Городская усадьба А.Г.Щепочкиной - Н.А.Львова.
Годы постройки: 1821 г.
Объект культурного наследия регионального значения.
Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (ГлавУпДК при МИД России) и журнал «Международная жизнь» представляют новый проект - «Тайны московских особняков».
Читатели журнала узнают о неизвестных широкой публике исторических фактах, связанных со знаковыми зданиями Москвы, судьбах их обитателей и создателей, а также познакомятся с наиболее масштабными реставрационными работами, подарившими ценнейшим особнякам новую жизнь. Эти материалы позволят по-новому взглянуть и на российскую историю, и на архитектурное наследие.
Пятая глава этой серии рассказывает о здании по адресу: г. Москва, Спасопесковский пер., д. 8, с. 1, 2 и, в частности, о недавно завершенных работах по реставрации флигеля этого очаровательного особняка.
Спасопесковский переулок - небольшая улица в центре Москвы, расположенная между переулком Каменная Слобода и Арбатом. Практически каждая постройка здесь обладает исторической ценностью: владения, усадьбы, особняки и гимназии пропитаны духом Серебряного века.
Участок на месте нынешнего дома №8 существовал уже к началу XIX века, тогда как сама усадьба появилась на карте Москвы в 1821 году. Супруга помещика и фабриканта поручика Павла Григорьевича Щепочкина - Александра Гавриловна - выстроила одноэтажный деревянный дом и два одинаковых жилых флигеля по обеим сторонам.
Позже здесь снимал квартиру князь Петр Вяземский, близкий друг А.С.Пушкина. Неподалеку жили еще несколько приятелей поэта - Иван Пущин, Павел Нащокин. Молодые люди часто встречались в доме одного из них, поэтому Пушкин неслучайно выбрал Арбат местом своего жительства.
Затем бывший особняк Вяземского перешел во владение Н.А.Львова, внука известного архитектора русского классицизма Николая Львова и большого поклонника Пушкина. Он обустроил рядом с домом сквер, названный «Пушкинским» в честь собиравшихся здесь в былые годы поэтов, насладиться красотой которого можно и в настоящее время. Львов прожил в усадьбе около 40 лет и дополнил фасад мезонином - жилой однокомнатной надстройкой, очень распространенной в России XIX века.
В последующие годы усадьба числилась за С.П.Тургеневым, двоюродным братом писателя, и женой коллежского советника Е.И.Кальяновой. К зданию была подведена канализация, во дворе появились еще две пристройки. После революции 1917 года в особняке располагалось издательство Центрального статистического управления СССР, а с 1998 года здесь находится резиденция посла Королевства Испания.
Напротив дома, на площади стоит церковь Спаса Преображения на Песках, давшая название местности. Эта церковь изображена на известной картине В.Д.Поленова «Московский дворик» и служит композиционным центром для окрестных зданий, обращенных к церкви фасадами. Сегодня точка, откуда Поленов писал свой «дворик», находится чуть дальше к Новому Арбату, на углу современных Композиторской улицы и Трубниковского переулка. Наш особняк на картине не виден, он находится левее, а запечатленные Поленовым домики, увы, снесены, на их месте сквер и новая застройка.
Весной 2022 года ГлавУпДК при МИД России завершило ремонтно-реставрационные работы флигеля городской усадьбы А.Г.Щепочкиной - Н.А.Львова. За долгие годы особняк неоднократно перестраивался: каждый новый архитектор хотел оставить след в истории Москвы, не всегда заботясь о долговечности. Особого внимания потребовали работы по фасадам деревянного здания. В ходе обследования раскрылись множественные слои различных периодов: по деревянному каркасу обшивки выполнены участки штукатурки многочисленных составов по металлической сетке, фрагменты дранки и войлока. За 200 лет с момента строительства многие из элементов фасада и цоколя пришли в неудовлетворительное состояние - присутствовали поражения гнилью и жуком-древоточцем. Также под слоем поздней бетонной облицовки обнаружен цоколь из белокаменных блоков.
Были проведены фундаментальные работы по восстановлению и сохранению белокаменного цоколя: выполнена вычинка кирпичной кладки основания, полная расчистка и протезирование низа стоек фасада. Также были устроены продухи в подполье, что обеспечило воздухообмен под зданием. По деревянному срубу произведена переборка и протезирование, огнебиозащитная обработка, что в дальнейшем позволит обезопасить здание от повторного появления насекомых. Выполнено воссоздание штукатурного слоя по аутентичной технологии - известково-гипсовая штукатурка по дранке и войлоку. Сотрудники Департамента капитального строительства и подрядной организации выполняли работы с особым трепетом к объекту культурного наследия, используя технологии и материалы, схожие с теми, что применялись при строительстве здания, но с учетом современного опыта и технологий.
После завершения работ цоколь был облицован гранитом, идентичным главному дому усадьбы. Свое место на фасадах заняли воссозданные профилированные тяги наличников, сандрики и другие детали эклектичного убранства декора, карнизы, подоконные полки, а гипсовые элементы были укреплены. По результатам технологического исследования сохранившихся красочных слоев было подобрано колористическое решение фасадов.
По архивным фотографиям воссоздано живописное убранство здания - возведены световой фонарь, декоративные дымники и художественное металлическое ограждение кровли. Воспроизведена входная группа с чугунным козырьком из художественного литья, выполненные в стилистике конца XIX - начала XX века.
Проведенные работы позволили вернуть зданию исторический облик с его уникальными архитектурными элементами и функциональными решениями, задуманными при строительстве.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs