Фото: aftershock.news
Страны «Большой семерки» (G7), Европейского союза и Австралия ввели потолок цен на российскую нефть, которая доставляется морским транспортом в третьи страны. Также вступает в силу эмбарго на поставку российской нефти в ЕС морским транспортом, предусмотренное в рамках шестого пакета санкций Евросоюза, утвержденного еще в июне 2022 года.
После продолжительных согласований Европейский союз установил предельную цену на нефть из России на уровне 60 долларов за баррель. Цену планируется пересматривать каждые два месяца, начиная с середины января 2023 года, с целью удержать потолок как минимум на 5% ниже средней цены на российскую нефть. Страховым компаниям и судам под флагами стран G7 и Европейского союза запрещено страховать и перевозить российскую нефть, если она будет продаваться по цене выше потолка. Также вводятся штрафы для судов третьих стран, которые будут перевозить российскую нефть по цене выше предельной.
В свою очередь, российское руководство уже дало понять, что не станет экспортировать нефть в страны, которые будут устанавливать потолок цен. Об этом свидетельствует заявление заместителя председателя правительства России Александра Новака. 4 декабря он заявил, что Москва считает применение инструмента потолка цен на нефть, который вводит Евросоюз, нерыночным, а также обдумывает механизмы запрета на его применение и готово даже сократить добычу нефти в случае, если страны захотят применить ценовые ограничения.
Последствия принятых решений и их влияние на российский топливно-энергетический комплекс проанализировали известные российские экономисты.
Директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин напомнил, что параллельно с введением ограничительных мер странами ЕС, «Большой семерки» и Австралией проходило заседание стран-участниц соглашения «ОПЕК +». Оно завершилось предсказуемо: было принято решение о сохранении прежних решений по квотам на добычу нефти. Несмотря на некоторые колебания (ранее одни предлагали увеличить добычу на полмиллиарда баррелей, а другие предлагали слегка сократить ее объемы), стало ясно, что никаких изменений на этом направлении не будет.
По словам В.Кулагина, введение ценового потолка не случайно совпало с введением эмбарго на покупку российской нефти, перевозимой морским транспортом. Европа не хочет попасть под остановку поставок нефти раньше, чем сама планировала. «Следующим этапом станет аналогичное решение по нефтепродуктам. Учитывая, что эмбарго планируется ввести в феврале 2023 года, тогда же может появиться и решение об очередном потолке цен на нефтепродукты», - заметил эксперт.
В.Кулагин напомнил, что в эмбарго был предусмотрен целый набор исключений, которые одновременно подпадают и под потолок цен. «То есть, в ЕС действует принцип: “когда нам надо – обойдемся без потолка цен и эмбарго”, но в другие страны поставлять ничего не надо. Что же касается проблем третьих стран, то они, по мнению Брюсселя, должны волновать только их самих», - констатировал он.
Экономист напомнил, что в последние полгода поставка российской нефти в Европу шла ускоренными темпами, и все нефтепроводы были перегружены. Более того, еще в течение ближайшего месяца нефть из России будет поступать по старым правилам, а начиная с января – в соответствии с новыми правилами и исключениями из них. «В первую очередь, подобные поставки говорят нам, что получение нефти из России выгодно странам Европы. Но теперь им придется заменять ее на что-то другое. Это приведет к усложнению логистических маршрутов, что неизбежно скажется на цене нефти и нефтепродуктов для конечного потребителя. Кроме того, остается вопрос переработки, которая настроена под конкретный вид нефти. Нельзя, например, сразу заменить поставки из России на продукцию из США. Это более сложная история, требующая перестройки нефтеперерабатывающих предприятий, а значит, более затратная», - заметил В.Кулагин.
По словам экономиста, Россия перенаправит нефть в Азию, а ЕС переориентируется на нефть стран Ближнего Востока. «Что касается азиатского рынка, то здесь предложение превышает спрос. Поначалу рынок «просядет», что также будет иметь последствия в виде роста цен на нефть и нефтепродукты. Но для России ситуация достаточно быстро восстановится», - считает В.Кулагин.
По его мнению, российское руководство поступило правильно, заявив, что «не играет» в игры с потолком цен. «Дело в том, что этот шаг Евросоюза создает прецедент. Сегодня требования предъявлены России, а завтра их могут выдвинуть любой стране-участнице ОПЕК+. К тому же, пойди Россия на уступки, нет сомнений, что цена будет вновь снижена, а потом и еще раз, поскольку уже заявлено, что потолок цен будет постоянно пересматриваться», - пояснил эксперт.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов дополнил выступление своего коллеги. «Мировой рынок нефти с введением потолка цен радикально изменился. Уже сейчас понятно, что система мировой торговли нефтью в долгосрочной перспективе станет двухконтурной. В части поставок российской нефти на мировой рынок будет выстроен, по сути, собственный логистический и страховой контур. И, естественно, для нашей нефти будут свои рынки, в первую очередь азиатские, с учетом вступления в силу европейского нефтяного эмбарго. Другие страны будут работать либо по традиционным схемам с западными страховыми компаниями и с западными перевозчиками, либо будут выстраивать собственные альтернативные маршруты получения ресурсов», - пояснил ученый.
В свою очередь, научный руководитель Департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, профессор Леонид Григорьев связал принятые Евросоюзом санкционные меры со спецификой нынешней политической жизни ЕС. «Видимо, Евросоюз пытается продемонстрировать нам, кто хозяин в доме, а заодно и убедить нас в неотвратимости наказания. Инерция санкций стала частью жизни политических элит. Когда они их не вводят, им, видимо, скучно. Ирония в том, что своим решением о потолке цен они попытались ввести «мировой Госплан», против которого столько лет подряд выступали, а заодно загрузили на год вперед заботами юристов, политиков и экономистов - видимо, чтобы им тоже было чем заняться», - заметил ученый.
«Отдельный вопрос в том, как адаптироваться к изменившимся обстоятельствам. Нам необходимо думать на долгосрочную перспективу, учитывая возникшие ограничения, когда роль де-факто нового Госплана играют органы ЕС, которые диктуют, куда вкладывать, а где воздержаться от вложений. Региональное размещение производства по планете в этой логике фактически стало областью политических решений», - пояснил Л.Григорьев.
По его словам, инициаторы санкций вряд ли хорошо изучали основы микроэкономики и торгового баланса. «Запретив нам большую часть импорта, они обрекли Россию на большое положительное сальдо и укрепление рубля. А теперь их пресса в лице милейших, но невежественных журналистов удивляется: почему это происходит? Отвечаем: это происходит по неотвратимой логике. Если бы, например, вы оставили хотя бы импорт в Россию «мерседесов», наши граждане покупали бы их, рубль был бы слабым, сальдо негативным, а вы имели бы основания быть довольными собой. Но этого не произошло, стремление “наказать” Москву было сильнее. Поэтому остаётся только удивляться, демонстрируя при этом свою безграмотность», - констатировал он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs