китая, а также крупных портов.

Российский экспорт в Китай шестой год подряд превышает китайский импорт в Россию, однако, если обратить внимание на структуру экспорта, то можно легко увидеть, что основную долю заняли энергоресурсы. Немаловажную роль сыграли в этом и достаточно высокие в 2022 году цены на них.

Кто-то болезненно реагирует на высокую долю ресурсных позиций в структуре внешнеторгового оборота нашей страны, кто-то считает это сложившейся рабочей моделью («не ломай то, что уже работает»). Существенные объемы экспорта сырья – состоявшийся факт, и просто невозможно сразу отказаться от данной практики. При этом неоспорим тот факт, что уже необходимо прорабатывать следующие шаги по более глубокой переработке и увеличению доходности.

В большинстве случаев работа с сырьевой группой товаров учитывает позицию и политику государства, которая реализуется и с помощью государственных корпораций, и путем введения определенных режимов, ограничений или послаблений, в товарообороте.

При этом положение на рынке в ряде случаев может заставить пересмотреть некоторые принятые решения. Яркий пример – обострение кризиса отношений между КНР и Австралией, следствием которого стал запрет ввоза австралийского угля (в определенный момент объем скопившегося в профильных портах коксующегося угля достигал 4 млн т). Это продолжалось довольно долго, но, в конечном итоге, разблокировка все же состоялась.

Вообще, к сырьевым товарам, согласно классификации, относится, в том числе, и широкий перечень позиций из сферы сельскохозяйственной продукции - продукция водного промысла, мясо, зерно и т.д. Россия год от года наращивает данный сегмент в общем объеме экспорта, а учитывая стоимость продукции по отношению к другим странам, мы обладаем большими перспективами роста и увеличения поставок.

Нашим преимуществом здесь являются условия выращивания, добычи и переработки. Российские предприятия способны выдавать качественную и экологически чистую продукцию, что также высоко ценится на растущих рынках, проявляющих все более высокие требования к качеству продуктов питания и обеспечению безопасности потребителей.

Россия, безусловно, обладает неоспоримыми перспективами по указанной категории товаров. Все, что нам нужно – довести процессы и производственные площадки до качественно нового уровня, позволяющего развиваться, получать дополнительную прибыль, чувствовать себя увереннее на международном рынке.

Пока нам мешают устаревшие технологии и изношенное оборудование. Приведу пример из практики. Наша компания, АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ, контролирует качество отгружаемого рапсового масла из России. Идут поставки, требования китайской стороны соблюдаются, заказчики очень довольны и хотят увеличить закупку, но… Существует проблема наращивания объемов производства, и она напрямую упирается в текущие технологии и производственные мощности.

Китайская сторона готова контрактоваться на большой объем с гарантией выкупа, а поставщики не в состоянии усилить и нарастить то, что было создано практически 50-60 лет назад! Оборудование, технологии, решения практически не обновлялись все это время. Китайские компании даже пришли к решению закупать у нас шрот (продукт, который остался после выжимки масла). У себя, в КНР, они повторно прогоняют его через технологическую схему, получая 5% масла дополнительно.

Схожая проблема с устаревшими мощностями и оборудованием наблюдается и в сфере добычи водных ресурсов. Более половины рыбопромысловых судов составляют суда (построенные за рубежом), средний возраст которых тридцать лет. А треть флота входит в возрастную группу «от 31 до 35 лет». Это влияет на качество и выработку продукции.

Не менее актуальные проблемы – отсутствие у российской стороны достаточного для развития количества складских и логистических мощностей, а также уровень организации перевалки грузов. В данном случае ориентиром для нас может служить, к примеру, Республика Корея. То, как они выстроили инфраструктуру и процессы, позволяет им пропускать через себя практически весь товаропоток продукции водного промысла в азиатском регионе. Начиная с логистики и складирования, заканчивая оценкой качества и аукционами.

И кадровая проблема, о которой сегодня говорят во всех отраслях, здесь актуальна. Произошла достаточно резкая и объемная переориентация на Восток, но у многих предприятий нет навыка, нет наработанных компетенций, для работы на этом достаточно специфичном рынке. Китай и Азиатский регион в целом – это пространство, где к классическим рыночным экономическим формулам добавляется политический, исторический и культурный контекст, где, например, совершенно иные требования к поставляемой и продающейся продукции. И хорошо бы заранее знать эти требования, чтобы снизить риски.

Наша практика по сопровождению действующих и потенциальных экспортеров показывает, что у большинства компаний отсутствуют конкретные специалисты и знания о нормах и качественных стандартах азиатских рынков сбыта. Часто работа идет еще по старым, принятым в советское время стандартам, без учета международного опыта и пожеланий заказчика.

В этом случае наша задача – убедить участника внешнеэкономической деятельности в необходимости выстроить новую модель сотрудничества, познакомить с особенностями и требованиями страны-импортера, если нужно – организовать лабораторные испытания продукции для контроля соответствия стандартам принимающей стороны, разъяснить детали, касающиеся защиты интеллектуальной собственности при работе, например, с КНР.  

«СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ работает в тесной связке с российской системой торгово-промышленных палат, а также в сотрудничестве с партнерскими структурами за рубежом и в России. Кроме того, мы открыли на территории КНР компанию Harbin SOEX TS Co.Ltd. Все это в комплексе дает возможность выстраивать международный диалог между бизнес-структурами на достаточно высоком уровне.  

Так, например, в феврале мы организовали визит в Россию делегации представителей администрации Нового района г. Харбин, руководства Зоны свободной торговли (ЗСТ) Харбинской подзоны, китайских компаний различной отраслевой принадлежности. Якорной площадкой для работы и встреч была Торгово-промышленная палата Российской Федерации. С российской стороны к участию во встрече были приглашены наши крупные отраслевые партнеры, заинтересованные в выстраивании и развитии сотрудничества с Поднебесной. В частности, для проведения переговоров на площадку ТПП РФ прибыли представители Ассоциации «Электрокабель», Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности, Союза АПК «Возрождение». Были организованы визиты на российские предприятия.

Подчеркну, что это был первый визит в Россию за последние три года. Ранее в связи с серьезными противопандемийными ограничениями работа строилась в удаленном режиме, в формате видеоконференций. Все соскучились по живому общению, и нам было крайне важно обеспечить нашим гостям и коллегам насыщенную и интересную деловую программу.

Чжэнь Чанъюй, глава китайской делегации, заместитель руководителя Административного комитета Харбинского сегмента экспериментальной ЗСТ провинции Хэйлунцзян, высказал высокую удовлетворенность результатами визита и высказал глубокую заинтересованность в расширении партнерства.

В глобальном смысле перспективы сотрудничества есть и дальнейший рост экономического сотрудничества возможен при условии того, что мы пересмотрим свой взгляд на структуру экспорта и начнем активно работать сразу в двух направлениях: и в сфере ВЭД для укрепления взаимопонимания и сотрудничества между бизнесами, для взаимного обучения; и внутри страны для совершенствования производственной базы, развития технологий, производства продукции с «опережающими» характеристиками в части качества и безопасности.

Если этого не делать, то, даже имея нашу богатейшую сырьевую базу, конкурировать на международном рынке будет все сложнее.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати