ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Обострение в Косово – чего добивается Брюссель и Вашингтон?

12:13 14.12.2022 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: Kosovoonline.

Косово снова лихорадит. Сравнительно оптимистичные прогнозы о спокойствии на Балканах в условиях мирового кризиса не оправдались. Напомним, что ситуация в крае обострилась еще в начале ноября 2022 года, когда косовские сербы, включая мэров четырех городов на севере края, вышли из органов власти Косово. Этот демарш произошел в ответ на решение Приштины запретить использование на своей территории выданных в Сербии автомобильных номеров. Посредником в переговорах выступил Европейский союз, но острота конфликта никуда не делась: сербы по-прежнему отказываются возвращаться в косовскую власть, пока в соответствии с соглашением 2003 года не будет сформирован Союз сербских муниципалитетов, от чего, в обход подписанных договоренностей, наотрез отказывается Приштина.

В ночь с 8 на 9 декабря 2022 года около 400 бойцов албанского спецназа ROSU (Regional Operational Support Unit) заблокировали Косовску-Митровицу - крупнейший город северной части края, который разделён рекой Ибар надвое, на сербскую и албанскую части. Согласно официальной формулировке, это было сделано для обеспечения безопасности местных жителей. Однако в реальности местные сербы опасаются подобных защитников, поскольку их активность лишь усугубляет конфликт, а не предотвращает его. Кроме того, согласно подписанному в 2013 году Брюссельскому соглашению вводить свои вооруженные подразделения в сербские муниципалитеты Приштина не имела права. При этом вот уже девять лет косовская администрация саботирует даже официальное формирование этих муниципалитетов.

Очередной всплеск эскалации произошел утром 10 декабря в ответ на задержание косовского полицейского и этнического серба Деяна Пантича. Он и его некоторые коллеги несколько дней назад отказались продолжать службу в составе полиции Косово в ответ на требование сменить сербские автомобильные номера и оставили свой пост в Косовске-Митровице. В ответ местные сербы заблокировали баррикадами две единственные дороги, ведущие на север края. Эти действия моментально вызвали отповедь главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, который заявил, что сербы обязаны убрать заграждения, а акты насилия с их стороны недопустимы[1]. Видимо, он запамятовал, что баррикады, возведенные косовскими сербами – это единственный способ их гражданской самозащиты в условиях систематического нарушения подписанных договоренностей со стороны албанских радикалов.

У Белграда есть право ввода 1 тыс. сербских военнослужащих или полицейских на север Косово для защиты местного сербского населения. Оно подтверждено резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН. Оснований для подобного шага более чем достаточно. Среди них – систематическое выдавливание сербского населения из Косово и Метохии, необеспечение необходимых условий для его возвращения; разрушение религиозных и культурных сооружений и кража церковного имущества; захват госсобственности; постоянное нарушение властями Косово договоренностей, достигнутых под эгидой Евросоюза. Причем помимо общин на севере края (Зубин-Поток, Звечан и Лепосавич), еще более сложное положение складывается на юге, где сохраняются отдельные анклавы, в рамках которых и в окружении албанского населения также проживают сербы.

Однако до сих пор командование сил KFOR не дало разрешения на ввод сербских специальных частей для защиты своих соотечественников. Еще более категорично повел себя Берлин, который, судя по всему, беспокоит даже демонстративный вывод к административной границе Косово сербских полицейских частей. 11 декабря министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила о недопустимости ввода Белградом сил безопасности даже в международно-признанном формате. Все эти шаги уже вызвали резкую реакцию в Белграде, который обвинил Евросоюз в нарушении собственных договоренностей. Президент Сербии Александр Вучич уже обвинил Брюссель в прямом потворстве албанским радикалам[2].

За ситуацией в крае наблюдает и Россия. Показательно интервью газете «Известия»[3], которое 14 декабря дал Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко. Дипломат отметил, что сложившаяся ситуация крайне напоминает ему события 2004 года. Тогда в Косово прошли антисербские погромы. Ни Брюссель, ни Вашингтон препятствовать им не стали, но использовали их для того, чтобы начать переговоры об окончательном статусе Косово. Со своей стороны, Россия неизменно поддерживает Белград и солидаризируется с его позицией.

Нынешнее обострение ситуации в крае – это инициатива политических властей в Приштине, однако предпринята она с негласного одобрения дипломатической миссии США в Косово, поддерживающей в одностороннем порядке албанскую сторону. Раскачивание обстановки началось практически сразу после начала специальной военной операции, начатой Россией на Украине. Албанское политическое руководство и его агрессивные действия в этой ситуации идеально подходят для давления на Белград с целью заставить его присоединиться к санкциям, введенным против Москвы Брюсселем и Вашингтоном. Таким под образом пытаются заставить Белград отказаться от многовекторности в своей внешней политике в пользу западной политической линии в регионе и одновременно подорвать связи Сербии и России.

Нынешний «премьер-министр» Косова Альбин Курти при этом заявляет, что даже та позиция, которую занимает Брюссель в отношении косовского вопроса, оценивается им как слишком компромиссная. Теперь он пытается, пользуясь выгодной внешнеполитической конъюнктурой, добиться либо исхода сербского населения из края, либо применения силовых мер со стороны Белграда, чтобы сделать очередной шаг к формированию моноэтнического албанского государства на территории края. И в этом вопросе ему явно способствуют ведущие страны Запада, которые давно рассматривают Западные Балканы в качестве собственной зоны влияния. По-видимому, в условиях кризиса в Европейском союзе стремятся форсировать завершение проекта «независимости» Косово, одновременно стремясь окончательно вовлечь Сербию в структуры НАТО и «европейского шенгена» - проекта «Открытые Балканы».

Нынешнее сербское руководство вызывает сильное раздражение у брюссельских чиновников. Они крайне недовольны нежеланием сербского руководства присоединиться к санкциям против России, а также тесным сотрудничеством (в том числе военно-техническим) Белграда с КНР.

Не будет преувеличением сказать, что Европейский союз, как и в ситуации с автономерами, внешне изображает «честного посредника» между Белградом и Приштиной, призывая к миру, но по факту подрывая сами основы для него. Об этом наглядно свидетельствуют результаты последнего саммита ЕС-Западные Балканы, состоявшегося в столице Албании Тиране 6 декабря. По его итогам страны-лидеры ЕС призвали балканских партнеров в полной мере присоединиться к тем рестрикциям, которые уже введены против России. Что касается США в лице посла в Косово Джеффри Ховеньера, то они формально не вмешиваются в конфликт, но готовы поддержать косоваров в случае успеха или вновь «наставить» их на «путь истинный» в случае неудачи.

При этом конфликт вполне можно было бы разрядить, учитывая тот факт, что в крае находится одна из крупнейших американских баз, Кэмп-Бондстилл, и миротворческая миссия сил KFOR. Но этого делать, похоже, никто не собирается. И это при том, что Вашингтонское соглашение 2020 года между Белградом и Приштиной, согласно которому последняя в обмен на отказ сербов требовать от других стран непризнания независимости Косово обязуется не подавать заявки на вступление в международные организации, уже нарушено: косовский режим намерен подать заявку на членство в Евросоюзе 15 декабря.

Принцип Приштины – брать максимально много, не уступая ни в чём. От обмена спорными территориями в Косово также наотрез отказываются. Осознают в Брюсселе это или нет, но для Европы это не меньший вызов, чем для Белграда, поскольку успех косоваров может привести к дальнейшему усилению албанского национализма в регионе и с территориальными претензиями уже к Черногории и Северной Македонии. В перспективе это означает усиление радикальных ультраправых движений не только на Балканах, но и в Европе в целом.

Для президента Сербии Александра Вучича сложившаяся ситуация – серьезный вызов. За последнее время он многое сделал для экономического роста в стране и привлечения в страну инвестиций из стран Ближнего Востока, Китая, России, Турции и Венгрии. Но защита соотечественников в Косово – это важнейший пункт политики главы Сербии, от которого зависит его дальнейшая политическая карьера. Если он уступит в косовском вопросе – он потеряет значительную часть поддержки внутри страны, где высока доля противников признания Косова. Если начнет вытеснение албанского спецназа без санкции KFOR – рискует столкнуться с поддержкой действий Приштины со стороны НАТО и США. В любом случае, даже прагматичные шаги, предпринимаемые им, ведут к определенному осложнению внутриполитической ситуации в самой Сербии.

 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати