Турецкая газета националистического толка "Айдынлык", ссылаясь на неназванные источники, сообщила, что Эрдоган и Асад могут провести личную встречу еще до июньских 2023 г. президентских выборов в Турции. Сообщается, что эта встреча станет третьим этапом на предпринятом при посредничестве России пути нормализации двусторонних отношений между странами. Как известно, в конце декабря 2022 г. в Москве прошли переговоры министров обороны России, Сирии и Турции, по итогам которых Анкара заявила о возможном выводе своих войск из САР, правда с оговоркой «при определенных условиях».
Президент Турции официально не отрицает и возможности своей встречи с сирийским президентом «ради обеспечения мира в Сирии», но только после консультаций министров иностранных дел Турции, России и Сирии. Министры иностранных дел России, Турции и Сирии могут провести встречу в Москве в период с 14 по 16 января, передает турецкая газета Hürriyet со ссылкой на источники. При этом конкретные сроки турецко-сирийской встречи на высшем уровне не называются, но, как ожидают эксперты, она может состояться не позднее мая 2023 года.
Безусловно, первые за много лет контакты руководителей оборонных ведомств Турции и Сирии и последовавшее заявление Анкары о готовности вывести свои войска с оккупированных сирийских территорий заслуживают самого серьезного внимания заинтересованных стран. Ведь накануне турецкие власти с завидной настойчивостью в течение нескольких месяцев декларировали свое намерение провести очередную, пятую по счету, военную операцию на севере Сирии под предлогом борьбы с террористами, под коими имелись в виду сирийские курдские ополченцы.
Трудно сказать, что на этот раз вынудило (если верить газете) Анкару начать диалог с правительством Асада и сделать такое миролюбивое заявление, которое можно рассматривать как неприкрытый реверанс в сторону Москвы и Дамаска? Не исключено, что Эрдоган все же прислушался к настоятельным призывам постоянных членов Совета Безопасности ООН воздержаться от применения военной силы и новых вторжений на север Сирии. Можно предположить, что этот шаг связан и с началом предвыборной кампании в Турции и попыткой разрешить хотя бы частично проблему 3,6 млн. сирийских беженцев в стране.
Не исключаю, что этот шаг можно рассматривать и как очередной этап на пути возврата правящей Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Эрдоганом к декларируемому ее представителями ранее курсу на «ноль проблем с соседями». К настоящему времени Анкара уже смогла нормализовать свои отношения с Государством Израиль, Египтом, ОАЭ, сблизилась с другими странами Персидского залива, стремится избегать конфликтов с Ираном и Ираком.
На фоне кризисных явлений в экономике, довольно высокого уровня инфляции (около 65 %), обвального падения курса турецкой лиры и непростой внутриполитической обстановки в стране президенту Эрдогану оказалось весьма важным накануне выборов повысить свой рейтинг за счет успехов на внешнеполитическом фронте. Сирийский трек остается для Анкары одним из ключевых на Ближнем Востоке.
Насколько далеко зайдет Тайип Эрдоган в нормализации отношений с официальным Дамаском и как быстро он это сделает – вопрос риторический. От декларативных заявлений до практических действий зачастую - дистанция огромного размера. На этом пути много «подводных камней» и различных объективных и субъективных препятствий. Пока не называются конкретные сроки вывода турецких войск с оккупированных сирийских территорий, не указывается, кому будет передан контроль за освобождаемыми районами?
Де-факто Сирия остается разделенной на три анклава: основной - подконтрольный Дамаску и его иранским союзникам, оккупированные Турцией северные районы дислокации отрядов вооруженной оппозиции и радикальных исламистских группировок и курдский автономный район «Рожава» на северо-востоке страны при поддержке арабских племен Заевфратья и контингента ВС США.
Представляется, что не так просто будет Эрдогану сделать разворот на 180 градусов в отношениях со своим региональным оппонентом в лице Асада и, по сути, признать легитимность его правительства. Ведь до последнего времени турецкие власти в унисон со странами Запада и большинством арабских стран навешивали на Башара Асада нелицеприятные ярлыки и обвиняли его во всех смертных грехах, вплоть до государственного терроризма. Вряд ли Тайип Эрдоган откажется от поддержки сирийской оппозиции и радикальных исламистских группировок. Даже в случае гипотетического вывода турецких войск из северных сирийских провинций (Идлиб, Алеппо, Хасеке, Ракка) эти территории останутся в ведении протурецких региональных и муниципальных органов власти, которые опираются на альтернативные Дамаску вооруженные силы, спецслужбы и полицию. Анкара разработала обширную программу строительства до 200 тысяч новых домов на этих территориях с тем, чтобы переселить туда 1,5 – 2 млн. сирийских беженцев из лагерей на территории Турции. При этом учитывалось, что подавляющее число беженцев настроено оппозиционно по отношению к режиму Асада и станет оплотом протурецкого плацдарма в Сирии. Очевидно, что сохранить этот статус-кво и будет одним из условий вывода контингента турецких войск из северных районов САР.
Другим условием может стать требование Анкары к Дамаску разоружить отряды сирийских курдских ополченцев и ликвидировать курдский автономный район «Рожава». На встрече министров обороны Турции и Сирии в Москве турецкая сторона прямо назвала противника и общую цель в совместной борьбе – это Рабочая партия Курдистана и ее сирийское отделение.
Турецкие власти также не скрывают своих озабоченностей присутствием в Сирии иранских военных и проиранских шиитских группировок (ливанская «Хизбалла», иракская «Хашд аш-Шааби», наемники-шииты из Афганистана, Пакистана, Йемена, других стран). Очевидно, вывод турецких войск из страны будет увязываться и с параллельным сокращением военного присутствия Ирана в САР. В этом заинтересован и новый ближневосточный партнер Турции в лице Израиля.
Третьим, не менее важным требованием Эрдогана к Асаду может быть возобновление работы совместной комиссии (комитета) по выработке новой конституции и подготовки внеочередных парламентских и президентских выборов с участием внешней оппозиции, беженцев и перемещенных лиц (больше половины населения страны). Можно предположить, что Анкара рассматривает эти мероприятия как вариант мирной смены власти в Дамаске и возможность создать новое протурецкое правительство во главе с «Братьями-мусульманами».
Таким образом, возобновление контактов официальных турецких и сирийских лиц заслуживает внимания и может привести к снижению общей напряженности в регионе, создать благоприятные условия к мирному пути решения сирийского конфликта. Однако, надежд на скорое урегулирование сложной ситуации в САР и вокруг нее пока не так много. Не исключено, что все благие обещания и намерения Эрдогана останутся лишь частью его предвыборной риторики и дальше взаимодействия силовых ведомств в борьбе с курдскими ополченцами стороны не продвинутся. Возможная встреча на высшем уровне может завершиться лишь обменом точками зрения, ультимативными требованиями или неприемлемыми для сторон условиями.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs