Фото: ru.valdaiclub.com
Центральноазиатский регион стал все чаще говорить общим голосом. Несмотря на противоречия, появилась определенная внешнеполитическая консолидация. Об этом во время презентации Валдайского доклада «Центральная Азия и украинский кризис» заявил директор Третьего департамента стран СНГ МИД России Александр Стерник: «Логика евразийской интеграции подсказывает возможность слияния ресурсов более чем двух государств». Дипломат также подчеркнул особое значение для России коридора «Север – Юг» и необходимость увеличить грузопоток по нему до 7 миллионов тонн в год.
«Евросоюз стремится найти альтернативные источники российским ископаемым ресурсам и транспортные маршруты в обход России. НАТО не скрывает, что рассматривает Центральную Азию как стратегический плацдарм для сдерживания России, а также Китая и даже Ирана. Если им удастся привлечь на свою сторону центральноазиатских партнеров, допустим в виде размещения военной инфраструктуры, для Брюсселя это будет демонстрацией глобальной роли альянса, на которую он уже давно замахнулся», — констатировал Александр Стерник. Он заверил, что Россия и центральноазатские страны понимают, что этот регион – важнейшее звено «блокирующей цепи» вокруг российской территории. Если на Западе удается, по его словам, организовать подобие континентальной блокады, то на Юге и Востоке государства не дают себя в это втянуть. «Я могу ответственно утверждать, что, несмотря на давление, неоднозначные заявления, недружественное поведение по отношению к российским банкам и компаниям отдельных экономических операторов, финансовых институтов, ни в одной из стран Центральной Азии на уровне руководства страны не рассматривается возможность смены стратегического союзника», — заявил российский дипломат.
Страны Центральной Азии, на его взгляд, сегодня стараются выстраивать равные отношения как с Россией, так и другими крупными игроками в регионе. «Такая умеренность в игре по односторонним правилам дорогого стоит. Это открывает для нас достаточно широкий простор для маневра», — отметил Александр Стерник. При этом он обратил внимание, что, если в прошлом году было 57 встреч на высшем и высоком уровне с участием президентов, премьер-министров и глав МИД, то в 2022 году уже 66. Президент Владимир Путин, несмотря на обстоятельства, посетил все 5 стран Центральной Азии: Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Туркмению. Саммитов, по подсчетам Александра Стерника, было в этом году 18 (в 2021 году только 8). Впервые был проведен саммит «Россия – Центральная Азия», на котором договорились созывать его регулярно и работать над дорожной картой.
После презентации доклада выступающие ответили на вопросы.
«Международная жизнь»: Узбекистан впервые отправил свою медь в Европу по Транскаспийскому транспортному маршруту. Как Вы оцениваете развитие в Центральной Азии альтернативных российским торговых путей?
Александр Стерник: Речь не идет о смене стратегического союзника и партнера для этих стран. Что касается диверсификации выхода на мировые рынки, это суверенное право каждой страны. Здесь важна конкурентная среда. Мы осознаем, что конкуренция растет, что в перспективе она будет усиливаться. Наша задача – вести собственную внутреннюю работу: выполнять домашнее задание таким образом, чтобы и тарифы были привлекательны для транзита грузов, и электронный документооборот способствовал быстрому их прохождению. На этом сейчас сфокусированы профессиональные ведомства. А что касается стремления стран расширить выход и к мировому океану, и на рынки других регионов, мы это только приветствуем. Будем предлагать им удобную, комфортную инфраструктуру для решения тех же задач.
Тимофей Бородачёв, программный директор клуба «Валдай»: Для России возможность выхода наших партнеров в Центральной Азии на какие-либо рынки не является проблемой, не является каким-то вызовом. Вот эта жуткая формулировка, которую у нас очень любят, «в обход России», честно говоря, мне кажется, очень странной. Россия – это страна, которую невозможно обойти (в силу ее географического расположения и в силу той работы, которая была проделана за последние 8 лет РЖД и другими российскими компаниями). Сейчас у нас наиболее развитая логистическая система, если мы говорим о железнодорожных перевозках в континентальных государствах мира в принципе. Если что-то будет развиваться еще (через Каспийское море, в самых фантастических мечтах через Афганистан на Пакистан в Индию), в этом, конечно, ничего плохого нет. Россия сама в этом заинтересована.
В современных условиях гибкость для России тоже важна. Участие России в отправке своих грузов, в получении грузов для себя через третьи логистические коридоры, безусловно, будет важным. Когда международная торговля является нестабильной, соответственно, все ставки перевозок являются нестабильными, инвестиции в создание новых мощных транспортно-логистических путей требуют колоссальных финансовых и организационных усилий. Если мы увидим, что государства прикаспийского региона, например, способны осуществить эти организационные и финансовые усилия, для России это проблемой не будет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs