ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Суверенизация валютно-финансовой системы России как ответ на вызовы коллективного Запада

10:28 25.12.2022 • Станислав Иванов, к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Современная международная система взаимных расчетов и денежных отношений, известная как Ямайская система, действует с 1978 года и строится на свободно плавающем курсе валют. Она пришла на смену Бреттон-Вудской валютной системе 1944 года, признававшей американский доллар основной мировой валютой, который вначале мог свободно обмениваться на золото. Английский фунт стерлингов тогда считался второй резервной валютой. Курсы остальных мировых валют были привязаны к доллару. Однако, к 1971 году количество долларов иностранных держателей значительно превысило золотой запас США, что послужило причиной последующей замены этой валютной системы.

Если Бреттон-Вудская система использовала в качестве конечного средства расчетов золото и резервные валюты, то новая валютная система опирается на СДР - коллективные валюты МВФ и ЕС (евро). СДР переводится как специальные права заимствования (SDR, Special drawing rights). СДР предполагалось сделать своего рода заменой золота в межгосударственных расчетах. Но в реальности роль СДР оказалась не столь велика, в том числе и потому, что объем выпуска ценных бумаг оказался слишком мал для быстро растущей мировой экономики. Резервными валютами фактически остались американский доллар, английский фунт, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ и французский франк (позже евро). Причем доллар США продолжал доминировать среди этих мировых валют.

Ямайская валютная система должна была стать более гибкой, чем Бреттон-Вудская, лучше адаптироваться к нестабильности платежных балансов и курсов национальных валют. Но со временем стали все более заметны и ее недостатки. Как оказалось, даже масштабные интервенции центральных банков зачастую неспособны сгладить колебания курсов национальных валют от перемещения огромных объемов «горячих» денег.

Структурные проблемы американской экономики (хронический дефицит торгового баланса, постоянно растущий внешний долг, высокий уровень инфляции), а также общемировые проблемы в области финансов и экономики, такие как растущий разрыв между финансовым и реальным секторами, увеличение глобального долга внешних заимствований (свыше 300 трлн. долларов, что в три с половиной раза превышает мировой ВВП), раздувание «пузыря» спекулятивного капитала, нарастание дефицита реальной товарной массы, раскручивание инфляционной «спирали» продемонстрировали несовершенство и Ямайской валютной системы. Пандемия коронавируса, энергетический и продовольственный кризисы, санкционные режимы коллективного Запада против Ирана и России лишь усугубили нарастающие общемировые кризисные явления в финансово-экономической сфере.

Следует отметить и появившуюся угрозу суверенитету государств от цифровизации современной валютной системы. Все больше стран (США, Китай, Канада, Франция, Саудовская Аравия, ОАЭ) активно развивают концепции использования цифровых валют своими центральными банками. Данная тенденция весьма опасна, поскольку позволяет из единого центра управлять многими глобальными процессами банковского сектора, осуществлять переход от государственной к корпоративной модели управления, неизбежно ослабляет роль государств в мировой экономике и финансах. Некоторые политологи на Западе видят в цифровизации валютной системы шаг к будущему однополярному миропорядку под эгидой Вашингтона. Якобы цифровизация может стать важным инструментом в руках «мирового правительства».

В этих непростых условиях для России весьма важно сохранить суверенитет и контроль за своей валютно-финансовой системой, провести ряд активных и превентивных мероприятий по защите своих национальных интересов. Можно согласиться с высказыванием известного эксперта в этой области В.Ю. Касатонова: «Нам нужен стабильный курс рубля. Только с помощью стабильного рубля можно строить и укреплять российскую экономику».

Уже сейчас РФ приступила к более активному использованию расчетов в национальных валютах при проведении внешнеторговых операций, в частности, удельный вес платежей в рублях со странами ЕАЭС вырос до 72 %. Киргизия полностью перешла на взаиморасчеты с нами в рублях, что позволяет наиболее эффективно выстраивать двусторонние торгово-экономические отношения в условиях антироссийских санкций. Россия активно продвигает идею взаиморасчетов в национальных валютах и в переговорах с Китаем, Индией, Ираном, Турцией, Сирией в рамках авторитетных международных организаций ШОС, БРИКС и др. Предлагается также использовать клиринговые расчеты, заключать бартерные сделки, сопрягать платежные инструменты (банковские карты и т.п.). Не исключено, что со временем удастся договориться и о создании единой валюты в рамках ШОС по типу евро в ЕС.

В целом, необходимо поддержать адаптацию российской модели управления валютно-финансовыми внешними отношениями к реально складывающимся для нее новым непростым условиям. Представляется крайне важным сохранить суверенность финансовой системы страны, поддержать статус рубля, добиться его надежности и стабильности, обеспеченности золотым резервом, сырьевыми стратегическими ресурсами и качественными товарами. Это потребует ускоренного роста производственного потенциала, повышения производительности труда, укрепления внутреннего рынка, поиска новых партнеров за рубежом, создания привлекательного инвестиционного климата для своих предпринимателей и внешних инвестиций из дружественных стран. Многое будет зависеть от способности законодательной и исполнительной власти оперативно разработать и принять законодательные акты и другие документы (постановления правительства), стимулирующие научно-технический прогресс и ускоренное развитие всех отраслей экономики. Не менее важным для современной России является ускоренными темпами развивать свою национальную промышленность, в том числе, несырьевые отрасли и «зеленую энергетику», чтобы не допустить отставания от мировых трендов, обеспечить страну всем необходимым, успешно конкурировать в торгово-экономической области с другими странами на мировом рынке. Многое будет зависеть и от реализации Россией совместных с партнерами проектов в рамках ШОС, ЕАЭС, БРИКС, ее участия в строительстве и эксплуатации коммуникаций Север – Юг, Запад – Восток.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати