ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

ГлавУпДК при МИД России: тайны московских особняков

15:49 27.02.2023 •

Особняк И.А.Миндовского, архитектор Л.Н.Кекушев.
Годы постройки: 1903 г.
В 2019 г. ГлавУпДК при МИД России стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».

Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (ГлавУпДК при МИД России) и журнал «Международная жизнь» представляют новый проект - «Тайны московских особняков».

Читатели журнала узнают о неизвестных широкой публике исторических фактах, связанных со знаковыми зданиями Москвы, судьбах их обитателей и создателей, а также познакомятся с наиболее масштабными реставрационными работами, подарившими ценнейшим особнякам новую жизнь. Эти материалы позволят по-новому взглянуть и на российскую историю, и на архитектурное наследие.

Третья глава этой серии рассказывает о здании по адресу: г. Москва, Поварская ул., д. 44/2, с. 1 - шедевре модерна авторства архитектора Льва Кекушева.

В XVIII-XIX веках говорили: «Хотите увидеть Рюриковичей да Романовых, идите на Поварскую». 19 мая 1712 года Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, но родовитое дворянство сохранило за собой московские имения. Самые дорогие дома были на Поварской. Здесь жили Долгоруковы, Голицыны, Шереметевы, Гагарины, Борятинские, Волконские. Во второй половине XIX века богатое купечество покупает дома по соседству. Так, на Поварской поселились Фирсановы, Рябушинские, Морозовы и Миндовские.

Владение на Поварской улице, 44, как и соседнее здание 42, было построено на участке бывшей усадьбы Волчкова Московским торгово-строительным обществом.

Особняк вошел в историю архитектуры под именем его владельца - Ивана Миндовского - крупного верхневолжского текстильного фабриканта.

Купцы Миндовские являются выходцами из Ивановской губернии. В начале XIX века были дворовыми людьми помещика Глушкова, а уже в конце столетия имели многомиллионный доход от собственных текстильных фабрик.

В 1912 году Иван Миндовский скончался, и новыми хозяевами особняка стали его дети. Миндовские жили здесь вплоть до 1917 года. Затем в здании размещались госпиталь, резиденция посла Королевства Швеция, а с 1972 года и по сей день - Посольство Новой Зеландии.

Объемно-пространственная композиция дома не претерпела значительных изменений за свою историю. Вместе с тем в послереволюционные годы особняк ветшал и нуждался в ремонте. Были повреждены многие элементы наружного и внутреннего убранства. Появившиеся новые перегородки исказили внутреннее пространство здания и, соответственно, нарушили авторский замысел.

Фрагментарные ремонтно-реставрационные работы предпринимались здесь еще в 1999 году. Комплексная реставрация была начата в 2017-м, чему предшествовало более семи лет исследовательских и проектных работ. Все работы были организованы ГлавУпДК при МИД России.

Неотъемлемой частью реставрации стали восстановительные работы по конструкциям особняка и хозяйственного флигеля, в том числе укрепление кирпичной кладки стен и фундаментов, усиление сводов Монье и межэтажных перекрытий.

В процессе обследований также выявилось ослабление грунтов и фундамента под главным домом - следствие процессов вымывания, возможно, природного или техногенного характера. Все это угрожало прочности особняка, поэтому проводилось усиление грунтов и фундамента различными типами буроинъекционных и грунтоцементных свай - более сотни из них было подведено именно под главный дом. Путем замены поврежденных гнилью и грибком элементов была усилена и историческая стропильная система.

Штукатурные поверхности и лепной декор расчистили от позднейших покрасок и повреждений. После этого была выполнена дальнейшая их реставрация, включая докомпоновку и укрепление, а в завершение фасадам была возвращена историческая цветовая гамма.

Особые усилия были сосредоточены на оригинальных, но находящихся в чрезвычайно плачевном состоянии металлических элементах фасадов. Была полностью восстановлена конструкция балкона фасада по Поварской улице (включая реставрацию уникального художественного ограждения). Восстановлен и утраченный балкон на северном (дворовом) фасаде.

Проведены работы по натуральному камню, часто используемому Львом Кекушевым в его проектах: отшлифовали мраморную арку главного входа, очистили и укрепили облицовку гранитного цоколя.

В ходе работ были отреставрированы уникальные витражи, световой фонарь в зимнем саду, осветительные приборы, дверные ручки, подлинный отопительный прибор 1903 года и множество других элементов, создающих неповторимую атмосферу здания. Важным этапом стало воссоздание по историческим фотографиям скульптурной группы. Она вернулась на крышу здания спустя 70 лет.

Особое внимание было уделено столярным заполнениям оконных и дверных блоков, многие из которых сохранились с постройки здания и имели сложные криволинейные формы. Их ювелирная реставрация потребовала вывоза некоторых элементов в специализированные мастерские. Раритетные окна зимнего сада с металлическими рамами также были отреставрированы. При этом нашлись свидетельства использования травления на стекле, но ввиду нехватки информации было принято решение собрать сохранившиеся орнаментированные стекла лишь в одной створке - как напоминание о вероятном внешнем виде зимнего сада.

На кровле вновь появились металлические дымники над трубами, а над хозяйственным входом - кованый навес. Свое «законное» место на кровле заняла и скульптурная композиция, воссозданная по архивным фотографиям. Позднее стальное покрытие кровли было полностью заменено цинк-титановым, над зимним садом воссоздан исторический рисунок кровли в виде диагональной шашки.

Не остались без внимания интерьеры строения. Было «пройдено» буквально каждое помещение - разобраны поздние полы, перегородки, железобетонные перекрытия, подвесные потолки и др. Как итог: восстановлена планировка начала XX века. Обнаруженные ранее скрытые исторические элементы тщательно отреставрированы или даже восстановлены заново. Например, витраж с изображением Пана в столовой второго этажа, выходящий на северный фасад и более полувека считавшийся целиком утраченным. Силами опытной команды витражистов он был собран.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати